Занятие

  • docx
  • 07.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Педагогический проект.docx

Педагогический проект: «Развитие воображения в процессе рисования».

Цель:

Определение эффективных путей для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в рисовании.

Задачи:

1. Повысить возможности творческого мышления;

2. Обогатить личностные качества;

3. Увеличить способность фантазировать;

4. Формировать у ребенка культуру чувств через развитие воображения;

5. Развивать художественное восприятие, творческое воображение.

Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать — лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития.

Тема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.

Актуальность темы определена следующими проблемами:

1. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

2. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.

3. Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний.

4. Никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения.

5. Воображение в значительной степени определяет эффективность учебно - воспитательной деятельности в ДОУ.

Вид проекта: Долгосрочный (октябрь-апрель)

Тип проекта: творческий

Реализация проекта: В работе использовалась диагностическая методика «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко.

Совместно был разработан перспективный план занятий. Занятия проходили один раз в месяц с детьми подготовительных к школе групп. Психолог проводил первую часть занятия, а воспитатель вторую. Психолог в своей деятельности использовал такие методы и приёмы как беседы, подвижные игры, элементы музыкотерапии и сказкотерапии, песочной терапии, психогимнастики, игры на развитие воображения, упражнения с пантомимикой. Под звуки природы дети могли вообразить себя в «чудесном лесу», окружённые необычными деревьями, преодолевая препятствия из игрового инвентаря, могли представить себя среди болота, корявых кочек, разнообразия грибов и шишек. Возможность проиграть определённую ситуацию и рассказать о том, что ребёнок представил в своём воображаемом мире, позволяла детям перенести фантазию в рисунок. Во второй части занятия воспитатель использовал разнообразные заготовки: незаконченные, неоформленные изображения, силуэтные изображения, шаблоны облаков и камней сложной формы, силуэты – перевёртыши. Детям предлагалась дорисовать силуэты, превращая их с помощью изобразительных материалов в определённые предметы. Как известно, в подготовительной к школе группе, дети владеют разнообразными техниками и приёмами рисования, в том числе нетрадиционными. Вот почему на подобных занятиях детям предлагалось использовать ватные палочки, поролоновые тампончики, клеевые кисти, зубные щётки, восковые мелки и многое другое. Использование нетрадиционных приёмов рисования так же способствовало развитию фантазии и воображения у детей.

Первые занятия были простыми для того что бы дать возможность ребенку освоиться и привыкнуть к новой для него творческой деятельности. На первом этапе главное, чтобы ребенок научился принимать задачу: придумать, сочинить что – либо дорисовывать незаконченную фигурку. В случае затруднения педагоги помогали ребенку, предложив свой вариант. Научившись дорисовывать фигурки и превращать их в персонажей сказок дети учились использовать эти умения при решении сложных творческих задач, придумывая обитателей чудесной реки или сочиняя историю по картинке.

Каждый раз, приходя на индивидуальное занятие в сенсорную комнату, дети с интересом создавали картины на песке, затем по этой картине придумывали сказки.

Участники проекта:

Воспитанники подготовительных групп;

Педагог – психолог;

Воспитатель по изобразительной деятельности.

Перспективный план

Октябрь

«Чудесный лес»

Цель: Научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Ноябрь

«Где может быть? »

Цель: Развивать умение детей строить сложную картину на основе ее несущественного фрагмента.

Декабрь

«Поможем художнику»

Цель: Научить детей воображать предметы на основе заданной схемы.

Январь

«Перевертыши»

Цель: Учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Февраль

«Веселый гном»

Цель: Научить детей создавать образы на основе восприятия схематичного изображения предмета.

Март

«Дети на прогулке»

Цель: Научить детей создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Апрель

«На что это похоже? »

Цель: Научить детей в воображении создавать образы предметов, основываясь на их схематическом изображении.

Май

«Подведение итогов - диагностика»