Зарождение демократии в Афинах (5-й класс)

  • Мероприятия
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • Получить набор фактов о положении различных групп населения в Афинах, о реформах Солона. • Научить учащихся оперировать понятиями реформа, демократия. • Научить учащихся делать предположения на основе имеющихся знаний и опыта. • Научить учащихся анализировать факты и сведения, делать выводы и обобщения. • Прививать учащимся навык иметь свое мнение по проблеме. Технология: французские мастерские. Оборудование: 1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: учебник 5 класса. – М.: Просвещение, 2008. 2. Таблички с названиями групп – категорий населения (крестьяне-земледельцы, купцы, городской демос, знать) 3. Алгоритм выполнения заданий
Иконка файла материала Зарождение демократии.doc
Зарождение демократии в Афинах (5­й класс)  Цели:  Получить набор фактов о положении различных групп населения в Афинах, о реформах  Солона.  Научить учащихся оперировать понятиями реформа, демократия.  Научить учащихся делать предположения на основе имеющихся знаний и опыта.  Научить учащихся анализировать факты и сведения, делать выводы и обобщения.  Прививать учащимся навык иметь свое мнение по проблеме. Технология: французские мастерские. Оборудование: 1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: учебник 5 класса. – М.:  Просвещение, 2008. 2. Таблички с названиями групп – категорий населения (крестьяне­земледельцы, купцы,  городской демос, знать) 3. Алгоритм выполнения заданий Ход урока Учащиеся делятся на 4 группы по 5­6 человек и рассаживаются вместе. Группы получают названия по  категориям населения: крестьяне­земледельцы, купцы, городской демос, знать и соответствующие  таблички. Затем группы получают алгоритм выполнения заданий:     индивидуальное размышление над проблемой; обсуждение проблемы– задания в группе; принятие коллективного решения по проблеме; презентация классу готового продукта. Далее группы получают поочередно задания (I–VII).  Задания: I. Рассказать об условиях жизни своей категории населения, используя текст учебника.  В результате презентации этого задания мы узнаем о бедственном и бесправном положении  земледельцев, демоса, о порабощении их знатью. Найти выход из сложившейся ситуации. На презентации данной проблемы учащиеся чаще всего предлагают устроить восстание или (редко)  провести реформы.  Учитель: В 594 году до н.э. по желанию знати и демоса в Афинах архонтом был избран Солон­ мудрец, поэт, оратор. Солон был уважаемым в Аттике человеком, он занимался почетным в то время  делом – морской торговлей. Честный и умный, искренне желавший улучшить ситуацию, Солон сразу  приступает к реформам. II. Разработать свой проект реформ.  На презентации готового продукта учащиеся предлагают следующие варианты:     отменить законы Дракона; отобрать землю у богатых и поделить ее между гражданами Афин; забрать излишки земли у богатых и раздать ее бедным; для решения важных вопросов созывать собрание свободных граждан и т.д.  III. Какие реформы провел Солон?  Используя текст учебника, учащиеся делают следующие выводы:  Солон отменил законы Дракона, т.е. долговое рабство;   Солон отпустил на волю всех рабов – должников;  Солон велел выкупить за деньги государства всех проданных заграницу;  Солон ввел закон, запрещавший обращать в рабство за долги.  Эти выводы записываются в тетрадь под заголовком “Реформы Солона”. IV. Подумайте, как управлять обществом, чтобы сохранить мир и равновесие?  На презентации этого задания учащиеся говорят о необходимости создания армии, созыва народного  собрания, которому будет подвластно решение всех вопросов, создания независимого суда. V. Как же происходило управление государством при Солоне?Работая с текстом учебника, учащиеся следующие выводы:       знать была лишена преимуществ в управлении государством; архонтом мог стать выходец из демоса, обладавший богатством; созывалось Народное собрание из всех свободных афинян (граждан); устанавливался народный суд, судьи выбирались независимо от знатности и богатства, давали  клятву;  на суде могли присутствовать все желающие афиняне; судьи голосовали тайно, путем бросания черных и белых камешков. VI. Каково отношение вашей группы населения к Солону?  На презентации узнаем, что все слои населения оказались не довольны Солоном: купцы и знать  лишились бесплатных рабочих рук в результате отмены долгового рабства, демос и крестьяне не  получили земли, т.к. ее не отобрали у богатых.  VII. Что же делать Солону? Обсудив по группам эту проблему, учащиеся приходят к выводу, что Солон должен сдать бразды  правления и уйти.  Учитель: Солон действительно попросил у афинян разрешения уехать за пределы страны. Он много  странствовал, писал стихи, находясь вдали от Родины, прожил долгую жизнь, умер в возрасте 80 лет. Вывод (записывается в тетради): Законы Солона способствовали ликвидации пережитков родового строя и господства родовой аристократии, оформили государственный строй Афин, как города­ полиса, заложили основы афинской демократии (демократия­власть народа). Домашнее задание: пересказ параграфа 30, сообщение о Солоне или рисунок по теме.