Тема: «Зима и ее особенности»
Цель: уточнить представления школьников о признаках зимы.
Задачи:
• отработка умения задавать вопросы, составлять повествовательный рассказ по опорам;
• коррекция мышления на основе упражнений в анализе — синтезе;
• воспитание эмоциональных характеристик речи. Оборудование: Календарь природы; опорные картинки к рассказу «Метель».
Ход урока
1. Организационный момент.
а) Работа с Календарем природы.
б) Лексические упражнения:
— Подберите слова к заданному: зима — снег, мороз, холодно... И т.п.
2. Введение в тему.
а) Беседа по картинке «Зима»:
— Какое время года нарисовал художник?
— Сколько в году зимних месяцев?
— Какой месяц изображен на картинке?
— Какого цвета больше всего на картинке?
— Вам нравится, когда зимой выпадает много снега?
— Что еще изображено на картинке? (Снеговик.)
— От какого слова произошло слово снеговик?
— Какие еще слова, образованные от слова «снег», вы можете назвать? (Снежинка, снежный, снегопад.) И т.д.
3. Изучение нового.
а) Работа с Календарем природы.
б) Составление рассказа с опорой на слова и план. Слова на доске: пасмурное, ясное, холодный, серые, темные, снег, метель, дождь, сугробы, лужи.
4. Физминутка.
5. Продолжение этапа изучения нового.
в) Отгадывание загадок о зиме:
— Мы много говорили о зиме. А сейчас я посмотрю, сумеете ли вы отгадать и объяснить загадки об этом времени года:
§ Без рук рисует, Без зубов кусает. (Мороз)
— Где рисует?
— Что кусает?
§ Что за звездочки сквозные На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные, А возьмешь — вода в руке. (Снежинки)
— Почему в руке вода? (Растают.)
§ Летом серый — зимой белый. (Заяц)
— Почему он зимой белый? (Зима.)
§ Солнце не греет, Поле белеет, Сани скрипят, Речки молчат.
— Почему поле белеет? (Покрыто снегом.)
— Почему сани скрипят? (Морозно.)
— Почему речки молчат? (Покрыты льдом.)
§ Избушка новая —- для всех столовая, Зовет обедать, крошек отведать. (Кормушка)
— Зачем нужны кормушки?
г) Обобщающий рассказ учителя о зиме:
— Вот и пришла длинная холодная зима. Зима — это одно из четырех времен года. Кроме зимы, еще есть весна, лето и осень. Зима длится три месяца. Первый месяц зимы — декабрь, затем
идет январь и последний, третий, месяц — февраль. Зимой всегда холодно. Дует морозный ветер. Часто идет снег. Сильный ветер со снегом — это метель. Метель, которая «завывает», — вьюга, пурга. Деревья стоят голые. Земля покрыта снегом. Реки и озера покрыты льдом. Люди одеваются в теплую одежду. У зверей вырастает теплый мех. Птицам голодно, и они поселяются ближе к человеку... А человек и дети берегут птиц, деревья...
На доске на отдельных полосках написаны слова: декабрь, январь, февраль.
6. Закрепление. Предметно-практическая деятельность и упражнение в моделировании фразы.
Составление на фланелеграфе общей картинки «Зима» из отдельных фрагментов. Работа сопровождается высказываниями детей: «У меня "снежинки". Я поставлю их в верх нашей картинки»; «У меня "серое небо". Я положу этот кусочек картинки вверх...» И т.п.
7. Итог.
(См. учебник «А это — я сделаю сам!»)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.