Зачем творить добро

  • docx
  • 19.02.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Зачем творить добро.docx

Зачем творить добро?

Цель урока: Развитие чувства добра, сочувствия, сопереживания как регуляторов морального поведения.

Задачи урока: расширить у учащихся представления о понятиях «добро», «сочувствие»; развивать умения анализировать и оценивать свои и чужие поступки.

Предварительная подготовка к уроку учащихся, их родителей:

Подготовить семейный мини-репортаж на тему «Заповеди блаженства» (видеозапись)

Оборудование урока: компьютер; мультимедийная установка; запись песни Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»; запись песни А. Пахмутовой «Услышать сердце человека»; изображения сердечек; карточки с заданиями для работы в группах.

 

План урока:

1.     Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности             - 3 мин.

2.     Актуализация знаний, умений и навыков                                       -  5 мин.

3.     Выявление места и причины затруднения                                       - 4 мин.

4.     Построение проекта выхода из затруднения. Открытие

детьми нового знания                                                                       - 9 мин.

5.     Физкультминутка                                                                              -  1 мин.

6.     Реализация построения проекта                                                  -  4 мин.

7.     Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи   -  6 мин.

8.     Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону             - 3 мин.

9.      Включение в систему знаний и повторение                               - 5 мин.

10.  Рефлексия учебной деятельности                                               - 4 мин.

11.  Домашнее задание                                                                      - 1 мин.

 

Ход урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Учитель: Ребята! У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минутку, улыбнитесь (обязательно от души), расслабьтесь и скажите мысленно: «Мне хорошо!» В это время звучит песня Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».

         Мы знаем, что от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство добра. Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и видела, что в классе становится светлее. Это, наверное, потому, что собрались здесь добрые, сердечные люди. Именно о доброте мы сегодня и поведем разговор.

2. Актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий, фиксация индивидуального затруднения

Учитель: Как вы понимаете смысл слов Христа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога»? (Слайд 1)

Проверка домашнего задания, просмотр 2-3 семейных мини-репортажей.

3. Выявление места и причины затруднения

Учитель: Мы продолжаем наше общение с добрыми словами. Найдите для каждого человека добрые слова. Это будет небольшой проверкой, насколько вы доброжелательны друг к другу, умеете ли видеть хорошее в других и говорить об этом. Не забывайте о приятной и доброжелательной улыбке при общении со своими друзьями.

         Игра «Добрые слова»: дети подбирают добрые слова

Учитель: Давайте вместе с вами подумаем, а что такое доброта? (Доброта — это солнце, которое согревает душу человека, это мама, добрые поступки...)

Учитель: Прочитайте,  как объясняет понятие «доброта» толковый словарь С. Ожегова  (Слайд 2)

«Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Учитель: А зачем нужно творить добро?

4. Построение проекта выхода из затруднения.  Открытие детьми нового знания

Учитель: Все люди согласны с золотым правилом этики: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». (Слайд 3) Какие же причины есть у христиан для того, чтобы творить добро? Послушаем древнюю легенду о том, как Петр пришел в Рим. Звучит аудиозапись (Слайды 4-9)

Учитель: Почему христиане благодарны Христу? (Люди благодарны за подвиг Христа, за его жертву)

Учитель: Почему такая благодарность особенно побуждает их к совершению добра? (Подражая жертве Христа, христиане стремятся меньше думать о себе во благо других и при этом испытывают внутреннюю духовную радость)

         Работа с учебником, фиксация новых понятий на доске и в тетради: «самоотверженность», «святой». (Слайд 10, 11)

 Учитель: Прочитаем в учебнике другую притчу о дикаре и царе. Как вы поняли притчу? Объясните.

Учитель: Как вы думаете, зачем  нужно совершать  добрые поступки? (Ответы детей)

Учитель: Прочитайте на слайдах, почему христианин творит добро? (Слайды 12-14)

Первая причина: благодарность за подвиг Христа.

Вторая причина: у религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости.

Христианин ищет радость для своего сердца, но для этого творит добро другим людям.

5. Физкультминутка

Учитель: Игра «Да, нет». Сейчас я вам буду задавать вопросы. Если вы отвечаете на них «да» - встаньте, если «нет» - не поднимайтесь с места.

- В каждом ли человеке живет доброта?

- Можно ли человека заставить быть добрым?

- Можно ли стать добрым?

- Нужно ли быть добрым к любому человеку?

6. Реализация построения проекта

Учитель: Что чувствует человек, когда творит добро? (Радость, удовлетворение, счастье)

Учитель: Оказывается, что много добрых дел совершает тот, кто может услышать сердце человека.

Звучит песня А. Пахмутовой «Услышать сердце человека».

Учитель: В прозвучавшей песне мы услышали такие слова: «Услышать сердце человека возможно только в тишине...». А как можно услышать сердце человека? (Поставить ухо к груди, как это делает врач, и услышать стук человеческого сердца).

Учитель: Это прямое значение  слов, а имеют ли эти слова какое-то другое, переносное, значение? (Услышать сердце человека - это значит услышать то, что он чувствует, понять его радость, боль).

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Учитель: Каждой группе предлагаю обсудить следующие ситуации.

Дети обсуждают ситуации в группах.

1. В классе один мальчик обидел девочку, обозвав ее. Девочка очень сильно плакала. Ваши действия.

2. Мальчики по дороге в школу заметили голубя, который не мог летать, так как у него подбито крыло.

3. Мальчик потерял в школе книгу и очень сильно расстроился. Чем вы можете ему помочь?

Учитель: Молодцы! Вы посочувствовали девочке, помогли голубю с подбитым крылом и смогли успокоить мальчика, потерявшего свою книгу.

Прислушаемся к тому, как звучит сочувствие.

Аудиозапись:

1 ученик: «Я хотел бы понять, что он чувствует».

2 ученик: «Если бы я оказался на его месте, мне тоже было бы трудно».

3 ученик: «Что, если бы я стоял на лугу и просил милостыню».

4 ученик: «Хорошо бы как-нибудь помочь ему».

5 ученик: «Хотя он и плохо поступает, я думаю, что ему трудно живется, и я хотел бы помочь ему стать счастливее».

Учитель: Так что же такое сочувствие? Каждый из вас может высказать свое мнение. (Ответы детей)

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учитель: Прочитайте на  слайде «Твое мнение» утверждения о том, что такое сочувствие.  (Слайд 15)

- Сочувствие - это умение ставить себя и самых близких людей

на место других.

- Сочувствие - это стремление заботиться о других, когда они нуждаются в помощи.

- Сочувствие - это любовь и забота о животных, о природе.

Учитель: Согласны ли вы с этими утверждениями? Если согласны, то попробуйте в каждом утверждении вместо слов «сочувствие» поставить короткое слово «я». К каждому утверждению подберите пример.

9. Включение в систему знаний и повторение

Учитель: Вижу, что у всех у вас, дети, есть желание помочь другим. Оказывается, тот, кто может сочувствовать, совершает много добрых поступков, то есть творит добро.

         В заключение нашего урока выполните еще одно задание. Оно требует, чтобы вы поразмышляли. Закончите  фразу: «Я хочу творить добро, потому что...»

Учитель: Игра «Спеши делать добро»:  каждый из вас подумает и на сердечке напишет добрые поступки, которые он совершил за неделю. Мы соберем все добрые поступки, и это нам поможет и дальше жить по-доброму. (Слайд 16)

10. Рефлексия учебной деятельности

Учитель: Из сегодняшнего разговора я еще раз убедилась, что в нашем классе все дети с большим и добрым сердцем. Ведь самое главное в человеке - это сердце. Именно в сердце берет начало наша любовь к людям, сердцем мы чувствуем друг друга.

         Я хочу попросить всех вас: творите добро, делайте добрые дела, пусть даже самые маленькие,  и от этого нам, прежде всего нам, нашей душе будет легче и спокойнее. Ведь быть человечным - это значит приносить людям радость. (Слайд 17)

          Дети рассказывают стихотворение Н. Добронравова «Дарите радость людям»  (Приложение 1)

 

11. Домашнее задание

 1. Написать мини-сочинение «Зачем творить добро?»

2. Найти пословицы и поговорки о «добре», «доброте».

 

Литература

1. Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя: - М.: Просвещение, 2012.

2. Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ А. В. Кураев – М.: Просвещение, 2010

3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М.:ООО «А ТЕМП», 2010

         

 

           Приложение 1

   «Дарите радость людям»

 Чтобы стало в этом мире

Завтра лучше, чем вчера,

Есть на свете командиры

И волшебники добра.

Чтоб была светлее старость,

Чтоб не плакать малышам,

Мы разносим людям радость

По забытым адресам.

Двери, окна и калитки

Открываешь сердцем ты...

Платят золотом улыбки

За волшебные труды.

Мы счастье всем добудем,

Волшебники Удачи...

Дарите радость людям,

Чтоб стать самим богаче.

                          Н. Добронравов

 


 

Скачано с www.znanio.ru