Конспект урока Урок - исследование Тема: «Вода как вещество. Свойства воды. Значение воды для жизни на Земле». «Окружающий мир» 3 класс УМК «Школа России» Учебник: А.А. Плешаков. 3кл. Учебник для образовательных учреждений. В 2 частях–М.: Просвещение, 2012
Оценка 4.8

Конспект урока Урок - исследование Тема: «Вода как вещество. Свойства воды. Значение воды для жизни на Земле». «Окружающий мир» 3 класс УМК «Школа России» Учебник: А.А. Плешаков. 3кл. Учебник для образовательных учреждений. В 2 частях–М.: Просвещение, 2012

Оценка 4.8
docx
03.02.2020
Конспект урока  Урок - исследование Тема: «Вода как вещество.  Свойства воды. Значение воды для жизни на Земле».    «Окружающий мир»  3 класс УМК «Школа России»          Учебник: А.А. Плешаков.  3кл. Учебник для образовательных учреждений. В 2 частях–М.: Просвещение, 2012
Конспект урока с исследовательской работой.docx

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Косьювом»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока

Урок - исследование

Тема: «Вода как вещество.

Свойства воды. Значение воды для жизни на Земле».

 

 

 

«Окружающий мир»  3 класс УМК «Школа России»        

Учебник: А.А. Плешаков.  3кл. Учебник для образовательных учреждений. В 2 частях–М.: Просвещение, 2012

 

 

 

 

 

                                          

 

 

 

  Подготовила и провела

                                                   учитель начальных классов

                                                     Сухова Наталья Евгеньевна,

учитель I квалификационной категории                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Косьювом 2015                                                                                                              

Цель урока

В процессе практического исследования установить основные свойства воды с помощью опытов.

Тип урока

Урок  - исследование

Задачи

Образовательные:  

·         познакомить учащихся со значением воды для живых организмов;

·         установить основные свойства воды;

Развивающие:

·         способствовать обогащению словарного запаса;

·         формировать познавательные интересы;

·         способствовать развитию навыков наблюдения, умения выделять главное, делать выводы;

Воспитывающие:  

·         способствовать формированию интереса к предмету;

 воспитывать бережное отношение к воде, водоёмам;

воспитывать чувство коллективизма, дружеские отношения к сверстникам, культуру поведения при исследовательской и работе.

Планируемые результаты

Предметные:  уметь работать с учебником, организовывать рабочее место, знать, что такое тела, вещества, частицы, устанавливать свойства воды.

Личностные УУД: иметь мотивацию к учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, осуществление сотрудничества с  взрослыми и сверстниками.

Метапредметные:

регулятивные УУД: умение определять учебную задачу и стараться её выполнить, высказывать свои предположения;

коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, готовность слушать собеседника, умение излагать свою точку зрения, умение работать в паре;

познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; проводить исследования по инструкции, формулировать выводы.

Образовательные ресурсы

1.      Мультимедийная  презентация «Вода. Свойства воды. Охрана вод».

Оборудование

Доска, проектор, ноутбук.

Стакан с чистой водой, флакон духов, 1 чайная ложка, сахар; листы юного исследователя, карточки для индивидуальной работы

«Окружающий мир» 3класс А. А. Плешаков.

                                             

                                           Ход урока.

Этапы урока.

Деятельность учителя и учащихся

 I. Организационный

    этап

 

 

 

 

 

(Слайд 2)

 Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

 

- Прежде, чем начать наш урок, давайте проверим, как вы к нему готовы.

Что  нам пригодится на уроке? Какие качества нужны?

На доске два смайлика-настроения: радость, грусть.

MCj02153380000[1]MCj02153380000[1]


-Какое настроение выражает каждый смайлик? Какое Настроение выберем на урок? Итак, урок мы начинаем с хорошим радостным настроением.

- Настроение у всех хорошее – значит, всё у нас получится!

 -Я желаю, чтобы он прошел плодотворно, и каждый из вас открыл бы для себя что-то новое.

- По выполнению любого задания, будете себя оценивать на листах, смайликами.

J  у меня всё получилось

K–   есть недочёты, но старался

L–   получилось плохо, надо ещё поработать.

 

II.  Актуализация знаний.

 

Слайд 3.

Продолжаем работу в исследовательской лаборатории «Кладовая природы».

Слайд 4.

В морях и океанах обитаю, Меня пьют,
Часто по небу летаю. Меня льют.
Когда наскучит мне летать, Всем нужна я,
На землю падаю опять. Кто я такая?

                                                                           (Вода.)

 

III.

Самоопределение к деятельности.

Постановка учебной проблемы.

Слайд 5.

Вступительная беседа о значении воды.

Медленно движется караван верблюдов по пустыне. Всюду сухой раскаленный солнцем песок. Ни деревьев, ни травинки кругом. Уже вторую неделю караван в пустыне. Вчера кончился запас воды. Колодцы на пути высохли. Вдруг поднялся сильный ветер. Он несет целые кучи песка. Он залепляет рот, глаза, уши. Людей и верблюдов мучит жажда. Буря усиливается. Верблюды ложатся на горячий песок и склоняют голову. Люди, тесно прижимаясь к верблюдам, окутывают голову одеждой. Буря затихла, и караван снова движется в путь. Но воды все нет и нет.

- Почему в местности, по которой шел караван, нет травы и деревьев?

(т.к. нет воды, растения без воды не живут)

- Предположите, чем могла бы закончиться эта история, если колодца на пути  люди так и не встретят?

(Люди и верблюды могут погибнуть)

- Почему?

(Где нет воды, там нет жизни)

Вывод: о каком веществе идет речь?

Слайд 6

- Попробуйте назвать тему нашего урока.

«Вода как вещество.  Свойства воды». Значение воды для жизни на Земле.                                                             

Поставьте цель урока. Для этого вам надо заполнить два столбика таблицы, которая у вас на парте

 

 Что я знаю

Что хотел бы узнать, исследовать

Что узнал

 

 

 

 

- Сегодня мы на уроке мы исследуем, свойства воды, узнаем о значении воды, попробуем свои знания применить на практике.

IV. Открытие учащимися новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская  работа

«Свойства воды».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная

работа.

Проверка работы.

Слайды 7-8

Итак, где встречается вода в природе?

Ответы учеников:

Океаны, моря, озёра, реки, болота, родники, пруды, облака, туманы, роса, дождь, ледники и т.д.

Слайд 9

-А в чем еще содержится вода?

Ответы учеников:

Она содержится во всех частях растений. В соке -это вода с растворенными в ней различными веществами.

Вы, конечно, много слышали о воде. Какая она бывает?

Ответы учеников:

Питьевая, минеральная, святая, солёная, пресная, грязная, чистая, холодная,  горячая, кипяченная и т.д.

- Вода нам хорошо знакома. Она такая привычная, повседневная. Что может быть более простым и ясным? И всё же, что такое вода?

Слайд 10

- Вода – это вещество.

Как и любое вещество, она обладает свойствами. Сейчас мы их узнаем, для этого мы проведем исследования. А помогут нам в этом  опыты.  Свои  результаты оформим в карте исследований.

Слайд 11

Опыт 1. Возьмём стеклянную форму. Нальём воду. Что наблюдаем? (Вода  приняла форму того сосуда, в который попала).

Вывод. Вода не имеет своей формы, а принимает форму того сосуда, в     который налита.

Слайд 12

Опыт 2. Нальём немного воды на блюдце. Что заметили? ( Вода растекается). Наклоним блюдце, что мы видим? Вода течет. Перельём воду.

Вывод. Вода течёт.

Слайд 13

Опыт 3. Возьмём флакон  парфюмерной воды и стакан с водой. Сравним их по запаху.  Пахнет ли вода?

Вывод. Вода ничем не пахнет.

Слайд14

Опыт 4. Попробуем воду на вкус.  Что можно сказать о вкусе воды?

Вывод. Совершенно чистая вода не имеет вкуса.

Слайд 15.

Опыт 5. Возьмём полоски разного цвета и стакан воды. Сравним их по  цвету. Вывод. Вода не имеет цвета.

Опыт 6. Опустим чайную ложку в стакан с водой. Что можно сказать о прозрачности воды?

Вывод. Вода прозрачна.

Слайд 16.

Опыт 7. В стакан с водой положим кусок  сахара и размешаем. А в другой стакан положим измельченный мел. Что произошло? Попробуем воду на вкус.

Вывод. Вода – растворитель.

Слайд 17.

Опыт 8. Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается.

Вывод: при нагревании вода расширяется.

Опыт 9. Ту же колбу опустим в холодную воду. Мы увидим, что вода в трубке опускается.

Вывод: при нагревании вода сжимается.

Слайд 18.

Работа в парах по картам исследования. Выводы делают учащиеся и записывают

в карту исследований.

 


Карта исследований.

1.      Что такое вода? _________________________

2.      Свойства воды:

Опыт 1. __________________________________

Опыт 2. __________________________________

Опыт 3___________________________________

Опыт 4.__________________________________

Опыт 5. __________________________________

Опыт 6. __________________________________

Опыт 7. __________________________________

Опыт 8. __________________________________

Опыт 9. __________________________________

Слайд 19.

Физминутка

«Море»

Слайд 20

Море очень широко,

(Дети широко разводят руки в сторону.)

Море очень глубоко.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить - нельзя.

(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

V. Закрепление изученного материала.

Практическая работа

Проверка работы.

Работа с учебником с.52-53

Слайд 21

-Ребята, раз у нас сегодня урок-исследование, то давайте определим, сколько воды в вашем организме.

Для этого нужно массу  вашего тела разделить на 3, а полученное число умножить на 2.

-Все знаете свою массу тела?

 

Ребята, взгляните на карту мира. Больше всего на ней голубого цвета — это вода — океаны, моря, озёра, реки. Вода занимает больше половины поверхности земного шара. На нём есть и участки белого цвета. Это тоже вода — льды, снега, которые никогда не тают на высоких горах, в Арктике, Антарктиде. Это тоже вода, но в твёрдом состоянии. Много воды в виде мельчайших капелек в облаках, туманах, дожде, снеге, в виде пара. Это газообразное состояние воды. В реках и озёрах вода пресная, а в морях и океанах солёная.

— Какую воду мы пьём? (Пресную.) Без воды не обойтись никому и никогда и заменить её нечем.

Чего же больше на нашей планете-суши или воды?

Воды больше, чем суши.

Слайд 22-23

Вода занимает ¾ планеты, а суша лишь ¼.

Какая вода встречается на нашей планете?

Солёная и пресная.

Какая вода пригодна для питья?

Пресная.

Какой воды больше?

Солёной.

Слайд 24

В каких водоёмах вода солёная?

В океанах и морях.

Слайд 25.

А пресная?

Пресная вода  в реках, озёрах, болотах, прудах, родниках.

Вывод: пресной воды мало и её надо беречь.

Слайд 26.

Есть ли в нашем районе водоёмы с солёной водой?

Нет. Только пресные водоёмы.

Какие пресные водоёмы есть в нашем селе?

Реки, озера.

-Как называется наша река?

-Кому нужна вода?

Вода нужна птицам, рыбам, животным, человеку, растениям.

-Ответьте на вопросы.

Самостоятельная работа по карточкам:

1 ученик. Прочитайте текст. Какова роль воды в жизни растений, животных, человека?

Без воды нет жизни. При недостатке воды жизнь живых существ сильно нарушается. Растения без воды увядают и могут погибнуть. Животные, если их лишить воды, умирают. Например, без пищи человек может прожить больше месяца, без воды — всего лишь несколько дней. Без пищи собака может прожить до 100 дней, а без воды менее 10 дней. Без воды нельзя приготовить пищу. Воду мы пьём, водой мы моемся, стираем.

Слайд26

 2 ученик. Прочитайте текст. Какова роль воды в жизни человека?

Вода — важный помощник для человека. Она — удобная дорога. По рекам и океанам ходят лодки и корабли. Именно поэтому издавна многие города строились на берегах рек. Вода используют в сельском хозяйстве. Для работы заводов и фабрик тоже нужна вода. Горячие источники дают тепло, гидроэлектростанции — электричество. Для человека вода незаменима, и является более ценным природным богатством, чем железо, нефть, уголь, газ.

Слайд 27

3 ученик. Прочитайте текст. Какая вода нужна человеку? Почему?

Воды много в морях и океанах, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для промышленности и сельского хозяйства. Человеку, да и всему живому нужна пресная вода. Пресная вода находится в озёрах, реках, ледниках и под землёй. Из рек люди используют воду для питья, полива. Пресной воды значительно меньше, чем солёной. Из-за постоянного загрязнения запасы пресной воды все быстрее сокращаются.

VI.

Домашнее задание

На следующем уроке мы продолжим наши исследования, но вы к ним должны хорошенько подготовиться. Все прочитаете статью в учебнике на стр. 51-54 и выполните задания в рабочей тетради по теме «Вода».

Задание по выбору:

А) Запишите в рабочую тетрадь, сколько литров воды тратит ваша семья в день.
Б) Подумайте и напишите мини-сочинение о том, как в вашей семье экономят воду.

VII.

Рефлексия

-Какие цели мы ставили в начале урока?

Достигли ли мы целей?

Над какими вопросами вы задумались? О чем расскажете своим близким?

-Заполните третий столбик нашей таблицы.

 

Что я знаю

Что хотел бы узнать

Что узнал

 

 

 

 

 

 

А    сейчас, те, у кого было хорошее настроение, кто доволен своей работой, приклейте к улыбающейся тучке капельки, лежащие у вас на столе,  а те кто недоволен своей работой  к грустной тучке.

MCj02153380000[1]

 

 

Урок окончен. Большое спасибо всем за работу. Давайте улыбнемся друг другу и вновь подарим хорошее настроение.

MCj02153380000[1]

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с

Цель урокаВ процессе практического исследования установить основные свойства воды с помощью опытов

Цель урокаВ процессе практического исследования установить основные свойства воды с помощью опытов

III. Самоопределение к деятельности

III. Самоопределение к деятельности

Исследовательская работа «Свойства воды»

Исследовательская работа «Свойства воды»

Самостоятельная работа. Проверка работы

Самостоятельная работа. Проверка работы

Практическая работа Проверка работы

Практическая работа Проверка работы

Какие пресные водоёмы есть в нашем селе?

Какие пресные водоёмы есть в нашем селе?

Заполните третий столбик нашей таблицы

Заполните третий столбик нашей таблицы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2020