Жили-были наши предки

Жили-были наши предки

Медиа
docx
30.11.2019
Человек издревле проявляет интерес к своему прошлому, стремится познать его. Знаем, в какие годы жил Владимир Мономах, восстанавливаем картину Бородинского сражения, читаем и перечитываем «Слово о полку Игореве» и, как правило, не можем сказать, чем жил простой обычный крестьянин. Кем был тот самый мужик, который трудом своим, потом, руками обеспечивал победы, достижения? Что заботило, радовало и тревожило; о чем мечтали, рассказывали и пели; что передавали своим детям и внукам? Все это не просто любопытство. Мы должны знать истоки отечественной культуры, нравов, обычаев
Жили-были наши предки.docx

       Рекомендации по проведению урока - конференции       

                   «ЖИЛИ-БЫЛИ НАШИ ПРЕДКИ»

Тип. Познавательная ролевая игра.

Форма. Пресс- конференция.

Цель и задачи: Воспитать интерес и уважение к родной культуре, развивать познавательные интересы и кругозор в области истории, формировать культуру общения

 

 Возраст :   10- 11 лет

 Участники:   4 класс разделить на 2 группы. Участники выступают в роли ученых и    журналистов. Предлагаются вопросы и краткие ответы на них.

 

В какой системе учебно – воспитательной работы может использоваться. В  системе патриотического воспитания (формирование этнокультурной компетенции учащихся), в развитии познавательных интересов, в работе классного руководителя, учителя, библиотекаря.

Оборудование, наглядность. Столы, стулья, микрофоны для журналистов, , таблички с ФИО историков, бейджики с ФИО журналистов, выставка книг.

 

                             ПОЭТАПНОЕ ОПИСАНИЕ

Подготовительный этап. Выбирается тема. Дается задание. Дети, которые приготовили  материал – историки, остальные журналисты. По результатам собранного материала, учитель готовит вопросы историкам от журналистов.

Игровое действие. Ведущий открывает  пресс- конференцию, представляет ученых и журналистов. Журналисты задают вопросы ученым, последние отвечают.

Заключительный этап. Ведущий подводит итог.

                             Краткие советы по проведению

Данная игра проводится после изучения нескольких тем по разделу « Древние славяне» по курсу «Окружающий мир». Ведущим должен быть учитель, способный быстро ориентироваться в информации. Отвечая на вопросы, ученые используют наглядный материал, книги, размещенные на выставке.

Литература.1. Л.Гумилев. От Руси до России. Очерки по русской   истории.

                          М., 1996

                          2.В.Кириллов, Г. Кулагина. История Отечества. М., 2000

                      3.В Головашин. Очерки истории русской культуры.Тамбов.Изд. 

                              ТГТУ.2003

                      4. «Начальная школа» № 12, 1999г.

                      5.  «Учимся, играем» №4 2008г.,    №5,12 2007г

                    6. А.Ф.Некрылова. Круглый год. М., 19991    

 

 

 

                          Разработка урока- конференции

                   

Вступительное слово ведущего.

               Человек издревле проявляет интерес к своему прошлому, стремится познать его. Знаем, в какие годы жил  Владимир Мономах, восстанавливаем картину Бородинского сражения, читаем и перечитываем «Слово о полку Игореве»  и, как правило, не можем сказать, чем жил простой обычный крестьянин. Кем был тот самый мужик, который трудом своим, потом, руками обеспечивал победы, достижения? Что заботило, радовало и тревожило; о чем мечтали, рассказывали и пели; что передавали своим детям и внукам?

              Все это не просто любопытство. Мы должны знать истоки отечественной культуры, нравов, обычаев, чтобы понять и объяснить многие моменты истории страны,  избежать каких-либо ошибок.

             Итак, мы начинаем пресс- конференцию.

             Кто знает, что такое пресс- конференция?

             Пресс- конференция- это разъяснение каких-то вопросов по

                                                   определенной теме, т.е. дача информа-

                                                   ции.

             А кто знает, как проходит пресс- конференция?  (ответы учащихся)      За столом сидят знающие люди – историки.  Они отвечают на вопросы тех, кто сидит в зале, т. е.  на вопросы  журналистов)

         А теперь я представляю наших гостей-историков.(поставить таблички с ФИО)

     Этнограф – Тарасова Валерия Вадимовна

     Доктор наук- Павлов Евгений Алексеевич

     Доктор исторических наук - Толмачева Анастасия Геннадьевна

     Доктор исторических наук - Халатян Кристина Фероевна

     Историк- краевед – Калинин Константин Олегович

Журналисты газет «Курьер»- Глухова Елена Владимировна, «Город на Цне »-Скворцова Светлана Николаевна и передачи « Город»-Пучков Владимир Игоревич.

                          ПРОВЕДЕНИЕ КОНФЕРЕНЦИИИ

 

Внимание! Мы начинаем нашу конференцию «ЖИЛИ- БЫЛИ НАШИ ПРЕДКИ».

Вступительное слово предоставляется этнографу- Тарасовой Валерии Вадимовне.

Этнография - от греческого(«этнос»- племя, народ)общественная наука, изучающая народы- этносы и другие этнические общности, их быт, культуру.

Этнокультурная компетенция предполагает знание культуры, истории, традиций, обычаев своего народа. Изучая народную культуру, вы напрямую соприкасаетесь с миропониманием предков.

 Нами был собран материал о древних славянах, и сегодня мы готовы ответить на ваши вопросы

 

Ведущий:  А теперь журналисты могут задавать вопросы. Слово предоставляется журналисту газеты «Курьер» Глуховой Елене Владимировне

-Кто же такие наши предки?

Вед. Ответит на данный вопрос доктор исторических наук Толмачева Анастасия Геннадьевна.   (доклад №1 прилагается)

Ответ доктора исторических наук Толмачевой Анастасии Геннадьевны на вопрос «Кто же такие   наши предки?»

 

 

                               Наши предки.

    Давным-давно в стране, где мы теперь живем. Не было ни богатых городов, ни каменных домов, ни больших сел. Были одни только поля, да густые темные леса, в которых жили дикие звери.

    По берегам рек, далеко друг от друга стояли бедные избушки. В избушках жили наши предки - древние славяне, так назывался русский народ.

    Пол в избушках на метр углублен в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев- жердей, очищенных от веток и коры. Из жердей сделана и крыша, покрытая толстым слоем соломы.

  Внутри слабый свет едва просачивается сквозь небольшие оконца. Их закрывали досками или соломой. Угол или центр жилища занимала печь, сложенная из камня. Она обогревала помещение. Дым выходил из окон,  т.к. не было трубы. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых шкурами. Это постели.

  Славяне были храбрым народом. Они много воевали со своими соседями и часто ходили на охоту, чтобы убивать диких зверей, которые выбегали из лесов и нападали на людей.

    Славяне были очень добрые люди.

    Жители славянского поселка просыпались рано и чуть свет принимались за работу.

   Немало работы было и у женщин: готовят, доят коров, смотрят за домашней птицей, шьют и чинят одежду, прядут и ткут.

 

 

Вед.   Интересный вопрос от журналиста газеты «Город на Цне » Скворцовой Светланы Николаевны

                   -.Что ели славяне?

Вед.: Отвечает доктор наук Павлов Евгений Алексеевич ( доклад №2)

Ответ на вопрос «Что ели славяне?» дает доктор наук Павлов Евгений Алексеевич.

 

 

    «Хлеб да соль!»- говорил по обычаю русский человек, приветствуя всех за столом. Хлебом да солью по сей день встречают и провожают русские люди высокого гостя. Эта традиция уходит своими корнями в глубокое прошлое Руси. Хлеб в старину ставили на самое почетное место. Недаром существует пословица: «Хлеб на стол, так и престол, а хлеба ни куска, так и стол доска».

     Во время приема пищи сидели чинно, о пустяках не говорили. Во время обеда вставать было нельзя. Даже если вошел старший по возрасту или почетный гость. Ему кланялись сидя за столом, и продолжали неспеша есть.

    На обеденный стол ставилась большая чаша – одна на всю семью. Размеры ее доходили до полуметра в диаметре.

 

    Хозяин дома сидел за столом на почетном месте. Он первым начинал трапезу, и только после него все остальные могли начать есть.

    Ели деревянными ложками. Центральное место занимали на столе  солоница и ковши. Ковшами- черпаками разливали напитки по малым ковшам.

    Что же черпали наши предки ложками из миски и какие напитки разливали в ковши? Что же они ели и пили?

    Колобки - небольшие круглые хлебцы или толстые лепешки. Их обыкновенно пекли из остатков муки после выпечки пирогов или хлебов.

   Древним славянским блюдом, приготовленным из молотого зерна, были блины. Сначала их ели во время поминок, позже под блины стали плясать, масленицу провожать.

   Древнеславянской пищей является толокно - толченая и молотая овсяная мука, в которую доливали воду или квас и солили. Толокно от всех бед прибежище, любимая еда ив дальних дорогах спасенье. Кушанье скорое – замесил да и в рот положил.

       Выручала славян и тюря - кусочки черного хлеба, размоченные в квасе или в воде, иногда с добавлением чеснока и конопляного масла.

       Картошки не знали. Ее заменяла репа. Вплоть  до 17 века русские люди не знали других огородных растений, кроме простой капусты, чеснока, лука, огурцов, репы и свеклы.

  Из напитков пили березовый  и кленовый сок, квас, хмельным питьем считался вареный мед.

 

 

 Вед. Вопрос желает задать Пучков Владимир Игоревич, передача «Город»                  - Где жили? Как строились дома? Говорят, что это был интересный процесс.

Вед. С информацией на этот вопрос готова познакомить  Халатян Кристина Феровна - доктор исторических наук.( доклад№3)

 

Доктор исторических наук Халатян Кристина Фероевна дает ответ на вопрос «Где жили? Как строились дома?»

 

 

 

  Прежде всего выбирали место для избы. Место это было на возвышенности, там, где ложились отдыхать домашние животные, где была пролита кровь ни человека, ни животного. Осенью, после уборки урожая, выбранное место окапывали по кругу, чтобы уберечь себя от нечистой силы. В середину круга сажали березку. Это - берегиня.

  С наступлением крещенских морозов мужик запрягал  лошадь, садился в сани и ехал в лес. Рубили в морозы, потому что считалось в это время дерево мертвым;  рубили, а не пилили: считалось, что выгоняли нечистую силу, и дерево лучше сохранялось. Рубили деревья хвойных пород и брали только те, которые падали верхушками на восток.

  Деревья на месте вырубки не обрабатывали, а везли на выбранное место и укладывали по кругу. Весной дождик польет, подсушит солнышко. Больные деревья убирали.

    После весеннего сева договаривались ставить сруб в один день. Для этого созывали всю деревню. Расплачивались пирогами, сытным ужином.

 

Вед. Продолжаем задавать вопросы. И вновь журналист газеты «Город на Цне» Скворцова Светлана

                - Происхождение суеверий , дошедших до наших дней.

Вед..Отвечает на вопрос этнограф- Тарасова Валерия Вадимовна (доклад №4)

На вопрос  «О происхождении суеверий» отвечает этнограф - Тарасова Валерия Вадимовна

 

                                           СУЕВЕРИЕ

 

«суе»- с древнерусского «попусту, зря, напрасно»

«верие»- вера

«Говорят, не повезет, если черный кот дорогу перейдет»

Кошки из древнего Египта попали в Европу, следовательно, и корни суеверия следует искать там же.

Египтяне обожествляли этих животных, т.к. они помогали сохранять запасы зерна от грызунов. Кошку олицетворяли в образе Бастет (Баст) – богини с кошачьей головой или образе черной кошки. Баст считалась богиней Луны, любви и покровительницей детей и женской красоты. Для кошек строились храмы, в их честь устраивались празднества. В дар кошкам приносились их изображения, сделанные из бронзы, серебра, золота. Жрецы, наблюдая за поведением кошек, воспринимали их каждое движение как таинственное предзнаменование грядущих событий.

Горе чужеземцу, обидевшему кошку. Однажды жители города Мемфиса чуть не разорили целый квартал, населенный греками, за то, что кто-то из них утопил в реке котят.

Во время пожара египтяне выносили из горящего дома прежде всего кошек. Трупы кошек мумифицировали, помещали в бронзовые или деревянные ящики и хоронили на особых кладбищах.

Христианское духовенство называло языческих богов бесами.  Поэтому, когда кошки в 10в.появились в Европе, их стали называть и считать воплощением нечистой силы .Многие люди верили ,что колдуны и ведьмы могут превращаться в кошек и котов.

Подлинный смысл выражения «между ними кошка пробежала» состоит в том, что под кошкой подразумевается черт-оборотень, который становится между людьми и возбуждает ссору.

Если кошка переходит дорогу, то надо смотреть на свою застежку. Как известно, женская застежка застегивается справа налево, и если кошка идет  слева направо, то это предвещает удачу.

Для мужчин наоборот. В детской среде повсеместно распространен магический оберег против черного кота,- нужно подержаться за пуговицы.

    Через порог нельзя прощаться и здороваться.

Порог наряду с перекрестками и межами считается самым мистическим местом в славянской мифологии. Это место, где сходятся две дороги,- одна, ведущая к дому, другая, ведущая от дома. Это столкновение двух реальностей входа и выхода, одной покровительствуют  одни силы- домашнего очага, другой силы буйных ветров. А место, где эти силы не действуют и есть порог- полоса отчуждения, место недеяния. Вот там-то по повериям и обитает нечистая сила. Поэтому магические обряды произносятся на порогах, и многие приметы связаны с порогом. В глубокой древности существовал обычай хоронить покойника под порогом жилища. Так возникло поверье: через порог нельзя ни здороваться, ни прощаться: можно разгневать духов умерших.

 

 

Журналист: Пучков Владимир Игоревич

               -Расскажите о славянских праздниках. О народных приметах.

Вед. На данный вопрос готов ответить - Павлов Евгений Алексеевич (доклад №5), студенты 4 курса исторического факультета.

 

            О славянских праздниках , о народных приметах  рассказывает Павлов Евгений Алексеевич.

По словарю В.Даля, «праздник- день, посвященный отдыху, не деловой день». Каждый праздник требовал к себе особого отношения, да и особых взаимоотношений между людьми. Предпраздничные заботы волновали и радовали не меньше, чем сам праздник. Любой праздник сопровождался преображением всей будничной обстановки и внешнего облика людей.

1. Накануне ходили в церковь.

2. Убирали в доме: мыли полы, стены, потолки, ставили в божницу праздничные иконы, зажигали лампадки, полы устилали половиками, столы накрывали белыми скатертями, на стенах появлялись расшитые полотенца. На подворье наводился порядок.

3.Праздничный обед состоял из 7-10 блюд, это называлось «Перемена». Чем больше перемены, тем богаче угощение, но обязательными блюдами были щи, каша, пироги, студень.

4.Праздничная посуда отличалась разнообразием форм и богатой росписью, резьбой

5.Готовили к празднику и добрую одежду ( по цвету яркую, декоративно украшенную.)

По возможности надевали украшения: бусы, корольки, сережки.

Мужчины в вышитой рубахе с тканным поясом, новых ,промазанных дегтем сапогах,   суконных штанах.

 

А теперь обратимся к понятию «Особые взаимоотношения между людьми в праздники»,

а точнее взаимоотношениям:

·        между хозяевами и гостями- гостеприимство;

·        между самими гостями- гульба, забавы, веселье;

·        между хозяйкой и хозяином- хлебосольство.

 

Гостей приглашали загодя, т.е. заранее, в зависимости от важности гостя хозяин либо сам приглашал, либо отправлял хозяйку. Гости приходили в дом в назначенный день, где и состоялась их встреча, а главным событием являлось застолье- «столование»- пир за столом.

Всех гостей встречали за порогом поклонами, здоровались (а с близкими родственниками целовались) и приговаривали.

Слова хозяев: Мир всем, гости дорогие, рада вас видеть в светлице.

К нашему господину всем входимо.

 

Слова гостей: Ехал было мимо, да завернул до дыму.

Не здесь ли сегодня до блеска полы намыты и для каждого    двери открыты?

 

Хозяева приглашают к столу:   Прошу не всех поименно, а всех поголовно.

Гостю в переднем углу место.

 

Приговоры хозяина: Что есть на печи, все на стол мечи.

Ешьте, пейте, хозяйского хлеба не жалейте.

Приговоры хозяйки: У меня хлеб чистый, квас кислый, ножик острый ,поедим сладко.

Потчевать можно, неволить грех.

Пожелания гостей:  За здоровье тех, кто любит всех.

Добру расти, худу по норам ползти.

Наконец наступало время проводов.

В гостях хорошо, а дома вольнее.

Просим не погневаться на нашем хлебе- соли.

 

                                           ИЛЬИН ДЕНЬ        

 

           Доклад приготовила студентка 4 курса Халандарова Инга

 

 

 На Илью до обеда лето, после обеда осень.

 

Придет Илья – принесет гнилья.

 

Илья- пророк принадлежит к самым популярным святым наравне с Николаем- угодником. Илья- святой, грозный, суровый, карающий, но в тоже время щедрый, наделяющий. Он могучий распорядитель самых страшных и благодетельных сил природы. В его подчинении дожди, грозы, молнии, он посылает на землю плодородие.

Гром происходит от стука по небесной мостовой колесницы Ильи- пророка, который гоняет нечистого духа или змия. Молния- это стрелы, ими Илья поражает злую силу.

 

                          

 

                       Сергий Радонежский

 

 

                                          8 октября

 

На Сергия начинается, а с Матрены зимней устанавливается зима. (22 ноября)

 

Если первый снег на Сергия, то зима установится на Михайлов день. (21 ноября)

 

Сергия земля серит (от снега, который уже частенько начинает с этого дня перепадать).

 

Сергий Радонежский – хранитель кур.

 

На Сергия капусту рубят.

 

                             Материал к уроку литературное чтение по теме                                            «Житие Сергия Радонежского».

 

                                        

ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ

Доклад приготовил студент 4 курса исторического факультета Чикунов

Денис

 

На Егория скотину выгоняли в поле вербой, срезанной в вербное воскресенье. В поле выносили стол, на стол ставили икону, и попы служили молебен. Выгоняя скотину в поле вербой, приговаривали: «Христос с тобой! Егорий храбрый, прими мою животину на все полное лето и спаси ее!»

   В некоторых деревнях в этот день каждый домохозяин приходил в поле с испеченным нарочно караваем ( белым хлебом), каравай этот называется «моленником», и первый кусок от оного уделяют пастуху, оставшимся кормят  возвратившимся в тот день с поля скот.

 

«Спасителю Победоносцу и Чудотворцу! Отче наш, Георгий, спаси и сохрани нашу скотинку Родинюшку и Петронюшку в темных лесах, в жидких местах от диких зверей, от пловучих змей и от злых людей. Аминь.»

 

   

Если на Богослова снег, то зима ляжет на Михайлов день.

Иоанн Богослов – наставник живописного, иконного дела, так как по преданию он из простого пастуха гусей чудом сделал искусного иконописца.

 

 

Вед. Журналист газеты «Курьер»- Глухова Елена           

 - Есть ли на Тамбовщине отголоски прошлого?

Вед. Историк – краевед Калинин Константин Олегович готов ответить на вопрос (доклад №6)

На вопрос «Есть ли отголоски прошлого на Тамбовщине?» отвечает историк – краевед Калинин Константин Олегович

 

Лес не только кормил славян мясной и растительной пищей,  но и служил укрытием от вражеских набегов. Лесостепь кормила домашний скот и предоставляла возможность для зачатков земледелия . реки и озера не только поставляли к столу рыбу, но и служили целый год средствами сообщения .От весны до поздней осени- водные пути, зимой –санные.

В январе (славяне звали этот месяц «сечень») деревья на выбранном под пашню участке леса подрубались так, чтобы получить сухостой. Затем его валили, пни выкорчевывали, порубки сжигали, получая золу в качестве удобрения участка. Отвоеванные у леса участки звали «радами». Хлеб родил на них 2-3 года. Потом эти участки бросались пахарями, зарастали сорняками и разнолесьем.  Заросшие в лесу пашни называли « лядами ». (Эти термины древнего подсечного хлебопашества в названиях сел Рада, Ляда, которые сохранились и на территории нашей области.

 

 

 

                            ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

 

 Спасибо всем участникам конференции. Я думаю, что результатом  нашего разговора может стать выпуск журнала «ЖИЛИ-БЫЛИ НАШИ ПРЕДКИ».

  

 

   

 

 

 

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)