Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детско-юношеского туризма и краеведения город Чита»
«Заповедная территория»
Форма проведения: квест-игра
возраст участников: 3 класс
Тимофеева Татьяна Петровна
педагог дополнительного образования
г. Чита
2022
Пояснительная записка
Родная земля - самое великолепное, что нам дано для жизни.
Её мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа.
К. Паустовский
Заповедники - образцы нетронутой, дикой природы - по праву называют природными лабораториями. Они особенно нужны нам сейчас, когда мы должны понять направления изменений природной среды под влиянием деятельности человека и отыскать пути наиболее бережного и разумного использования ее богатств.
Такие образцы необходимо было вдумчиво и умело выбирать. И места для наших заповедников отыскивали крупнейшие знатоки природы. Они отдали многие годы жизни делу создания заповедников и вложили в него свою любовь к делу. Заповедники наши прекрасны, и вызывают восхищение, у всякого кому приходится бывать там.
Цель:
Повышение экологической культуры обучающихся через знакомство с природоохранной деятельностью Сохондинского заповедника.
Задачи:
· показать роль Сохондинского заповедника в сохранении биологического разнообразия;
· способствовать воспитанию экологической культуры, бережного отношения к природе;
- перечень: эмблема заповедника, маршрутные листы, дидактический и раздаточный материал:
карточки со словами для составления девизов команд, название станций, задание для каждой станции;
цветная бумага, картон, карандаши, фломастеры, клей;
Оформление каждой станции игры согласно заданной тематике:
1. Станция «Экозагадки» предполагает наличие загадок, листа бумаги и ручки (Приложение 2);
2. Станция «Засели заповедник» предполагает наличие карты Сохондинского заповедника, набор картинок «птицы» (Приложение 3);
3. Станция «Береги заповедное место» предполагает наличие цветных карандашей, простого карандаша, ластика;
4. Станция «Лилия» предполагает наличие готовых шаблонов для изготовления аппликации цветка «Лилия», клея, ножниц (Приложение 4);
5. Станция «Лес» предполагает изображение «дома леса и жильцов из представителей флоры (Приложение 5);
- место проведения: актовый зал, 4 стола и 20 стульев;
-ведущий – педагог, на 5 уроке.
Ход игры:
1. Ведущий (педагог):
Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам принять участие в увлекательной игре «Заповедная территория». Вы сможете показать не только свои творческие знания, но и знания в области экологической культуры.
В ходе игры, мы совершим небольшое путешествие по Сохондинскому заповеднику. Для этого вам необходимо разделиться на 4 команды, выбрать капитана и придумать название для своей команды. Как только команды готовы, приступаем к игре!
Первое, что вам предстоит, это составить девиз и поприветствовать команду соперника. Далее капитаны команд зададут маршрут вашего путешествия.
Маршрут состоит из пяти станций «Экозагадки», «Засели заповедник»,
«Береги заповедное место», «Лилия» и «Лес». По прибытии на станции, команда выполняет задание и записывает в маршрутный лист.
После прохождения всего маршрута команды встречаются для определения победителя. Побеждает та команда, которая наберет большее количество баллов.
Приветствие команд
Ведущий (педагог):
Сейчас вы получите карточки со словами, из этих слов нужно составить девиз для своей команды.
Внимание! Лишних слов нет, вам необходимо использовать все полученные слова!
( «Мы не хотим стоять в стороне. Мы за порядок на нашей земле!»;
«Мы природу всю спасём, ведь земля наш общий дом!»; «Раз, два, три,
четыре, будем жить с планетой в мире!»; «Природа удивительно прекрасна, люби её и не губи напрасно!»
Ведущий (педагог):
Вот теперь вы являетесь полноценными командами, у которых есть название, капитан и девиз! Давайте представимся друг другу, и поприветствуем команду соперника!
Ведущий (педагог):
Наша игра предполагает движение по заданному маршруту. А зададут этот маршрут капитаны команд. Их задача вытянуть карточку, на которой изображен первый пункт, куда должна прибыть команда для выполнения задания.
2.Станции игры, задания.
Станция «Экозагадки» (Приложение 2)
Ландшафтное разнообразие заповедника, наличие в нем многих природных комплексов – от степных до альпийских - во многом обусловило его богатство.
Задание:
1.В сибирской тайге со времён старины
Он мягкое золото нашей страны,
Он царь нашей дикой пушнины особой,
А как называют животное? ...
2.Этот маленький зверёк
И умён, и быстроног.
На спине полоски
Светлые, неброские.
Про него и мультик сделан -
То ли Чип он, то ли Дейл.
3.Животное травоядное
Огромное и опрятное!
Если хищник где –
Ищет спасенья в воде.
4.Пятнистый хозяин заснеженных гор
В ущелье на камни прилёг за бугор,
Потом на скалу из укрытия вылез,
А как снежный барс называется?
5.В тайге ел травку целый день
С клыками мускусный олень,
И вдруг помчался от врага,
Как звать оленя? ...
Станция «Засели заповедник» (Приложение 3)
Весьма богата в Сохондинском заповеднике орнитофауна. Зарегистрировано около 170 гнездящихся видов, более 30 видов - на пролёте, свыше 10 видов отмечены как залётные и свыше 50 видов - зимующие в Кыринском районе.
На территории заповедника большое количество птиц.
Ребята, давайте сейчас попробуем заселить наш заповедник?
из предложенных картинок выберете только тех птиц, которые живут на его территории и наклейте на карту.
Задание: Команде выдаётся карта Сохондинского заповедника и картинки с птицами.
Наклеить на карту только тех птиц, которые обитают в Сохондинском заповеднике.
Станция «Береги заповедное место»
Заповедники - это особо охраняемые природные территории, которые
Необходимы для сохранения разнообразного животного и растительного
мира. Здесь охраняется и изучается частичка первозданной природы. Если отменить заповедный режим и допустить на эту землю промышленные предприятия, людей, все самобытное достояние будет быстро и безвозвратно потеряно! Ребята, нам нельзя этого допустить, правда?
Команде выдаются материалы: лист бумаги, простой карандаш, фломастеры, цветные карандаши.
Задание: нарисовать природоохранные знаки (охрана воды, растений, животных, среды).
Станция «Лилия» (Приложение 4)
Из редких видов растений в Сохондинском заповеднике наиболее примечательна лилия низкая. Очень декоративный вид, численность которого сокращается в результате чрезмерного использования человеком и может быть стабилизирована специальными мерами охраны.
На столе для каждой команды лежат материалы: цветная бумага, картон, клей, фломастеры, ножницы, цветные карандаши.
Задание: Из подготовленных бумажных шаблонов необходимо изготовить аппликацию «Лилия с 3 D эффектом»
Станция «Лес» (Приложение 5)
Вспомните «этажи» леса и поставьте так, как они растут в лесу.
Задание: Перед вами изображение дома и жильцов из представителей флоры
Подведение итогов
Подведение итогов игры, выставка рисунков «Природоохранные знаки», посвященных экологическим проблемам, определение команды
победителя.
Заключение
Сегодня мы побывали в Сохондинском заповеднике, о многих представителях животного и растительного мира узнали. Несомненно, помимо заповедников, в нашей стране имеются много других форм охраняемых территорий: памятники природы, национальные парки,
заказники, музеи – заповедники. Но, человек сегодня должен задуматься над тем, чтобы самому не попасть в заповедник из – за своего бездумного поведения в природе.
Список литературы
1. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. М.:ВАКО, 2010. – 320 с. – (Мастерская учителя).
2. Корсун О.В. Путеводитель по особо охраняемым природным территориям Восточного Забайкалья. Чита: ООО «Экспресс - Издательство», 2013г. 272 с.
3. Малков Е. Проектируемая трансграничная особо охраняемая природная территория «Истоки Амура». Чита: ООО «Экспресс – издательство», 2011
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Сохондинский_заповедник
5. https://mypresentation.ru/presentation/1569966367_gosudarstvennyj-prirodnyj-biosfernyj-zapovednik-soxondinskij
6. http://www.ecotravel.ru/regions/reserves/1/7/141/
7. https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-podelki-iz-bumagi-lilija-s-3-d
yefektom.html
8.https://zen.yandex.ru/media/gotonature/sohondinskii-zapovednik-
5d9b3327e4f39f00b14b994c
Приложение 1
«Мы не хотим |
стоять в стороне. |
Мы за порядок |
на нашей земле!» |
«Береги свою планету. Ведь другой на свете нету!» |
«Мы природу всю спасём, |
ведь земля наш общий дом!» |
«Раз, два, три, четыре, |
будем жить с планетой в мире!» |
«Природа удивительно прекрасна, люби её и не губи напрасно!» |
Приложение 2
В сибирской тайге со времён старины
Он мягкое золото нашей страны,
Он царь нашей дикой пушнины особой,
А как называют животное? ...
(соболь)
Этот маленький зверёк
И умён, и быстроног.
На спине полоски
Светлые, неброские.
Про него и мультик сделан -
То ли Чип он, то ли Дейл.
(бурундук)
Животное травоядное
Огромное и опрятное!
Если хищник где –
Ищет спасенья в воде.
(лось)
Пятнистый хозяин заснеженных гор
В ущелье на камни прилёг за бугор,
Потом на скалу из укрытия вылез,
А как снежный барс называется?
(Ирбис).
В тайге ел травку целый день
С клыками мускусный олень,
И вдруг помчался от врага,
Как звать оленя? ... (кабарга)
Приложение 3.
журавль утка-мандаринка аист полярная сова
страус степной орел дрофа
(журавль, утка-мандаринка, аист, степной орел)
Приложение 4
Приложение 5
лиственница
кедр
ирисы
можжевельник
лилия
лилия брусника
голубика подберезовик
мох
рыжик
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.