Игры на формирование психологической готовности к обучению в школе
Своеобразным итогом дошкольного периода является готовность ребенка к школьному обучению. Из чего же складывается готовность к школе и как помочь ребенку подготовиться к новой для него школьной жизни?
В связи с введением ФГОС ДО произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на мотивационную, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника».
Поступление в школу переломный момент в жизни ребенка, независимо от того, в каком возрасте приходит в 1-й класс. Меняется место ребенка в системе общественных отношений: из дошкольного детства с играми и малым числом общественных обязанностей он приходит в совсем иной мир. Поступление в школу – это переход к новому положению в обществе, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новым взаимоотношениям с взрослыми и сверстниками; меняется фактор места, т.е. социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка.
В настоящее время дошкольное образование обращено к личности ребенка, её всестороннему развитию, созданию благоприятных условий для раскрытия способностей детей. Целью образования можно определить формирование всесторонне развитой личности, способной к саморазвитию, самоорганизации и самоопределению. Вступление ребенка во взрослую жизнь подводит итог его дошкольному детству и сильно меняет социальную ситуацию его развития. Поэтому для того, чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой следующего этапа развития, ребенок должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослым, в противном случае дошкольная линия развития может затормозиться, а школьная полноценно не начаться. Детям же с особенностями развития приходится еще сложнее. Возможная неподготовленность ребенка к школе зачастую, к сожалению, запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости, повышенной школьной тревожности, а в худших случаях - и в школьных неврозах. Условия школьного обучения предполагают наличие у детей определенного уровня произвольности действий, умения организовывать и контролировать свою двигательную активность, действовать в соответствии с указаниями взрослого, анализировать предлагаемый образец и многое другое.
Проблемой готовности детей к обучению в школе занимались многие ученые: В.С. Мухина, Р.С. Немов, рассматривая возрастную психологию, обращали особое внимание на психологическую сторону готовности к обучению в школе. Вопросом готовности ребенка к школе, в том числе и психологической, занимались: В.Д. Шадриков, Т.И. Бабаева, К.В. Бардин, М.М Безруких, более углубленно психологическую готовность рассматривали:О.М. Дьяченко и Т.В. Лаврентьева, Г. Новиков и другие.
А.И. Запорожец, отмечал, что готовность к обучению в школе "представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.".
Термин «психологическая готовность к школьному обучению» используется в психологии для обозначения определенного уровня психического развития ребенка, по достижении которого его можно учить в школе. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе – комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или не успешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе означает, что ребенок может и хочет учиться в школе.
В структуре психологической готовности ребенка к школе принято выделять, такие компоненты как:
Личностная готовность (готовность ребенка к принятию позиции школьника)
Интеллектуальная готовность ребенка к школе (наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов)
Эмоционально-волевая готовность (ребенок должен уметь ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации)
Социально-психологическая готовность (наличие у ребенка нравственных и коммуникативных способностей)
Данный сборник направлен на психологическую подготовку детей к школьному обучению, а так же повышение психологической компетенции родителей. Актуальность его состоит в том, что он является одним из возможных вариантов психологической подготовки детей дошкольного возраста и подготовка родителей к изменениям, ожидающих их детей в начале школьного обучения, получение знаний, умений, навыков, необходимых для преодоления трудностей, как самими детьми, так и их родителями.
Цель - подбор и систематизация игр и упражнений, направленных на формирование психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Задачи:
1) подбор игр и упражнений, направленных на формирование психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
2) систематизация игр и упражнений по разделам сборника;
3) оформление сборника игр и упражнений, направленных на формирование психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
По структуре сборник делятся на игры и упражнения направленные наразвитие личностного компонента, интеллектуального, социально-психологического, эмоционально-волевого компонента психологической готовности и оформлены в виде разделов.
Первый раздел сборника включает игры и упражнения направленные на формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - позиции школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Именно она определяет поведение и деятельность ребенка, и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям.
Второй раздел включает в себя игры и упражнения направленные на развитие интеллектуального компонента психологической готовности детей к школе. Развитие этого компонента предполагает наличие у ребенка кругозора и определенного уровня развития познавательных процессов. Главной составляющей психологической готовности к школе является развитие восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, воображения.
Третий раздел состоит из игр и упражнений, направленных на развитие социально-психологического компонента психологической готовности.Данный компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей. К ним относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у него на этой основе нравственных представлений и чувств.
Четвертый раздел включает игры и упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевого компонента психологической готовности. Данные игры и упражнения формируют умение ребенка ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации.
Сборник игр и упражнений, направленный на формирование психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе «Скоро в школу!» может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, студентами педагогических учебных заведений, а так же родителями воспитывающихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.