Обобщающий урок по теме « Поволжье»
Планируемые результаты:
· личностные: воспитание любви к Родине, экологического мировоззрения;
· метапредметные: развитие умения работать в группах, анализировать материал, работать с общегеографическими и тематическими картами;
· предметные: показать роль района в экономическом развитии страны, изучить влияние природных условий и ресурсов на развитие и размещение предприятий.
Тип урока: повторение и обобщение знаний.
Оборудование: учебник «География России. 9 класс» А.И. Алексеев
Ход урока:
1. Организационная часть.
2. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы повторим тему «Поволжье». По очереди будем работать с заданиями. В конце урока получат все оценки. Попробуйте сформулировать цели нашего сегодняшнего урока.
3. Закрепление изученного материала.
Задание №1. Оцените ЭГП Поволжья, определите отличительные черты ЭГП. Вставьте пропущенные слова в предложения и сделайте вывод.
1. Главной связующей осью Поволжья является __________. (Волга)
2. Район Поволжья вытянут с ____ на _____, а это значит, что климатические условия севера и юга ______. (Севера на юг, различны)
3. Поволжье находится между индустриальными ядрами России: ______ Россией и ___________. (Центральной, Уралом)
4. Поволжье – приграничный район. Он имеет «прозрачную границу» с _______. (Казахстаном)
5. На юге соседом Поволжья является ______________ (нестабильный регион с беженцами и вынужденными переселенцами). (Северный Кавказ)
6. Транспортное положение района ____________: 1) судоходная река, 2) транзитные железные дороги, автодороги, нефте- и газопроводы пересекают Поволжье с запада на восток (в широтном направлении) и вдоль Волги с севера на юг (железные дороги). На юге район имеет выход к ____ морю. (Благоприятное, Каспийскому)
Вывод: ______________. (Поволжье имеет выгодное ГП)
Задание №2 Выйти к доске, определить природные условия и ресурсы Поволжья и дописать их в схему.
Рельеф - _________________________. (равнинный)
Климат: _______, _______.(умеренно-континентальный, континентальный)
Природные зоны - _________ _______, _______, __________, ________. (смешанные леса, лесостепи, степи, полупустыни)
Задание № 3. Установите соответствие:
А. Смешанные леса
1. Астраханская область
Б. Лесостепи.
2. Волгоградская область
В. Степи.
3. Пензенская область
Г. Полупустыни.
4. Республика Татарста
Задание № 4 Определите природные ресурсы Поволжья. (Необходимо выйти к доске и на физическую карту прикрепить значки природных ресурсов с пояснением ответа)
Задание № 5. Используя карту, самостоятельно заполните таблицу и сделайте вывод.
Природный ресурс
Отрасль специализации
Промышленные центры
1. Нефть и газ
Топливная, нефтепереработка
Самара, Казань, Саратов
2. Поваренная соль.
Пищевая
Казань, Астрахань, Пенза
3. Рыбные.
Рыбная (пищевая)
Астрахань
4. Агроклиматические, земельные.
АПК (сельское хозяйство, пищевая)
Волгоград, Саратов, Самара
Вывод: природные ресурсы разнообразны и позволяют развивать в Поволжье:
1. АПК;
2. Химическую промышленность;
3. Нефтепереработку.
Задание № 6 Дайте ответы на вопросы.
1. Какие государства существовали на территории Поволжья в историческом прошлом? (Булгарское, Хазарское, Золотая Орда, Казанское и Астраханское ханства)
2. Каков естественный прирост населения Поволжья? (отрицательный, кроме Калмыкии)
3. Сравните среднюю плотность населения России и Поволжья. (в Поволжье средняя плотность населения в три раза выше. Наибольшая плотность в Татарии, наименьшая – в Калмыкии)
4. Преобладающая национальность в Поволжье? (русские)
5. Когда в Поволжье поселились немцы? (в 18 веке)
6. Каков уровень урбанизации Поволжья? (74%)
7. Найдите соответствие:
А. Русские 1. Ислам
Б. Татары 2. Православие
В. Калмыки 3. Буддизм
8. Назовите города-миллионеры Поволжья? (Казань, Самара, Волгоград)
9. Какие города раньше назывались Царицын, Сталинград, Симбирск?(Царицын, Сталинград – ныне Волгоград, Симбирск – ныне Ульяновск)
10. Какой областной центр Приволжского района расположен не на берегу Волги? (Пенза)
3. Подведение итогов урока.
- Итак, молодцы, ребята. Достигли ли мы с вами той цели, которую ставили в начале урока?
- (РЕФЛЕКСИЯ) Какое задание вам понравилось больше всего?
- Какое было легче всего?
- Какое труднее?
- Отразите свое отношение к сегодняшнему уроку с помощью смайликов, которые лежат у вас на столах, и прикрепите выбранные смайлики в виде солнышка на доску.
- Молодцы! (выставляю оценки за работу на уроке). Спасибо. До свидания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.