Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку в 10-11 классах
Оценка 4.8

Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку в 10-11 классах

Оценка 4.8
Конкурсы +1
docx
русский язык
10 кл—11 кл
11.11.2018
Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку в 10-11 классах
Олимпиада в 10-11 классах - это средство развития познавательного интереса к русскому языку, она способствует также развитию логического мышления, активизации умственных способностей учеников, систематизирует изученный материал. В данной олимпиаде предлагаются задания по темам: лексика, фонетика, словообразование, морфология, синтаксис. Есть задания, которые построены на базовых знаниях, но есть и задания повышенной сложности.Задания к олимпиаде по русскому языку в 10-11 классах. Школьный этап.
Олимпиада русский язык 10 - 11 класс.docx
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 2018 ­ 2019 учебный год 10 ­ 11 классы (школьный этап) Время выполнения олимпиады – 2,5 часа Начало выполнения работы ­ 10.00 1.  В Орфоэпическом словаре русского языка под редакцией Р. И. Аванесова (М., 1983г.) отмечены следующие различия в произношении приставки  дез­: в одних оба согласных приставки мягкие, в других – оба твёрдые, в третьих второй согласный твёрдый, первый может произноситься как твёрдо, так и мягко. Распределите слова дезинформировать, дезинтегрировать, дезинфицировать по этим группам:       оба согласных приставки мягкие: ____________________ ,       оба согласных приставки твёрдые: __________________ ,             второй   согласный   твёрдый,   а   первый   может   произноситься   как   твёрдо,   так   и мягко:____.               Критерии: За правильный  ответ ­  3 балла  2.   Какие   слова   современного   русского   языка,   содержащие   иноязычные   элементы, скрываются под следующими словообразовательными кальками: светооборудование,  тысячемера, сопроводитель?                                                                           Критерии: За каждое правильное слово по 1 баллу.  Всего за задание: 3 балла                                                                                                               3. В своей книге «Основы психолингвистики» (М., Лабиринт, 2001 г., стр. 182) И.Н. Горелов и   К.Ф.   Седов   говорят   о   таком   приёме   языковой   игры,   как   переиначивание   русского фразеологизма на иностранный лад:  баба с возу – кобыле легче – леди с дилижанса – пони легче; не по Сеньке шапка – не по Хуану сомбреро. Какие   фразеологизмы   русского   языка   «переиначены»   таким   образом?  Напишите   их   и дайте толкование значения. Как о бордюр арахис, аннексировать лаваш (у кого­л.),  фрагментировать идиота, абсорбировать (что­л.) с лактозой матери,  не в пони фастфуд,  выносить утиль из офиса,        куда Джон муфлонов не экстрадировал.          Схема ответа: «переиначенный» фразеологизм – фразеологизм, существующий в русском языке и соответствующий «переиначенному» – толкование фразеологизма.               Критерии: по  1 баллу за  восстановление фразеологизма и его толкование.    Всего за задание: 7 баллов 4.   Как   можно   объяснить   правописание   О   в   слове  крыжовник?   Предложите   версию, соответствующую правилам современной русской орфографии.                   Критерии:  За аргументированное объяснение  5 баллов. 5. Из букв слова валенки составьте слово(­а)­анаграмму(­ы).                                        Критерии: За правильный ответ – 1 балл.    6. Укажите все возможные пути словообразования слова перекупаться. В   каждом   случае   представьте   словообразовательную   цепочку   и   укажите   способ словообразования.          Примечание: исходное слово перекупаться может быть однокоренным как со словом            купать, так и со словом купить.              Критерии: За каждую полную и правильную словообразовательную цепочку – 3 балла.  Всего: 9 баллов 7. Даны следующие предложения со словом как:                     1. Как ты себя чувствуешь?                     2. Мы не знаем, как решать задачу.                     3. Катя видела, как Володя перепрыгнул через канаву и скрылся в чаще.                     4. Ему как биологу будет интересно послушать доклад химиков.                     5. Как хорошо в лесу весной!                     6. Ему уже десять лет, а он ведёт себя, как младенец.          Определите в каждом случае, какой частью речи является слово как и какова его функция в высказывании.               Критерии: За правильное определение части речи ­  1 балл.                                         За определение функции  в высказывании – 1 балл. Всего – 12 баллов.        8.Чем отличаются слова: выкачанный и выкаченный?                                                                            Критерии: 1 балл за каждый  правильный пункт ответа.  Всего: 2 балла. 9. Представьте себе, что вы нашли древнюю рукопись на забытом языке.  Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл слов утрачен. Попробуйте догадаться, где нужно поставить ь. Что вам помогло выполнить это задание? 1) Мелестная девеж (?) притяслакомейный боромож (?). 2) Лусый морош (?) увертелчуленую велоч (?). Критерии оценки: за каждое верное написанное слово по 1 баллу. За объяснение – 2 балла. Всего: 6 баллов. 10.Переведите текст на современный русский  язык:               Безумных бо ни сеють, ни орють, ни в житницю сбирают, но сами ся родят.             Как в утел мех лити, так безумнаго учити; псом бо и свиниам не надобе злато, ни сребро,             ни безумному драгии словеса; ни мертвеца росмешити, ни безумнаго наказати. Коли             пожреть синиця орла, коли камение въсплавлет по воде, и коли иметь свиниа на белку            лаяти, тогды безумный уму научится.        (Слово Данила Заточеника, еже написа своему князю Ярославу  Володимеровичю) Приведите к слову орютъ однокоренное слово, часто используемое в былинах.  Почему слово житницю написано с ю, а синиця – с я после ц?  Выпишите слово(­а) с неполногласием.  Критерии: За правильно переведённый текст и ответ на вопросы – 10 баллов.   За каждую ошибку, существенно меняющую смысл предложения, снимается по 1 баллу.

Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку в 10-11 классах

Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку в 10-11 классах

Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку в 10-11 классах

Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку в 10-11 классах

Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку в 10-11 классах

Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку в 10-11 классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018