Зачем творить добро?
Цель урока: Развитие чувства добра, сочувствия, сопереживания как регуляторов морального поведения.
Задачи урока: расширить у учащихся представления о понятиях «добро», «сочувствие»; развивать умения анализировать и оценивать свои и чужие поступки.
Предварительная подготовка к уроку учащихся, их родителей:
Подготовить семейный мини-репортаж на тему «Заповеди блаженства» (видеозапись)
Оборудование урока: компьютер; мультимедийная установка; запись песни Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»; запись песни А. Пахмутовой «Услышать сердце человека»; изображения сердечек; карточки с заданиями для работы в группах.
План урока:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности - 3 мин.
2. Актуализация знаний, умений и навыков - 5 мин.
3. Выявление места и причины затруднения - 4 мин.
4. Построение проекта выхода из затруднения. Открытие
детьми нового знания - 9 мин.
5. Физкультминутка - 1 мин.
6. Реализация построения проекта - 4 мин.
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи - 6 мин.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону - 3 мин.
9. Включение в систему знаний и повторение - 5 мин.
10. Рефлексия учебной деятельности - 4 мин.
11. Домашнее задание - 1 мин.
Ход урока
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Учитель: Ребята! У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минутку, улыбнитесь (обязательно от души), расслабьтесь и скажите мысленно: «Мне хорошо!» В это время звучит песня Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».
Мы знаем, что от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство добра. Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и видела, что в классе становится светлее. Это, наверное, потому, что собрались здесь добрые, сердечные люди. Именно о доброте мы сегодня и поведем разговор.
2. Актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий, фиксация индивидуального затруднения
Учитель: Как вы понимаете смысл слов Христа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога»? (Слайд 1)
Проверка домашнего задания, просмотр 2-3 семейных мини-репортажей.
3. Выявление места и причины затруднения
Учитель: Мы продолжаем наше общение с добрыми словами. Найдите для каждого человека добрые слова. Это будет небольшой проверкой, насколько вы доброжелательны друг к другу, умеете ли видеть хорошее в других и говорить об этом. Не забывайте о приятной и доброжелательной улыбке при общении со своими друзьями.
Игра «Добрые слова»: дети подбирают добрые слова
Учитель: Давайте вместе с вами подумаем, а что такое доброта? (Доброта — это солнце, которое согревает душу человека, это мама, добрые поступки...)
Учитель: Прочитайте, как объясняет понятие «доброта» толковый словарь С. Ожегова (Слайд 2)
«Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
Учитель: А зачем нужно творить добро?
4. Построение проекта выхода из затруднения. Открытие детьми нового знания
Учитель: Все люди согласны с золотым правилом этики: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». (Слайд 3) Какие же причины есть у христиан для того, чтобы творить добро? Послушаем древнюю легенду о том, как Петр пришел в Рим. Звучит аудиозапись (Слайды 4-9)
Учитель: Почему христиане благодарны Христу? (Люди благодарны за подвиг Христа, за его жертву)
Учитель: Почему такая благодарность особенно побуждает их к совершению добра? (Подражая жертве Христа, христиане стремятся меньше думать о себе во благо других и при этом испытывают внутреннюю духовную радость)
Работа с учебником, фиксация новых понятий на доске и в тетради: «самоотверженность», «святой». (Слайд 10, 11)
Учитель: Прочитаем в учебнике другую притчу о дикаре и царе. Как вы поняли притчу? Объясните.
Учитель: Как вы думаете, зачем нужно совершать добрые поступки? (Ответы детей)
Учитель: Прочитайте на слайдах, почему христианин творит добро? (Слайды 12-14)
Первая причина: благодарность за подвиг Христа.
Вторая причина: у религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости.
Христианин ищет радость для своего сердца, но для этого творит добро другим людям.
5. Физкультминутка
Учитель: Игра «Да, нет». Сейчас я вам буду задавать вопросы. Если вы отвечаете на них «да» - встаньте, если «нет» - не поднимайтесь с места.
- В каждом ли человеке живет доброта?
- Можно ли человека заставить быть добрым?
- Можно ли стать добрым?
- Нужно ли быть добрым к любому человеку?
6. Реализация построения проекта
Учитель: Что чувствует человек, когда творит добро? (Радость, удовлетворение, счастье)
Учитель: Оказывается, что много добрых дел совершает тот, кто может услышать сердце человека.
Звучит песня А. Пахмутовой «Услышать сердце человека».
Учитель: В прозвучавшей песне мы услышали такие слова: «Услышать сердце человека возможно только в тишине...». А как можно услышать сердце человека? (Поставить ухо к груди, как это делает врач, и услышать стук человеческого сердца).
Учитель: Это прямое значение слов, а имеют ли эти слова какое-то другое, переносное, значение? (Услышать сердце человека - это значит услышать то, что он чувствует, понять его радость, боль).
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Учитель: Каждой группе предлагаю обсудить следующие ситуации.
Дети обсуждают ситуации в группах.
1. В классе один мальчик обидел девочку, обозвав ее. Девочка очень сильно плакала. Ваши действия.
2. Мальчики по дороге в школу заметили голубя, который не мог летать, так как у него подбито крыло.
3. Мальчик потерял в школе книгу и очень сильно расстроился. Чем вы можете ему помочь?
Учитель: Молодцы! Вы посочувствовали девочке, помогли голубю с подбитым крылом и смогли успокоить мальчика, потерявшего свою книгу.
Прислушаемся к тому, как звучит сочувствие.
Аудиозапись:
1 ученик: «Я хотел бы понять, что он чувствует».
2 ученик: «Если бы я оказался на его месте, мне тоже было бы трудно».
3 ученик: «Что, если бы я стоял на лугу и просил милостыню».
4 ученик: «Хорошо бы как-нибудь помочь ему».
5 ученик: «Хотя он и плохо поступает, я думаю, что ему трудно живется, и я хотел бы помочь ему стать счастливее».
Учитель: Так что же такое сочувствие? Каждый из вас может высказать свое мнение. (Ответы детей)
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Учитель: Прочитайте на слайде «Твое мнение» утверждения о том, что такое сочувствие. (Слайд 15)
- Сочувствие - это умение ставить себя и самых близких людей
на место других.
- Сочувствие - это стремление заботиться о других, когда они нуждаются в помощи.
- Сочувствие - это любовь и забота о животных, о природе.
Учитель: Согласны ли вы с этими утверждениями? Если согласны, то попробуйте в каждом утверждении вместо слов «сочувствие» поставить короткое слово «я». К каждому утверждению подберите пример.
9. Включение в систему знаний и повторение
Учитель: Вижу, что у всех у вас, дети, есть желание помочь другим. Оказывается, тот, кто может сочувствовать, совершает много добрых поступков, то есть творит добро.
В заключение нашего урока выполните еще одно задание. Оно требует, чтобы вы поразмышляли. Закончите фразу: «Я хочу творить добро, потому что...»
Учитель: Игра «Спеши делать добро»: каждый из вас подумает и на сердечке напишет добрые поступки, которые он совершил за неделю. Мы соберем все добрые поступки, и это нам поможет и дальше жить по-доброму. (Слайд 16)
10. Рефлексия учебной деятельности
Учитель: Из сегодняшнего разговора я еще раз убедилась, что в нашем классе все дети с большим и добрым сердцем. Ведь самое главное в человеке - это сердце. Именно в сердце берет начало наша любовь к людям, сердцем мы чувствуем друг друга.
Я хочу попросить всех вас: творите добро, делайте добрые дела, пусть даже самые маленькие, и от этого нам, прежде всего нам, нашей душе будет легче и спокойнее. Ведь быть человечным - это значит приносить людям радость. (Слайд 17)
Дети рассказывают стихотворение Н. Добронравова «Дарите радость людям» (Приложение 1)
11. Домашнее задание
1. Написать мини-сочинение «Зачем творить добро?»
2. Найти пословицы и поговорки о «добре», «доброте».
Литература
1. Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя: - М.: Просвещение, 2012.
2. Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ А. В. Кураев – М.: Просвещение, 2010
3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М.:ООО «А ТЕМП», 2010
Приложение 1
«Дарите радость людям»
Чтобы стало в этом мире
Завтра лучше, чем вчера,
Есть на свете командиры
И волшебники добра.
Чтоб была светлее старость,
Чтоб не плакать малышам,
Мы разносим людям радость
По забытым адресам.
Двери, окна и калитки
Открываешь сердцем ты...
Платят золотом улыбки
За волшебные труды.
Мы счастье всем добудем,
Волшебники Удачи...
Дарите радость людям,
Чтоб стать самим богаче.
Н. Добронравов
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.