Круглый стол: «Готов ли Ваш ребенок к обучению в школе?»
Цель: Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе.
Такая форма проведения мероприятия на наш взгляд, является продуктивной, интересной и познавательной.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители. Наш очередной круглый стол посвящен проблемам подготовки ребенка в школьному обучению. Сегодня мы поговорим об интеллектуальной и социальной готовности детей к обучению в школе.
Психолог ДОУ: О проблеме готовности ребенка к обучению в школе написано много литературы. Однако результаты опросов родителей будущих первоклашек показывают, что они имеют о ней поверхностное представление. Специалисты включают в понятие «готовность к школе» три больших аспекта: это физическая зрелость малыша, социально-психологическая и интеллектуальная.
Но маме с папой необходимо знать не столько о компонентах готовности к школе, сколько о том, кто и как может оценить уровень подготовки их ребенка и чем неготовность отзовется для него в процессе учебы. В противном случае родители, столкнувшиеся с проблемами ребенка в начальной школе, будут негодующе спорить с учителем: «Что значит: не был готов и не может учиться? Он же у меня читал и писал! Вы просто не умеете учить!»
Давайте представим себе готовность дошколенка к обучению в виде большого раскидистого дерева. При этом понятие «готовность к школе» в нашем новом понимании будет включать в себя не знания и умения, которые малыш накопил к шести годам и шести месяцам.
Начнем. Если семечко, которое было посажено в землю, здорово и за ним хорошо ухаживали, то оно пустит в землю крепкие, хорошие корешки. То есть, если ребенок родился без проблем, не перенес серьезных болезней, его правильно кормили и развивали, - он будет здоров.
Корни дерева - это здоровье или «физическая готовность». Если корешки не точили червячки, и землю достаточно и своевременно поливали, то они разовьются в крепкую корневую систему и дадут здоровый росток. То есть если знания предлагались ребенку вовремя и в разумном количестве, с ним правильно общались, играли, соблюдали режим, то основа его готовности к школе заложена была еще в возрасте 3-4 лет. Так, например, раннее развитие порой бывает равносильно чрезмерному поливу, от которого росток (нервная система малыша, его психика) начинает болеть. Мозг маленького человека не выдерживает нагрузки и дает «сбои» в виде, например, заикания. Корневая система и крепкий росток - это зрелость и здоровье мозга ребенка - «физиологическая» готовность.
Следуем дальше. При благоприятных условиях росток тянется вверх,
становится стволом и разветвляется. На основе физической и физиологической
зрелости при участии хороших педагогов ребенок развивается в «нужном
направлении». У него формируется желание учиться и понимание, для чего это
нужно. Психологи называют это «мотивацией к обучению». Кроме того, у маленького
человека появляется способность делать то, что не хочется, но надо
(эмоционально-волевая сфера и произвольность), он учится общаться и согласовывать
свое поведение с нормами и желаниями других детей (коммуникативная сфера).
Ствол - это социально-психологическая готовность к школе.
Сильные и крепкие ветки - это зрелость шести психических процессов, которые
обеспечивают умственную готовность: восприятие, внимание, память, мышление,
воображение и речь. Именно на них распустятся листочки и цветы - самые разные
знания.
Листочки и цветочки - это предметная готовность к школе. Причем сначала листочки - умение слышать и выделять звуки из слова (предбукварный период обучения чтению), а потом цветочки - непосредственно обучение чтению. То же и в математике: сначала представления о составе числа, потом вычислительные действия. Ну, и, наконец, плоды - легкая адаптация к школе и успехи в учебе.
А теперь представьте себе, что зернышко было нездорово - например, у малыша была родовая травма. Что пострадает дальше? Корневая система. То есть нарушится плавное развитие мозга, а результатом этого могут стать самые разные отклонения в росте дерева. Или, допустим, родители увлекались различными методиками развития. Малыш в три года научился читать, в четыре писать… Это чрезмерный полив - корешки начинают гнить, то есть страдает мозг - дерево снова растет плохо. Потому что «не с листьев» нужно было начинать. Так не бывает, чтобы сначала листья, а потом корни.
Как же узнать, есть ли проблемы? И если есть, то где они? Согласитесь, чаще всего хорошо подготовленного ребенка видно сразу, как видно здоровое, хорошо развивающееся растение. А вот если есть проблемы, даже незначительные, то необходимо сразу обратиться к специалисту. Например, чаду пять лет, а оно не выговаривает некоторые звуки. Не ждите, что они появятся сами, идите к логопеду-дефектологу. Хороший дефектолог распознает: проблема эта только на уровне «веток», то есть речи, или на уровне «корешков», то есть мозга. Если речи, то он решит ее сам, а если корешков, то направит к соответствующему специалисту. Вообще, когда в поведении пятилетки вас что-то настораживает: невнимателен, не запоминает буквы, стихи, чрезмерно активен, пишет то правой, то левой рукой, быстро утомляется и так далее - то не следует ждать, лучше сразу обратиться к врачу, выявить и исключить проблемы. И поможет вам в этом нейропсихолог. Он обследует ребенка и подскажет, что делать дальше. Так, проблемы, связанные с педагогической запущенностью, - некому и некогда заниматься с дошколенком - решает педагог-психолог. Он, при отсутствии проблем на уровне «корешков», подкорректирует внимание, мышление, память, восприятие, сложности, связанные с общением.
Ведущий: Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? На эти вопросы ответит психолог МБДОУ.
Психолог МБДОУ: Одни считают, что надо начинать готовить малыша начиная с трех лет, другие - за год до поступления в школу. Но вообще-то вся дошкольная жизнь ребенка - это и есть подготовка к школе. Самое главное - не впадать в крайности. Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению. Но и не пускать все на самотек, надеясь, например, на воспитателя детского сада. Тем более, если вы выбрали школу, поступление в которую сродни конкурсу в престижный вуз.
Оценить развитие будущего первоклассника можно самим или проконсультироваться у детского психолога. Специальные тесты для диагностики готовности к школе сейчас вполне доступны, продаются во многих книжных магазинах. Но одна отдельно взятая методика не позволяет полностью оценить все стороны развития ребенка. И все же такая проверка покажет, над чем стоит еще поработать до 1 сентября.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.