Задачи интегрированного обучения
Оценка 4.8

Задачи интегрированного обучения

Оценка 4.8
rtf
23.10.2024
Задачи интегрированного обучения
Новый документ в формате RTF.rtf

ПЛАН СТАТЬИ

 

Актуальность темы.

Суть и цели интеграции.

Уровни интеграции.

Задачи интегрированного обучения.

Особенности проведения интегрированных уроков в начальной школе.

ХОД УРОКА

1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Обоснование выбора темы.

 

В последнее время в теории и практике начального обучения идут поиски оптимальных вариантов преподавания отдельных учебных дисциплин. В связи с этим разрабатываются различные формы изучения системы знаний.

 

Особенно актуальной становится задача формирования целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нём, начиная с младшего школьного возраста.

 

Одним из путей решения данной проблемы является интегрированное обучение.

 

Так как начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идёт формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации.

 

Проблема внедрения интеграции предметов в обучении призвана решить вопросы такого характера. Исследования показывают, что межпредметные связи на этапах включения их в познавательную деятельность учащихся играют роль пускового, побуждающего стимула.

 

Знания, полученные в результате предшествующего опыта, становятся регуляторами его познавательной активности.

 

2. СУТЬ И ЦЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ

Интеграция определяет сегодня стиль научного мышления и мировоззрения человека. Философский словарь даёт следующее толкование этих понятий:

 

интеграция – сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. ИНТЕГРАЦИЯ-ведущая тенденция развития научного познания в современных условиях. Она проявляется в синтезе знаний, повышающих эффективность научного исследования.

 

В чём же заключается суть интеграции в обучении?

 

Применительно к системе обучения “интеграция” как понятие может принимать два значения:

 

создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);

нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция– средство обучения).

Таким образом, интегрированный урок имеет целью заложить основы целостного представления о природе и обществе, и сформировать собственное отношение к законам их развития.

 

Вот почему младшему школьнику важно посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане в художественном произведении и научно– познавательной статье с точки зрения биолога, художника слова, живописца, музыканта и т.д.

 

Методологической основой интегрированного подхода является установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук и понимании закономерностей всего существующего в мире. А это возможно при условии многократного возвращения к понятиям на разных уроках, их углубления и обогащения, вычленения доступных данному возрасту существенных признаков, понятий.

 

Следовательно, за основу интеграции может быть взят любой урок с его установившейся структурой и логикой проведения, в содержательную сторону которого будет включена та группа понятий, которая относится к данному учебному предмету, но на интегрированный урок привлекаются знания, результаты анализа понятия с точки зрения других наук, других учебных предметов.

 

Например, группа понятий-“зима”, “мороз”, “стужа”, “вьюга” рассматриваются на уроках чтения, русского языка, окружающего мира, музыки, ИЗО.

 

Таким образом, интеграция между учебными предметами не отрицает предметной системы. Она является возможным путём её совершенствования, преодоления недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами.

 

3. УРОВНИ ИНТЕГРАЦИИ

Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях:

 

внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений внутри отдельных учебных предметов;

межпредметная – синтез фактов , понятий, принципов двух и более дисциплин;

транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

Межпредметная интеграция существенно обогащает внутрипредметную.

 

Фактически межпредметные связи устанавливаются в процессе ознакомления с многочисленными фактами.

 

Так, на уроке математики изучается тема “Симметрия тел”, на уроке окружающего мира “Осень пришла” демонстрируются фотографии, гербарии листьев деревьев (клёна, ясеня) и обсуждаются вопросы: “В чём красота листьев?” Какое значение имеет симметрия? Что симметрично?

 

Это помогает учащимся увидеть и понять, что формы симметрии имеют место не только в математике, но и в природе и в изобразительном искусстве, в технологии изготовления объектов наблюдения.

 

Понятийные межпредметные связи имеют особое значение для формирования естественнонаучных понятий.

 

Например, на уроке окружающего мира дети знакомятся с понятием “лиственные” и “хвойные” деревья. На уроках изобразительного искусства это понятие закрепляется в рисовании веток лиственного и хвойного деревьев, на уроках технологии в соответствующей лепке, при этом понятие не просто дублируется, а ассоциативно закрепляется.

 

Такое использование межпредметных связей можно назвать горизонтальным тематизмом.

 

4. ЗАДАЧИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Так как интеграция-это не самоцель, а определённая система в деятельности учителя, то она должна решать определённые задачи интегрированного обучения:

 

повышать уровень знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счёт их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук;

изменять уровень интеллектуальной деятельности, путём рассмотрения учебного материала с позиции ведущих идей, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;

эмоциональное развитие учащихся, основанное на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т.д.

повышать познавательный интерес учащихся, проявляемый в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;

включать учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.

5. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Большинство исследователей и учителей-практиков сходятся в том, что интеграция учебных предметов в начальной школе не только возможна, но и желательна.

 

В качестве основного аргумента в пользу интегрированного подхода выдвигается то, что изучении наук посредством интегрированных форм обучения соответствует так называемому синкретизму мышления младших школьников, который заключается в том, что ребёнок воспринимает реалии действительности целостно, не дифференцируя их деталей во всей совокупности форм, цветов, звучания и запахов.

 

Облегчает проведение интегрированных уроков и то, что учитель начальных классов ведёт в классе все предметы или большую их часть.

 

Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы и возможность применения полученных знаний на практике. Структура и содержание урока при этом не меняется.

 

В начальной школе интегрированные уроки имеют свои особенности и носят, особенно в первом классе, коллективный характер, т.е. “немного обо всём”.

 

Дети знакомятся со многими явлениями, понятиями, предметами уже на раннем этапе обучения, но имеют о них самые элементарные представления.

 

По мере обучения они получают всё новые и новые знания, пополняя и расширяя уже имеющиеся.

 

В этом основном сложность интегрированных уроков, т.к. необходимо сохранить динамическое развитие любой темы от её введения до закрепления.

 

В свою очередь эти уроки позволяют учителю сократить сроки отдельных тем, ликвидировать дублирование материала по разным предметам, уделить больше внимания ( в разнообразных формах) тем целям, которые учитель выделяет в данный момент обучения ( развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческого потенциала).

 

При проведении интегрированных уроков необходимо учитывать психологические особенности детей младшего школьного возраста:

 

быстрая утомляемость.

Интегрированные уроки снимают утомляемость за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.

 

особенности доминирующих форм восприятия младших школьников (зрительные, слуховые, осязательные).

Интегрированные уроки в начальной школе объединяют в себя учебные предметы, способствующие развитию индивидуальных форм восприятия каждого ученика.

 

Такие интегрированные уроки имеют взаимопроникающую форму. Она строится на основе одного вида деятельности, в которую вплетаются другие: познавательные, слушание музыки, восприятие живописи, художественный труд.

 

Взаимопроникающая форма чаще всего реализуется в начальной школе.

 

Так, например, в ходе урока по внеклассному чтению “Сказки о животных” дети включаются в игровую деятельность. На основе этого разворачивается эстетическая деятельность, связанная с восприятием художественного творчества – выполнение поделок из бумаги– оригами, театрализация– самовыражение в образах сказочных героев данного произведения.

 

Такой перевод ребёнка из одного вида деятельности в другой способствует развитию его познавательных процессов, снижает утомляемость за счёт переключения его внимания с одного вида деятельности на другой. А это в свою очередь поддерживает высокий уровень работоспособности.

 

Кроме того учащиеся отрабатывают знания, умения и навыки по видам животных в игровой форме с использованием интерактивной доски. Учатся сравнивать, классифицировать и обобщать животных по их отличительным признакам.

 

Использование интегрированного урока с системой внутри и межпредметных заданий, творческой деятельностью, являющейся здоровье формирующей средой, а также вовлечение всего класса в познавательную коллективную деятельность, являющейся здоровье созидательной средой – служит залогом успешного личностного роста учащихся.

 

Список литературы:

 

Немов Р.С. Психология. Учебник в 3-х томах. Москва “Просвещение” “Владос” 1995 г.

Ильенко Л.П. “Опыт интегрированного обучения в начальных классах”. Журнал “Начальная школа”, 1989 9.

Кульневич С.В., Лакоценина Т. П. “Анализ современного урока”. Практическое пособие “Учитель” 2002 г.

Краткий педагогический словарь. В. Секачёв. “Институт общегуманитарных исследований” Москва 2007 г.

ПЛАН СТАТЬИ Актуальность темы

ПЛАН СТАТЬИ Актуальность темы

СУТЬ И ЦЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ Интеграция определяет сегодня стиль научного мышления и мировоззрения человека

СУТЬ И ЦЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ Интеграция определяет сегодня стиль научного мышления и мировоззрения человека

Например, группа понятий-“зима”, “мороз”, “стужа”, “вьюга” рассматриваются на уроках чтения, русского языка, окружающего мира, музыки,

Например, группа понятий-“зима”, “мороз”, “стужа”, “вьюга” рассматриваются на уроках чтения, русского языка, окружающего мира, музыки,

Например, на уроке окружающего мира дети знакомятся с понятием “лиственные” и “хвойные” деревья

Например, на уроке окружающего мира дети знакомятся с понятием “лиственные” и “хвойные” деревья

Облегчает проведение интегрированных уроков и то, что учитель начальных классов ведёт в классе все предметы или большую их часть

Облегчает проведение интегрированных уроков и то, что учитель начальных классов ведёт в классе все предметы или большую их часть

Интегрированные уроки в начальной школе объединяют в себя учебные предметы, способствующие развитию индивидуальных форм восприятия каждого ученика

Интегрированные уроки в начальной школе объединяют в себя учебные предметы, способствующие развитию индивидуальных форм восприятия каждого ученика

Немов Р.С. Психология. Учебник в 3-х томах

Немов Р.С. Психология. Учебник в 3-х томах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2024