Занимательная математика.
Оценка 4.7

Занимательная математика.

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
математика
1 кл
29.09.2018
Занимательная  математика.
Данный материал предназначается для работы во внеурочной деятельности с учащимися первого класса.« Занимательная математика» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике. Стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.Курс Занимательная математика» представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математики.
внеурочка занимат. матем..docx
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ   МАТЕМАТИКА 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель   современного   образования   –   оказать   педагогическую   поддержку   каждому ребенку   на   пути   его   саморазвития,   самоутверждения   и   самопознания.   Образование призвано   помогать   ребенку   устанавливать   свои   отношения   с   обществом,   культурой человечества,   в   которых   он   станет   субьектом   собственного   развития.   Внеурочная деятельность   составляет   неразрывную   часть   учебно­воспитательного   процесса, отличительной   особенностью   которой   является   то,   что   она   проводится   по   программе, выбранной учителем, но при этом обычно корректируется в процессе реализации с учетом индивидуальных  возможностей учащихся, их познавательных интересов и развивающихся потребностей. Курс   «Занимательная   математика»   входит   во   внеурочную   деятельность младших школьников (1класса) по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Для   1   класса   программа   составлена  с   учетом   авторского   тематического   планирования учебного материала Холодовой О.А. «Занимательная математика». Актуальность курса « Занимательная математика»  определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике. Стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Содержание курса  «Занимательная математика» представляет собой введение в мир   элементарной   математики,   а   также   расширенный   углубленный   вариант   наиболее актуальных вопросов базового предмета – математики. Новизна  данного   курса   определена   федеральным   государственным образовательным стандартом начального общего образования. Практическая   значимость  обусловлена   обучением   рациональным   приемам применения знаний на практике, переносу усвоенных  ребенком знаний и  умений как  в аналогичные,   так   и   в   измененные   условия.   Формы   организации   учеников   на   занятиях разнообразны: коллективная, групповая, парная, индивидуальная. Цель: развивать математический образ мышления. Задачи: ­расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; ­расширять математические знания в области многозначных чисел; ­содействовать умелому использованию символики; ­учить правильно применять математическую терминологию; ­учить делать доступные выводы и обобщения. Обосновывать собственные мысли; ­развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах; ­формировать познавательную активность и самостоятельность учащихся; ­формировать   способность   наблюдать,   сравнивать,   обобщать,   находить   простейшие закономерности, использовать догадке, строить и проверять простейшие гипотезы; ­привлекать учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. Курс ориентирован на учащихся 1­4 классов.  Формы   и   методы   организации   деятельности   учащихся   ориентированы   на   их индивидуальные и возрастные особенности. Дополнительный образовательный курс рассчитан на четыре года обучения Место факультатива в учебном плане Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе (1 час в неделю) Принципы курса «Занимательная математика»  Актуальность.   Создание   условий   для   повышения   мотивации   к   обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.  Научность.   Математика   –   научная   дисциплина,   развивающая   умения   логически мыслить,   видеть   количественную   сторону   предметов   и   явлений,   делать   выводы, обобщения.  Системность.   Программа   курса   строится   от   частных   примеров   (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).  Практическая   направленность.   Содержание   курса   направлено   на   освоение математической   терминологии,   которая   пригодится   в   дальнейшей   работе,   на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут учащимся принимать участие   в   школьных   и   районных   олимпиадах   и   других   математических   играх   и конкурсах.  Обеспечение   мотивации.   Во­первых,   развитие   интереса   к   математике   как   науке физико­математического   направления,   во­вторых,   успешное   усвоение   учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.  Реалистичность.   С   точки   зрения   возможности   усвоения   основного   содержания программы   –   возможно   усвоение   за   136   занятий   (4   году   обучения).   Усвоение некоторых приемов решения нестандартных задач возможно и за 34 занятия (1 год обучения)  Курс   ориентационный.   Он   осуществляет   учебно­практическое   знакомство   со многими   разделами   математики,   удовлетворяет   познавательный   интерес школьников   к   проблемам   данной   точной   науки,   расширяет   кругозор,   углубляет знания в данной учебной дисциплине. 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» Личностными результатами изучения данного курса являются: ­развитие  любознательности, сообразительности при  выполнении  разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; ­развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения   преодолевать трудности­качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; ­воспитание чувства справедливости. Ответственности; ­развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления; ­формирование этических норм поведения при сотрудничестве; ­развитие   умения   делать   выбор,   в   предложенных   педагогом   ситуациях   общения   и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения.  Метапредметные результаты  представлены в разделе «Универсальные учебные действия» Предметные результаты отражены в разделе «Основное содержание» 3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Курс «Занимательная математика» для начальной школы – курс интегрированный. В нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. Арифметический блок Признаки предметов (цвет, форма, размер и т.д.) Отношения. Названия и последовательность чисел от 1 до10. Сложение и вычитание чисел  в пределах 20. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. Подсчет числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Числовые   головоломки:   соединение   чисел   знаками   действия   так,   чтобы   в   ответе получилось заданное число, и другие. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов. Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой. Занимательные задания с римскими цифрами. Универсальные учебные действия Сравнивать   разные   приемы   действий,   выбирать   способы   для   выполнения   конкретного задания.  Моделировать   в   процессе   совместного   обсуждения   алгоритм   решения   числового кроссворда, использовать его в ходе самостоятельной работы.  Применять   изученные   способы   учебной   работы   и   приемы   вычислений   для   работы   с числовыми головоломками. Анализировать правила игры, действовать в соответствии с правилами. Включаться   в   групповую   работу.   Участвовать   в   обсуждении   проблемных   вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Контролировать свою деятельность:  обнаруживать и исправлять ошибки. Блок логических и занимательных задач Задачи,   допускающие   несколько   способов   решения.   Задачи   с   недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Алгоритм (последовательность шагов) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Старинные, логические, комбинаторные задачи. Нестандартные задачи, задачи, решаемые способом перебора. Задачи на доказательство. Воспроизведение   способа   решения   задачи.   Выбор   наиболее   эффективных   способов решения. Универсальные учебные действия Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины). Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Воспроизводить способ решения задачи, выбирать наиболее эффективный способ решения. Конструировать несложные задачи. Геометрический блок Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Проведение линии по заданному алгоритму: путешествие точки (на листке в клетку).  Геометрические узоры. Закономерности в узорах.  Распознавание окружности в орнаменте.  Симметрия.  Части фигуры. Место в конструкции. Расположение деталей. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.  Разрезание     и   составление   фигур.   Поиск   заданных   фигур   в   фигурах   сложной конфигурации. Уникальные фигуры. Пересчет фигур. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Универсальные учебные действия Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Ориентировать на точку начала движения. Проводить линию по заданному алгоритму. Выделять фигуру заданной формы  Анализировать расположение деталей  Составлять фигуры из частей. Анализировать предложенные возможные варианты верного решения. Сравнивать построенную конструкцию с образцом. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ) № Тема занятия Кол­во часов Цель занятия 1 Удивительная страна. Аллея признаков 1   детей Тема 1. ГОРОД ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ Познакомить сказочной,удивительной «Заниматика»,уточнить математике и ее значении в жизни людей; создать положительный   эмоциональный   настрой   на изучение математики; проверить уровень развития новой страной с   представления 2 Порядковый проспект 1 3 Порядковый проспект 1 4 5 6 7 Улица Волшебного квадрата 1 В космической лаборатории 1 Художественная площадь 1 Испытание в Закономерностей     городе 1       в   ряду,   признаку, видова   речи,   развивать   речь,   памяти,   мышления. различных     внимания, воображения,   Закреплять умения: определять признаки предметов, изменять эти   признаки,   классифицировать   предметы   по признаку;   логическое   и аналитическое мышление Формировать   умение   определять   совокупность предметов   на   основании   общего   признака, выделять   часть   из   множества   предметов   по характерному уточнить сформированность   пространственно­временных отношений,   познакомить   с   понятием   «порядок», учить находить определенную последовательность в   событиях;   развивать   речь   и   аналитическое мышление Познакомить с понятием «цепочка», формировать умение выделять, достраивать и строить цепочку по   описанию;   дать   представление   о закономерностях,   формировать   умение   находить закономерность продолжать последовательности предметов по определенному правилу; развивать память, внимание, речь, логику Познакомить   с   особенностями   расположения фигур   в   девятиклеточном   квадрате,   учить находить   закономерность   и   дополнять   квадрат недостающими фигурами, познакомить с понятием «волшебного   квадрата»;   развивать   внимание, логическое и аналитическое мышление Учить заполнять клетки «волшебного квадрата», применять правило,  закреплять умение  находить закономерности   в   ряду   предметов;   развивать внимание, логическое и аналитическое мышление Закреплять   умение   находить   закономерности   в ряду, последовательности размещения   предметов   по   определенному правилу,   формировать   умение   решать   задачи   на составление   различных   цветовых   комбинаций; развивать память, внимание, речь, логику Проверить   знания   о   признаках   предметов; проанализаровать умения объединять предметы в группу   по   характерному   признаку,   определять последовательность   продолжать закономерности, применять правило «волшебного квадрата»; учить осуществлять контроль и оценку правильности своих действий продолжать   событий,     8 Улица Загадальная 1 Тема 2. ГОРОД ЗАГАДОЧНЫХ ЧИСЕЛ Формировать   представление   о   сложении   как объединении   совокупностей   предметов   и   о вычитании   как   удалении   из   совокупности 9 Цифровой проезд 10 Цифровой проезд 11 Числовая улица 12 Заколдованный переулок 13 Улица Магическая 1 1 1 1 1 14 Вычислительный проезд 1 15 Улица Высказываний 1 предметов его части; развивать речь, логическое и аналитическое мышление Уточнить   знания   о   знаковом   языке   математики, закрепить понимание отличия понятий «число» и «цифра»,   познакомить   с   различными   способами изображения  чисел,   познакомить   с  цифрами   для написания   индекса,   учить   решать   задачи   по перекладыванию палочек; развивать речь, память, внимание, мыслительные операции, аналитические способности Познакомить   с   некоторыми   историческими сведениями   о   различных   системах   нумерации,   с первыми   десятью   римскими   цифрами,   учить выполнять   сложение   и   вычитание   чисел, записанных   римскими   цифрами;   учить   решать задачи   на   перекладывание   палочек»;   развивать память, внимание, логику Систематизировать   знания   о   цифрах   и   числах, закрепить умения записывать числа арабскими и римскими цифрами, сравнивать числа с помощью числового   отрезка;   развивать   внимание, логическое и аналитическое мышление Систематизировать   знания   о   цифрах   и   числах; учить восстанавливать примеры, в которых цифры скрыты за предметными и буквенными символами; развивать внимание, логическое и аналитическое мышление Систематизировать и обобщить знания о цифрах и числах, находить закономерность в числовом ряду, познакомить с «магическими   рамками»,   «числовым   ковриком», формировать умение последовательно выполнять арифметические   действия   для   отгадывания задуманного   числа;   развивать   внимание, логическое и аналитическое мышление Обобщить знания о цифрах и числах, познакомить с   «числовыми»   и   «цифровыми»   дорожками, ознакомить   со   способом   решения   числовых головоломок:  соединять числа  знаками  действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др.; развивать память, внимание, логику закреплять     умение   Тема 3. ГОРОД ЛОГИЧЕСКИХ РАССУЖДЕНИЙ   «следствие»,   «суждение», Познакомить   с   понятиями: «причина»,   учить   строить простейшие высказывания с помощью логических связок «...и/или», «если..., то...», «потому что...», «...поэтому...»,   формировать   умение   решать задачи   путем   рассуждения;   развивать   внимание, логическое и аналитическое мышление 16 Улица   Правдолюбов   и Лжецов 1 17 Отрицательный переулок 1 18 Проспект Логических задач 1 19 Проспект Логических задач 1 20 Проспект Логических задач 1 21 Проспект Логических задач 1   операции,     оценивать   основе Познакомить   с   понятиями:   «ложно»,   «истинно», «верно»,   «неверно»,   учить   строить   истинные высказывания,   развивать   умение   делать   выводы, учить   оценивать   истинность   и   ложность высказываний,   учить   строить   истинные предложения   на   сравнение   по   цвету   и   размеру, учить решать логические задачи путем сравнения исходных   данных;   развивать   логическое   и аналитическое мышление Познакомить   с   понятием   отрицание,   учить построению   отрицаний   с   помощью   частицы   НЕ; учить   классифицировать   предметы   по   одному   истинность свойству,   учить высказываний   на   установления соответствий   между   картинкой   и   текстовым описанием;   развивать   речь,   память,   внимание, мыслительные аналитические способности Познакомить   с   понятием   «логическая   задача»; расширить представление о луче, учить применять луч для решения задач; учить решать логические задачи   путем   рассуждения,   с   опорой   на   луч; формировать   умение   иллюстрировать   текстовые описания;   развивать   внимание,   логическое   и аналитическое мышление Познакомить   с   графической   моделью;   учить соотносить   текстовые   описания   и   графические модели;   продолжить   формирование   умений: устанавливать   соответствие   между   текстом   и схемой, иллюстрировать текстовые описания при помощи  отрезков;  развивать  память,  внимание  и логику Познакомить   с   понятием   «граф»,   графическим способом   решения   логических   задач;   учить построению   графической   модели   по   текстовому условию   логической   задачи;   учить   использовать графический   рисунок   для   построения   истинных высказываний;   работу   по формированию умения строить умозаключения на основе отрицания; развивать внимание, логическое и аналитическое мышление Познакомить   с   табличным   способом   решения задач;   учить   табличному   способу   решения логических     устанавливать соответствие   между   элементами   множеств   по логическому   условию;   формировать   умения: читать   и   составлять   таблицы,   оценивать истинность и ложность высказывания по заданным условиям; формировать умение решать задачи на составление   различных   комбинаций   букв;   продолжить задач;   учить 22 Испытание Логических рассуждений в     городе 23 Улица Величинская 24 Временный переулок 25 Улица Сказочная 26 Хитровский переулок 27 Смекалистая улица 28 Смекалистая улица 1 1 1 1 1 1 1 29 Испытание   Занимательных задач в   городе 1 развивать речь, память, внимание, мыслительные операции, аналитические способности Проверить знания: о графическом, схематическом, табличном   способах   решения   логических   задач; проанализировать   умение   решать   задачи комбинаторного   типа;   учить   осуществлять контроль и оценку правильности своих действий Тема 4. ГОРОД ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ Познакомить   с   понятием   «нетрадиционные задачи»;   закрепить   знания   о   величинах   и   общем принципе   их   измерения;   учить   практически сравнить   предметы   по   массе   с   помощью   весов; учить   решать   нетрадиционные   задачи   на «взвешивание»; развивать внимание, логическое и аналитическое мышление Рассмотреть   некоторые   свойства   величин; уточнить   сформированность   пространственно­ временных отношений; устанавливать взаимосвязи между ними; учить оперировать ими; учить решать нетрадиционные задачи «про возраст»; развивать память, внимание, логику Формировать   умение   решать   нетрадиционные задачи   на   материале   сказок   путем   построения графических   моделей;   развивать   речь,   память, внимание, мыслительные операции, аналитические способности Учить   решать   нетрадиционные   задачи   «на расстановку» и «на разрезание» при помощи схем; формировать   умение   иллюстрировать   текстовые описания;   развивать   внимание,   логическое   и аналитическое мышление Учить   решать   нетрадиционные   задачи   «на размещение», «на подсчет ступенек и этажей», «на интервалы»   путем   рассуждения,   а   также   при помощи   схем   и   рисунков,   формировать   умение иллюстрировать   текстовые   описания;   развивать память, внимание, логику Учить   решать   нетрадиционные   задачи   разных типов: «голова и ноги», «колеса и велосипеды», «на   сравнение»   путем   сравнения   исходных данных,   рассуждения,   а   также   при   помощи схематических   рисунков,   формировать   умение иллюстрировать   текстовые   описания;   развивать внимание, логическое и аналитическое мышление Проверить   умение   применять   приобретенные навыки   при   решении   нетрадиционных   задач; закрепить   приобретенные     учить осуществлять   контроль   и   оценку   правильности своих действий знания; 30 Фигурный проспект 31 Зеркальный переулок 32 Художественная улица 33 Математический   конкурс «Умники и умницы» 1 1 Тема 5. ГОРОД ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕВРАЩЕНИЙ 1 Познакомить с геометрическими телами, научить распознавать   форму   этих   тел   в   предметах окружающей   обстановки,   изображать   их   на плоскости Познакомить   с   понятиями   «симметрия», «симметричные   фигуры»,   «ось   симметрии», формировать   умение   изображать   симметричные фигуры, находить ось симметрии; развивать речь, пространственное воображение Познакомить   с   понятиями   «область»,   «граница области»,   «на   границе»,   «внутри»,   «снаружи», «соседние»   и   «не   соседние»   области,   учить различать   соседние   и   не   соседние   области; развивать   пространственное мышление, речь Проверить   уровень   усвоения   пройденного материала; повысить интерес к математике;  воображение, 1   ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ) № Тема занятия 1 Улица Ребусовая 2 Заколдованный переулок Кол­ во часов 1 1 Цель занятия Тема 1. ГОРОД ЗАГАДОЧНЫХ ЧИСЕЛ Познакомить   с   тетрадью­учебником   для   путешествия   по сказочной стране «Заниматике»; систематизировать сведения о   натуральных   числах;   познакомить   с   понятием   «ребус»; «открыть»   секреты   ребусов;   научить   отгадывать   ребусы, применяя   основные   правила;   развивать   речь,  логическое   и аналитическое мышление. Уточнить знания   о   знаковом   языке   математики;   закрепить понимание отличия между числом и цифрой; познакомить с различными вариантами написания цифр; закрепить умение отгадывать  ребусы;  учить  восстанавливать  математические ребусы,   в   которых   цифры   скрыты   за   предметными   и буквенными символами; познакомить с целями и задачами международного   математического   конкурса­игры   для школьников   «Кенгуру»;   развивать   внимание,   логическое   и аналитическое мышление. 3 Цифровой поезд 1 Систематизировать   знания   о   цифрах   и   числах;   повторить различные   варианты   написания   цифр;   повторить   знания   о римской нумерации; закрепить умение читать и записывать числа,   римскими   цифрами;   учить   выполнять   сложение   и вычитание чисел, записанных римскими цифрами в пределах 30;   учить   решать   математические   ребусы   с   римскими цифрами   по   перекладыванию   спичек;   развивать   память, внимание, логику. Познакомить   с   историей   развития   понятия   числа,   с различными   системами   счисления;   закрепить   умения записывать   числа   арабскими   и   римскими   цифрами, сравнивать   числа   с   помощью   числового   отрезка;   учить решать   математические   ребусы   на   упорядочивание нескольких чисел; развивать мыслительные операции, речь, логическое мышление и образное, память, внимание. Обобщить   знания   о   цифрах   и   числах;   уточнить   знания   о позиционной   системе   записи   чисел;   закрепить   умение составлять   числа;   ознакомить   со   способом   решения «цифровых» дорожек с одинаковыми и разными цифрами; развивать внимание, логическое и аналитическое мышление. Закрепить  умение  читать  и записывать  числа  арабскими  и римскими цифрами; познакомить с «числовыми» дорожками, «числовыми ковриками»; ознакомить со способом решения числовых головоломок: соединять числа  знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число; развивать память, внимание, логику. Тема 2. ГОРОД ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ   с Познакомить   понятиями   «кодирование»   и «декодирование»;   познакомить   с   шифром   замены;   научить ставить в соответствие предметы или действия с другими предметами   или   действиями;   познакомить   с   понятием «двоичный код»; учить использовать знаково­символические средства для моделирования ситуаций, описанных в задачах; развивать внимание, логическое и аналитическое мышление. Сформировать   представление   о   координатной   сетке; 4 Числовая улица 1 5 6 Вычислительный проезд Вычислительный проезд 7 Улица Шифровальная 8 Координатная 1 1 1 1 площадь 9 Порядковый проспект 10 Порядковый проспект 11 Порядковый проспект 1 1 1 12 Улица   Волшебного квадрата 1 13 Улица Магическая 1 14 Испытание   в   городе Закономерностей. Сыщики 1 познакомить   с   локализацией   предметов   на   координатной сетке;   научить   находить   предмет   на   координатной   сетке; научить кодировать и декодировать сообщения с помощью кодировочных   таблиц;   развивать   мыслительные   операции, речь, логическое мышление и образное, память, внимание. Познакомить с понятиями «операция», «объект операции», «результат   операции»;   научить   определять   результат действия; научить определять действие, которое привело к данному   результату;   познакомить   с   понятием   «обратное действие»; научить определять действие, обратное данному; рассмотреть сложение и вычитание как операции, обратные друг   другу;   развивать   речь,   логическое   и   аналитическое мышление. Закрепить знания о прямых и обратных операциях; уточнить сформированность   умения   определять   последовательность событий; ввести понятие «алгоритм»; научить составлению и выполнению   алгоритма;   научить   поиску   ошибок   и исправлению алгоритма; развивать мыслительные операции, речь, логическое мышление и образное, память, внимание. Научить обобщать и классифицировать предметы по какому­ либо   признаку,   научить   выявлять   закономерности   в чередовании   признаков,   формировать   умение   находить закономерность   в   ряду,   продолжать   последовательности предметов   по   определённому   правилу;   закреплять   умение действовать   по   алгоритму;   учить   поиску   ошибок   и исправлению алгоритма; развивать память, внимание, речь, логику. Повторить   особенности   расположения   фигур   в девятиклеточном   квадрате;   уточнить   понятия   «волшебный квадрат», «правило волшебного квадрата»; учить находить закономерность   и   дополнять   квадрат   недостающими фигурами; развивать внимание, логическое и аналитическое мышление. Повторить   знания   о   цифрах   и   числах;   закреплять   умение находить   закономерность   в   числовом   ряду;   учить устанавливать связь между закономерностями; познакомить с   «числовыми   ковриками»,   «магическими   рамками», «магическими квадратами»; формировать умение выполнять арифметические   действия   для   заполнения   этих   числовых ребусов;   развивать   внимание,   логическое   и   аналитическое мышление. Проверить   знания   о:   прямых   и   обратных   операциях, кодировании   и   декодировании;   проанализировать   умения: определять последовательность событий, находить предмет на   координатной   сетке,   находить   закономерность   в   ряду, предметов     последовательности продолжать по определённому   правилу,   дополнять   «волшебный»   квадрат недостающими   фигурами,   обобщать   и   классифицировать предметы   по   какому­либо   признаку,   составлять   линейный алгоритм,   учить осуществлять   контроль   и   оценку   правильности   своих действий. Тема 3. ГОРОД ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕВРАЩЕНИЙ   заполнять   «магический»   квадрат; 15 Конструкторский проезд 1 16 Фигурный проспект 1 17 Конструкторский проезд 1 18 Зеркальный переулок 1 19 Художественная улица 20 Испытание   в   городе Геометрических превращений. Сказки зимы 1 1 Систематизировать   знания   о   геометрических   фигурах   и телах;   учить   распознавать   форму   геометрических   тел   в предметах   окружающей   обстановки,   в   изображении   их   на плоскости; научить решать задачи на разрезание фигуры на одинаковые   части;   развивать   речь,   пространственное воображение, мыслительные операции, память. Закрепить знания о геометрических фигурах и телах; дать понятие о преобразовании объёмных тел в плоскостные, а плоскостных ­ в объёмные; научить решать задачи на подсчёт геометрических   фигур;   развивать   пространственное мышление, воображение, смекалку и находчивость. Повторить   вариант   изображения   цифр   для   написания индекса;   формировать   умение   строить   конструкции   по заданному образцу; учить решать задачи по перекладыванию спичек в соответствии с условием и проверять выполненную работу;   развивать   творческую   самостоятельность, сообразительность,   любознательность,   пространственное воображение,   память,   мыслительные   операции,   внимание посредством решения нестандартных задач со спичками. Повторить понятия: «симметрия», «симметричные фигуры», «ось   симметрии»;   формировать   умения   изображать симметричные   фигуры,   находить   ось   симметрии; познакомить   с   палиндромами;   развивать   речь, пространственное воображение, логическое мышление. Систематизировать   знания   по   построению   симметричных изображений; ввести понятие «паркет»; научить пониманию композиции;   отрабатывать   умение   строить   симметричные изображения;   уточнить   знания   о   соседних   и   не   соседних областях,   границах   области;   развивать   художественную фантазию, плоскостное воображение, внимание. Проверить знания о: симметричных фигурах, соседних и не соседних   областях,   пространственных   отношениях; проанализировать   умения:   находить   нужную   область, симметрично отражать предметы, подсчитывать количество фигур,   решать   различные   задачи   на   развитие «геометрического зрения» ­ «со спичками», «на разрезание фигур»;   учить   осуществлять   контроль   и   оценку 21 Улица Высказываний 1 22 Улица   Правдолюбов и Лжецов 1 23 Отрицательный переулок 1 24 Улица Сказочная 1 25 Площадь Множеств 1 26 Пересечение   улиц. Перекресток 1 правильности своих действий. Тема 4. ГОРОД ЛОГИЧЕСКИХ РАССУЖДЕНИЙ   развивать   внимание, Уточнить знания о высказываниях, причинах и следствиях; ввести   понятия   «общие»,   «частные»   и   «единичные высказывания»;  учить строить  простейшие  высказывания  с помощью логических связок «если то,..», «потому что», «... поэтому   ...»;   познакомить   с   высказываниями   со   связками «и»,   «или»;   формировать   умение   решать   задачи   путём рассуждения;   логическое   и аналитическое мышление. Уточнить знания о ложных и истинных, верных и неверных высказываниях;   учить   оценивать   простые   высказывания   с точки зрения истинности или ложности, строить истинные высказывания, строить истинные предложения на сравнение; учить решать логические задачи путём сравнения исходных данных;   формировать   умение   делать   выводы;   развивать мыслительные   операции,   речь,   логическое   мышление, память, внимание. Закрепить знания об «отрицании»; учить: классифицировать предметы   по   одному   свойству,   отрицанию   некоторого свойства с помощью частицы «не», строить высказывания по смыслу   отрицающие   данные;   учить   поиску   необходимой информации,   содержащейся   в   рисунке;   научить   решать задачи с помощью построения отрицания и систематизации данных   в   таблице;   развивать   речь,   память,   внимание, мыслительные операции, аналитические способности.   умения   делать   выводы, Закрепить   умение   решать   логические   задачи   путём: рассуждений,   построением отрицания,   записи   данных   в   виде   таблицы,   применения графа; развивать мыслительные операции, речь, логическое мышление и образное, память, внимание. Ввести   понятия   «множество»,   «элементы   множества»; научить   определять   принадлежность   элемента   множеству (классификация   по   одному   свойству);   познакомить   с различными   способами   задании   множеств:   перечисление   и задание общего свойства его элементов; научить ставить в соответствие   элементы   одного   множества   с   элементами другого множества; учить решать задачи с помощью «кругов Эйлера»;   развивать   внимание,   логическое   и   аналитическое мышление. Ввести   понятия   «вложенность»   (включение)   множеств, «подмножество»,   научить определять   элементы,   принадлежащее   пересечению множеств   (классификация   по   двум   и   более   свойствам); закреплять умение ставить в соответствие элементы одного   «пересечение   множеств»; 27 Проспект Логических задач 1 28 Улица Величинская 1 29 Смекалистая улица 1 30 Денежный бульвар 1 31 Торговый центр 1 32 Временный переулок 1 множества с элементами другого множества; учить решать задачи   с   помощью   «кругов   Эйлера»;   развивать   внимание, логическое и аналитическое мышление. Закрепить   умение   решать   логические   задачи   с   помощью «кругов Эйлера»; уточнить знания о графах и их применении в решении задач; учить решать некоторые задачи с помощью графа; учить использовать знаково­символические средства для   моделирования   ситуаций,   описанных   в   задачах; развивать   мыслительные   операции,   речь,   логическое мышление и образное, память, внимание. Тема 5. ГОРОД ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ Познакомить   с   понятием   «нестандартные   задачи»;   учить использовать   знаково­символические   средства   для моделирования   ситуаций,   описанных   в   задачах;   закрепить знания   о   величинах   и   общем   принципе   их   измерения; познакомить со старинными русскими мерами массы; учить сравнивать предметы по массе при помощи рычажных весов без   циферблата;   учить   решать   нетрадиционные   задачи   на «взвешивание»;   развивать   логическое   и   аналитическое мышление, память, внимание. Закрепить   знания   о   мерах   длины;   познакомить   с возникновением   и   совершенствованием   мер   длины,   со старинными   мерами   длины;   учить   решать   нетрадиционные задачи, связанные с длиной, «на промежутки», на движение «вверх­вниз» путём рассуждения, а также при помощи схем и рисунков; формировать умение иллюстрировать текстовые описания; развивать смекалку и находчивость. Познакомить   с   единицами   стоимости,   со   старинными русскими   денежными   единицами;   учить:   вести   расчёт монетами   разного   достоинства,   вести   преобразование денежных   величин;   решать   нетрадиционные   задачи, связанные   с   «деньгами»; знаково­ символические   средства   для   моделирования   ситуаций, описанных   в   задачах;   развивать   мыслительные   операции, речь, логическое мышление и образное, память, внимание.   использовать   Ввести   понятие   «взаимообратные   задачи»;   учить:   решать задачи,   обратные   данной;   решать   задачи,   связанные   с «покупкой»;   развивать   умение   рассуждать,   сопоставлять, сравнивать;   развивать   познавательную   активность, практические навыки. Рассмотреть   некоторые   свойства   временных   величин; уточнить   сформированность   пространственно­временных отношений и умение устанавливать взаимосвязи между ними; учить   решать   нетрадиционные   задачи   «про   возраст»; развивать память, внимание, логику. 33 34 Хитровский переулок   Испытания для юного   математика. «В гостях у сказки» 1 1 Учить   решать   нетрадиционные   задачи   «на   расстановку»   и «на разломы» при помощи схем; учить использовать знаково­ символические   средства   для   моделирования   ситуаций, описанных в задачах; развивать смекалку и находчивость. Проверить   уровень   усвоения   пройденного   материала; повысить интерес к математике; способствовать сплочению детского   коллектива;   развивать   мыслительные   операции, речь, логическое мышление и образное, память, внимание. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ) № Тема занятия Кол­во часов Цель занятия Тема 1. ГОРОД ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ 1 Порядковый проспект 1 2 Порядковый проспект 1 3 Улица Шифровальная 1   Напомнить о целях и задачах путешествия по сказочной стране «Заниматике»; познакомить с тетрадью­учебником   для   путешествия   по   ней; учить находить объект на координатной сетке; учить декодировать сообщение, закодированное с помощью координатной сетки; сформировать начальное   представление   о   закономерности расположения   объектов   (чисел,   букв,   фигур, предметов)   в   цепочке;   учить   находить закономерность восстанавливать пропущенные   элементы   цепочки   или   группы; учить   находить   и   исправлять   нарушенную закономерность;   развивать   логическое   и аналитическое мышление Учить   описывать,   определять   и   сравнивать предметы   по   их   признакам;   учить   описывать объект, называя его составные части и действия, которые   выполняет   объект;   учить   описывать состав   и   возможные   действия   объекта   в табличном   виде;   повторять   особенности расположения   фигур   в   девятиклеточном квадрате;   уточнить   понятия   «волшебный квадрат»,   «правило   волшебного   квадрата»; учить   находить   закономерность   и   дополнять квадрат   недостающими   фигурами;   учить располагать предметы в цепочке или в таблице, соблюдая   аналогичную заданной;   развивать   внимание,   логическое   и аналитическое мышление Учить отгадывать загадки, сравнивая состав и действия   объектов;   повторить   понятия «кодирование»   и   «декодирование»;   учить кодировать   и   декодировать   сообщения   с помощью   кодировочных   таблиц;   вспомнить закономерность, и 4 Порядковый проспект 1 5 Порядковый проспект 1 6 Порядковый проспект 7 Улица Ребусовая 1 1       средства     логическое особенности   шифра   замены;   учить   ставить   в соответствие предметы или действия с другими предметами   или   действиями;   повторить понятие   «двоичный   код»;   учить   использовать знаково­символические для моделирования ситуаций, описанных в задачах; развивать внимание, и аналитическое мышление Учить отгадывать загадки, сравнивая состав и действия   объектов;   учить   выделять   этапы (шаги) действия; учить определять правильный порядок шагов; учить составлять и выполнять алгоритмы,   используя   условные   знаки;   учить находить   и   исправлять   ошибки   в   алгоритмах; дать представление о ветвлении в алгоритме, о записи условия ветвления на схеме алгоритма; учить   формулировать   условия   ветвления; ввести   понятия   «линейный»   и   «нелинейный» алгоритм;   развивать   мыслительные   операции, речь, логическое и образное мышление, память, внимание Закрепить   умение   выполнять   и   составлять алгоритмы;   закрепить   представление   о ветвлении   в   алгоритме;   закрепить   умение формулировать условие ветвления и выполнять алгоритмы с ветвлением; дать представление о цикле   в   алгоритме,   о   способе   записи   условия окончания цикла; учить составлять и выполнять алгоритмы с циклами; учить отличать условие ветвления   от   условия   повтора;   закрепить понятия   «линейный»   и   «нелинейный»   (с ветвлениями   и   циклами)   алгоритм;   развивать внимание,   логическое   и   аналитическое мышление   «объект Повторить   понятия   «операция»,   учить   «результат   операции»; операции», определять   результат   действия,   учить определять   действие,   которое   привело   к данному результату; закрепить знания о прямых и обратных операциях; рассмотреть умножение и деление как операции обратные друг другу; учить   составлять   алгоритм   расшифровки,   на основе   алгоритма   шифровки;   учить   решению задач «с конца», развивать речь, логическое и аналитическое мышление Тема 2. ГОРОД ЗАГАДОЧНЫХ ЧИСЕЛ Уточнить знания о знаковом языке математики; закрепить понимание отличия между числом и цифрой; повторить вариант изображения цифр для   написания   индекса;   систематизировать 8 Улица Ребусовая 9 Вычислительный проезд 10 Вычислительный проезд 11 Улица Магическая 12 Порядковый проспект 1 1 1 1 1   правила; сведения   о   натуральных   числах;   уточнить знания   о   позиционной   системе   записи   чисел; учить кодировать и декодировать сообщения с помощью специального кода; учить «открывать» секреты   ребусов;   учить   отгадывать   ребусы, применяя   основные   учить восстанавливать   математические   ребусы,   в которых   цифры   скрыты   за   предметными   и буквенными   символами;   развивать   речь, логическое и аналитическое мышление Учить   отгадывать   буквенные   ребусы;   учить восстанавливать   математические   ребусы,   в которых   цифры   скрыты   за   предметными   и буквенными   символами;   познакомить   со способом   решения   числовых   головоломок; развивать мыслительные операции, речь, умение наблюдать,   делать   выводы;   формировать вычислительные навыки Закрепить   умение   отгадывать   буквенные ребусы;   учит   решать   «числовые   дорожки»   с одинаковыми и разными числами; учить решать «цифровые дорожки» с одинаковыми и разными цифрами;   развивать   вычислительные   навыки, память, внимание, логику Обобщить знания о позиционной системе записи чисел;   учить   решать   «числовые   коврики», «числовые   колеса»;   формировать   умение выполнять   арифметические   действия   для заполнения   этих   числовых   ребусов;   развивать вычислительные   навыки,   память,   внимание, логику Повторить   правила   «магического   квадрата»   с числами;   формировать   умение   решать девятиклеточные   «магические   квадраты»   познакомить   с   «магическим сложения; квадратом»   вычитания;   учить   решать «магические вычитания; формировать   умение   решать   «магические рамки» и выполнять арифметические действия для   заполнения   этих   числовых   ребусов; развивать и внимание, аналитическое мышление Систематизировать   знания   о   натуральных числах;   учить   находить   циклическую закономерность   в   числовом   ряду;   учить находить   закономерность   и   восстанавливать пропущенные   числа   в   числовой   цепочке, числовом   круге,   числовой   таблице;   учить решать на упорядочивание   нескольких   чисел;   развивать   математические   ребусы   квадраты»         логическое 13 Цифровой проезд 14 Сказка ложь, да в ней намек  (закрепление) 15 Улица Высказываний 1 1     учить     речь, палочек;   знания: цифрами; вычислительные   навыки,   память,   внимание, логику Систематизировать знания о цифрах и числах; повторить различные варианты написания цифр; повторить   знания   о   римской   нумерации   в пределах 30; познакомить с римскими числами в пределах 100; формировать умение читать и записывать   числа   римскими   цифрами;   учить сравнивать   римские   числа;   учить   выполнять сложение   и   вычитание   чисел,   записанных римскими решать математические ребусы с римскими цифрами по развивать перекладыванию     навыки, вычислительные   мыслительные операции,   логическое   и   образное мышление, память, внимание Проверить   о   названии   и последовательности   чисел   от   1   до   1000, таблицы   умножения   однозначных   чисел   и соответствующих   случаев   деления,   правилах   римской решения   буквенных   ребусов, нумерации; проанализировать   умения: складывать   и   вычитать   арабские   и   римские числа в пределах 1000, умножать и делить числа в   пределах   100;   решать   и   составлять   ребусы, содержащие   числа;   решать   числовые головоломки:   соединять   числа   знаками действия   так,   чтобы   в   ответе   получилось заданное   число   («числовые   дорожки», «цифровые   восстанавливать примеры:   поиск   цифры,   которая   скрыта; последовательно   выполнять   арифметические действия;   отгадывать   задуманное   число («магический квадрат» сложения, «магический квадрат»   вычитания);   заполнять   числовые кроссворды   («числовые   коврики»,   «числовые колеса», «занимательные рамки»); определять и продолжать   числовую   последовательность, находить закономерность в числовом ряду; у Тема 3. ГОРОД ЛОГИЧЕСКИХ РАССУЖДЕНИЙ 1   дорожки»);     Систематизировать   знания   о   суждениях, причинах   и   следствиях;   повторить   понятия «общие», «частные» и «единичные» суждения; ввести   понятия   «простые   и   сложные высказывания»;   учить   строить   простейшие высказывания   с   помощью   логических   связок «если…, то…», «потому что», «…поэтому…»; учить   оценивать   истинность   и   ложность высказываний   со   связками   И,   ИЛИ; формировать   умение   решать   задачи   путем 16 Проспект Умозаключений 1 17 Проспект Логических задач 1 18 Площадь Множеств 1 19 Проспект Логических задач 1 20 Проспект Логических задач 1   И,   ИЛИ; рассуждения   (выдвижения   гипотез);   развивать внимание,   логическое   и   аналитическое мышление Уточнить   знания   о   ложных   и   истинных высказываниях;   учить   разделять   сложные высказывания на простые и оценивать простые высказывания   с   точки   зрения   истинности   или ложности;   учить   строить   умозаключения   на основе   построения   отрицания   высказываний; познакомить   с   правилами   «если­то»;   учить записывать   правила   «если­то»   и   составлять схемы   таких   правил;   учить   оценивать истинность   и   ложность   высказываний   со связками   И,   ИЛИ;   учить   решать   логические задачи   путем   сравнения   исходных   данных; формировать умение делать выводы; развивать мыслительные   операции,   речь,   логическое мышление, память, внимание Закрепить   представление   о   высказываниях   и умение определять истинность высказывания со словами   НЕ,   формировать представление   о   схеме   рассуждений;   учить составлять схемы рассуждений и делать выводы с их помощью; учить решать логические задачи путем   выдвижения   и   опровержения   гипотез; формировать умение делать выводы; развивать мыслительные   операции,   речь,   логическое мышление, память, внимание Повторить   понятия   «множество»,   «элемент множества»,   «подмножество»,   «пересечение множеств»,   «объединение   множеств»;   учить определять число элементов множества; учить определять принадлежащие пересечению   множеств   и   объединению множеств   (слова   И,  ИЛИ);  закреплять  умение ставить   в   соответствие   элементам   одного множества элементы другого множества; учить решать задачи с помощью кругов Эйлера­Венна; развивать внимание, и аналитическое мышление Систематизировать   знания   о   пересечении   и объединении   множеств;   учить   определять принадлежность элементов множеству, которое является   пересечением   и   объединением множеств; закрепить умение решать логические задачи   с   помощью   кругов   Эйлера­Венна; формировать умение делать выводы, развивать мыслительные   операции,   речь,   логическое мышление, память, внимание Повторить   понятие   «граф»;   ввести   понятие логическое элементы, 21 Проспект Комбинаторных  задач 22 Семейная магистраль 23 Временный переулок 24 Временный переулок 1 1 1 1 «неориентированный граф»,  «ориентированный граф»   (орграф)   или   «направленный   граф»; учить   строить   графы,   в   том   числе направленные,   по   словесному   описанию отношений   между   объектами;   учить   решать некоторые задачи с помощью построения графа; учить   использовать   знаково­символические средства   для   моделирования   ситуаций, описанных   в   задачах;   развивать   логическое   и образное мышление, память, внимание Познакомить   с   комбинаторными   задачами; учить   определять   количество   сочетаний   из небольшого числа предметов методом перебора; учить   отображать   предложенную   ситуацию   с помощью   графов;   ввести   понятие   «дерево возможностей»;   научить   строить   схему­дерево возможных   вариантов;   познакомить   с «буквенным   деревом»;   закрепить   знания   о графах   и   их   применении   при   решении комбинаторных задач; развивать вариативное и логическое мышление, речь, память, внимание Тема 4. ГОРОД ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ     Закрепить   знания   о   графах   (дерево возможностей)   и   их   применении   при   решении   познакомить   с комбинаторных   задач; учить «семейным   древом»;   решать   связанные   с: задачи, «нестандартные»   родственными   отношениями людей, количеством детей, возрастом, днем рождения; учить   использовать   знаково­символические средства   для   моделирования   ситуаций, описанных   в   задачах;   развивать   логическое   и аналитическое мышление Повторить   единицы   измерения   времени   и соотношения   между   ними;   учить   определять время по электронным и механическим часам; научить   решать   задачи   на   нахождение   начала события, события, продолжительность   события;   учить   решать нетрадиционные   задачи   «на   время»;   развивать память, внимание, логику Рассмотреть   некоторые   свойства   временных величин; сформированность пространственно­временных   отношений   и умение устанавливать взаимосвязи между ними; учить определять время по механическим часам с арабскими и римскими цифрами; учить решать нетрадиционные   задачи   с   отмериванием времени   песочными   часами;   развивать мыслительные   операции,   речь,   логическое завершения уточнить 25 Денежный бульвар 26 Улица Величинская 27 Улица Величинская 28 Смекалистая улица 29 Хитровский переулок 1 1 1 1 1 мышление, память, внимание Повторить   единицы   стоимости   и   взаимосвязь между   ними;   познакомить   со   старинными русскими   денежными   единицами;   учить   вести расчет   монетами   разного   достоинства,   вести преобразование   денежных   величин;   учить решать   нетрадиционные   задачи,   связанные   с деньгами, с определением фальшивой  монеты; учить   решать   житейские   задачи,   связанные   с оплатой   покупки;   развивать   мыслительные операции,   речь,   логическое   мышление   и образное, память, внимание Систематизировать   знания   о   различных величинах   и   общем   принципе   их   измерения; познакомить   со   старинными   русскими   мерами массы; учить сравнивать предметы по массе при помощи рычажных весов без циферблата; учить решать нетрадиционные задачи на взвешивание; учить   использовать   знаково­символические средства   для   моделирования   ситуаций, описанных   в   задачах;   развивать   логическое   и аналитическое мышление, память, внимание Закрепить   знания   о   величинах   и   об   общем принципе   их   измерения;   повторить   единицы измерения   величин   и   их   взаимосвязь; исследовать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим; познакомить со   старинными   мерами   измерения   жидкостей; учить   решать   нетрадиционные   задачи   «на переливание»;   учить   использовать   знаково­ символические   средства   для   моделирования ситуаций,   описанных   в   задачах;   развивать логическое и аналитическое мышление, память, внимание Научить   решать   нетрадиционные   задачи   «на передвижение»;   познакомить   с   историей создания     передвижение» (переправу);   учить   использовать   знаково­ символические   средства   для   моделирования ситуаций, описанных в задачах; развивать речь, смекалку, аналитическое мышление Формировать   умение   решать   нетрадиционные задачи на «пересчет по кругу», «расстановки», «промежутки»,   «деление   на   части»   путем рассуждения и используя графические модели; познакомить   с   задачами,   в   которых   нужно выполнить   определенное   действие   за ограниченный период времени; научить решать данные   задачи,   составляя   алгоритм;   развивать   находчивость,   задача   «на 30 В рыцарском замке (урок­ испытание) 1 мыслительные   операции,   речь,   логическое   и образное мышление, память, внимание Проверить   умения:   заполнять   пропуски   в нумерованном   списке,   оценивать   истинность высказываний,   ставить   в   соответствие элементам одного множества элементы другого множества,   решать   задачу   с   помощью: построения отрицания, систематизации данных в   таблицу,   схематичного   рисунка,   подсчета возможных   вариантов;   учить   осуществлять контроль   и   оценку   правильности   своих действий.   Проверить   уровень   усвоения пройденного   материала;   повысить   интерес   к математике; сплочению детского   коллектива;   развивать   мыслительные операции,   речь,   логическое   мышление   и образное, память, внимание способствовать     31 Конструкторский проезд 32 Конструкторский проезд 33 Окружная улица 1 1 Тема 5. ГОРОД ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕВРАЩЕНИЙ Систематизировать   знания   о   геометрических фигурах   и   телах;   формировать   умение распознавать   форму   геометрических   тел   в предметах   окружающей   обстановки,   в изображениях   их   на   плоскости;   закрепить знания   о   видах   треугольников;   учить   решать задачи на подсчет геометрических фигур; учить выполнять   преобразование   фигур,   чертя дополнительные   отрезки;   ввести   понятие «уникурсальные   фигуры»;   познакомить   с правилами вычерчивания уникурсальных фигур; развивать речь, пространственное воображение, мыслительные операции, память Закрепить знания о геометрических фигурах и телах; дать понятие о преобразовании объемных тел в плоскостные, а плоскостных – в объемные; исследовать   модель   куба;   познакомить   с понятиями «вершина», «грань», «ребро»; учить выбирать развертку куба и собирать из нее куб; познакомить   со   свойством   «игрального» кубика; учить решать пространственные задачи, связанные развивать пространственное   воображение,   смекалку   и находчивость Познакомить с отличительными чертами круга и окружности; познакомить с понятиями «центр», «радиус», «диаметр» окружности и установить связь между ними; познакомить с инструментом для   построения   окружностей   –   циркулем; формировать   умение   выполнять   построение окружностей   с   помощью   циркуля;   развивать пространственное   воображение,   творческую кубиками; 1   с 34 Художественная улица 1     ось   понятия: находить самостоятельность,   сообразительность,   умение наблюдать, познавательный интерес, расширять кругозор, развивать речь Повторять «симметрия», «симметричные   фигуры»,   «ось   симметрии»; формировать умения изображать симметричные фигуры, симметрии; систематизировать   знания   по   построению симметричных изображений; повторить понятие «орнамент»; познакомить с видами орнамента; научить   пониманию   композиции;   отрабатывать умение   строить   симметричные   изображения; формировать   умение   чертить   окружности   и узоры   из   окружностей   с   помощью   циркуля; развивать геометрическое   мышление, художественную   фантазию,   плоскостное воображение,   творческую   самостоятельность, сообразительность, наблюдать, внимание умение           ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ) № 1 Тема занятия Прогулка по парку  развлечений. Решение  логических задач 2 3 4 5 6 7 8 В зоопарке. Задачи  повышенного уровня  сложности Арифметические игры Фокусы и головоломки Магические квадраты Головоломки с палочками Логические задачи Блиц­турнир Кол­во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 Форма занятия Творческие   работы, смекалку. Викторина   задания   на Проблемно­поисковое   занятие,   решение лабиринтов и кроссвордов Интеллектуальные игры Проблемно­поисковое занятие. Конкурс знатоков Игровое   занятие,   решение   буквенных   и числовых ребусов Проблемно­поисковое Викторина   занятие. Игра­соревнование. поиске закономерностей   Упражнение   в Решение   нетрадиционных   задач,   задач­ шуток, ребусов Характеристика деятельности учащихся Познакомиться   с   историей   математики   на примере жизни и деятельности математиков. Сравнивать   разные   приемы   действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания Моделировать   в   процессе   совместного обсуждения   алгоритм   решения   числового кроссворда;   использовать   его   в   ходе самостоятельной работы Применять   изученные   способы   учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками Анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами Участвовать   в   обсуждении   проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его Выполнять   пробное   учебное   действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии Аргументировать   свою   позицию   в коммуникации,   учитывать   разные   мнения, использовать   критерии   для   обоснования своего суждения Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием 9 10 11 12 13 14 15 Старинная китайская  головоломка Решение задач повышенной  трудности Игровой практикум «Кто  быстрее сосчитает» Логические задания с  числами Новый год. Решение  логических задач и  головоломок План. Решение задач на  вычисление площади План. Решение задач на  движение 16 Решение задач на движение 17 В стране «Геометрия» 18 Занимательные рамки 19 Игра в баскетбол 20 21 22 23 Турнир по игре в шашки Разгадай секрет:  головоломки, игры,  арифметические ребусы Арифметические фокусы Задачи в картинках 24 Старинные задачи 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Проблемно­поисковое   занятие,   решение ребусов и головоломок Шифровки Проблемно­поисковое   занятие,   решение ребусов. Творческие проекты Проблемно­поисковое   занятие,   умение искать закономерности, решение ребусов Мини­олимпиада Решение уравнений повышенной трудности Решение   комбинаторных   и   геометрических задач Контролировать обнаруживать и исправлять ошибки Использование математических   знаний   для   описания   и объяснения   окружающих   предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных   и   пространственных отношений Овладение   основами   логического   и аналитического пространственного математической   речи,   основами   счета, измерения Урок­путешествие. Графические работы Подготовка   учащихся   к   школьным   и Урок­игра. Графические работы Урок­игра. Самостоятельная работа Решение   логических   задач,   упражнения на распознавание геометрических тел и фигур КВН, викторина Решение логических задач Интеллектуальный марафон Решение шифровок   головоломок,   ребусов,   головоломок, Решение шифровок Тренинг   «учусь   быть   внимательным», проектная работа   ребусов, Викторина, решение ребусов районным олимпиадам по математике Формирование умения строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры Формирование умения строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и уметь решать нестандартные задачи Овладение умениями работать с таблицами, схемами, цепочками,   представлять,   анализировать   и интерпретировать данные Формирование   элементов   логической   и алгоритмической коммуникативных умений Формирование операций   (анализ, обобщение, умения   оценивать   и   планировать   свои действия Овладение   способами   выполнения   заданий творческого и поискового характера Выработка   умения   детей   целенаправленно владеть   волевыми   усилиями,   устанавливать правильные   отношения   со   сверстниками   и взрослыми, видеть себя глазами окружающих Овладение   способами   выполнения   заданий творческого и поискового характера Отработка   знания   таблиц   сложения   и умножения   с   помощью   интерактивных тренажеров, тестов Формирование 25 26 27 В стране Геометрия:  линейка и циркуль Поработай с линейкой и  циркулем! Построение треугольника по трем заданным сторонам 28 Игра «Пентамино» 29 Решение логических задач 30 Решение логических задач 31 Математические игры 32 Математические игры 33 Конкурс знатоков 34 Итоговое занятие 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1   Упражнение распознавании геометрических   фигур.   Графические работы в     Упражнение распознавании геометрических   фигур.   Графические работы в   Дидактические   игры, работы   графические Интеллектуальные игры, викторина Решение задач­шуток, ребусов Проектная работа Интеллектуальные игры Интеллектуальные игры Проблемно­поисковое   занятие,   решение кроссвордов и ребусов Интеллектуальные игры, викторина мыслить, навыки Формирование навыка работать с циркулем и линейкой. геометрического   материала,   решение   задач повышенной трудности Формирование навыка работать с циркулем и линейкой. геометрического   материала,   решение   задач повышенной трудности Формирование навыка работать с циркулем и линейкой. геометрического   материала, умения анализировать, сопоставлять, делать логические выводы Решать   задачи   комбинаторного   характера, которые   по   своим   сюжетам   приближены   к конкретным жизненным ситуациям Овладение   основами   результата   и   его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов Овладение   основами   результата   и   его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов Решение   нестандартных   задач,   текстовых задач   повышенной   сложности   и   задач различными способами Решение   нестандартных   задач,   текстовых задач   повышенной   сложности   и   задач различными способами Решение выражений на сложение, вычитание, умножение,   деление   в   различных   системах счисления Овладение   способами   выполнения   заданий творческого и поискового характера 1. Холодова   О.А.   Рабочая   тетрадь   «Занимательная   математика»   в   двух   частях   + СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Приложение к рабочим тетрадям. – М.: Издательство РОСТ 2. Программа курса «Занимательная математика» 3. Холодова О.А. Методические рекомендации к рабочим тетрадям «Занимательная математика». – М.: Издательство РОСТ 4. Холодова   О.А.   Юным   умникам   и   умницам.   Информатика,   логика,   математика. Издательство РОСТкнига.2014 5. М.И. Моро, С.И. Волкова Рабочая тетрадь «Для тех, кто любит математику»

Занимательная математика.

Занимательная  математика.

Занимательная математика.

Занимательная  математика.

Занимательная математика.

Занимательная  математика.

Занимательная математика.

Занимательная  математика.

Занимательная математика.

Занимательная  математика.

Занимательная математика.

Занимательная  математика.

Занимательная математика.

Занимательная  математика.

Занимательная математика.

Занимательная  математика.

Занимательная математика.

Занимательная  математика.

Занимательная математика.

Занимательная  математика.

Занимательная математика.

Занимательная  математика.

Занимательная математика.

Занимательная  математика.

Занимательная математика.

Занимательная  математика.

Занимательная математика.

Занимательная  математика.

Занимательная математика.

Занимательная  математика.

Занимательная математика.

Занимательная  математика.

Занимательная математика.

Занимательная  математика.

Занимательная математика.

Занимательная  математика.

Занимательная математика.

Занимательная  математика.

Занимательная математика.

Занимательная  математика.

Занимательная математика.

Занимательная  математика.

Занимательная математика.

Занимательная  математика.

Занимательная математика.

Занимательная  математика.

Занимательная математика.

Занимательная  математика.

Занимательная математика.

Занимательная  математика.

Занимательная математика.

Занимательная  математика.

Занимательная математика.

Занимательная  математика.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.09.2018