Московский кремль. Соборы.
оо
оо
Соб рная пл щадь
— исторический и архитектурный центр Московского
Кремля. Занимает самую высокую часть кремлёвского холма. Площадь
окружают Грановитая и Патриаршие палаты,
Успенский собор,
Архангельский собор, Благовещенский собор, Ризоположенская церковь,
Колокольня Ивана Великого и другие здания.
Нынешний облик площади сложился в конце XV — начале XVI века, когда
соборы и церкви были выстроены заново, возведена Грановитая палата,
появилась Колокольня Ивана Великого, к которой позднее была пристроена
звонница с церковью Вознесения. В 1600 году по велению царя Бориса
Годунова колокольня Ивана Великого была надстроена до существующей
высоты — 81 м.
Многие здания Соборной площади строились итальянскими зодчими —
Аристотелем Фиораванти, Алевизом Новым, Боном Фрязином, Петром
Малым, Марком Фрязином, Пьетро Антонио Солари.
С Соборной площадью связано множество исторических событий: в
Грановитой палате принимались иностранные послы, проходили земские
соборы. В Успенском соборе проходили коронации русских царей и
императоров, а Архангельский собор служил им усыпальницей.
оо
ао
ио
Колок льня Ив на Вел кого
(также известная как Колокольня «Иван
Великий») — церковьколокольня, расположенная на Соборной площади
Московского Кремля. В основании колокольни располагается церковь прп.
Иоанна Лествичника. Колокольня является примером влияния итальянской
традиции строительства отдельно стоящих колокольных башен (так наз.
кампанил). После надстройки до высоты 81 м в 1600 году (при Борисе
Годунове) колокольня являлась самым высоким зданием России до начала
XVIII века.
В 1329 году на этом месте была построена церковь Св. Иоанна Лествичника
типа «иже под колоколы». В 1505 году старая церковь была разобрана, и к
востоку от неё приглашённым итальянским мастером Боном Фрязином была
сооружена новая церковь в память об умершем в тот год Иване III.
Строительство было закончено в 1508 году.
В 1532—1543 годах зодчий Петрок Малый пристроил с северной стороны
церкви прямоугольную звонницу с храмом Вознесения Господня, которая
была полностью перестроена и приобрела вид, близкий к современному, в
третьей четверти 17 века.
В старину царские указы читали у колокольни громогласно, как тогда
говорили — «во всю Ивановскую». В 1812 году, во время оккупации Москвы французами, в колокольне
находился штаб генерала Лористона и телеграф. Наполеон приказал снять с
колокольни позолоченный крест. По преданию, французам мешала огромная
стая ворон, летавших вокруг креста. Крест тогда рухнул на землю. После
1812 года на главе колокольни был установлен новый восьмиконечный
железный крест, покрытый медными позолоченными листами. На верхней
перекладине вырезаны слова «Царь Славы».
Всего на колокольне находятся 34 колокола.
Основные
Успенский (самый большой). Другие названия — Праздничный, Царь
колокол.
Весит 65320 кг. Он перелит в 181719 годах из колокола весом 58165 кг,
изготовленного К. М. Слизовым в 1760 году.
Реут, или Ревун. Весит — 32760 кг. Он был изготовлен по указу царя
Михаила Федоровича в 1622 году Андреем Чоховым. Во время взрыва
французами уши отвалились, но их так искусно приделали, что даже звон не
изменился. В 1855 году он упал, пробив пять этажей и убив несколько
человек. Колокол подняли и поставили на место.
Другие колокола
Медведь — древнейший (1501). Масса 7223 кг. Отлит Иваном Алексеевым в
1501 году и перелит в 1775 году Семеном Можжухиным.
Татарин,
Лебедь. Масса 7371 кг. Перелит из старого колокола в 1775 году с
сохранением прежней формы и надписи. Назван так изза того, что его звон
напоминает лебединый крик.
Голодарь,
Корсунский. Масса 655 кг. Перелит из старого Корсунского колокола
Нестором Ивановым в 1554 году и прочие.
ео
оо
оо
яо — православный храм,
Усп нский соб р Моск вского Кремл
расположенный на Соборной площади Московского Кремля, входит в
Государственный историкокультурный музейзаповедник «Московский
Кремль».
Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего
Аристотеля Фиораванти. Был главным кафедральным собором Русского государства вплоть до упразднения самодержавия в 1917 году. Собор
является усыпальницей всех московских патриархов первого патриаршего
периода, кроме Никона и Игнатия.
Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.
Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV века,
в княжение Ивана I: 4 августа 1326 года на месте прежнего деревянного храма
был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы во
исполнение пожелания Митрополита Киевского и всея Руси Петра, незадолго
до этого переехавшего в Москву.
Успенский собор 1326—1327 годов был первым каменным храмом Москвы.
При Иване III храм сильно обветшал. Решено было заложить новый храм,
строительство которого не было закончено, а храм был разрушен в результате
землетрясения, произошедшего 20 мая 1474 года. Летописец свидетельствует:
«бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до
верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли
поколебатися».
Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который,
полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее
здание по подобию Успенского собора во Владимире.
В 1547 году здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV.
В здании собора проходил Земский собор 1613 года, на котором царём был
избран Михаил Фёдорович.
Собор стал местом коронации всех российских императоров, начиная с
Петра II
В марте 1918 года, после переезда в Кремль правительства РСФСР, собор был
закрыт для доступа и богослужений.
Открыт как музей в 1955 году. В феврале 1960 года передан в ведение
Министерства культуры СССР. С 1991 года входит в Государственный
историкокультурный музейзаповедник «Московский Кремль».
С 1990 года в соборе совершаются богослужения в отдельные дни по
благословению Патриарха; именуется Патриаршим кафедральным.
ео
оо
Благов щенский соб р
Богородицы, расположенный на Соборной площади Московского Кремля.
— православный храм в честь Благовещения
Собор был построен в 1489 году псковскими мастерами на белокаменном
подклете конца XIV — начала XV веков (оставшегося от старого собора) и
изначально был трёхкупольным. Собор очень сильно пострадал при пожаре 1547 года и восстановлен в 1564 году, с надстройкой двух глав с западной
стороны. В 1572 году к собору было пристроено крыльцо, впоследствии
получившее название Грозненского.
Частично сохранилась роспись, сделанная в 1508 году художником
Феодосием, сыном Дионисия, «с братиею». Изначальный иконостас собора
содержал иконы, написанные в 1405 году Андреем Рублёвым и Феофаном
Греком. После пожара 1547 года для иконостаса были подобраны два древних
ряда — Деисусный и Праздничный, эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева.
На паперти Благовещенского собора (впервые расписана в 1564, затем заново
в 1648 и частично в 1667 гг.) изображены греческие мудрецы: Аристотель (со
свитком, на котором написано: «Первие Бог, потом слово и дух, и с ним
едино»), Гомер, Плутарх, Менандр, Анаксагор, Птолемей и апостол
Епафродит. На северных вратах можно видеть изображения древнеримских
пророчиц Сивилл. Уникален пол собора: он набран из яшмы нежномедового
цвета.
С 1582 года до смерти в 1607 (?) году священником собора был крупнейший
композитор XVI века Фёдор Крестьянин.
До XVIII века являлся домовой церковью Московских государей; его
протопопы одновременно были духовниками царей.
оо
оо
Соб р свят го Архистрат га Миха ла (Арх нгельский соб р)
в Кремле
— православный храм, расположенный на Соборной площади Московского
Кремля.
оо
ио
ио
ао
Первый деревянный Архангельский собор в Кремле возник на месте
нынешнего, возможно, ещё во время княжения Михаила Хоробрита, брата
Александра Невского, в 1247—1248 годах.
В 1333 году, за лето, Иван Калита построил новый каменный храм — по
обету, в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного пошедшей в
рост и не давшей зёрен рожью. Новый Архангельский собор был освящён
митрополитом Феогностом 20 сентября 1333 года.
Существующий собор был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством
итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XIV века и
освящен 8 ноября 1508 года митрополитом Симоном. С 1599 года по 1765 год
при соборе стояли особые архиереи, обязанностью которых было совершать
панихиды во дни поминовения князей и царей. С 1743 года по 1883 год был
кафедральным храмом Московской епархии. С 1771 по 1801 год протоиереем
собора был Пётр Алексеев, крупный лексикограф, автор «Церковного
словаря». Согласно Высочайшему повелению, Святейший Синод указом от 23 февраля
1895 года за № 809 передал Архангельский собор из епархиального в
Придворное ведомство со всем имуществом, капиталом и (временно)
причтом.
К торжествам по случаю 300летия дома Романовых (1913), в соборе были
проделаны большие работы по реставрации и благоустройству, в частности,
по рисунку великого князя Петра Николаевича была сооружена сень над
гробницей царя Михаила Федоровича с 2я массивными лампадами.
Император Николай II, прибыв в Кремль 24 мая 1913 года, прошёл в
Архангельский собор и возжёг лампады.
ео
Ц рковь Ризополож ния
(Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы,
Ризоположенская) — православный храм на Соборной площади Московского
Кремля.
ео
Название церкви идёт от византийского праздника, отмечающего прибытие в
Константинополь Ризы Богоматери, которая, по преданию, несколько раз
спасла город от нашествий врагов.
Предшествующая одноимённая церковь была заложена на этом месте
митрополитом Ионой в 1451 году в память об избавлении Москвы от
нашествия Мазовши, когда ордынские войска отступили от Москвы 2 июля, в
день праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы.
В 1484—1485 годах при митрополите Геронтии старая церковь была заменена
новой. Возвела церковь артель русских мастеров, приглашённая в Москву из
Пскова. До середины XVII века церковь являлась домовым храмом
московских митрополитов, а затем патриархов.
В 1655 году при патриархе Никоне церковь передана великокняжескому
дворцу. Её соединили переходами с хоромами цариц и царевен, а во второй
половине XVII века над северной и западной папертями возвели крытые
галереи. Несколько позднее с западной стороны была пристроена часовня для
доступа к чудотворному образу Печерской Богоматери, располагавшемуся в
нише на западной стене (в 1930—1940х годах часовня была разобрана, а
образ был утрачен).
В 1737 году церковь пострадала во время Троицкого пожара.
В советское время с 1918 года по 1993 год службы в церкви не велись, с 1965
года в церкви открыт музей.
Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов — комплекс зданий
на территории Московского Кремля, расположенный к северу от Успенского
собора и колокольни Ивана Великого. Построены в 1635—1656 годах
русскими мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым по заказу патриарха Никона. Пятиглавый собор Двенадцати Апостолов был
сооружён на месте старого храма и части двора Бориса Годунова.
Московские митрополиты, а затем патриархи жили на территории к северу от
Успенского собора, начиная с первого поселившегося в Москве митрополита
Петра (начало XIV века). За свою долгую историю здания митрополичьего, а
затем патриаршего двора претерпели много изменений:
здания
перестраивались, разрушались и возводились вновь.
Первая каменная палата на территории усадьбы была построена в 1450 году,
при митрополите Ионе, тогда же рядом воздвигли церковь Ризоположения,
ставшую домовым храмом московских митрополитов. После московского
пожара 1473 года двор выгорел, и в 1484—1485 годах (уже при митрополите
Геронтии) церковь и палаты были отстроены заново. Впрочем, после пожара
1493 подворье опять пришлось восстанавливать. В 1566—1568 годах с
восточной стороны к хоромам пристроили церковь Соловецких чудотворцев,
подклете которой был устроен парадный проезд во двор усадьбы. С
учреждением в 1589 году Московского патриархата митрополичий двор
становится патриаршим.
По размерам и роскоши убранства Патриарший дворец не уступал царскому
Теремному.
К 1673 году одна из проездных арок под церковью апостола Филиппа была
заложена, а в 1680—1681 годах (при патриархе Иоакиме) она была
перестроена и освящена в честь Двенадцати апостолов. Здесь патриархи
совершали службы, кроме великих праздников, когда богослужения
проходили в Успенском соборе.
В 1918 году здание было национализировано, затем Патриаршие палаты были
переданы музею.
Как музей Патриаршие палаты впервые были открыты в 1961 году. Первая
постоянная экспозиция открылась в 1967 году, современная экспозиция
действует с мая 1987 года.
Верхоспасский собор в Московском Кремле — обиходное название
комплекса домовых церквей русских царей при Теремном дворце. Собор
закрыт для свободного посещения, богослужения в нём не совершаются.
Исстари при жилых покоях московских князей, а потом и царей существовали
теремные церкви. К середине XVII века домовые церкви представляли собой
несколько разнообъёмных зданий,
расположенных на подклетах
великокняжеского дворца к северу от церкви Ризположения.
Домовые церкви цариц и царевен церковь великомученицы Екатерины. Расположенная во втором ярусе
Теремного дворца против Золотой царицыной палаты она упоминается в
источниках ранее других теремных церквей. Построена в 1627 году
англичанином Джоном Талером на месте сгоревшей деревянной церкви.
После пожара 1737 года, когда сохранилось только несколько икон
нижнего яруса иконостаса, была возобновлена. В 1843 году по проекту
Д. Н. Чичагова был полностью переоформлен интерьер, Ф. Г. Солнцев
выполнил новый иконостас.
церковь Воскресения Словущего до 1681 года имела посвящение в честь
Евдокии. Она была надстроена над Екатерининской церковью в 1654
году и расположена на уровне Верхоспасского собора, с севера от него.
Выделяется, выполненными в 1678 году, золочёными резными хорами и
иконостасом: «состоя из вычурной резьбы, он представляет блестящее
смешение позолоты, серебренья и ярких красок, дающих ему вид
фарфора и перламутра». В 1840 году стены церкви были расписаны
фресками.
Домовая церковь царей и царевичей во имя Спаса Нерукотворного —
Верхоспасский собор с северным приделом Иоанна Белградского (по
тезоименитству царевича Иоанна Михайловича) был построен над
Золотой царицыной палатой одновременно с 3, 4 и 5 ярусами теремов в
1635—1636 годах. В 1682 году придел был переосвящён по
тезименитству царя Иоанна V Алекс евича: «придел зачатия Иоанна
Предтечи».
церковь Распятия Христова, была выстроена над Иоанновским
приделом Верхоспасского собора в 1679—1681 годах. Таким образов
она оказалась расположена выше всех теремных церквей и имела
выходы на хоры церкви Воскресения Словущего, а «её алтарь
соединялся ходом с кровлей Грановитой палаты. Прежде в храм вела
крутая каменная лестница».
ее
В 1680е годы венчающие обе храмовые группы церкви Воскресения и
Воздвижения были подведены под одну крышу. Комплекс был решён как
цельный объём, над которым надстроили 11 золочёных главок на тонких
барабанах. Руководил работами по перестройке известный зодчий О. Д.
Старцев. Главы были украшены изразцами работы мастера старца Ипполита из
НовоИерусалимского монастыря, круглые клейма в главах (в настоящее
время пустые) были заполнены фигурами святых, написанных на медных
листах.
При возведении в 1840х гг. Большого Кремлёвского дворца собор был
фактически встроен в новое здание, но после революции в результате
реставрационных работ комплекс Теремных церквей частично приобрел свой
древний облик, особенно со стороны северного фасада. ао
оо
яо
ео
Ц рковь Рождеств Богор дицы на Сен х (Воскреш ния Л заря
) —
древнейший (если не считать подклета Благовещенского собора Кремля) из
частично дошедших до наших дней памятников архитектуры Москвы.
Расположена в Московском кремле, входит в состав комплекса Большого
Кремлёвского дворца.
ео
ао
Церковь была построена в 1393—1394 гг. по заказу княгини Евдокии, вдовы
Дмитрия Донского.
Церковь заняла место деревянной церкви Воскрешения Лазаря и находилась
при женской половине княжеского дворца в качестве домового храма великой
княгини.
Церковь 1393—1394 годов сохранилась до половины высоты стен (до хор) с
главным порталом и частью окон. В 1395 году храм расписывали Феофан Грек
и Симеон Чёрный с учениками.
В 1479 году, вероятно, по причине пожара, верх здания обрушился, но вскоре
церковь была восстановлена.
В 1514—1518 годах архитектор Алевиз Новый надстроил храм на уровне
жилого яруса дворца новым объёмом, в котором разместился главный престол
Рождества Богородицы. Нижнюю часть древнего храма зодчий сохранил в
качестве подклета, в котором был устроен придел Лазаря, ранее, видимо,
располагавшийся в алтаре.
При царе Фёдоре Алексеевиче в 1681—1684 гг. здание было перестроено и
превратилось в одноглавую церковь с прямоугольным алтарем и трапезной с
западной стороны. Лазаревский придел при этом был упразднён.
В XVIII в. подклет превратился в складское помещение. При начале
строительства Большого Кремлёвского дворца верхняя часть была вновь
перестроена, а в древнем подклете была вновь устроена придельная церковь
Воскрешения Лазаря.
В настоящее время храм не действует, музейных экспозиций в нём нет, доступ
в него перекрыт.
Грановитая палата памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из
старейших гражданских зданий Москвы.
Построена в 1487—1491 годах по указу Ивана III архитекторами Марко
Руффо и Пьетро Антонио Солари.
Название получила по восточному фасаду, отделанному гранёным
«бриллиантовым» рустом, характерным для итальянской архитектуры эпохи
Возрождения, например, Алмазный дворец в Ферраре. На южной стороне фасада располагается лестница, которая сейчас называется
«Красное крыльцо». По ней проходили русские цари и императоры на
коронование в Успенский собор. Последняя процессия прошла при
короновании Николая II в 1896 году. В 1930 году была убрана и в 1994 году
вновь восстановлена.
Лестница состояла из 32 ступеней. Была построена из белого камня, ступени
покрыты железными плитами. На лестнице были устроены три отдыха
(площадки). На каждой площадке стояла каменная вызолоченная фигура льва.
По левой стороне лестницы стояли каменные перила. Лестницу покрывала
медная кровля в виде шатров. На вершинах шатров были установлены орлы.
Кровля верхней площадки в виде бочки. Шатёр нижней площадки был
установлен на каменную арку с резными орлами. Во время пожара 1696 года
кровля лестницы сгорела и больше не восстанавливалась. Во время
царствования Фёдора Иоанновича лестница называлась Золотой. В XVII веке
её также называли Большой и Красной. У входа лестница закрывалась
позолоченной железной решеткой.
Красным крыльцом называлась площадка перед входом в Грановитую палату.
Все челобитчики, приносившие челобитные на имя царя, должны были стоять
у Красного крыльца. Челобитные собирали думные дьяки. У Красного
крыльца и в подклетах Грановитой палаты располагался стрелецкий караул.
В XVI веке стены и своды в интерьере палаты были расписаны фресками. В
1668 году роспись возобновил Симон Ушаков, составлявший подробную
опись сюжетов и расшифровку надписей, что случилось в 1672 г. по указанию
царя Алексея Михайловича. При Петре I роспись была уничтожена, своды
выбелены, а стены затянуты малиновым бархатом с вышитыми на нём
золотыми двуглавыми орлами. Такой вид палата сохраняла до 1881 года,
когда её роспись была возобновлена палехскими иконописцами братьями
Белоусовыми, в соответствии с описью Симона Ушакова.
В XXI веке Грановитая палата является одним из представительских залов
при резиденции президента Российской Федерации, а в подклете оборудована
резиденция патриарха.
21 июня 2012 года Грановитую палату открыли для посещений после
реставрации.
Оружейная палата — музейсокровищница.
Она размещается в здании, построенном в 1851 году архитектором
Константином Тоном. Основу музейного собрания составили веками
хранившиеся в царской казне и патриаршей ризнице драгоценные предметы,
выполненные в кремлевских мастерских, а также полученные в дар от посольств иностранных государств. Своим названием музей обязан одному из
древнейших кремлевских казнохранилищ.
Оружейная палата хранит древние государственные регалии, парадную
царскую одежду и коронационное платье, облачения иерархов русской
православной церкви, крупнейшее собрание золотых и серебряных изделий
работы русских мастеров, западноевропейское художественное серебро,
памятники оружейного мастерства, собрание экипажей, предметы парадного
конского убранства.
В музее представлено около четырех тысяч памятников декоративно
прикладного искусства России, стран Европы и Востока IV — начала XX
века. Их высочайший художественный уровень и особая историкокультурная
ценность принесли Оружейной палате Московского Кремля мировую
известность.
Большой Кремлевский дворец был построен по инициативе Николая
Первого в 18381850 гг. на месте разобранных древнего великокняжеского
дворца Ивана Третьего и возведенного на его основании в 18 веке дворца
императрицы Елизаветы Петровны. Проектирование и строительство велись
под руководством
признанного родоначальника "византийскорусского
стиля" К.А.Тона.
Большой Кремлевский дворец насчитывает около семисот помещений.
Парадная лестница из ревельского камня ведет на второй этаж к пяти
парадным орденским залам. Стены ее сделаны из искусственного мрамора
(колонны – из мрамора настоящего).
Владимирский зал
Владимирский зал – один из самых необычных во дворце. В плане он
представляет собой квадрат со стороной шестнадцать метров, но устроенные
по углам ниши придают ему вид восьмигранника. В декоре воспроизведены
цвета ордена Святого Владимира. Шатровый шестнадцатигранный свод
сложен из пустотелых керамических горшков – для облегчения конструкции и
улучшения акустики. Освещается зал верхним светом через специальный
проем. Лестница ведет в старую часть комплекса – Теремной дворец.
Андреевский зал
Андреевский зал Большого Кремлевского дворца, построенного в 1849 году
Константином Тоном, в XIX веке считался главным в анфиладе парадных
помещений,
посвященных главным орденам Российской империи.
Андреевский зал, как и следует из его названия, прославляет орден Святого
Андрея Первозванного, самый первый российский орден, учрежденный
Петром I в 1699 году. Десять золоченых пилонов зала и позолоченные двери украшают цепи и кресты из символики ордена. В конце зала – три тронных
места с горностаевым пологом над ними, над окнами – гербы российских
губерний.
Александровский зал
Ордену Святого Александра Невского, учрежденному в 1725 году
Екатериной II, в Большом Кремлевском дворце посвящен Александровский
зал. Его стены выложены розовым мрамором, купольный потолок и несущие
его парусные своды покрыты изображениями орденских гербов и звезд.
Такие же звезды вытканы на спинках стульев: бархат их обивки такого же
цвета, как орденская лента. По стенам зала размещены картины из жизни
Александра Невского. Этот зал, как и Андреевский, был перестроен в
советское время и восстановлен в 1990х. Иногда зал используется для
заседаний Государственного совета.
Георгиевский зал
Георгиевский зал – первый в парадной анфиладе Большого дворца. Его тема –
орден Святого великомученика и победоносца Георгия, учрежденный
Екатериной II в 1769 году. На стенах зала укреплены мраморные панели с
именами кавалеров ордена (по южной стене помещения когдато стояли
золотые ларцы со списками).
Основной мотив декора – орденский крест, на верху колонн стоят статуи –
аллегории земель и царств, вошедших в состав России с XV по XIX век. Они
созданы Иваном Витали. На фото внизу – резные двери, ведущие из
Георгиевского зала в Александровский.
Аванзал
Аванзал – небольшое помещение, ведущее с парадной лестницы в
Георгиевский зал. Центральное место на его светлозеленых стенах занимает
картина знаменитого французского баталиста Адольфа Ивона, изображающая
битву на Куликовом поле (1850).
Теремной дворец
Святые сени находятся в самой старой части комплекса Большого
Кремлевского дворца – Теремном дворце. Его построила в 1635 году бригада
русских мастеров – Бажен Огурцов, Трефил Шатурин, Антип Константинов и
Ларион Ушаков. С Красного крыльца, выходящего на Соборную площадь,
через Святые сени можно попасть в Грановитую палату и Владимирский зал.
Теремной дворец был построен на нижнем ярусе северной части
великокняжеского дворца. Роспись помещений Теремного дворца проводилась под руководством
С.Ф.Ушакова. К сожалению, интерьеры, построенные по анфиладному
принципу и богато украшенные, не сохранились. Они пострадали от пожара
1812 года. В 19 веке при реставрации
по образцам 17 века были
восстановлены красочные росписи, резные деревянные оконные рамы с
цветными стёклами, резная деревянная мебель, установлены изразцовые печи.
Бессмертное величие Кремля
Невыразимо смертными словами!
В твоей судьбе, о, русская земля!
В твоей глуши с лесами и холмами,
Где смутной грустью веет старина,
Где было все: смиренье и гордыня
Навек слышна, навек озарена,
Утверждена московская твердыня! Н. Рубцов
Заочное путешествие. Презентация "Московский Кремль. Соборы." 3-4 класс
Заочное путешествие. Презентация "Московский Кремль. Соборы." 3-4 класс
Заочное путешествие. Презентация "Московский Кремль. Соборы." 3-4 класс
Заочное путешествие. Презентация "Московский Кремль. Соборы." 3-4 класс
Заочное путешествие. Презентация "Московский Кремль. Соборы." 3-4 класс
Заочное путешествие. Презентация "Московский Кремль. Соборы." 3-4 класс
Заочное путешествие. Презентация "Московский Кремль. Соборы." 3-4 класс
Заочное путешествие. Презентация "Московский Кремль. Соборы." 3-4 класс
Заочное путешествие. Презентация "Московский Кремль. Соборы." 3-4 класс
Заочное путешествие. Презентация "Московский Кремль. Соборы." 3-4 класс
Заочное путешествие. Презентация "Московский Кремль. Соборы." 3-4 класс
Заочное путешествие. Презентация "Московский Кремль. Соборы." 3-4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.