Занятие с элементами тренинга по профилактике девиантного поведения подростков"
Оценка 5

Занятие с элементами тренинга по профилактике девиантного поведения подростков"

Оценка 5
doc
01.02.2023
Занятие с элементами тренинга по профилактике девиантного поведения подростков"
Deviantnoe_povedenie-uchimsya_govorit-_net.doc

Занятие с элементами тренинга по профилактике девиантного поведения подростка

"Девиантное поведение, учимся говорить – нет"

Цель: профилактика девиантного поведения подростков, формирование умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами. Формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение, понимания.

Задачи: развивать способность делать самостоятельно свой выбор и умение поступать в соответствии с собственным решением; формировать представление о силе группового давления на личность, расширять поведенческий репертуар подростка в процессе конфронтации с группой.

Оборудование занятия: мягкая игрушка в виде солнца, чистые листы, мяч, карточки с описанием ситуаций, памятка «правила уверенного отказа»,

Ход занятия.

I. Приветствие.

- Добрый день ребята. Сейчас я предлагаю вам поздороваться друг с другом, но здороваться будем необычным способом. Вы видите у меня в руках солнышко (мягкая игрушка). Мы с вами  будем друг другу бросать игрушку, при этом надо будет поздороваться с тем человеком, которому ты ее бросил, назвав его по имени и сказать какой либо комплимент.

II. Вводная часть.

-Сегодня речь пойдет о разрушающем поведении. И тема нашего занятия "Девиантное поведение, учимся говорить нет".

-Сегодня будем учиться говорить "Нет!", т.е. противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, учиться уверенному поведению при отстаивании своей позиции.

-Как вы думаете,  что такое социальные нормы?

Социальные нормы – это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп.

Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм.

III. Основная часть.

1. Упражнение "Рассказ о себе"

Инструкция: Каждый из ребят, не указывая своего имени на листе, записывает 5 качеств, которые больше всего ценит в себе, и за которые его уважают другие люди.

Перевернув лист бумаги, участник записывает 5 качеств, которые ему не нравятся в себе и неприятны.

Затем карточки сдают ведущему, который, предварительно перемешав их, раздает участникам группы. Каждый участник, получив карточку и прочитав положительные и отрицательные качества, пытается представить себе этого человека и составляет рассказ о нем и его жизни.

Обсуждение: В конце важно обсудить упражнение в общем кругу и спросить участников группы, что они чувствовали, когда слушали рассказ о себе, много ли там было совпадений с их представлениями о своей жизни.

Просмотр социального ролика для молодежи.

Обсуждение ролика (Какая значимость этого ролика? Умей сказать нет!

- Основой появления негативной девиации является воспитание и поведение, а также общество в которое попадает человек.

 2. Упражнение с элементами тренинга. Игра "Откажись по-разному".

- Я буду бросать некоторым из вас мяч, поймавший делает мне предложение (например: отправиться в тундру, погулять)

Ведущий выражает отказ по-разному.

- Что вы можете сказать об услышанных отказах?

а) Отказ – соглашение: человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается дать согласие. Например: ребята, – спасибо, но мне так неудобно вас затруднять.

- Кто получил на своё предложение такой вид отказа?

б) Отказ – обещание. Человек в принципе согласен с предложением, но в данный момент он не может его принять. Даётся понять, что при других обстоятельствах предложение было бы принято. "Пойдём завтра в кино" – "С удовольствием, но завтра у меня занятия по математике".

- Кто получил такой отказ? 

в) Отказ – альтернатива. Отказ направлен на альтернативное предложение. Трудность такого отказа в том, чтобы придумать ценное альтернативное предложение: Пойдём завтра в спортзал» - "Давай лучше погуляем по посёлку". 

г) Отказ – отрицание. Человек даёт понять, что не согласится ни при каких обстоятельствах на предложение. "Нет, я не поеду на лодке, потому что боюсь воды. Нет, я ни за что не поеду в лес". 

д) Отказ – конфликт. Крайний вариант отказа – отрицание. Агрессивен по форме. Может содержать оскорбления или угрозы. "Давай сходим на дискотеку" - "Ещё чего! Сам топай!" Этот вид отказа эффективен в случае выраженного внешнего давления".

Вывод: о разных видах отказа.

3. Упражнение – тренинг "Сумей отказаться"

Сейчас вы  сами сможете себя проверить в ситуациях, как вы можете не попасться на  групповое давление.

Ребятам  предлагается разделиться на три группы (по 2-3 человека). Каждая команда получает карточку с описанием ситуации, затем по ситуации разыграть отказ. Остальные участники игры оценивают эффективность выбранной формы отказа по параметрам:

·                     реальная возможность избежать пробы вещества при использовании данной формы отказа;

·                     возможность избежать данного конфликта, агрессии;

·                     целесообразность попытки повлиять на взгляды, поступки человека, предлагающего вещество (когда стоит пытаться убедить предлагающего пробу в опасности знакомства с наркотическими веществами, а когда нужно думать лишь о своей безопасности).

Оценивание, oбсуждение проводится после каждой инсценированной ситуации. Во время оценивания ведущий должен незаметно направлять мысль детей на то, что найти верный отказ может только человек с уверенным поведением. Уверенными должны быть голос, интонация, жесты, мимика, движения.

Памятка «Правила уверенного отказа»:

1. Если ты хотите отказать человеку, чётко и однозначно произнеси ему "НЕТ". Постарайся объяснить причину твоего отказа, но не извиняйтесь длительное время.

2. Старайтесь отвечать без паузы – так быстрo, как только это вообще возможно.

3. Настаивайте на том, чтобы с вами говорили честно и откровенно.

4. Попросите объяснить, почему вас просят сделать то, чего вы делать не хотите.

5. Смотрите на человека, с которым гoворите. Наблюдайте, есть ли в его поведении какие – либо признаки неуверенности к себе. Следите за его позой, жестами, мимикой (дрожащие руки, бегающие глаза, дрожащий голос и т. д.).

6. Не oскорбляйте и не будьте агрессивными.

IV. Рефлексия

Ребятам предлагается окончить высказывание: "Мне легко (трудно) противостоять группе, потому что…" Это позвoлит осмыслить индивидуальный стиль психологической защиты.

 

V. Заключительная часть.

Игра: "Солнечные лучики" Ребята встают в круг. Предлагаю всем протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя солнечными лучиками, излучающими тепло.

 

 

 

 

 


Занятие с элементами тренинга по профилактике девиантного поведения подростка "Девиантное поведение, учимся говорить – нет"

Занятие с элементами тренинга по профилактике девиантного поведения подростка "Девиантное поведение, учимся говорить – нет"

Перевернув лист бумаги, участник записывает 5 качеств, которые ему не нравятся в себе и неприятны

Перевернув лист бумаги, участник записывает 5 качеств, которые ему не нравятся в себе и неприятны

Вывод: о разных видах отказа. 3

Вывод: о разных видах отказа. 3

V . Заключительная часть. Игра : "

V . Заключительная часть. Игра : "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2023