Конспект занятия по внеурочной деятельности «Азбука нравтсвенности»
2 класс
Учитель МКОУ «СОШ с. Мельница» Солодкая Мальвина Викторовна
Занятие № 12
Тема: Создаём «Азбуку нравственности». Страница восьмая: искренность.
Цель: на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «искренность», «искренний человек»; учить оценивать поступки героев, воспитывать положительные качества характера.
Ход занятия
Упражнение «Возьми себя в руки» Как только вы почувствуете, что забеспокоились, захочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхватите ладонями локти и сильно прижмите руки к груди – это поза выдержанного человека.
Мы продолжаем изучать «Азбуку нравственности» и создавать свои страницы. Какая буква продолжает алфавит после буквы З? Какие вы можете назвать слова на букву И, с помощью которых можно охарактеризовать человека? - Какие из этих качеств вы отнесёте к положительным, а какие к отрицательным?
Если зависть рождает в нашем теле болезни, то какое чувство подарит вдохновение?
- Сегодня мы поговорим о том, что значит быть искренним человеком.
« Искренний – выражающий подлинные чувства; правдивый, откровенный.» (Из словаря С.И.Ожегова)
- Всегда ли легко говорить откровенно? Что мешает людям быть откровенными?
Чтение и анализ басни Толстого «Гуси и павлин»
Павлин, распустив хвост ходил по берегу пруда. Два гусёнка смотрели на него и осуждали его.
- Смотри, - говорят, - какие ноги у него некрасивые, и послушай, как кричит нескладно.
Человек услыхал их и сказал:
- Правда, что ноги его нехороши, и поёт он нескладно, но ваши ноги ещё хуже, и поёте вы ещё хуже; но хвоста у вас такого нет.
- В чём не хотели сознаться гуси? (В том, что павлин красивее их)
- Что им мешало? (зависть)
Беседа
-Что может человек делать от всей души, т.е. искренне? (О чём-то жалеть, чего-то желать, говорить, любить).
Искренне желать кому-то здоровья, значит, на самом деле хотеть, чтобы твой друг не болел. Желать ему победы в конкурсе – не завидовать тому, что победил он, а не ты.
Чтение и анализ рассказа Арсения Седугина «Огонёк во льду»
Давно это было, а вот простить этого себе, наверно, в жизни не прощу.
Одно лето жили мы в деревне. Знакомых мальчишек у меня не было. И было мне очень скучно. Но у меня была рыбка. Красная, как огонёк, и очень живая, быстрая. Она всегда гуляла в большой светлой банке из чистого стекла. И мне было веселее с ней. Я даже, когда обедал, ставил банку на стол и смотрел, как ловко плавает красная рыбка среди зелёной травы.
И вот когда уезжали из деревни, так все спешили, что совсем забыли про рыбку. И красная рыбка осталась на террасе на подоконнике одна. Совсем одна.
В ту зиму морозы наступили очень рано. Я всё больше сидел дома. Мне совсем стало грустно без любимой рыбки.
Деревня была недалеко от города. И я знал, как туда ехать. Я никому ничего не сказал и один поехал в деревню.
Я думал, что рыбка ещё живая будет.
Открыл я скрипучую от мороза дверь на террасу. (Что увидел?) И увидал: в банке со льдом мерцал сквозь белый иней красный огонёк.
Рыбка погибла. И виноват в этом я один.
- От чьего имени написан рассказ?
- Как вы думаете, мальчик искренне пожалел о том, что случилось? Докажите.
- Осуждаете вы его или нет?
- Зачем автор «окрасил» рыбку в красный цвет?
- Можно ли исправить то, что случилось?
- А что можно сделать? ( Не повторять ошибок)
Чтение и анализ стихотворения В.Бокова «Доброе слово» (Детская риторика. 3 класс)
- Всегда ли нужно говорить человеку откровенно, что ты о нём думаешь?
- А Вы седой! – сказали мне при встрече.
- А были чёрный!
- Был, - ответил я.
И что-то мне тотчас легло на плечи.
И придавило камнем бытия.
- А ты не старый! – как-то мне сказали
Мои друзья за праздничным столом.
И мне как будто крылья развязали.
И туго свистнул воздух под крылом.
И полетел я в облачные выси,
И был я очарован красотой.
Дремавшие во мне до толе мысли
Заволновались нивою густой.
Друзья мои, внушайте людям веру
И чаще говорите: «Добрый день»,
И следуйте хорошему примеру –
Продляйте добрым словом жизнь людей!
Чтение и анализ рассказа В. Осеевой «Кто хозяин?»
Большую чёрную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.
Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.
- Собака моя, - говорил Коля,- я первый увидел Жука и подобрал его!
- Нет, моя!- сердился Ваня. – Я перевязал ей лапу и кормил её.
Никто не хотел уступать.
- Моя! Моя! – кричали оба.
Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:
- Спасайся!
Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.
- Чья собака? – сердито закричал он.
- Моя, - сказал Коля.
Ваня молчал.
- Кто из мальчиков искренне желал быть хозяином собаки?
Что значит искренне желать?
Заполните таблицу Я искренне желаю
Себе |
Своей семье |
Своему классу |
Всем людям |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.