Саитова Наталья Михайловна
МБОУ «НОШ г. Макарова» Сахалинской области
Тема урока: Закрепление приёмов сложения и вычитания трёхзначных чисел
Цель: повторить и закрепить приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел и способы проверки вычислений
Задачи:
• закреплять знания детей по нумерации многозначных чисел; отрабатывать навыки сложения и вычитания трёхзначных чисел, упражнять в проверке действий сложения и вычитания; решать задачи геометрического содержания; формировать умение анализировать задачи, объяснять ход решения, строить план решения задачи; отрабатывать вычислительные навыки, способствовать развитию навыков самостоятельной работы;
• развивать логическое мышление, внимание, память, поддерживать интерес к урокам математики;
• воспитывать усидчивость, дисциплинированность, чувство коллективизма, прививать любовь к природе.
Тип урока: урок закрепления знаний
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебники, тетради, карточки-задания для групповой работы, карточки для дифференцированной работы, карточки для рефлексии
Ход урока:
I. Организационный этап урока Организационный момент 1 слайд
Заливистый школьный звонок
Позвал опять нас на урок.
Математика пришла!
Математика сложна, но скажу с почтением:
Математика нужна, всем без исключения!
-На нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их.
– Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём урок математики. Тихо сели.
- Я тетрадь свою открою и с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою: ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
- Запишем число. Классная работа.
– Что вы можете рассказать о числе 15? (нечетное.) Назовите соседей этого числа.
– Представьте в виде суммы разрядных слагаемых.
Чистописание.
– Запишите числа, на которые делится 15.
Взаимопроверка (1, 3, 5, 15). Слайд 2
–Поднимите руку, чей сосед записал числа правильно. Поменяйтесь тетрадями
II. Основной этап урока
Определение темы урока, постановка задач
- Откройте учебник на странице 77. Назовите тему нашего урока.
– Тема нашего урока «Закрепление приёмов сложения и вычитания трёхзначных чисел». Слайд 3
Какие цели поставим себе на этом уроке?
Слайд 3. Дадим себе установку на урок (дети произносят хором):
Сегодня мы будем 1. отрабатывать навыки сложения и вычитания трёхзначных чисел, 2.решать задачи разных типов, 3. стараться выполнять все задания правильно и красиво, а ещё встречать наших пернатых друзей.
4 слайд.
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли.
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
– Ребята, наступила весна, но зима не сдаётся. К нам уже прилетели первые перелётные птицы. Мы должны достойно встретить их. Что мы должны сделать? (Домики для птиц).
– Ребята, а как нужно относиться к птицам?
– Мы с вами сегодня постараемся помочь птицам. Как это произойдёт, вы увидите по ходу урока. Но сначала нужно сделать некоторые расчёты, выполним следующие задания.
1. Устная работа:
1.1. Мозговая атака. Математическая разминка слайд 5
1.Три вершины, три угла, три стороны. Что это? \ треугольник
2. На него нельзя делить. \ 0
3. Самая большая единица длины. \ километр
4. Самая маленькая единица массы \грамм
5. Чему равно произведение цифр нынешнего года? 2014 \ 0
6. Как правильно сказать: « 7 плюс 5 равно одиннадцати или одиннадцати?»
6 слайд
1.2.
– Решить цепочку примеров:
48 : 8 * 10 + 40 : 10 + 14 : 8 + 69 : 9 +92= 100
7 слайд
1.3.
– А теперь давайте распутаем математический клубок.
1.4. Устное решение задач.
8 слайд
– Когда перелётные птицы пролетали над лесом, они узнали некоторые новости, и принесли их на крыльях нам. Устное решение задач.
а) Чтобы поужинать, волку достаточно 2 кг мяса, но если он голодал, то может съесть в 5 раз больше. Сколько кг мяса может съесть голодный волк? (10)
б) Маленькая мышка, живущая под корнями деревьев, делает запасы на зиму. В норке одной мышки было найдено 5 кг семян. Сколько кг семян перетащат в свои норки 6 мышей? (30)
в) Сурок спит 6 месяцев в году, это в 2 раза больше времени сна ёжика. Сколько месяцев спит ёжик? (3)
г) Масса яйца сороки 9 граммов, это в 3 раза меньше массы яйца фазана. Какова масса яйца фазана? (27)
2. Актуализация знаний предыдущих уроков. Закрепление приёмов сложения и вычитания трёхзначных чисел
2.1.
– А сейчас давайте потренируемся в решении примеров в столбик.
Для того-чтобы правильно выполнять задания давайте вспомним …
9 слайд Алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел.
1. Пишу ….
2. Складываю (вычитаю) единицы…
Результат пишу под единицами.
3. Складываю ( вычитаю) десятки…
Результат пишу под десятками.
4. Складываю ( вычитаю) сотни…
Результат пишу под сотнями.
5. Читаю ответ…
(2 примера – с комментированием). 278 + 125= 403 580 – 168 = 412
2.2. Самостоятельная работа. № 7 (1-2 столбики), стр. 77. 10 слайд
1 вариант – 1-ая строка
2 вариант – 2-ая строка
3 строка дополнительно
Проверка. 456 – 184 = 272 166 + 334=500
527 – 519 =8 292 + 468 =760
731 – 403 = 328 440 + 196 = 636
3. Решение задачи геометрического содержания
– Чтобы встретить наших пернатых друзей, мы должны подготовить для них домики. У нас есть бревно, (11 слайд), на нём сделаем 3 распила. Сколько частей получится? \ 4 части
– А сейчас приступим к изготовлению скворечника.
11 слайд
– Для изготовления скворечника, нужно взять дощечки прямоугольной формы 35см х 20см. Найдите периметр прямоугольника.
Р = 35 + 20 + 35 + 20 = 110 (см)
Чтобы сделать дно, необходимо взять дощечку квадратной формы. Периметр квадрата 80 см. Найдите сторону квадрата.
80 : 4 = 20 (см)
– Вот и готов скворечник.
12 слайд
4. Музыкальная физкультминутка.
5. Решение задачи на уменьшение числа и нахождение суммы. Самостоятельная работа. Дифференцированная работа.
– Ежегодно к нам в город прилетают перелётные птицы. Интересно, сколько их прилетит к нам в этом году?
Решение задачи (самостоятельно). слайд
(У доски выполняется схема задачи).
В прошлом году в наш город прилетело 340 трясогузок белых, скворцов японских малых на 130 меньше, а жаворонков полевых в 3 раза меньше, чем скворцов. Сколько всего птиц прилетело в город?
Тр. - 340 пт.
Скв. - ? пт., на 130 м. ? пт.
Ж. - ?, в 3 раза м
1). 340 – 130 = 210 (пт.) - скворцов
2). 210 : 3 = 70 (пт.) – жаворонков
3) 340 + 210 + 70 = 620(пт.)
Проверка решения.
6. Работа в группах. слайд
– Вспомним правила работы в группах (Не шуметь, уважать мнение других, …)
Задание А. Сколько прямоугольников на рисунке?
Задание Б. Сколько квадратов на рисунке?
Задание В. Сколько треугольников на рисунке?
7. Отработка вычислительных навыков
– Теперь надо повесить наш скворечник. Но растаял снег, везде вода, пройти невозможно. слайд
– Давайте проложим дорожку из камешков. слайды
слайд
– А вот и скворечник. И гости уже здесь. Радуют нас своим пением. Узнали голос певца?
слайд
Спасибо!
– Птицы благодарят вас за работу.
III. Заключительный этап урока
1. Подведение итогов урока
– Понравился вам урок? Что мы повторили и закрепили сегодня на уроке?
– Кто может сказать о себе: «У меня сегодня на уроке всё получилось!»
– Как проверить пример на сложение, на вычитание?
– Над чем необходимо ещё поработать?
– Какое задание было самым лёгким, а какое вызвало трудность?
2. Рефлексия.
слайд
– Теперь посмотрите на карточки с личиками.
– Если вы считаете, что урок прошёл плодотворно, с пользой; если вы научились и можете помочь другим, выберите красную карточку.
– Если вы считаете, что научились решать примеры и задачи, но вам нужна помощь, выберите синюю карточку.
– Если вы считаете, что было трудно на уроке, выберите жёлтую карточку.
слайд
3. Домашнее задание: №8, стр.78
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.