Задания по теме "Производство текстильных материалов" для учащихся 5 классов по технологии по программе Тищенко А.Т.Технология : программа : 5-8 классы / А.Т.Тищенко, Н.В.Синица. – М. :Вентана-Граф, 2015. – 144с. Публикация содержит творческие задания и по работе с текстами. Материал может использоваться как на уроке. так и в качестве домашней самостоятельной работы.
1) Работа с текстом
Коробочка
Персидская народная сказка
(в сокращении)
Жилбыл воробей. Летал этот воробей както по степи, искал зернышки, и
вдруг, откуда ни возьмись, прямо перед его носом упало хлопковое семечко
— видно, ветер принес. Схватил воробей семечко и полетел к себе. Уселся в
гнездо, показал семечко соседу и спрашивает:
Что это такое?
Хлопковое семя.
А что с ним делают?
Сеют. Из него вырастают коробочки хлопка. Коробочки лопаются —
получается хлопок. Хлопок прядут — получается пряжа. Из пряжи ткнут
ситец, потом его красят в разные цвета и шьют одежду.
Обрадовался воробей такой находке, подхватил семечко и полетел на пашню.
Прилетел туда и видит: крестьянин землю пашет, сеять собирается.
Посади семя, — просит воробей. — Одна половина урожая будет твоя,
другая — моя.
Хорошо, — согласился крестьянин и посадил хлопковое семечко.
Вскоре семя проросло, куст зазеленел, коробочки созрели. Сорвал крестьянин
коробочки и разделил на две части: одну взял себе, другую отложил для
воробья. Обрадовался воробей, взял свои коробочки и отнес в мастерскую
прядильщика.
Спряди это, спряди! — стал упрашивать. — Половину возьмешь себе, а
другую — отдашь мне.
Хорошо, — согласился прядильщик. Взял он коробочки, выбрал из них
волокна и спрял на веретене. Одну часть оставил себе, а другую отдал
воробью.
Доволен воробей, понес пряжу к ткачу.
Сотки это, сотки! — просит. — Половина тебе, другая половина мне.
Согласился ткач:
Хорошо.
Выткал ткач ситец, себе взял свою долю, а воробью отдал его. Обрадовался
воробей, взял лоскутки, понес их к красильщику.
Покрась ткань, покрась! — говорит. — Половина тебе, другая половина мне.
Прекрасно! — воскликнул красильщик и взял лоскутки.Покрасил он ткань в небесноголубой цвет и повесил сушиться на солнце.
Прилетел воробей, увидел лоскутки и подумал: «Ах, как красиво получилось!
Жаль такую прекрасную ткань отдавать красильщику. Возьмука я лоскутки и
улечу, пока он занят». Подкрался потихоньку, схватил лоскутки и полетел.
Но красильщик увидел его, побежал следом и кричит:
Эй, воробей! Мы же условились, что будем делить все поровну! Где же моя
доля?
А кто это говорил? Кто обещал? — зачирикал воробей.
И понес воробей лоскутки к портному.
Сшей это, сшей! — просит. — Один наряд тебе, другой — мне.
Сшил портной две красивые джуббы (Джубба — верхняя одежда, накидка,
мантия) и разложил их на полке. Увидел их воробей и подумал: «Жаль такую
красивую джуббу отдавать портному. Она мне и самому пригодится».
Подлетел потихоньку, хвать в клюв обе джуббы — и был таков.
Закричал портной ему вслед: — Разве ты не говорил, что одна джубба будет
твоей, а другая моей?
Кто это тебе говорил, кто обещал? — ответил воробей и полетел.
….
Прошло какоето время, вздумалось воробью продать джуббы на базаре —
запастись на зиму едой. Полетел он на базар, а тут вдруг поднялась буря,
вырвал ветер джуббы из воробьиного клюва и понес — одну джуббу отнес
портному, тому самому, который сшил их, а другую — к лавке красильщика,
который лоскуты красил. Так воробей и остался ни с чем. А зачем обманывал
красильщика и портного?
Шли мы наверх — была мука, пошли вниз — стало тесто, а наша сказка вот
какая!
Обсуди с другом.
1. Почему сказка называется «Коробочка»? Какие главные герои сказки?
2. Чему учит сказка?
3. В чём основное содержание сказки?
4. Какие основные этапы производства ткани описаны в сказке?
2) Найдите в интернете и посмотрите один из мультфильмов «Ситцевая
улица» или «Как Крот штанишки раздобыл».
Напишите отзыв по плану:1. Название мультфильма.
2. О чём этот мультфильм?
3. Понравился ли мультфильм? Почему?
4. Что нового узнали, посмотрев мультфильм?
3) Работа с текстом.
Тема «Производство текстильных материалов»
Задание: заполнить пропуски в тексте, используя термины из словаря.
Много вещей, которыми мы пользуемся каждый день, например,
одежда, предметы интерьера, постельное бельё и т.п., выполнены из тканей,
имеющих разные свойства. Ткани это разновидность материалов. Другое
название ткани текстиль.
Если выдернуть из ткани___, раскрутить и распушить их, увидим, что
они состоят из большого количества мелких, тонких, но гибких и крепких
ворсинок, которые называют___. Текстильные волокна делят на натуральные
и химические. ____называют волокна, имеющиеся в природе. К натуральным
принадлежат волокна растительного происхождения: ___, ___, конопля, джут,
агава и прочие.
Сначала происходит сбор выращенного сырья (волокон), его первичная
обработка и очищение волокна. Скручивая отдельные текстильные волокна
между собой, получают нить определённой длины пряжу. Этот процесс
называется ___. На ткацком станке осуществляется ___ переплетение
текстильных нитей и изготовление ткани. Нити, которые идут вдоль ткани,
называют ___, а те, которые идут поперек ткани, ___. Кромка плотный
край ткани, образованный вдоль нити основы, благодаря которому ткань не
осыпается.
Ткань имеет две стороны: лицевую и изнаночную. Лицевую и
изнаночную стороны определяют по таким основным признакам:
в тканях с рисунком на ___ стороне он яркий и выразительный, на ___
бледный и размытый;в тканях с ворсом (вельвет, бархат) ___ сторона имеет
ворс, а ___ гладкая;в тканях с блеском (атлас, сатин) ___ сторона матовая,
без блеска, а ___ блестящая.
У двусторонних тканей поверхности лицевой и изнаночной сторон
имеют одинаковый вид. Это ткани преимущественно гладкокрашеные.
Словарь:1. волокна, 2. лён, 3. натуральные, 4.хлопок, 5.нити,6. ткачество, 7.
уток, 8. лицевая, 9. основа (долевые), 10. прядение, 11. изнаночная.