Русская живопись xix века.
Выполнили: Аджимурзаева Милана, Василенко Валерия, Рафикова Руслана, Якимова Диана.
История русской живописи 19 века
Живопись в первой половине XIX века приобрело гораздо большую значимость в жизни общества, чем это было в XVIII веке. Развитие национального самосознания, вызванное победой в Отечественной войне 1812 года, подняло интерес народа к национальной культуре и истории, к отечественным талантам. Вследствие чего в течение первой четверти столетия впервые возникли общественные организации, основной задачей которых ставилось развитие искусств. Среди этих организаций были такие, как Вольное общество любителей словесности, наук и художеств, Общество поощрения художников. Появились специальные журналы, предпринимались первые попытки коллекционирования и показа русского искусства. Так, в образованных кругах приобрел известность небольшой частный «Русский музеум» П. Свиньина, а при императорском Эрмитаже в 1825 году была создана Русская галерея. В практику Академии художеств с начала века вошли периодические выставки, которые привлекали немало посетителей. При этом большим достижением был допуск на эти выставки по определенным дням простого народа, что вызывало, тем не менее, возражения некоторых журнальных критиков.
Романтизм
В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо - в скульптуре и архитектуре (например, ложная готика). Большинство национальных школ Романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом.
В недрах официально-государственной культуры заметна прослойка «элитарной» культуры, обслуживающей господствующий класс (аристократию и царский двор) и обладающей особой восприимчивостью к иноземным новшествам.
Ярким представителем романтизма в живописи был О. А . Кипренский, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, раннее творчество И.К. Айвазовского.
Кипренский О.А. «Портрет Пушкина» 1827
«Вечер», Айвазовский, 1857
Классицизм
Русский классицизм начал развиваться со второй половины XVIII века. В это время в Европе первая волна классицизма уже сошла со сцены, уступив место изящному и легкомысленному рококо. Но постепенно рокайльность стала сдавать позиции перед вновь набирающими силу классицистическими традициями. Эту вторую волну европейские искусствоведы называют неоклассицизмом. Именно в рамках этой волны начало развиваться творчество классицистов в Российской империи.
Русский классицизм развивался на благодатной почве и занял прочное место в национальной культуре. Его хронологические рамки довольно продолжительны: этот стиль сохранял актуальность и в первой половине XIX века. А затем его традиции ещё полвека культивировала академическая живопись.
Представителями классицизма были Ф.М. Матвеев, К.П. Брюллов, А.А. Иванов и др.
«Последний день Помпе́и» К. П. Брюллов, 1833
«Явле́ние Христа́ наро́ду» А. А. Иванов, 1857
Критический реализм
19 век - сложный период во всей мировой истории: как России, так и Европы. Глубокие изменения коснулись всех сторон жизни общества. Подъём рабочего движения в Европе показал себя не только в митингах и демонстрациях, но и в новой идеологии, быстро распространившейся и на другие континенты. В это время формируется новое направление в культуре - критический реализм. Главной его особенностью, как и реализма в целом во всём его разнообразии, является правдивое, достоверное изображение действительности. Слова "критический" в данной ситуации обозначает, что представители этого течения особое внимание уделяли негативным сторонам жизни общества, как принято говорить, его порокам.
Родоначальником критического реализма в русской живописи стал П. А. Федотов.
«Сватовство майора» П. А. Федотов
1848
«Разборчивая невеста» П. А. Федотов,
1847
Народно-бытовой жанр
Бытовой жанр как один из видов русского изобразительного искусства получил свое самостоятельное развитие довольно поздно – во второй половине XIX века, когда на смену классическому и романтическому направлению пришел реализм, стремившийся к изучению и изображению частной и общественной жизни человека. Развитие бытового жанра в русском искусстве связано, прежде всего, с ростом демократических и реалистических тенденций, с обращением художников России к широкому кругу областей народной жизни и трудовой деятельности, с постановкой важных социальных вопросов. Однако, зарождение бытового жанра началось, как считают многие искусствоведы, еще во второй половине XVIII века, когда некоторые художники впервые стали обращаться к сюжетам и темам из жизни простого народа.
Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847). Родоначальник крестьянского бытового жанра в русской живописи.
«Гадание» А. Г. Венецианов,
1842
«На пашне. Весна» А. Г. Венецианов,
1824-26
Итог
Русская живопись в конце 19 века вновь претерпевает преобразования. На смену реализму приходит новая эстетика, в большей степени обращенная к стилизации, фольклору, сказочным и литературным сюжетам. Эта эстетика заметна в произведениях Виктора Васнецова с их сказочной декоративностью, в полотнах Михаила Нестерова с их духовным мистицизмом и в символистской живописи Михаила Врубеля. Конец 19 века характерен тем, что художники смещают фокус внимания с социальной стороны творчества на эстетическую и духовную. Они погружаются в изучение и поиск "русского стиля", корни которого им видятся в памятниках древности, деревянном зодчестве и прикладном народном искусстве. Эти образы реставрируются, восстанавливаются, преобразуются и обретают новую жизнь в искусстве на рубеже 19 и 20 веков.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.