Занимательные задания на уроках математики
Оценка 4.8

Занимательные задания на уроках математики

Оценка 4.8
docx
13.03.2021
Занимательные задания на уроках математики
занимательные задания на уроках математики.docx

Введение

Актуальность проблемы исследования. Важнейшим средством формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики являются занимательные задания. Занимательность связана с интересными сторонами вещей, явлений, процессов, воздействующих на человека, на школьника. В этой природе занимательности заключены чрезвычайно значимые для познавательного интереса, а значит и для формирования познавательной активности, элементы, которые могут вызвать чувство удивления, являющееся началом всякого познания. [5, с.11]

Через занимательную задачу естественно ввести проблемную ситуацию. Разрешив систему специально подобранных задач, ученик знакомится с существенными элементами новых алгоритмов, овладевает новыми техническими элементами. Применять математические знания в жизненных ситуациях учат соответствующие практические задачи.[3, с.178]

Считается, что интерес выступает как мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной. Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие.

Задача формирования познавательного интереса очень актуальна для построения учебного процесса, так как школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждением расширять свой общий и специальный кругозор.

Важная особенность занимательной математики состоит в том, что она побуждает к работе мысли. Насыщенная задачами, головоломками, вопросами и проблемами, она вовлекает ученика в активное сотрудничество с учителем на уроке, будит любознательность и поощряет его к первым самостоятельным открытиям.

Таким образом, главный фактор занимательности - это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их к самостоятельной исследовательской деятельности.

Умение логически мыслить - важное качество, позволяющее эффективно общаться и понимать друг друга. Логику можно и нужно развивать, причем осуществлять это нужно с самого детства. Отличные помощники в этом - кроссворды, загадки, и, конечно же, различные математические занимательные задачи.

Для каждого занимательного материала, который предполагается использовать на уроке, учитель должен выяснить: будет ли он занимательным для учащихся данного класса? Органично ли он войдет в структуру урока? Будет ли его использование эффективным? Будет ли он способствовать развитию познавательного интереса и познавательной активности учащихся? Исходя из актуальности, нами  сформулирована тема реферата: «Занимательные задания на уроках математики».

Задачи исследования:       

·        изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;

·        выявить возможности развития интереса детей в процессе решения задач;

·        подобрать конкретные задания для развития математических способностей  учащихся.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применяются следующие методы исследования: ана­лиз психолого-педагогической, методической, другой научной литературы;  организация целенаправленной опытной работы; изучение, анализ, обобщение.

Проблемой исследования занимаются: К.Д Ушинский, Н.А Добролюбов, Н.Г Чернышевский, М.Ю Шуба, Д.И Писарев и многие другие.

Глава 1. Занимательные задания в развитии интереса на уроках математики.

1.1                          Роль занимательных заданий в развитии интереса учащихся к изучению математики.

В методической литературе нет общепринятого определения понятия «занимательность обучения математике». Оно считается интуитивно ясным. Однако, чтобы исследовать это понятие его надо как-то выделить. Учитель математики М.Ю. Шуба, предлагает под занимательностью понимать те компоненты, которые содержат в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, комического, вызывают интерес у школьников к учебному предмету и способствуют развитию мышления, созданию положительной эмоциональной обстановки учения.[8]

«Предмет математики настолько серьезен, что полезно  не упускать возможности  сделать его более занимательным», -утверждал философ, Б. Паскаль[8]

Что касается интереса у младшего школьного возраста, то талантливый русский педагог К.Д Ушинский высоко ценил детский интерес, любознательность в учении. «Воспитатель не должен забывать,  что учение, лишенное  всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника – из любви к учителю, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет»,- писал великий русский педагог К.Д Ушинский. Он считал, что нужно сделать   учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превращать этой работы в забаву – это одна из труднейших и важных задач дидактики.[1, с.9] 

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Немаловажную роль здесь отводится занимательным заданиям и дидактическим играм.

В дидактике и методике уже выдвинуты и обоснованы основные положения, касающиеся занимательности обучения. Перечислим некоторые из них:

1.     Выдающийся педагог К.Д. Ушинский подчеркивает: «Всю занимательность обучения, принято делить на «внешнюю» (не связанную с содержанием урока) и «внутреннюю», причем «внутренняя» занимательность предпочтительнее «внешней» и удельный вес её должен постепенно увеличиваться».[1, c.18]

2.     все материалы занимательного характера обычно разбивают на три группы: материалы, занимательные по форме; материалы, занимательные по содержанию; материалы, занимательные и по форме, и по содержанию;

3.     основу занимательности, используемой на уроках, должны составлять задания, непосредственно связанные с программным материалом.

Однако занимательность обучения только с учетом связи с учебным материалом и без учета воздействия их на мыслительную деятельность нецелесообразно. Поэтому в основу разбиения материалов занимательного характера предлагаем положить два существенных свойства понятия «учебная занимательность»: связь с учебным материалом и воздействие на мыслительную деятельность учащихся.

Получаем следующее разбиение:

1. Организационная занимательность – это занимательность, связанная с организацией урока и лишь косвенно связанная с учебным материалом.

Например: лучший «решатель» устных упражнений награждается значком «Самый смекалистый» и может носить его до следующего урока.

2. Информационная занимательность – это информация учебно-познавательного характера, которая вызывает любопытство учащихся. Обычно эта информация не ставит перед учащимися проблемы, а заставляет их задуматься об общих вопросах математики.

Например: во время изучения понятия степени занимателен и полезен для учащихся будет следующий рассказ: «Представьте себе гору (высотой километр) в миллион раз тверже алмаза. Один раз в миллион лет к горе прилетает птичка и слегка касается клювом камня. В конце концов в результате этих прикосновений гора износиться до основания. Трудно представить промежуток времени, необходимый для этого. Однако с помощью степеней записать его легко. Вычисления показали, что произойдет это через http://festival.1september.ru/articles/583045/f_clip_image002.gif лет».

3. Внеучебные занимательные задания – это задачи, обычно не связанные непосредственно с программным материалом.

Например: зачеркните все 9 точек четырьмя отрезками, не отрывая карандаша от бумаги

http://festival.1september.ru/articles/583045/f_clip_image003.gif

4. Учебные занимательные задания – это задания, непосредственно связанные с программным материалом и способствующие усвоению и закреплению его учащимися.

Например: какие числа можно поставить вместо звездочек, чтобы получилось верное равенство ( * + * ) :4=16

Учебные задания занимательного характера ценны тем, что они на ряду с привитием школьникам интереса к учению способствуют также определенному накоплению учебных знаний, умений и навыков.[4. c, 29]

Обучение математике детей  младшего школьного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль занимательного математического материала мы определяем  на основе учета возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизируем  умственную деятельность, заинтересовываем математическим материалом, увлекаем и развлекаем детей, развиваем ум, расширяем, углубляем математические представления, закрепляем полученные знания и умения, упражняем в применении их в других видах деятельности.

Ряд советских педагогов и психологов посвятили свои исследования учебным интересам школьников. Тем не менее и в теории педагогики, и на практики еще недовольно достаточно уделяется внимание воспитанию учебных интересов у детей. Распространенное мнение- не очень заботиться о том, чтобы школьники учились с интересом, - обосновывается тем, что в жизни  приходится делать много неинтересного, но в  то же время нужного и полезного. А отсюда вывод: пусть школьники приучатся к повседневной будничной работе, которую они должны выполнять.[1, c.7]

Эта тенденция вызвана неверным противопоставлением интересного и должного. Понятия интересного и должного не являются исключающими друг от друга: на основе осознания детей необходимости учебной работы следует воспитывать и интерес к ней.

Иногда можно услышать и такое мнение: если школьникам интересно учиться, значит, им легко учиться, значит, они привыкнут преодолевать трудности. Эта точка зрения также несостоятельна. Интересное обучение не исключает умения работать с усилием, а, наоборот, способствует этому. Опыт ярко и убедительно показывает, что в работе, которая выполняется с интересом , все затруднения преодолеваются легче. Учащиеся перестают бояться всяческих препятствий , у них возникает убеждение, что упорный труд побеждает все трудности. Школьникам, безусловно, интересно то, что трудно, легкое их привлекает  меньше. Конечно, степень трудности не безразлична для учащихся.[6, c. 78]

Интерес к знаниям у школьников возникает лишь тогда, когда они начинают осознавать необходимость знаний и умений в жизни. Учась в школе, школьники должны усвоить, что знания нужны для жизни, труда, они должны быть основательные, прочные, глубокие.

Учителя должны убедительно показать своим воспитанникам, что хорошие знания – это и перспектива будущей жизни. [1, c.7]

Овладение знаниями – серьезный труд для школьника, и надо прививать ему любовь к учебному труду, надо, чтобы ребенок учился охотно, радостно, с интересом. А интерес к овладению знаниями у детей формируется лишь  при условии соответствующей организации учителем учебной деятельности школьников: она должна быть направленна на воспитание его познавательных интересов.[6, c.84]

Если учитель ведет урок с большим эмоциональным подъемом, дети заинтерисовываются учебным предметом. Любовь учителя к своему предмету в подавляющем большинстве случаев передается учащимся – им тоже становится интересно учиться, и, наоборот, равнодушие учителя к своей работе вызывает соответствующую реакцию класса. Многие  учителя среди дидактических принципов обучения ведущим считают умение заинтересовать учащихся. У таких учителей  на уроках дети задают много вопросов, выражают желания узнать больше материала по данной теме.

«Учебники должны быть составлены так ,чтобы ни один факт не оставался в голове учащегося одним праздным словом, а возбуждал его мысль, воображение, привлекал его сердечное участие»,- считал русский поэт Н.А Добролюбов.[1, с. 17]

Педагогические взгляды Н.А Добролюбова и Н.Г Чернышевского основаны на том, что интерес в обучении развивается на основе природосообразного подхода к  ребенку, ценность же интереса состоит в том, что он развивает внимание, воображение, чувства, мыслительные способности, волю, содействует самостоятельности личности на основе ее убеждений. От интереса в учении  к интересу социальному – вот путь, который намечали революционные демократы в развивающем и воспитывающем обучении. Их главная идея состояла в том, что недостаточно находить удовольствие в размышлениях над книгами, даже отражающими жизнь.

К.Д Ушинский считал так: «В школьной скуке скрывается источник множества детских проступков и даже пороков: шалостей, лени, капризов, отвращения от учения, хитрости, лицемерия, обманов и тайных грехов. Уничтожьте школьную скуку- и вся эта смрадная туча, приводящая в отчаяние педагога и отравляющая светлый поток детской жизни, исчезает сама собою.» [1, с.6]

Подобно В.Г Белинскому и Н.А Добролюбову, К.Д. Ушинский рассматривал учение как серьезный труд, который можно и нужно облегчить интересом, связанный с работой мысли, с приложением усилий воли. Интерес и усилия воли всегда должны сопровождать друг друга. Учителю следует делать учение привлекательным, не лишая его, однако, характера серьезного труда, требующего напряжений и усилий.[4, c.106]

«…В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковости без приторности, справедливости без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное- постоянная разумная деятельность», - считал педагог К.Д Ушинский. [4, с.29]

Основоположник русской педагогической науки К.Д. Ушинский утверждал: «Интерес, не только средство успешного обучения, это и важный стимул нравственного воспитания. Пустые интересы, отвлекающие ребенка от нравственного и прекрасного в действительности, препятствует целям воспитания. Лишь направленность к полезному и нравственному утверждает в человеке чувство собственного достоинства».[1,с.112]

 «Учение требует преодоления трудностей. В напряжении усилий, в борьбе с препятствиями ученик приобретает ловкость, отточенность мысли. Если трудности не превышают размеров его наличных умственных сил, они дают ученику все «обаятельные» ощущения настоящей борьбы»,-подчеркивает  Д.И. Писарев.[6, c.18]

Для Д.И. Писарева интерес является важным мотивом учения, воспитание которого представляет несомненные трудности, так как приохочивать гораздо труднее, чем приневоливать. Но эти трудности окупаются высоким результатом учения, все то, что изучается по принуждению, забывается при первом удобном случае. «Средствами воспитания интереса как мотива учения- это раскрытие закономерностей науки, связь знаний с жизнью, общение со взрослыми , подлинное уважение воспитателей и учителей к ученикам».[4, c.89]

Интерес как важный стимул успешного обучения- сильное средство возбуждения детской активности, развития мышления и творческих сил ребенка. Подлинный интерес возбуждается активной работой мысли, сопряженной с решением сложных задач. Но для этого необходимы усилия. Удовлетворение деятельности, служит стимулом дальнейшего поступательного движения.

Идеи свободного воспитания нашли свое выражение   в педагогической системе Л.Н. Толстого, восставшего  против  современной ему школы. Русский педагог. Л.Н. Толстой считал: «Школа коверкает  ребенка,  превращая  его  из   существа   жизнерадостного и любознательного, ищущего поучения как радостного в измученное, сжавшееся существо с выражением усталости,  страха  и  скуки,  повторяющее одними губами чужие слова на чужом языке».[7]

Последовательным развитием прогрессивных идей о роли интереса в обучении являются взгляды Д.И. Писарева: «Ощутив свое продвижение в учении, радуясь этому, ученик будет смело подходить к каждой новой трудности, с воодушевлением работать над её усвоением и, одержав над ней победу, выносить из этой победы новый запас силы и веселой энергии».[4, с.197]

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.

Считается, что у младшего школьника преобладает механическое запоминание. В этом возрасте все легко заучивается наизусть, и многие школьники охотно идут по этому пути. У младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Но в начальной школе необходимо готовить   детей к обучению в среднем звене, поэтому необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их мышления.[8]

В повседневной жизни мы часто слышим: «занимательный материал», «занимательная игра», «занимательная задача». Обычно «занимательное» понимается как увлекательное, интересное, притягивающее к себе. Это происходит прежде всего благодаря необычности, не традиционности сюжета, положительно влияющего на эмоциональный настрой аудитории, когда в качестве исходных данных и ситуаций используются вымышленные или реальные персонажи, определенными средствами достигающие заданной цели.[2,c.120]

Задачей будем называть некую ситуацию, включающую в себя набор исходных данных, используя которые требуется ответить на поставленный в условии вопрос. Выделим характерные признаки занимательных задач: такая задача (как и любая задача вообще) имеет развивающую направленность; в задаче должны быть использованы нестандартные формы и способы представления данных; в качестве исходных данных и ситуаций используются вымышленные или реальные персонажи, оперируя которыми требуется достигнуть заданной цели; это качественная задача, решение которой строится на рассуждении без применения математических выкладок; задача включает в себя необычно поставленный вопрос.[2,c.129]

1.2 Методика использования занимательных заданий на уроках математики.

Под методикой использования занимательных заданий на уроках математики понимаем методы, средства и приемы подачи занимательных задач, занимательные формы организации обучения.[3,c.193]

Методика использования учебных занимательных заданий в общих чертах сходна с методикой использования обычных заданий, и, хотя четкой границы между ними провести невозможно, использование занимательности обладает некоторыми особенностями.

Рассмотрим вначале некоторые тенденции в использовании занимательности на уроках математики.

Первая и основная тенденция заключается в том, что учителя автоматически переносят на урок занимательные материалы из внеучебной занимательности, но внеучебные занимательные материалы создавались для других целей, и только редкие из них могут быть использованы на уроках. Необходимо из внеучебной занимательности брать приемы, формы, идеи, а не конкретные материалы.

На основе этого ошибочного подхода в практике учителей появилась и вторая отрицательная тенденция – основное внимание уделяется зрелищности, интересности, увлекательности материалов и совершенно (за редким исключением) игнорируется выполнение ими дидактических функций. Многие учителя поэтому полагают, что роль использования занимательности заключается в том, чтобы поднять тонус учащихся, дать кратковременный отдых и пр. Однако установлено, что работа на уроке, внешне эффективная и нравившаяся и ученикам, и учителю, фактически оказывается бесполезной. Почти все внешне интересные привходящими моментами уроки оказывались в итоге малоэффективными, ибо уводили в сторону от выполнения учебных задач урока.

Третья тенденция, непосредственно вытекающая из второй, заключается в том, что многие учителя не задумываются над вопросом, органично ли входит тот или иной занимательный материал в урок. На уроках порой используется такая занимательность, которая надолго выбивает учащихся из колеи. Другая крайность состоит в том, что учителя используют ограниченное число приемов занимательности. В итоге подача занимательных материалов становится однотипной, что довольно скоро надоедает учащимся и теряет свой эффект.

Наконец, четвертая тенденция заключается в том, что учителя пытаются сами составлять занимательные материалы. А ведь, составляя их, учителя значительно глубже поймут существо занимательности и смогут эффективнее ее использовать как на уроках, так и во внеклассной работе.[5,c.54]

Думается, что все это в совокупности и привело к порочной методике использования занимательности на уроках, иногда практикуемой учителями математики. Эта «методика» заключается в следующем. Учитель ограничивается сообщением, что при выполнении плана урока оставшиеся в конце урока несколько минут будут посвящены занимательной математике. Такой подход явно несостоятелен. При этом на первых порах действительно наблюдается возросшее внимание ребят к изучению учебного материала. Однако спустя некоторое время (обычно 2–3 месяца) ученики остывают, и даже занимательные пятиминутки не могут подогреть их интерес к школьной (как они теперь поняли, скучной!) математике. Намного продуктивнее будут уроки, если удастся органично вкраплять занимательный материал в структуру урока, придавать ему дидактические, развивающие и познавательные функции и тем самым уничтожить явную границу между занимательным и учебным материалом.[2,c.88]

Учителю надо постараться избежать таких ошибок в использовании занимательности на уроке, как отвлечение от темы и дидактических задач урока, неподготовленность занимательного задания предыдущей учебной работой на уроке, отсутствие учета всех категорий учащихся и др.

Интерес как важный стимул успешного обучения- сильное средство возбуждения детской активности, развития мышления и творческих сил ребенка. Подлинный интерес возбуждается активной работой мысли, сопряженной с решением сложных задач. Но для этого необходимы усилия.

«Удовлетворение деятельности, служит стимулом дальнейшего поступательного движения», -считал математик Б. Паскаль. [6,с.98]

При включении занимательных задач в учебный процесс нужно помнить, что они не должны выступать прямым стимулом при обучении данной (да и любой другой) дисциплины. Иногда имеет смысл использовать занимательные задачи для эмоциональной разгрузки, но нельзя акцентировать на этом внимание обучаемых. Например, не рекомендуется предварять решение таких задач словами: «А теперь давайте отдохнем (т.е. расслабимся!) и решим занимательную задачу». «Использование занимательных заданий целесообразно тогда, когда есть опасность неприятия учащимися какого-либо учебного задания; при прохождении сложных тем или при постановке трудных дидактических задач урока; при выработке умений и навыков учащихся, когда требуется выполнить значительное количество однотипных упражнений; при изучении материала, подлежащего прочному запоминанию»,- выражает свое мнение учитель математики М.Ю. Шуба. Не рекомендуется также выставлять оценку за решение занимательных задач, выбрав в качестве стимула похвалу ученика перед классом.[5,с.127]

Еще одно достоинство многих занимательных задач заключается в том, что при их решении у ученика часто возникает необходимость менять ход мысли на обратный. Примеров этому было приведено уже достаточно. Как известно, умение менять ход своих мыслей на обратный - ценнейшее качество ума. Занимательные задания способствуют формированию гибкости ума, освобождению мышления от шаблонов.С помощью приемов занимательности создаются задания, которые могут служить мостиком от стандартных задач к нестандартным. [4,с.56]

Известно, что учащиеся с трудом решают нестандартные задачи. Причин этому много. Одна из них заключается в резком переходе от стандартных задач к нестандартным. Необходимы переходные задания. Довольно часто ими являются занимательные задачи благодаря их важной особенности: трудность этих задач можно варьировать. Задания, составленные с помощью приемов занимательности («Зашифрованные задания», «Задания с продолжением», «Выбор», «Задумай» и т. д.), освобождены от той жесткости, фиксированности, запрограммированности, которая присуща многим учебным заданиям.[7]

Таким образом, приемы занимательности часто связаны с общими проблемами обучения: развитием приемов мышления, общеучебных умений и навыков и т.д. Значит, кроме прироста математических знаний, умений и навыков, математические задания часто выполняют и другие, не менее важные цели: развитие мышления и способностей ученика. [8]

1.2.1.Использование занимательных заданий на внеклассной работе.

Самыми популярными видами учебного процесса на сегодняшний день являются внеклассные мероприятия. Их использование повышает интерес к учебе и знаниям, формируют сплоченный коллектив. Видов внеклассных мероприятий существуют довольно много. Самые распространенные из них представляют собой подражание многочисленным телевизионным играм, которые пришли к нам с голубых экранов: КВН, Звездный час, Своя игра, Брейн-ринг, Поле чудес, Слабое звено и т.д.

Игра «Звездный час», например, проводится в неделю математики, в рамках предметных недель в школе. Эта игра позволяет использовать выступления ребят, при этом учащиеся должны получить знания, умения и навыки по организации и поиску информации, которая нужна для представления данной темы. Применение новых информационных технологий дает возможность применять в обучении новые формы работы. Например, выполнение самостоятельно подготовленного доклада в форме презентаций повышает уровень заинтересованности учащихся. Использование элементов игры повышает мотивацию познавательной деятельности, внимательность учащихся к прослушиванию докладов и выступлений. Таким образом, проверяются и закрепляются полученные знания.[8]

Игра «Слабое звено» вызывает у учащихся азарт, стремление к победе, способствует развитию логического мышления.

Игра «Поле чудес» носит развлекательный характер, и чаще всего ее проводят в канун какого-нибудь праздника. Массовость этой игры, многообразие и неожиданность заданий и сюрпризов способствует развитию интереса к математике и познавательных и творческих способностей учащихся.[8]

Учащиеся испытывают огромный интерес к занимательности, нередко многие из них проявляют творческую активность при составлении задач для викторин. Такую работу необходимо поощрять, только при этом условии учитель сможет вызвать интерес у учеников к такой непростой науке, как математике. Во внеклассных мероприятиях, где задействованы многие учащиеся, царит атмосфера соревнования, борьбы за лучшее составление задач. [3,с.76]

К.Д. Ушинский подчеркивал: «Очень важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью учителя начальных классов используют в своей практике различный занимательный материал: дидактические и сюжетно-ролевые игры, задачи в стихах, задачи-шутки, загадки, ребусы, игровые и занимательные ситуации». [4,c.56]

 

Почти все формы занимательной математики являются массовыми средствами воспитательного воздействия на учащихся. Каждой из них свойственно свое построение и содержание, которые определяют возможность применения ее в конкретных условиях внеурочных занятий. Очень важно, что практически все формы занимательной математики несут в себе ту или иную степень игры. А, как нам известно, привить интерес, а может и любовь к сложному предмету, можно лишь через игру.[3,с.81]

Виды и формы внеклассной работы по математике в малокомплектной начальной школе могут быть нацелены на развитие определенных сторон мышления и черт характера учащихся, иногда не преследуя в качестве основной цели расширение или углубление фактических знаний по математике


Приведем примеры внеклассных занятий по математике и их краткое определение.

Математический кружок- одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий, объединяющая учащихся одного или параллельных классов, проявляющих интерес к математике.

Математическая олимпиада - Соревнование хорошо успевающих учащихся по решению наиболее трудных и интересных задач.

Моделирование- изготовление наглядных пособий: таблиц, схем, диаграмм, моделей измерительных приборов для оборудования кабинета математики, для более глубокого усвоения учащимися школьного курса математики.

Математическая газета- массовое внеклассное мероприятие, дополнение кружковых занятий; издается математическим кружком или специальной редколлегией.

Математический вечер- эпизодическое внеклассное мероприятие двух видов:
вечера занимательной математики;
тематические вечера, посвященные великим математикам или знаменательным датам.[8]

1.2.2  Олимпиады и викторины как занимательные задания для младших школьников.
          В переводе с латинского «викторина» обозначает «победа» (лат. «виктория». Цель викторины: повышение интереса учащихся к математике, выявление учащихся, проявляющих математические способности, интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста.

         Викторина может проводиться в виде соревнования между учащимися одного класса, либо между учащимися параллельных классов. В викторину включаются вопросы и задания, примеры и задачи, позволяющие проявить детям смекалку, выявить лучшего «ученика-математика». В викторине могут участвовать все дети класса, задания викторины должны быть посильны детям, вызывать интерес и желание справиться с предлагаемыми заданиями. Задания учащиеся могут выполнять в устной, письменной и другой формах. Викторина должна включать задания различных уровней сложности, выполнение которых происходит по принципу «от простого к сложному». Викторина может быть проведена в два, три тура. Дети, справившиеся с заданиями предыдущего тура, принимают участие в следующем туре.[7]

Виды Заданий к викторине.

Задачи-шутки 

1.Когда гусь стоит на двух ногах, то весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на одну ногу?

2.На столе лежали три конфеты в одной кучке. Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой взяли конфеты по одной штучке, и не стало этой кучки. Сколько человек взяли конфеты?

3.Назовите 5 дней подряд, не пользуясь указанием чисел месяца, не называя дни недели. [2,с.165]

Задачи-смекалки

1.Как налить 8 литров, используя 2 сосуда, емкостью 10 л и 3 л?

2. Володе через 3 года будет вдвое старше, чем 3 года назад. Сколько лет Володе?

3.Лошадь съедает воз сена за месяц, овца—за 3 месяца, а коза-за 2 месяца. За какое время съедят воз сена лошадь, коза и овца вместе? [2,с.223]

Логические упражнения

1.Назовите число, состоящее из 11 тысяч, 11 сотен и 11 единиц.

Школьные математические олимпиады представляют собой более массовые соревнования, поскольку они охватывают учеников не одного, а всех параллельных классов школы. [2,с.98]

Цель математических олимпиад: повышение интереса к математике, расширение кругозора, выявление наиболее способных учащихся подведения итогов работы математических кружков или клуба юных математиков, повышение общего уровня преподавания математики.

           Олимпиада - соревнование, которое, стимулирует рост математического образования учащихся, воспитывает у них математическое мышление, интерес к математике, настойчивость - желание не отстать от тех, которые успешно справляются с олимпиадным заданием; часто именно участие в олимпиаде и подготовка к ней побуждает учащихся самостоятельной работе, вырабатывает умение работать с научно-популярной литературой и т. д. [2,c.34]        

Олимпиады тоже оказывают положительное влияние и на общий уровень преподавания математики, во многом позволяют выявить качество математических знаний учащихся и, кроме того, в какой-то степени ориентируют учителя, характеризуя уровень той математической подготовки, которая считается высокой. 
           Однако следует обратить внимание на то немаловажное обстоятельство, что олимпиады не являются серьезным источником новой, интересующей учащихся информации и потому не могут считаться основной формой углубленной математической подготовки.   Олимпиада в начальных классах занимает важное место в развитие детей. Именно в это время происходят самостоятельные открытия детей. Это- ростки будущего интереса к науке. [2,
c.39]

1.3 Примеры занимательных заданий на уроках математики.

Любимые герои на уроках:

Он дружок зверям и детям,

Он живое существо.

Но таких на целом свете

Больше нет ни одного.

Потому, что он не птица,

Не тигренок, не лисица,

Не котенок, не щенок,

Не волчонок, не сурок.

Но заснята на кино

И извесна всем давно

Эта милая мордашка,

И зовется…

(чебурашка)

Как- то ПЯТЕРО  ребят

Сгорки прокатились.

Двое в саночках сидят,

Сколько в снег свалилось?

 

У пенечков 6 грибочков

И под елкой 3.

Сколько будет всех грибочков,

Ну-ка, посмотри!

Комбинаторные и логические задачи:

Используя цифры 1,2 и 3 напишите:

А) различные трехзначные числа, в которых цифры не повторяются. Сколько существует возможных вариантов?

Б) различные двузначные числа, в которых повторение цифр допускается.  Сколько существует возможных вариантов?

В) различные трехзначные числа, при которых допускается повторение.

Ответ: а) 123,132,231,213,312,321 – 6 вариантов

б)11,12,13,21,22,23,31,32,33 – 9вариантов

в)111,112,113,121,122,123……- 27 трехзначных чисел.

Задача: В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что:

1)    Вода и молоко не в бутылке.

2)    Сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом

3)    В банке не лимонад и не вода

4)    Стакан стоит между банкой и сосудом с молоком.

В каком сосуде находится каждая из жидкостей?[2,с.33]

 

 

 

 

 

Дорисуй недостающую фигуру.         

 

                        рис.1                                                                 рис.2

Соотнеси картинки с примерами

                         рис.3                                                             рис.4

 

                                                     

 

Заключение

В ходе решения поставленных задач получены следующие результаты: 
- изучены теоретические вопросы по темам «Интерес», «Память», «Занимательность в - обучении математике» в специальной литературе; 
- раскрыта сущность понятия «занимательность»;
- выделены приемы занимательности в обучении;
- выделены среди учебных заданий в учебниках математики для начальной школы (М.И.Моро, Л.Г.Петерсон, Н.Б.Истоминой ),а также в дидактических материалах задания с элементами занимательности;

- рассмотрены примеры занимательных задач.

Проведенная работа и ее результаты позволяют сделать вывод, что систематическое включение занимательных заданий в учебные задания на уроках математики являются эффективным средством повышения интереса детей к обучению математике, развития их умственной инициативы, мыслительной деятельности, а также творческой активности. То есть отвечает требованиям современной школы.

В перспективе, в курсовой работе мы более подробно планируем рассмотреть тему «занимательные задания на уроках математики для развития логического мышления».

 

 



 

 

 

 

Список литературы

1.     Водзинский, Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. /Д.И. Водзинский. - М.: Просвещение, 2006. –138 с.

2.     Занимательная математика / Е.Г. Бурлак, сост.- Донецк: ПКФ «БАО», 1998. – 352 с.

3.     Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах/Н.Б. Истомина// Учебное пособие, - М.:1998. –285 с.

4.     Шмырева, Г.Г. Развитие познавательных интересов учащихся на уроке математики/Г.Г. Шмырева, С.М. Нестерович.// Начальная школа – 2003. - №2 -с.118-121.

5.     Шуба, М.Ю. Занимательные задания в обучении математике/ М.Ю. Шуба: Просвещение, 1994.-225с.

6.     Щукина, Г.И.  Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/ Г.И. Щукина. –М.: Педагогика, 2002. -203 с.

7.     http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/zanimatelnye-zadaniya-na-urokakh-matematiki-kak-sredstvo-razvitiya-mysh

8.     http://www.referatbank.ru/referat/preview/8933/metodika-ispolzovanie-zanimatelnosti-urokah-matematiki-mladshih-shkolnikov.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.         Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Степанова С. В. Методическое пособие к учебнику «Математика. I класс»: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2003.

2.         Бахир В.К. Развивающее обучение // Начальная школа. - 2004.-№ 5.-С.26-30.

3.         Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие / В.М. Букатов. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2005.

4.         Вайс В. Перспективное планирование воспитательной работы в начальной школе // Воспитание школьников. - 2005.

5.         Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Краткий курс лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2004.

6.         Гаврилычева Г.Ф. Развитие самостоятельности у детей // Нач. шк.,2005, №11.

7.         Горенков Е.М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Л.В. Занкова // Начальная школа. - 2004. - № 2. - С. 57-62.

8.         Далингер В.А., Самостоятельная деятельность учащихся – основа развивающего обучения. // Математика в школе, №6, 2004.

9.         Демидова С.И., Денищева Л.О. Самостоятельность учащихся при обучении математике. - М.: Просвещение, 2005

10.      Дрозд В.Л., Урбан М.А. От маленьких проблем - к большим открытиям // Начальная школа. - 2005. - № 5. - С.37.

11.      Еженедельная учебно-методическая газета “Математика” №21, 2003

12.      Еженедельная учебно-методическая газета “Математика” №22, 2004

13.      Жарова А.В. Учить самостоятельности.-М.,2005.

14.      Ивашова О.А. Роль исследовательской деятельности младших школьников в овладении математической культурой //Сборник научных трудов по непрерывному образованию. Выпуск. 4. «Метаметодика: продуктивный диалог предметных методик обучения» - СПб.: «Культ-Информ-Пресс», 2003.

15.      Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. завед. - М.: «Академия», 2004

16.      Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

17.      Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

18.      Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических заведений – М. – Издат. центр «Академия», 2005. – 176с.

19.      Кульбякина Л.Я., Зотова Т.Н. Вопросы в методике преподавания математике // Начальная школа. - 2004.

20.      Левитас Г.Г. Решение текстовых задач с помощью уравнений // Начальная школа. - 2005

21.      Математика для II класса начальной школы. В 2 ч. / М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. - М.: Просвещение, 2006.

22.      Михайлова Ф.Р. Памятки - способ самоорганизации учебной деятельности младших школьников // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005.

23.      Метельский И.В. Как поставить перед учащимися учебную задачу // Начальная школа. - 2004.

24.      Педагогический энциклопедический словарь/Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глобова и др. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2006. – 528.:ил.

25.      Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов педагогических вузов: в 2 КН. – м.: Гуманит. Издат. Центр ВЛАДОС, 2005.

26.      Попова А.И., Литвинская И.Г. Развитие самодеятельности младших школьников в условиях коллективных занятий// Нач.шк.,№7,2004.

27.      Программы образовательных учреждений. Начальные классы. В 2 ч. Ч. 1. Математика / М. И. Моро, Ю. М. Колягин, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. - М.: Просвещение, 2005.

28.      Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистый. М.: Пед. Общ. России, 2004.

29.      Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений, В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2005.

30.      Развитие исследовательских умений учащихся общеобразовательной школы: методический аспект. Круглый стол //Вестник Северо-западного отделения Российской Академии Образования. Образование и культура Северо-запада России. Выпуск 7. Тенденции в развитии и модернизации современного образования СПб, 2004.

31.      Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2003.

32.      Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д; «Феникс», 2005. – 448с.

33.      Смолеусова Т.В. Этапы, методы и способы решения задач // Начальная школа. -2003. - №12. -С.62-66.

34.      Темербекова А.А. Методика преподавания математики: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

35.      Татьянченко Д., Воровщиков С. Развитие общеучебных умений школьников. //Народное образование №8, 2003

36.      Чиверская Л.Н, Формирование мыслительных операций у младших школьников на уроках математики.- Ульяновск, УИПК ПРО,2006

37.      Царева С.Е. Нестандартные виды работы с задачами на уроке как средство реализации современных педагогических концепций и технологий // Начальная школа. - 2004.

38.      Цукарь А.Я. Элементы исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики // Начальная школа. - 2005.

39.      Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности. - М: Просвещение, 2004.

40.      Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. - М: Просвещение, 2005.

41.      Юдачева Т.В. Деятельность учителя по организации домашней работы по математике// Нач.шк.,2004, №11.

42.      Эльконин Д.Б. Психология игры. - М: Педагогика,2004


 

Скачано с www.znanio.ru

Введение Актуальность проблемы исследования

Введение Актуальность проблемы исследования

Таким образом, главный фактор занимательности - это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их к самостоятельной исследовательской деятельности

Таким образом, главный фактор занимательности - это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их к самостоятельной исследовательской деятельности

Глава 1. Занимательные задания в развитии интереса на уроках математики

Глава 1. Занимательные задания в развитии интереса на уроках математики

Выдающийся педагог К.Д. Ушинский подчеркивает: «Всю занимательность обучения, принято делить на «внешнюю» (не связанную с содержанием урока) и «внутреннюю», причем «внутренняя» занимательность предпочтительнее «внешней» и…

Выдающийся педагог К.Д. Ушинский подчеркивает: «Всю занимательность обучения, принято делить на «внешнюю» (не связанную с содержанием урока) и «внутреннюю», причем «внутренняя» занимательность предпочтительнее «внешней» и…

Трудно представить промежуток времени, необходимый для этого

Трудно представить промежуток времени, необходимый для этого

Ряд советских педагогов и психологов посвятили свои исследования учебным интересам школьников

Ряд советских педагогов и психологов посвятили свои исследования учебным интересам школьников

А интерес к овладению знаниями у детей формируется лишь при условии соответствующей организации учителем учебной деятельности школьников: она должна быть направленна на воспитание его познавательных…

А интерес к овладению знаниями у детей формируется лишь при условии соответствующей организации учителем учебной деятельности школьников: она должна быть направленна на воспитание его познавательных…

Интерес и усилия воли всегда должны сопровождать друг друга

Интерес и усилия воли всегда должны сопровождать друг друга

Толстой считал: «Школа коверкает ребенка, превращая его из существа жизнерадостного и любознательного, ищущего поучения как радостного в измученное, сжавшееся существо с выражением усталости, страха и…

Толстой считал: «Школа коверкает ребенка, превращая его из существа жизнерадостного и любознательного, ищущего поучения как радостного в измученное, сжавшееся существо с выражением усталости, страха и…

Задачей будем называть некую ситуацию, включающую в себя набор исходных данных, используя которые требуется ответить на поставленный в условии вопрос

Задачей будем называть некую ситуацию, включающую в себя набор исходных данных, используя которые требуется ответить на поставленный в условии вопрос

Многие учителя поэтому полагают, что роль использования занимательности заключается в том, чтобы поднять тонус учащихся, дать кратковременный отдых и пр

Многие учителя поэтому полагают, что роль использования занимательности заключается в том, чтобы поднять тонус учащихся, дать кратковременный отдых и пр

Учителю надо постараться избежать таких ошибок в использовании занимательности на уроке, как отвлечение от темы и дидактических задач урока, неподготовленность занимательного задания предыдущей учебной работой…

Учителю надо постараться избежать таких ошибок в использовании занимательности на уроке, как отвлечение от темы и дидактических задач урока, неподготовленность занимательного задания предыдущей учебной работой…

Еще одно достоинство многих занимательных задач заключается в том, что при их решении у ученика часто возникает необходимость менять ход мысли на обратный

Еще одно достоинство многих занимательных задач заключается в том, что при их решении у ученика часто возникает необходимость менять ход мысли на обратный

Игра «Звездный час», например, проводится в неделю математики, в рамках предметных недель в школе

Игра «Звездный час», например, проводится в неделю математики, в рамках предметных недель в школе

Почти все формы занимательной математики являются массовыми средствами воспитательного воздействия на учащихся

Почти все формы занимательной математики являются массовыми средствами воспитательного воздействия на учащихся

Цель викторины: повышение интереса учащихся к математике, выявление учащихся, проявляющих математические способности, интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста

Цель викторины: повышение интереса учащихся к математике, выявление учащихся, проявляющих математические способности, интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста

Лошадь съедает воз сена за месяц, овца—за 3 месяца, а коза-за 2 месяца

Лошадь съедает воз сена за месяц, овца—за 3 месяца, а коза-за 2 месяца

Любимые герои на уроках: Он дружок зверям и детям,

Любимые герои на уроках: Он дружок зверям и детям,

Ну-ка, посмотри! Комбинаторные и логические задачи:

Ну-ка, посмотри! Комбинаторные и логические задачи:

Соотнеси картинки с примерами рис

Соотнеси картинки с примерами рис

В ходе решения поставленных задач получены следующие результаты: - изучены теоретические вопросы по темам «Интерес», «Память», «Занимательность в - обучении математике» в специальной литературе; -…

В ходе решения поставленных задач получены следующие результаты: - изучены теоретические вопросы по темам «Интерес», «Память», «Занимательность в - обучении математике» в специальной литературе; -…

Водзинский, Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков

Водзинский, Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков

Бантова М. А., Бельтюкова Г. В

Бантова М. А., Бельтюкова Г. В

Развитие исследовательских умений учащихся общеобразовательной школы: методический аспект

Развитие исследовательских умений учащихся общеобразовательной школы: методический аспект
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2021