Зима. описание природы
Оценка 4.8

Зима. описание природы

Оценка 4.8
doc
31.05.2021
Зима. описание природы
Урок развития речи в 6 классе описание природы. зима.doc

   Открытый урок по развитию речи в 6 классе

                     Описание природы. Зима

        Цель:  ознакомить учащихся с особенностями композиции описания природы; формировать умение описывать явления природы; учить детей умело обращаться со словом, развивать их языковое чутье; продолжить работу над развитием устной и письменной речи учащихся; учить детей работать с произведениями искусства и литературы.

 

     Формирование  компетенций:

                 - Учебно – познавательные (ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель).

                - Социокультурные (владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, юного художника, писателя).

               - Коммуникативные (владеть разными видами речевой деятельности, лингвистической и языковой компетенциями).

               - Информационные (владеть навыками работы с книгой, словарем; самостоятельно искать информацию, сохранять и передавать ее).

Ход  урока

1.      Объявление темы, целей урока.

2.      Вступительное слово учителя.

         - Ребята, на сегодняшнем уроке мы будем заниматься  описанием природы, поэтому  было бы очень хорошо, если б каждый из нас на время стал художником. Только у нас не будет мольберта, красок, кисти. Мы будем пользоваться другим материалом – словом. Но ведь вы знаете, что и при помощи слова можно творить чудеса. Об этом замечательно сказал замечательный русский писатель К.Г.Паустовский: «Существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя. Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояние, какие писатель хотел ему передать».

          - Что нужно, по мнению Паустовского, чтобы записанное слово дошло до читателя? Как нужно писать?

       Возьмите на вооружение  слова писателя, потому что вам предстоит творческая работа.

3. Работа с книгой «Русская речь».

             - А теперь мы обратимся к материалу, над которым нам предстоит потрудиться.

        Мы занимаемся описанием. Что же это такое?

                   Описание – тип речи, который существует наряду с повествованием и рассуждением. Основа описания – перечень одновременных и постоянных признаков предмета или явления.

      Думаю, что вы догадались по иллюстрациям, что предстоит нам описание ЗИМЫ. (На доске помещены иллюстрации и репродукции картин русских художников В.Д.Поленова, И.Шишкина с изображением зимнего пейзажа).

4  Слово учителя.

            В этом году осень очень долго не подпускала к нам зиму. Почти не было мрачных, дождливых дней. Осень была солнечная, яркая, почти как весна, только солнце было прохладное. Но эта осень, пожалуй, исключение. Чаще всего это время года ассоциируется у нас с темными тучами и надоедливым, беспрерывно моросящим дождем. И бывают моменты, когда мы обращаемся к природе  с мольбой прекратить дождь, пусть скорее выпадает снег, которого ждут и люди, и сама природа.

          Вот такое состояние ожидания снега описывается в стихотворении Д Самойлова «Перед снегом»:

                И начинает уставать вода.

               И это означает близость снега.

               Вода устала быть ручьями, быть дождем,

               По корню подниматься, падать с неба.

              Вода устала петь, устала течь,

             Сиять, струиться и переливаться.

             Ей хочется утратить речь, залечь

            И там, где залегла, там оставаться.

5.  Беседа с учащимися:

                  - Почему стихотворение называется «Перед снегом», ведь речь идет пока не о зиме?

                  - Почему «вода начинает уставать»? Как вы понимаете  это выражение?

           На днях мы стали свидетелями появления первого снега.

                 - Как появился первый снег в этом году?

                 - Какие чувства вы испытываете, когда видите первые снежинки? (Ответы учащихся)

          Вывод: конечно, первый снег ассоциируется у каждого человека с чувством обновления не только природы, но и нашей жизни. Хочется оставить все ошибки и неприятности в прошлом и начать жизнь как будто заново, с чистого листа.

  6.  Слово учителя.                                                                                                                                                                                           

              Для меня лично снег имеет особое значение. Он всегда напоминает мне мою малую родину, Владимирскую землю, красотою ее восхищались такие известные мастера слова, как К.Паустовский и В.Солоухин. Зима там приходит сразу и надолго. Если зайдешь в зимний лес, то увидишь величественную картину.  Земля покрыта  белым пушистым ковром, нигде не увидишь ни дорог, ни тропинок. Только заячьи, лисьи следы  петляют по снежному ковру. В глубине леса снег кажется синеватым, а на полянке – нежно-розовым. Ветви деревьев прогнулись под тяжестью снега и свисают вниз, как тяжелая бахрома. Зелени сосен и елей почти не видно, и кажется, будто кто-то заботливо набросил на их плечи горностаевые мантии. Ветра нет, тихо-тихо кругом,  и можно расслышать все малейшие лесные шорохи и звуки. То донесется  издалека одинокий стук дятла, то раздастся треск обломившегося сучка, то шумно упадет с дерева большой ком снега. И снова – торжественная тишина. Смотришь на все это, и невольно приходят на память дивные пушкинские строки:

                              Под голубыми небесами великолепными коврами,

                              Блестя на солнце, снег лежит…

Первый снег для меня всегда пахнет родиной.

7.  Беседа с учащимися.

          - Но мы с вами живем не в средней полосе России, а на юге. Такую снежную зиму  у нас редко увидишь. Что же удивительного можно  увидеть зимой у нас?

        Я давала некоторым ребятам индивидуальные задания, и мне понравилась одна из этих работ. (Ученик читает свою работу: «Я проснулся в это утро раньше обычного и, позавтракав, выбежал на улицу. Сразу будто тысячи маленьких иголочек вонзились в нос и щеки. Морозец! Но какими прекрасными были в то утро деревья! Они стояли словно могучие грозные стражи, охраняя улицу. Иней нежно покрывал их  ветки, и казалось, все сливается в одну стену из мрамора»).

              - Что необычного в этом описании? (Необычна метафора: тысячи маленьких иголочек).

 

8. Работа  с репродукцией  картины   В.Д.Поленова  «Ранний снег».

            Поленов долгое время жил в усадьбе Тарусы, расположенной на берегу Оки. Там, вдохновленный  красотой родной природы, он написал великолепные пейзажи.  Одно из полотен, написанных на берегу Оки,  - «Ранний снег».

           - Обратите внимание на название картины. Какое слово является определяющим? (Снег). Значит, надо рассказать о снеге, о признаках зимы.

          - Второе слово в названии картины – «ранний». Как показал художник, что снег – ранний, что зима еще не вступила в свои права?

         - В чем своеобразие картины?

 

8.  Творческая работа.   Задание: вместо пропусков вставить подходящие по смыслу определения. Напомню, что определения играют большую роль в описании. Удачно подобранные, они помогают точному описанию предмета или явления и могут стать эпитетами.

              На землю лег первый покров (рыхлого белого) снега, и еще ощутимее стала ширь (родных бескрайних)  просторов. Где-то далеко (снежная) пелена полей сливается с  (хмурым осенним небом) небом. На этом светло-сером фоне четко выделяется силуэт (одинокого черного) дерева. Но природа еще не замерла, не погрузилась в (зимний ) сон. Кустарники не скрылись в сугробах, и (порыжевшая) листва их вырисовывается на белоснежной скатерти (сложным, причудливым) узором. Лес еще сохранил (пестрый, осенний) наряд. Река, (теряющаяся где-то вдали), лишь у берегов покрыта (тонким, прозрачным) льдом. Смешение зимних и осенних красок делает этот пейзаж неповторимо своеобразным.

            - А теперь сверьте то, что получилось у вас, с окончательным вариантом текста, записанным на доске. Наиболее понравившиеся словарные находки можно использовать в будущей творческой работе.

 

9. Подготовка к сочинению – миниатюре.

               Итак, мы подошли к тому, что должно быть результатом  нашей работы. Вы должны написать творческую работу. Это будет сочинение – миниатюра или сочинение – этюд. Подобные работы вы уже писали, хочу лишь напомнить вам, что это – маленькое сочинение, тема его должна быть предельно конкретной, ни в коем случае нельзя писать о зиме вообще. Внимательно присматривайтесь к тому, что будете описывать, сама жизнь и природа подскажут вам точные и выразительные эпитеты; постарайтесь найти меткие, образные, свежие сравнения.

             А чтобы настроить вас на нужный лад, я зачитаю вам миниатюру превосходного мастера зарисовок картин природы Михаила Пришвина «Первый мороз»:

        «Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. Все было седое, но лужи не замерзли. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли. Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева сосна. Молодой собакой прыгала в груди моей радость».

        - Вот образец, к которому должен стремиться каждый из вас, работая над сочинением – миниатюрой.


Открытый урок по развитию речи в 6 классе

Открытый урок по развитию речи в 6 классе

А теперь мы обратимся к материалу, над которым нам предстоит потрудиться

А теперь мы обратимся к материалу, над которым нам предстоит потрудиться

Зелени сосен и елей почти не видно, и кажется, будто кто-то заботливо набросил на их плечи горностаевые мантии

Зелени сосен и елей почти не видно, и кажется, будто кто-то заботливо набросил на их плечи горностаевые мантии

А теперь сверьте то, что получилось у вас, с окончательным вариантом текста, записанным на доске

А теперь сверьте то, что получилось у вас, с окончательным вариантом текста, записанным на доске
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021