.
Раздел |
Молекулярная биология и биохимия |
|
Тема урока |
Механизм репликации дезоксирибонуклеиновой кислоты. Эксперименты Мезелсона и Сталя. Правила Чаргаффа. |
|
Цели обучения в соответствии с учебной программой |
10.4.1.9 - описывать процесс репликации дезоксирибонуклеиновой кислоты на основе правил Чаргаффа |
|
Цели урока |
Определять компоненты молекулы ДНК, применяя принцип комплементарности и правило Чаргаффа Исследовать механизмы репликации ДНК, раскрывая функции ферментов, участвующих в этом процессе. Оценить вклад эксперимента Мезелсона и Сталя в изучение теории редупликации ДНК
|
Для ученика с ООП: Называть компоненты молекулы ДНК, применяя принцип комплементарности . Выявлять механизмы репликации ДНК, называя главные ферменты, участвующие в этом процессе. Определять модели репликации молекулы ДНК
|
Критерии оценивания |
Определяет компоненты молекулы ДНК, применяя принцип комплементарности и правило Чаргаффа Выявляет механизмы репликации ДНК, раскрывая функции ферментов, участвующих в этом процессе. Оценивает вклад эксперимента Мезелсона и Сталя в изучение теории редупликации ДНК
|
Для ученика с ООП: Называет компоненты молекулы ДНК, применяя принцип комплементарности . Выявляет механизмы репликации ДНК, называя главные ферменты, участвующие в этом процессе. Определяет модели репликации молекулы ДНК |
Проблемный вопрос: Можно ли встретить процесс копирования (тиражирования) в повседневной жизни?
Прочитайте текст и выполните задания ниже. |
Репродукция и Редупликация Две ученицы художественной школы Гульназ и Гульсум посетили выставку в г. Караганда, где были представлены репродукции картин Ван-Гога. Репроду́кция — воспроизведение предметов искусства путём фотографии, клише (копирование) или ручного воспроизведения оригинала – это девочки знали из курса художественной школы. «А ведь в биологии мы изучали похожий процесс – редупликация ДНК!»,- напомнила подруге Гульсум. «Да! Это очень интересная тема! Ведь каждая новая цепь ДНК – копия, или репродукция начальной, материнской. И это очень важный, самый главный процесс живых систем.» - ответила Гульназ своей подруге. |
(Уровень мыслительных навыков – знание и понимание)
Задание 1 А) Прочитайте внимательно текст ниже и выполните тестовые задания: Репликация ДНК — процесс самоудвоения, главное свойство молекулы ДНК. Под действием ферментов молекула ДНК раскручивается, и около каждой цепи, выступающей в роли матрицы, по принципам комплементарности и антипараллельности достраивается новая цепь. Кроме того, процесс удвоения ДНК работает по правилу Чаргаффа « В ДНК любого организма количество адениловых нуклеотидов равно количеству тимидиловых, а количество гуаниловых нуклеотидов равно количеству цитозиловых нуклеотидов (А=Т, Г=Ц), или суммарное количество пуриновых азотистых оснований равно суммарному количеству пиримидиновых азотистых оснований (А+Г=Ц+Т).» Таким образом, в каждой дочерней ДНК одна цепь является материнской, а вторая — вновь синтезированной. Выберите один верный ответ:
А. 43 В. 23 С. 7 D. 14 [1]
А. аденин и гуанин В. урацил и тимин С. цитозин и аденин D. аденин и тимин [1]
А.Ф. Сталь и Дж. Виноград В. Э.Чаргафф С. Мезельсон и Сталь D. Дж. Уотсон и Ф. Крик [1]
А. деление растительной и животной клетки В. катализ химических реакций С. участие в синтезе АТФ D. передача инормации следующему поколению [1]
Задание 2. (Уровень мыслительных навыков – знание и понимание)
Вставьте в текст пропущенные буквы и слова : Еще до открытия Уотсона и Крика, в 1950 г. австралийский биохимик Эдвин Чаргафф установил, что в ДНК любого организма количество____________ нуклеотидов равно количеству тимиловых, а количество цитозиловых нуклеотидов равно количеству ________________нуклеотидов (А=Т, Г=Ц), или суммарное количество пуриновых азотистых оснований равно суммарному количеству пиримидиновых азотистых оснований (_+Г=Ц+_). [3]
Задание 3 (Уровень мыслительных навыков –Применение) На рисунке показан процесс репликации молекулы ДНК при участии группы ферментов. А) Подпишите на рисунке лидирующую и отстающую цепь ДНК [1] В) Назовите некоторые ферменты участвующие в процессе репликации ДНК, обозначенные цифрами 3,4 и опишите их функции
Задание 4 (Уровень мыслительных навыков –Оценка) |
Прочитайте текст, расположенный справа. Предположите и зарисуйте, как выглядит трехцепочечная и четырехцепочечная ДНК, используя текст задания. Трехцепочечная:
Четырехцепочечная: |
Попасть в переплет Помимо всевозможных форм двойной спирали и способов ее плетения, ДНК иногда распадается на отдельные нити, которые образуют шпильки, крестыи другие двуцепочечные фигуры (см. рисунки справа). Случается и так, что уже существующая двойная спираль обрастает новыми соседями. В 1985 году выяснилось, что Полинг и Кори тридцать лет назад были правы: тройная спираль ДНК существует (Трёхцепочечная ДНК, H-ДНК или три́плекс-ДНК). Однако устроена она совсем не так, как они предполагали. В настоящей тройной спирали две цепи соединяются стандартным, Уотсон-Криковским способом, а третья примыкает к ним сбоку, ложась в большую бороздку между цепями. При этом азотистые основания третьей, дополнительной нити соединяются с основными парами не классическим способом, а как бы сбоку — теми самыми связями, которые предсказывал Карст Хугстин. Бывает и так, что соединяются не две и не три, а сразу четыре цепи ДНК. Чтобы это произошло, в одном месте должны встретиться четыре гуаниновых нуклеотида — и неважно, находятся они на двух цепях одной нити или на четырех разных нитях, не связанных друг с другом. Каждый гуанин образует неклассическую, хугстиновскую пару с двумя соседями, а все вместе они создают квадратную гуаниновуютетраду. Если рядом с ними находятся другие гуанины, способные создать квадрат, то из них складывается стэк — стопка, которая удерживает рядом четыре цепи ДНК. (Полина Лосева, Не только спираль: 21 вариант того, как может выглядеть ваша ДНК, https://zen.yandex.ru/media/nplus1/ne-tolko-spiral-21-variant-togo-kak-mojet-vygliadet-vasha-dnk-615198066c53b805e062b3c9) |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.