Урок русского языка в 7 классе
Тема: Развитие речи№21 Заметка в газету
Цель урока: знакомство с технологией написания газетной заметки, создание собственной заметки
Задачи урока:
Образовательные:
1. Сформулировать законы написания заметки, ее отличительные признаки;
2. Формировать навык работы с медиатекстами;
3.Проверить усвоение основных орфографических и пунктуационных правил.
Воспитательные:
1. Формировать познавательный интерес учащихся на уроке;
2. Формировать у учащихся умение давать полные, чёткие, грамотные ответы;
3. Воспитывать эстетический вкус.
3. Воспитывать у учащихся культуру общения.
Развивающие:
1. Развивать мышление, зрительную память, воображение ребят;
2. Работать над расширением кругозора учащихся.
Ход урока
I.Оргмомент.
- Сегодня у нас урок по развитию речи. Вы попробуете примерить на себя роль журналиста
— Назовите известные вам типы речи.
— Сколько стилей речи вы знаете? Перечислите с характерными для них стилевыми чертами.
— Расскажите о жанрах публицистики.
II. Постановка целей и задач урока
III. Объяснение нового материала
Задание
Прослушайте 2 текста. Определите стиль и тип речи.
О ХОРОШИХ МАНЕРАХ
Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, со старшими и младшими, как говорить, как одеваться. Но люди обычно мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры.
Что же лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание «рецептов» поведения?
В основе всех хороших манер лежит одна забота — о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Поэтому не надо шуметь. Поэтому не надо чавкать. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим: на вас не должно быть противно смотреть.
Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно — необходимость уважительного отношения к другим!
(По Д. Лихачеву)
НУЖНО ЛИ ЗНАТЬ ПРИРОДУ?
Знать природу, знать ее законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили.
Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как все в ней зависит одно от другого, может наделать много бед.
О хороших манерах
Я перескажу коротко одну сказку Виталия Валентиновича Бианки. называется она «Сова».
Обидел старик сову, рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. но старик не обратил на это внимания. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнезда шмелей разорять. но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока.
Смысл этой сказки в том, что в природе все крепко-накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? Оказывается, имеет — через мышей, через шмелей, через клевер — к корове и к молоку.
Вот почему надо знать природу!
(По Ю. Дмитриеву)
— Какова основная мысль каждого текста?
— Какие характерные черты публицистического стиля вы нашли в текстах?
— Были ли в вашей жизни моменты, когда бы вы хотели рассказать о благородном поступке человека, людей? О не очень хорошем поступке, который вас возмутил, потряс?
— Каким стилем речи вы при этом воспользуетесь?
Памятка для учащихся
"Написание заметки в школьную газету"
1. Заметка - это небольшая статья, посвященная конкретному факту, положительному или отрицательному.
2. Заметка отличается от сочинения краткостью изложения.
3. Особенности написания заметки: в ней остро ставится проблема; нередко содержится призыв, обращение к читателю; ее задача - сообщить о событии (в классе, в школе и т.д.); среди ее тем могут быть события классной, школьной, домашней жизни (выборы старосты, итоги конкурсов, спортивные состязания и т.д.); заметки содержат 3-5 предложений.
4. Репортер - это журналист, который пишет для газеты заметки.
5. Качества, необходимые репортеру для написания заметок: наблюдательность, быстрота реакции, настойчивость.
6. Заметки бывают хроникальными (с заголовком, о положительных и отрицательных фактах) и без заголовка.
7. Заметки публикуются в различных рубриках.
IV. Закрепление материала
Задание
Давайте попробуем создать проект собственной газеты, в которой каждый из нас почувствует себя журналистом. Вашей задачей будет написать статью, записать интервью или создать фоторепортаж с комментариями для газеты вашего класса.
Учащиеся с высоким уровнем могут написать заметку на свою тему. Придумайте заголовок статьи.
История нашей школы.
Как я учу иностранные языки.
Как улучшить успехи в учебе?
Наши учителя.
Всегда ли я заслуживаю своих оценок?
Мой лучший друг и одноклассник.
Лидер класса. Какой он? Кто он?
Каким должен быть «Золотой ученик»?
Этот благородный человек!
Чем я могу помочь природе?
Герои среди нас.
V. Домашнее задание: сделать проект классной газеты «Наша школа» или «Наш класс», с заметками каждого из учащихся.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.