Разработка
открытого внеклассного занятия
для обучающихся кружка НТМ:
«Неизвестные
свойства бумаги»
Педагог: Зубко Н.Н.
Дата проведения: 25 февраля 2015 года
Педагог: Зубко Н.Н.
Тема занятия: Неизвестные свойства бумаги.
Цели занятия:
Образовательная:
Воспитательная:
Воспитание воли, усидчивости, точности, обязательности. Воспитание трудолюбия, добросовестности, старательности, эстетического вкуса, чувства уважения к труду, умение работать в коллективе и для коллектива, культуры труда.
Развивающая:
Совершенствование сенсорной сферы и моторики, развитие образного логического мышления, развитие его пространственных представлений, развитие конструкторских и творческих способностей, развитие памяти, воображения, внимания и речи.
Методы, используемые на занятии: исследовательский, проблемный, поисковый, словесно-иллюстративный, метод контроля и поощрения, метод самостоятельной работы, практический.
Используемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, технология опережающих заданий.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная.
Оборудование рабочего места педагога: бумага, карандаш - клей, инструкционные карты.
Оборудование рабочего места детей: цветная бумага, клей, салфетки, клеенки, образцы бумаги, стаканы с водой.
Ход занятия:
1. Организационный момент: проверка готовности ребят к началу занятия, сообщение темы и целей занятия.
2. Сообщение новых сведений педагогом:
- Ребята, вы достаточно долго работаете на наших занятиях с бумагой и вам, наверное, кажется, что все ее свойства вам хорошо знакомы.
– Сейчас бумага – один из самых распространённых материалов: на бумаге печатают книги, газеты, журналы, из неё делают тетради, блокноты, альбомы. На бумаге мы и пишем, и рисуем. Она бывает плотная и тонкая, белая и цветная.
– А знаете ли вы, где изобрели бумагу? Когда она появилась? (Предположения учащихся.)
– До изобретения бумаги люди в разных странах писали на бересте (верхний слой коры берёзы; Индия, Русь), папирусе (водно-болотное растение папирус, похожее на осоку; Египет, Греция, Рим), пергаменте (специально обработанная шкура молодых животных: телят, ягнят и других; Персия, Греция). А вот настоящая бумага впервые появилась в Китае, это произошло почти две тысячи лет назад. Сейчас существует множество сортов бумаги. Какие виды бумаги вы знаете? (Ответы учащихся.)
Показ мультимедийной презентации (приложение № 1).
виды БУМАГИ:
· писчая: тетради, блокноты, конверты;
· чертёжная – альбомы для рисования, бумага для черчения, ватман;
· цветная декоративная, в том числе бархатная бумага;
· обёрточная (используется для упаковки товаров и обёртывания);
· газетная (газеты, брошюры);
· офсетная: книги, журналы, учебники;
· картон.
Примечание: здесь приведены не все виды бумаги, а только те, которые знакомы и могут быть понятны детям; классификация дана с учётом возраста учащихся начальных классов. При перечислении видов бумаги следует продемонстрировать каждый вид, дать ребятам пощупать ее, чтобы они имели представление о плотности каждого вида.
- А вам известна история бумажного моделирования? Вот об этом подготовила сообщение Светлана. Внимательно послушайте выступление вашего товарища, а затем ответите на мои вопросы.
Выступление Светланы.
Наверняка
многие из нас в детском возрасте занимались бумажным моделированием
самостоятельно, а не кружке как сейчас. Представляет собой это занятие
воссоздание каких-либо объектов из картона. По сути, это вид искусства
и пользуется популярностью во всем мире. Собирается модель из заранее
окрашенных и подготовленных элементов. Используется в процессе бумага самых
разнообразных типов, от ватмана до тонкой папиросной. Чаще всего, можно
встретить уже готовые модели, которые нужно лишь собрать. Однако изготовить
модель можно и самостоятельно. Большинство любителей бумажного моделирования отдают
предпочтение воссозданию архитектурных объектов.
Некоторые ошибочно полагают, что бумажное моделирование – это самый древний способ воссоздания
копий объектов. Но это не совсем так, поскольку бумага появилась относительно
недавно и раньше, для воссоздания копий объектов, использовались любые
подручные материалы.
Ученные уверяют, что первый цех по изготовлению бумаги появился в Китае в
седьмом веке. В Европе активно использоваться бумага стала лишь через четыре
века. Именно с того момента и началось развитие бумажного моделирования.
Первые бумажные модели были представлены широкой публике во Франции в
середине пятнадцатого века. В этот же момент и появилась технология серийной
печати. Изготавливались картонные
модели
в форме кубиков и предназначались для обучения детей. Чуть позже художники
начали работать с бумагой, вырезая из неё портреты. В искусстве этот вид
творчества получил название «выцинанка». Работал в этом направлении и известный
русский художник Иван Репин. Ввиду того, что особых затрат такое творчество не
требовало, оно стало пользоваться спросом в народе.
С появлением в начале восемнадцатого века литографии, начало активно
развиваться моделирование
из бумаги.
Модели стали все больше и больше усложняться. Уже в девятнадцатом веке начали
создаваться трехмерные модели сложных объектов. В прошлом веке серьезный удар
по бумажному моделированию нанесло появление моделей из железа, дерева и
пластмассы. Однако сегодня бумажные модели являются простыми и доступными, чем
выгодно отличаются от других материалов. Именно бумага открывается широкий
простор для творчества, поскольку её можно легко обрабатывать в домашних
условиях.
- Итак, ребята, кто из вас запомнил, где и когда появились среди широкой публики первые бумажные модели?
- Кто из вас может сказать в каком веке
– Знаете ли вы, из чего делают бумагу? Какими свойствами обладает бумага? (Ответы детей). Думаю вам будет интересно узнать историю развития бумаги и как в домашних условиях создать свою бумагу (показ мультимедийной презентации – приложение № 2).
– Проведём небольшой эксперимент для того, чтобы лучше узнать свойства бумаги.
Исследовательская работа по группам:
- Перед каждой группой на столе лежит бумага, картона, ножницы, стакан с водой, фонарик, спички и блюдце, а также опросный лист. Вам в течение 10 минут предстоит при помощи подручных средств исследовать свойства бумаги и картона и записать свои выводы в опросных листах.
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
№ |
Перечень |
Свойства |
Примечание |
1 |
бумага
|
|
|
2 |
картон
|
|
|
А вот какие свойства бумаги и картона вы будете исследовать и при помощи чего нужно решить самостоятельно. Для этого распределите обязанности в группах: кто отвечает за исследование, кто помогает проводить исследование, кто отвечает за оформление опросных листов. По истечении времени вы поделитесь своими выводами. При исследовании соблюдайте технику безопасности.
(Каждый вид бумаги обладает своим цветом, своей прочностью, своей плотностью).
После выполнения работы в группах заслушиваются ответы детей.
Перед ребятами ставится проблемная ситуация: почему бумага и картон изготовлены из одного и того же исходного сырья, а их свойства разнятся?
- Так какими же свойствами обладает бумага? Перечислим их еще раз.
Проведение коллективного эксперимента.
- Перечисленные свойства общеизвестны, а нам с вами предстоит сейчас узнать малоизвестное свойство бумаги. Перед нами два бумажных стаканчика. Но только один из них смазан растительным маслом. Как вы думаете для чего? Сейчас мы нальем в стаканчики воды и засечем время. Что происходит? Как вы это прокомментируете? Какой вывод можно сделать по малоизвестному свойству бумаги? Как это свойство можно использовать в жизни?
3. Практическая работа:
- Бумагу на наших занятиях следует использовать экономно. Как мы поступаем с обрезками бумаги? Предлагаю обеим группам навести порядок в наших коробках с обрезками бумаги, чтобы и нам и другим ребятам было приятно использовать их в дальнейшей работе. А что для этого нужно сделать? Какую технику безопасности при этом вы должны соблюдать?
- Ну, а в оставшееся время займемся работами, которые вы начали выполнять на предыдущем занятии.
Комментирование типичных ошибок, индивидуальный инструктаж.
Уборка рабочих мест.
4. Итог занятия:
- Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии? Что вам помогло получить эти знания (работа в группах, проведение исследования и эксперимента)?
Наше занятие закончилось. Всем спасибо за внимание.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.