Задания для проверки сформированности познавательных универсальных учебных действий. 7 класс
Оценка 4.8
Контроль знаний
docx
физика
7 кл
14.02.2017
В 2010 году утвержден Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать пласт универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику познать необъятное.
Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образова¬тельного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвое¬ния, т. е. умения учиться.
Цель работы: Выяснить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий учащихся по физике.
ИТОГОВОЙ РАБОТА для 7 класса.docx
Введение
В 2010 году утвержден Федеральный государственный стандарт основного общего
образования. Системнодеятельностный подход, лежащий в основе разработки
стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и
воспитания и создать пласт универсальных учебных действий, которыми должны владеть
учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику
познать необъятное.
Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через
формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной
основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися
универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного
успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию
усвоения, т. е. умения учиться.
СПЕЦИФИКАЦИЯ ИТОГОВОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ
1. Цель и содержание итоговой работы по физике для 7 класса основной школы
Цель работы: Выяснить уровень сформированности познавательных универсальных
учебных действий учащихся по физике.
Содержание итоговой работы определяется на основании следующих документов:
1 Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы
основного общего образования, представленные в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования. (Федеральный госу
дарственный образовательный стандарт основного общего образования / Мво
образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты
второго поколения).)
2 Планируемые результаты освоения программы основного общего образования по
предмету «Физика». (Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения. Основнаяшкола / сост. Е. С. Савинов. — М.:
Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения).) 3 Программы отдельных учебных предметов. Физика. (Примерная основная
образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост.
Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения).)
В итоговой работе проверяются знания и умения, приобретённые учащимися в результате
освоения механических явлений курса физики основной школы.
Все планируемые результаты освоения программы по физике (сформулированные для все
го курса в целом и для каждого из содержательных разделов) можно объединить в
следующие группы:
освоение понятийного аппарата курса физики основной школы и умение применять
изученные понятия, модели, величины и законы в типовых учебных ситуациях;
применение полученных знаний для решения задач и объяснения явлений и
процессов окружающей жизни, принципа действия приборов (механизмов, машин,
технических устройств);
овладение экспериментальными умениями (с использованием соответствующего
лабораторного оборудования и измерительных приборов);
использование информации физического содержания для решения познавательных
задач.
Итоговая работа структурирована исходя из проверки отдельных групп планируемых
результатов обучения.
В части 1 работы проверяется освоение понятийного аппарата школьного курса физики:
понимание свойств различных физических явлений, владение величинами и законами по
разделам курса физики, понимание физических моделей, узнавание принципа действия
приборов (механизмов, машин, технических устройств). В части 2 работы
контролируются умения применять полученные знания при решении качественных и
расчётных задач, а также проверяется сформированность экспериментальных умений. В
связи с комплексным характером проверяемой деятельности в этой части работы
предлагаются только задания с развёрнутым ответом. Особенность второй части работы
состоит в обязательном использовании реального оборудования, имеющегося в кабинете
физики.
2. Структура итоговой работы и характеристика заданий
Итоговая работа содержит две группы заданий:
группа — задания базового уровня сложности, проверяющие освоение базовых
1я
знаний и умений по предмету, без которых невозможно успешное продолжение обучения в старшей школе. Учащимся предлагаются стандартные задания, аналогичные тем, с
которыми они встречались на уроках.
2 я группа — задания повышенного уровня сложности, проверяющие способность
учащихся действовать в ситуациях, в которыхнет явного указания на способ выполнения
задания, а школьник сам должен выбрать этот способ.
Итоговая работа включает 10 заданий, которые различаются как формой, так и уровнем
сложности. В итоговой работе используются следующие типы заданий:
1
2
3
задания с выбором ответа, к каждому из которых приводится четыре варианта
ответа, из которых правильный только один;
задания с кратким ответом, в которых ответ необходимо записать в виде набора
цифр, букв или указанных в задании знаков;
задания с развёрнутым ответом, в которых необходимо привести полный ответ.
Итоговая работа содержит задания разного уровня сложности. При этом заданий базового
уровня сложности — 7, повышенного уровня — 3.
Максимальное число баллов за выполнение всех заданий работы составляет 15. Из них — 9
баллов за задания базового уровня и 6 баллов за задания повышенного уровня сложности.
Примерное время на выполнение заданий составляет:
для заданий базового уровня сложности — от 2 до 4 минут;
для заданий повышенного уровня сложности — от 5 до 15 минут.
На выполнение всей работы отводится 40 минут.
3. Дополнительные материалы и оборудование
Для выполнения заданий итоговой работы по физике учащимся предоставляются:
справочные таблицы физических величин;
1
2 приборы и оборудование для выполнения экспериментальных заданий.
4. Условия проведения итоговой работы
Итоговая работа проводится в кабинете физики в присутствии учителя физики. Перед
проведением работы учитель проводит инструктаж по технике безопасности, а в процессе
выполнения учащимися экспериментальных заданий следит за соблюдением правил
безопасности труда.
5. План работы
В таблице представлен план итоговой работы по физике, структурированный на основании
изложенных выше требований. В плане работы даётся информация о каждом задании: тематическая принадлежность, объект оценивания, уровень сложности, тип задания,
примерное время выполнения и максимальный балл.
Условные обозначения:
уровни сложности заданий:
Б — базовый,
П — повышенный;
тип задания:
ВО — задания с выбором ответа,
КО — задания с кратким ответом,
РО — задания с развёрнутым ответом.
6. Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом
1 Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный учащимся
номер ответа совпадает с правильным ответом. Все задания с выбором ответа
оцениваются в 1 балл. Если ученик выбрал более одного ответа, то задание
считается выполненным неверно.
2 Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный ответ
совпадает с правильным ответом. Задания с кратким ответом оцениваются в
соответствии с определёнными критериями.
3 Задание с развёрнутым ответом оценивается с учётом правильности и полноты
ответа.
Выполнение учащимся работы в целом оценивается суммарным баллом. Максимальный
балл за выполнение всей работы — 15 баллов, за задания базового уровня сложности — 9
баллов, повышенного уровня — 6 баллов.
Если ученик получает за выполнение всей работы 5 баллов и менее, то он имеет
недостаточную предметную подготовку и нуждается в дополнительном изучении курса
физики основной школы и в повторной итоговой аттестации по предмету.
Результат выпускника, лежащий в пределах от 6 до 12 баллов, говорит об усвоении им
основных содержательных элементов курса физики основной школы и оперирования ими
на уровне выполнения стандартных учебных задач. Данный уровень учебных достижений
по предмету достаточен для продолжения образования в средней школе
При получении 13—15 баллов выпускник демонстрирует освоение предметных знаний на
уровне овладения достаточно сложными учебными действиями, умениями применять полу
ченные знания при решении задач и проведении экспериментальных работ (исследований). Такой уровень учебных достижений по предмету даёт возможность выпускнику изучать
физику на ступени среднего общего образования на профильном (углублённом) уровне. Планируемый результат/Проверяемое умение
Задания для формирования познавательных
универсальных учебных действий.
Тип
зада
ния
Проверяем
ое
содержани
е
Распознавать физические явления и объяснять на основе
имеющихся знаний основные свойства или условия
протекания этих явлений.
Умение: различать для данного явления основные
свойства или условия его протекания. Читать график
зависимости пути от времени.
Описывать изученные свойства тел и механические
явления, используя физические величины.
Умение: различать физический смысл используемой
величины, ее обозначение и единицы измерения.
Описывать изученные свойства тел и механические
Умение:
явления, используя физические величины.
использовать для выявления свойств тел, физических
явлений и процессов физические величины и формулы,
связывающие данную физическую величину с другими
величинами.
Механичес
кие
явления.
Равномерн
ое
движение.
Физические
величины
Плотность.
Сила
Архимеда.
Плавание
тел.
Анализировать ситуации практикоориентированного
характера, узнавать в них проявление изученных
физических явлений или закономерностей и применять
имеющиеся знания для их объяснения
Умение: Применять имеющиеся знания для объяснения
процессов и закономерностей в ситуациях практико
ориентированного характера
Анализировать свойства тел, механические явления и
процессы, используя физические понятия и
законы;Формировать знаковосимволические учебные
действия.
Умение: интерпретировать графическую информацию в
виде диаграмм.
Понимать принцип действия машин, приборов и
технических устройств, условия их безопасного ис
Простые
механизмы.
Б
РО
2
Сила
Архимеда.
Б
ВО
3
Давление.
Б
КО
4
Вре
мя
вып
олн
ени
я
(ми
н.)
Макс
имал
ьный
балл
за
выпо
лнен
ие
Ур
ов
ен
ь
сл
ож
но
ст
и
Б
ВО
2
Б
КО
2
Б
КО
3
1
1
2
1
1
2
№
за
да
ни
я
1
2
3
4
5
6 пользования в повседневной жизни.
Умение: характеризующие достижение планируемого
результата:
1) различать явления и закономерности, лежащие в
основе принципа действия машин, приборов и
технических устройств;
2) объяснять (с опорой на схемы, рисунки и т. п.)
принцип действия машин, приборов и технических
устройств;
3) описывать условия безопасного использования машин,
приборов и технических устройств в повседневной
жизни.
Анализировать свойства тел, механические явления и
процессы, используя физические понятия и законы; при
этом различать словесную формулировку закона и его
математическое выражение.
Умение: использовать при выполнении учебных задач
справочные материалы.
Анализировать свойства тел, механические явления и
процессы, используя физические понятия и законы; при
этом различать словесную формулировку закона и его
математическое выражение.
Умение: применять закон для анализа процессов и
явлений.
Распознавать физические явления, которые можно
решить при помощи физических методов.
Умение: анализировать отдельные этапы проведения
исследований и интерпретировать результаты
наблюдений и опытов
7
8
9
10 Проводить исследование зависимостей физических
величин с использованием прямых измерений;
При этом конструировать установку, фиксировать
результаты полученной зависимости физических
величин, делать выводы по результатам исследования
Б
КО
2
П
РО
5
П
РО
4
1
1
2
П
РО
13
3
Сила
Архимеда.
Плавание
тел.
Атмосферн
ое
давление.
Давление
жидкости.
Закон
Паскаля.
Погрешнос
ть. Цена
деления.
Плотность.
Правило
моментов.
Плотность. Вариант №1
Часть 1
Задание №1
На рисунке представлен график зависимости скорости двух тела от времени.
У какого тела больше скорость?
1) У первого
2) У второго
3) Одинаковая
4) Скорости равны нулю
Задание №2
Установите соответствие между физическими величинами измерения и единицами их
измерения в СИ.
ФИЗИЧЕСКАЯ
ВЕЛИЧИНА
А) давление
Б) мощность
В) сила
ЕДИНИЦА ВЕЛИЧИНЫ
1) ватт
2) ньютон
3) паскаль
А
Б
В
Задание №3
В сосуд, частично заполненный водой, опускают на нити свинцовый шарик из положения
1 в положение 2 (см. рис.). Как изменились в результате сила тяжести и выталкивающая сила, действующая на шарик,
а также давление воды на дно сосуда? Для каждой величины определите соответствующий
характер изменения:
1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Запишите в таблицу выбранные номера ответов для каждой физической величины. Цифры
в ответе могут повторяться.
Сила тяжести, дей
ствующая на шарик
Выталкивающая сила,
действующая на шарик
Давление воды на дно
сосуда
Задание №4
Для чего человек использует неподвижный блок в своей работе?
Задание №5
На диаграмме представлены значения силы веса, одного тела, погруженного в разные
морские воды. В каком море вода менее соленая?
1) в Азовском,
2) в Белом
3) в Охотском
4) в Красном
Задание №6
Прочитайте текст и, согласуй его с рисунком, установите соответствия букв А, Б и В
в тексте с цифрами на рисунке. Запишите ответ в виде последовательности цифр по
порядку их упоминания в тексте. Всасывающий насос для подъема воды из
колодца состоит из цилиндра 1, внутри
которого перемещается поршень А. При
движении поршня вверх давление под ним
уменьшается, и вода из колодца под дей
ствием атмосферного давления
поднимается по трубе 5. Она открывает
нижний клапан Б и поступает в цилиндр
под поршень. При перемещении поршня
вниз нижний клапан закрывается,
открывается верхний клапан 3, и вода,
заполняющая часть цилиндра, набирается
над поршнем. После этого поршень вновь
движется вверх, и столб воды над ним
сливается через трубу В наружу, а
пространство под поршнем вновь
заполняется водой. Задание №7
В какой жидкости утонет дубовый брусок?
1. В воде. 2. В керосине. 3. В спирте. 4. В бензине.
Примечание: для выполнения задания учащемуся предлагается справочник физических
величин.
Часть 2
Задание №8
На рисунке изображен прибор ливер, служащий для взятия проб различных жидкостей.
Ливер опускают в жидкость, затем закрывают пальцем верхнее отверстие и вынимают из
жидкости. Когда верхнее отверстие открывают, из ливера начинает вытекать жидкость.
Объясните действие этого прибора.
Задание №9
Во время практической работы Таня налила в мензурку воды и добавила в воду 3 г. сахара.
Измерив, объём раствора и его массу, она определила плотность раствора. Затем добавила
в раствор ещё 3 г. сахара и снова, измерив массу и объём, нашла плотность раствора. Такую
процедуру она проделала ещё три раза, каждый раз добавляя в раствор одинаковую массу
сахара. Что исследовала Татьяна в этом опыте? Какой вывод она получила?
Задание №10
Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: рычаг
съемный с осью, штатив, набор грузов массой 100 г динамометр. Соберите
экспериментальную установку для проверки условия равновесия рычага. В бланке ответов:
1
нарисуйте схему эксперимента;
2
укажите результаты измерения; 3
запишите численные значения моментов сил.
4
сделайте вывод.
Вариант № 2
Часть 1
Задание №1
Тело движется прямолинейно. На рисунке представлен график зависимости скорости тела от
времени.
В течение какого времени тело двигалось равномерно:
1) 3 минуты
2) 4 минуты
3) 6 минут
4) 7 минут
Задание №2
Установите соответствие между физическими величинами измерения и единицами их измерения в
СИ.
ФИЗИЧЕСКАЯ
ВЕЛИЧИНА
А) работа
Б) путь
В) сила
ЕДИНИЦА ВЕЛИЧИНЫ
1) метр
2) ньютон
3) джоуль
А
Б
В
Задание №3
Крышку от пластиковой бутылки, изготовленную из полиэтилена, полностью погруают в жидкость.
Будел ли крышка плавать в молоке и подсолнечном масле? Поставьте в таблице «+», если предмет
будет плавать в данной жидкости, и «», если утонет.
предмет
Плотность
полиэтилена
Будет ли плавать в жидкости?
Масло
подсолнечное.
Плотность
0,90 г/см3
Молоко.
Плотность
1,03 г/см3
Бензин.
Плотность
0,71 г/см3 Крышка от бутылки из
полиэтилена
0.92 г/см3
Задание №4
Для чего человек использует рычаг в своей работе?
Задание №5
На диаграмме представлены значения выталкивающей силы, действующей на одно тело,
погруженное в разные морские воды. В каком море вода наиболее соленая?
1) в Балтийском
2) в Черном
3) в Баренцевом
4) в Японском
Задание №6
Прочитайте текст и, согласуй его с рисунком, установите соответствия букв А, Б и В в тексте с
цифрами на рисунке. Запишите ответ в виде последовательности цифр по порядку их упоминания в
тексте.
Основная часть металлического манометра —
согнутая в дугуметаллическая трубка 1, один
конец которой закрыт. Другой конец трубки
посредством крана А сообщается с сосудом, в
котором измеряют давление. При увеличении
давления трубка разгибается, и движение
закрытого конца ее при помощи рычага Б и
зубчатки 3 передается стрелке В, движущейся
над шкалой прибора. При уменьшении
давления трубка, благодаря своей упругости,
возвращается в прежнее положение, а стрелка
к нулевому делению шкалы Задание №7
Ученик опускал кубик льда и яйцо поочерёдно в сосуды А, Б и В, в которых находились три
жидкости: вода, спирт и раствор соли в воде. Воспользуйтесь справочными таблицами плотности
различных веществ и определите, в каких сосудах находятся спирт и вода.
1) В сосуде А —спирт, в сосуде Б —вода
2) В сосуде А — спирт, в сосуде Б — раствор соли в воде
3) В сосуде В — спирт, в сосуде А — вода
4) В сосуде В — спирт, в сосуде Б — раствор соли в воде
Примечание: для выполнения задания учащемуся предлагается справочник физических величин.
Часть 2
Задание №8
Два водолаза находятся в море на одной и той же глубине. Для того чтобы контролировать глубину
погружения, у каждого из них на водолазном костюме установлен манометр, измеряющий давление
столба воды. Один из водолазов находится на дне под открытой поверхностью воды, а другой — на
той же глубине в подводной пещере (см. рис.).
Какое давление (одинаковое или разное) показывают манометры их водолазных костюмов?
Отметьте значком верный ответ
1) одинаковое давление
2) манометр первого водолаза покажет большее давление
3) манометр второго водолаза покажет большее давление
Объясните свой ответ, указав, какой физический закон вы использовали для объяснения.
Задание №9
Ирине необходимо определить плотность вещества, из которого сделан металлический брусок. Она
опустила брусок в медный целиндр с ценой деления 2 мл и измерила объём бруска, который
оказался равен 24 мл. Затем Ирина вынула брусок из воды и поставила на чашу электронных весов.
Весы позволяют определить массу тела с погрешностью 10 мг. Масса бруска оказалась равной 56 г
228 мг.
Какие изменения можно внести в постановку опыта, чтобы уменьшить погрешность измерения
плотности вещества? В ответе укажите два изменения, которые необходимо внести в ход опыта или
оборудование. Задание №10
Используя рычажные весы с разновесом, мензурку, стакан с водой, цилиндр №2, соберите
экспериментальную установку для измерения плотности материала, из которого изготовлен
цилиндр №2.
В бланке ответов:
1. Сделайте рисунок экспериментальной установки для определения объема тела;
2.
запишите формулу для расчета плотности;
3. укажите результаты измерения массы цилиндра и его объема;
4.
запишите числовое значение плотности материала цилиндра Критерии оценивания заданий
Вариант №1 Номе
р
задан
ия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Правильный ответ (решение)
Критерии оценивания
1
А -3, Б -1, В -2
Сила тяжести, действующая на шарик – 3
Выталкивающая сила 1
Давление воды на дно сосуда – 1
2 балла - выбрано три верных ответа
1 балл - выбрано два верных ответа
Образец возможного ответа
Для удобства.
1
А -2, Б -4, В -6
2 балла - выбрано три верных ответа
1 балл - выбрано два верных ответа
4
Образец возможного ответа
На поверхность воды в открытой трубки действует
атмосферное давление, и жидкость вытекает. Если
закрыть трубку, то атмосферное давление
перестаёт действовать и жидкость не вытекает.
Образец возможного ответа
Исследовала, как меняется плотность раствора с
увеличением концентрации сахара в воде. Установила, что с
увеличением концентрации сахара в воде плотность
увеличивается.
Критерий достижения планируемого результата:
сформулирована гипотеза опыта, в которой указаны две
зависимые величины: плотность раствора и
концентрация сахара в растворе (или масса сахара в
растворе ) сделан правильный вывод 2 балла, верно,
указан один из элементов ответа – 1 балл, другие
ответы – 0 баллов.
Образец возможного выполнения
Максимальн
ый балл за
выполнение
задания
1
1
2
1
1
2
1
1
2
3 Вариант 2.
Номе
р
задан
ия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Правильный ответ (решение)
Критерии оценивания
1
А -3, Б -1, В -2
Масло подсолнечное «»
Молоко «+»
Бензин «»
2 балла - выбрано три верных ответа
1 балл - выбрано два верных ответа
Образец возможного ответа
Для получения выигрыша в силе.
3
А -5, Б -4, В -2
2 балла - выбрано три верных ответа
1 балл - выбрано два верных ответа
1
Образец возможного ответа
Отмечено одинаковое давление. Объяснение: по
закону Паскаля жидкости передают внешнее давление
одинаково по всем направлениям. Поэтому на одной и
той же глубине давление и под открытой
поверхностью воды, и в подводной пещере будет
одинаковым
Образец возможного ответа
1) лучше сначало определять массу, а затем объём,
чтобы не вносить погрешность за счёт того, что на
бруске могла остаться вода.
2) надо взять мензурку с меньшей ценой деления для
уменьшения погрешности измерения объёма.
( погрешность весов меньше)
Критерий достижения планируемого результата:
верно, указан один из элементов ответа – 1 балл;
оба элемента ответа – 2 балла, другие варианты –
0 баллов.
Образец возможного выполнения
Схема экспериментальной установки:
Максимальный балл
за выполнение
задания
1
1
2
1
1
2
1
1
2
3
Задания для проверки сформированности познавательных универсальных учебных действий. 7 класс
Задания для проверки сформированности познавательных универсальных учебных действий. 7 класс
Задания для проверки сформированности познавательных универсальных учебных действий. 7 класс
Задания для проверки сформированности познавательных универсальных учебных действий. 7 класс
Задания для проверки сформированности познавательных универсальных учебных действий. 7 класс
Задания для проверки сформированности познавательных универсальных учебных действий. 7 класс
Задания для проверки сформированности познавательных универсальных учебных действий. 7 класс
Задания для проверки сформированности познавательных универсальных учебных действий. 7 класс
Задания для проверки сформированности познавательных универсальных учебных действий. 7 класс
Задания для проверки сформированности познавательных универсальных учебных действий. 7 класс
Задания для проверки сформированности познавательных универсальных учебных действий. 7 класс
Задания для проверки сформированности познавательных универсальных учебных действий. 7 класс
Задания для проверки сформированности познавательных универсальных учебных действий. 7 класс
Задания для проверки сформированности познавательных универсальных учебных действий. 7 класс
Задания для проверки сформированности познавательных универсальных учебных действий. 7 класс
Задания для проверки сформированности познавательных универсальных учебных действий. 7 класс
Задания для проверки сформированности познавательных универсальных учебных действий. 7 класс
Задания для проверки сформированности познавательных универсальных учебных действий. 7 класс
Задания для проверки сформированности познавательных универсальных учебных действий. 7 класс
Задания для проверки сформированности познавательных универсальных учебных действий. 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.