Западная Европа в 9-11 века

  • docx
  • 13.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Западная Европа IX – XI веках..docx

Урок …..

Западная Европа IXXI веках.

Цель: дать представление о начальном периоде формиро­вания государств  Западной Европы.

Основные понятия и термины: англы, саксы, кельты, бритты, норманны, викинги, «круглый стол».

Оборудование: карта «Европа в XI-XIV вв.»

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Проводится по следующим заданиям и вопросам:

=> Почему раннефеодальное государство сменилось фео­дальной раздробленностью?           (

=> Почему франкская знать сначала поддерживала централь­ную власть, а затем перестала ее поддерживать?

=> Когда произошел раздел империи Карла Великого по Вер-денскому договору? Сколько лет просуществовала империя?

=> Покажите на карте королевства, образовавшиеся на терри­тории империи Карла Великого.

=» Подумайте, могли ли сохраниться эти государства в таких границах? Почему вы так думаете?

=> Докажите, что каждый крупный феодал имел в своих вла­дениях такую же власть, как и король.

=» Докажите, что королевская власть была слабой.

=» Почему сохранялась королевская власть?

=> Охарактеризуйте причины междоусобных войн.

=> Объясните, зачем феодалам нужна была организация в ви­де феодальной лестницы? Охарактеризуйте взаимные обязанности сеньоров и вассалов.

Учитель обязательно должен проверить знание понятий и терминов.

II. Изучение нового материала.

На доске записываются понятия темы, учащиеся в свои словари или в конце своих тетрадей записывают новые слова и объяснения к ним в ходе урока.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.     Англия до норманнского завоевания. Легенды и быль о ко­роле Артуре.

2.   Норманны. «Боже, избавь нас от ярости норманнов».

3.    Завоевание Англии норманнами. Король Альфред Великий.

4.   Слабость королевской власти во Франции.

           5. Образование Священной Римской империи и Венгерского королевства.

4. Слабость королевской власти во Франции.

Учитель ставит перед учащимися проблемный вопрос:

=> Почему в условиях феодальной раздробленности сохраня­лась королевская власть?

В процессе беседы учащиеся приходят к выводу: король оставался главой феодалов в стране. Он был необходим феодалам для организации отпора при нападении на страну внешних врагов и как верховный судья в их спорах из-за земли и иных источников дохода.

На примере Франции рекомендуется объяснить учащимся, в чем проявлялась слабость королевской власти.

  Французское королевство состояло из 14 крупных феодаль­ных владений. Многие феодалы могли иметь намного больше зе­мель, чем сам король. Герцоги и графы стали считать короля «пер­вым среди равных», поэтому они могли не всегда подчиняться приказам короля. Во владения короля Франции на северо-востоке страны входили города Париж и Орлеан. Король не имел полно­ценной власти над всей страной.

   Король не мог: издавать общие для всей страны законы; собирать налоги.

У короля не было: постоянного войска; оплачиваемых чиновников.

Жил король за счет доходов от своих имений. Военные силы королевской власти состояли из отрядов вассалов, которые получа­ли феоды во владениях короля.

Власть королей из династии Каролингов ослабла. В конце X века крупные феодалы избрали королем графа Гуго Капета, и королевская династия стала именоваться Капетингами.

 

5. Образование Священной Римской империи и Венгер­ского королевства.

Учащиеся самостоятельно работают с текстом § 5, п. 6 «Образова­ние Священной Римской империи и Венгерского королевства» и отвечают на вопросы п. 6 (с. 32).

=> Как образовались Священная Римская империя и Венгер­ское королевство?

 

III. Закрепление изученного материала.

Составление схемы № 7 «Феодальная раздробленность» может

стать закреплением данной темы.

1.  Схема 7

843г. – Верденский договор

Распад империи Карла Великого

 

Франция

 

Германия

 

Италия

 

Дальнейшее феодальное раздробление

Образовавшихся государств.

 

Рассказ учителя:

1. Англия до норманнского завоевания. Легенды и быль о короле Артуре. Остров Британия - маленькая островная страна. В I иске до н. э. Британия была заселена народами, принадлежавши­ми к кельтской языковой группе, из которых самым крупным были бритты. Кельтские племенные княжества вели войны друг с дру­гом. К III веку н. э. сложилась римская провинция Британия со смешанным бритто-римским населением, располагавшаяся на юго-ВОСТОке и в центральной части острова. Остальные районы остава­лись кельтскими. В конце III - начале IV вв. римская Британия быпа христианизирована. В это же время начались набеги на Брита­нию германских племен (саксов). Набеги совершались с моря. В середине IV века Британия подверглась нашествиям с севера пле­мен пиктов, с запада - кельтов и скоттов. Вследствие данных событий в 407 году римские войска уходят из Британии, в 410 году из Британии уходят римские должностные лица, а за ними и все рим­ские колонисты.

Британия оказалась предоставленной самой себе. Начинается    кельтское    возрождение.    Восстанавливаются кельтский язык и быт, постепенно утрачивают свое значение рим­ские обычаи. Но длится это недолго.

В V веке на Британию с моря обрушились германские племе­на: юты, англы, саксы. Юг и юго-восток Британии захватили саксы, восточное побережье - англы.

Германцы продвигались вглубь острова, разрушая селения, истребляя и изгоняя местное население, уничтожая церкви.

В VI веке племена бриттов и оставшиеся потомки римлян объединяются и начинают борьбу с завоевателями.

В середине VI века бритто-римским войскам удалось нанести англам, ютам и саксам несколько поражений, но в 60-70-е годы VI века нашествие завоевателей продолжилось и к 600 году было завершено завоеванием основной части острова.

Окончательно переселившись в Британию, племена англов, саксов и ютов практически полностью подчинили себе местное на­селение. Англосаксы образовали семь королевств. Независимость сохраняла только населенная кельтами Ирландия.

Христианство вновь стало распространяться в Британии с 597 года и закончилось во второй половине VII века. В Британию прибыли миссионеры - посланцы папы Римского - для распро­странения этой религии. Первым епископом Англии был Августин - настоятель одного из римских монастырей. Христианство рас­пространялось без какого-либо насилия. В Британии было основа­но очень много монастырей. Но кельтское население Ирландии сильно сопротивлялось распространению христианства.

Далее учитель ярко, образно рассказывает о легендарном герое бриттов короле Артуре.

Кельтские племена бриттов не могли смириться с поражени­ем. Они объединились вокруг своего вождя - короля Артура - и продолжали борьбу с завоевателями.

Король Артур прославился воинской доблестью и стал на­циональным героем. О нем народ сложил очень много поэм, песен, легенд, где вымысел переплетается с реальностью.

Согласно сказаниям, король Артур жил с женой Джиневрой в окружении блестящего двора. Рыцари королевского двора прослави­лись своим мужеством, доблестью и благородством. А двенадцать самых достойных заседали вместе с королем за круглым столом. Их стали называть «рыцари круглого стола». Они разъезжали по разным странам в поисках приключений, защищали слабых, укрощали раз­бойников и т. д. Сам король Артур разгромил всех врагов Британии и покорил Францию, Данию, Норвегию. Племянник короля Артура, Модред, похитил его жену. Артур вступил с ним в бой и умер от смертельной раны. Таковы легенды о короле бриттов Артуре.

По мнению историков, Артур - не вымысел: он действитель­но существовал, но был не королем, а знатным вождем бриттов. Артур сражался за свободу Британии с саксами и англами и погиб в бою с изменившим ему племянником Модредом.

2. Норманны. «Боже, избавь нас от ярости норманнов».

Англосаксы недолго наслаждались своими победами. Норманны -викинги, грабившие в то время всю Европу, - высадились на берег Британии. В 793 году обитатели одного из монастырей Северо­восточной Англии первыми приняли на себя удар викингов-норманнов. Так началась для Англии «эпоха викингов», которая дли­лась три века.

Викинги - так называли в Скандинавии воинов, которые со­вершали морские торгово-грабительские и завоевательные походы в другие страны.

Слово «викинг» означает «пират и воин, искатель добычи и славы».

Учитель обязательно должен уточнить, что викингов (в Европе их еще называли «северные люди») во Франции называли норманнами, в Англии - датчанами, на Руси - варягами.

По всей Европе духовенство молилось: «Боже, избавь нас от неистовства норманнов».

Родиной викингов был Скандинавский полуостров. Природ­но-климатические условия не способствовали развитию там земле­делия, поэтому основными занятиями викингов были: скотоводст­во, рыболовство, мореплавание.

Из-за трудных условий жизни многие норманны вынуждены были покидать родину. В далекие походы уходили младшие сыно­вья, не получавшие долю наследства от своих отцов. Во главе похо­дов становились викинги, то есть морские вожди. Защититься от на­падения норманнов было очень трудно, а порой и невозможно. Нор­манны нападали не только на прибрежные районы, но и поднима­лись по течению рек. Позднее норманны стремились проникнуть вглубь страны. В Англии, затем во Франции и по всей Европе начи­нается быстрый сбор «датских денег», чтобы откупиться от нападе­ния викингов или выкупить у них захваченный город и земли.

Викинги вели не только собственные завоевательные похо­ды. Они становились наемниками в Византии, на Руси и в Западной Европе.

Викинги занимались и торговлей. Именно они открыли путь «из варяг в греки» по рекам Древней Руси.

3. Завоевание Англии норманнами. Король Альфред Ве­ликий. В северной части Англии норманны образовали Денло -область датского права, где господствовали скандинавские обычаи и все находилось под контролем викингов. В Ирландии викинги основали город Дублин и завоевали все восточное побережье. Ви­кинги напали также на арабскую Испанию и Италию.

Датчане полностью захватили Англию в XI веке, но они были вытеснены другими норманнами, поселившимися во Франции в провинции Нормандия. В 911 году их вождь Роллон заставил коро­ля Франции Карла Простоватого дать ему в наследственное владе­ние за воинскую службу завоеванную им область северной Франции.

Потомки викингов - нормандцы - завоевали Неаполь и ост­ров Сицилию и образовали там Королевство обеих Сицилии.

Очень тяжело приходилось Англии, три века она терпела на­падения норманнов.

В борьбе с датчанами прославился английский король Альф­ред Великий (около 849-900 гг.). Происходил он из королевской семьи. При его деде Эгберге произошло объединение англов и сак­сов - так появилось название Англия. Альфред посетил Рим и по­лучил благословение папы Римского в пятилетнем возрасте, побы­вал при дворе французского короля.

Потерпев поражение от датчан, король Альфред ушел в пус­тынную местность. Прошло время, он построил среди болот замок и стал собирать вокруг себя сторонников. Он вооружал простой люд и обучал его военному искусству. Началось строительство крепостей по всей Англии для защиты от вторжений завоевателей.

В эпоху Альфреда появляется и военный флот, достойно сражавшийся с викингами.

Альфреду удалось объединить жителей Англии, разгромить датчан, а остальных Альфред обратил в христианство и заставил подчиниться королевской власти.

Правление короля Альфреда:

-   разделил Англию на графства;

-   собрал все древние законы и издал первый английский су­дебник «Правда короля Альфреда»;

. - учредил новый суд, в котором судья был независим от предводителя войска;

уделял много внимания просвещению, посылал своих под­
данных учиться во Францию.

Потомки назвали короля Альфреда Великим.

 

III. Закрепление изученного материала.

Вопросы и задания:

=> Чем были вызваны морские походы норманнов?

=> Покажите на карте направления норманнских походов.

=» Какие государства в Европе были созданы норманнами?

IV. Итог урока.

Домашнее задание: § , ответить письменно на вопросы 3; 5.

* Подготовить сообщение: «Открытие Америки скандинавскими моряками».