Методическая разработка урока по дисциплине ОГСЭ. 02 История«Составление сравнительной таблицы научно-техническая революция и культура»: интерактивный урок практическое занятие с применением технологии формирования критического мышления через чтение и письмо
Оценка 4.6

Методическая разработка урока по дисциплине ОГСЭ. 02 История«Составление сравнительной таблицы научно-техническая революция и культура»: интерактивный урок практическое занятие с применением технологии формирования критического мышления через чтение и письмо

Оценка 4.6
docx
19.12.2019
Методическая разработка урока по дисциплине ОГСЭ. 02 История«Составление  сравнительной таблицы научно-техническая революция и культура»: интерактивный урок практическое занятие  с применением технологии формирования критического мышления через чтение и письмо
ПЗ Культура НТР.docx

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области 

«Губернский колледж г. Сызрань»

(технический профиль)

 

 

 

 

 

 

Урок по дисциплине ОГСЭ 02 «История»

Тема

«Составление  сравнительной таблицы

научно-техническая революция и культура»: интерактивный урок практическое занятие

с применением технологии формирования критического мышления через чтение и письмо

на 2 курсе СПО в группе 189-2

 специальность

18.02.09 Переработка нефти и газа

 

 

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработан: преподавателем общественных дисциплин

Куровой Ольгой Сергеевной

 

 

 

Сызрань 2019

 

 

 

Дисциплина: ОГСЭ02 История

Тема урока: «Составление  сравнительной таблицы научно-техническая революция и культура»

Тип урока: практическое занятие

Форма урока: комбинированный, интерактивный с использованием современных образовательных технологий, с элементами поисковой, практической и самостоятельной деятельности

 Учебник: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2016

Методы: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, методы развивающего обучения 

  Оборудование: учебник, интерактивная доска (проектор), компьютер,  тексты исторических документов и задания к ним,  тексты для чтения, интернет ресурсы, презентации

Цели:

Образовательные: Определить влияние научно-техническое революции на общество, проследить взаимосвязь научно-технического прогресса с формированием современной культуры общества

Воспитательные: Создать условия для воспитания интереса и любви к истории страны. Создать условия для воспитания  патриотизма. Создать условия для формирования интереса к явлениям и событиям происходящим в современном обществе. Способствовать социализации обучающихся,  через самоопределение  как личности. Создать  условия для формирования ценностных ориентации обучающихся направленных на общечеловеческие ценности гуманизма и демократии.

Развивающие: Способствовать  формированию общих  компетенций:  организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения  профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; работать в коллективе и команде, ориентироваться в условиях частой смены технологий.

Создать условия для развития  критического мышления,  для развития умения формулировать свою точку зрения, быть внимательным к мнению других, делать самостоятельные выводы, обобщения, содействовать формированию навыков работы с разного вида исторической информацией.

 

 

 

 

 

 

 

План урока

I.            Организационный момент: (2 мин)

II.            Формулирование темы, мотивация и актуализация, постановка целей и задач занятия (8 мин)

III.            Проведение самостоятельной работы  групп по анализу материалов интернет ресурсов (30 мин)

IV.            Подведение итогов самостоятельного анализа интернет ресурсов (5 мин) 

V.            Организационный момент: (2 мин)

VI.            Устная презентация самостоятельного анализа интернет ресурсов (30 мин) 

VII.            Рефлексия.  Закрепление изученного материала (5 мин)

VIII.            Подведение итогов занятия (5 мин)

IX.            Задание самостоятельной работы  (3 мин)

Ход урока

Задание: Используя тексты,  рекомендуемых источников информации составить сравнительную таблицу «Научно-техническая революция и культура»

Содержание работы:

1.     Выделить направления научно-технического прогресса в конце XX -XXI  в.в.

2.     Выделить основные формы современной культуры

3.     Определить влияние научно-технического прогресса на современную культуру

4.     Информацию распределить по графам сравнительной таблицы

5.     Сделать вывод о характере  влияния научно-технического прогресса на современную культуру

Контроль выполнения: Проверка  письменной работы

Схема работы:

1.Тема

2.Цель

3. Сравнительная таблица ««Научно-техническая революция и культура»»

Направления научно-технического прогресса

Особенности современной культуры

Положительное

влияние

Отрицательное влияние

 

 

 

 

4.Вывод

Рекомендуемые источник информации:

1.                 Загладин Н.В. Всемирная история: XX век §22, §23

2.                 Текст Научно-техническая революция

3.                 Текст Особенности современной культуры

4.                 Презентация Научно-техническая революция и культура

 

 

 

 

 

 

 

 

Научно-техническая революция

Двадцатое столетие можно по праву назвать эпохой торжества научно-технического прогресса. Под его влиянием произошли большие изменения и в материальной культуре, и в сознании людей, и в окружающей нас природной среде. Технический прогресс практически полностью определяет развитие современного мира. Техногенная (индустриальная) цивилизация, контуры которой еще только наметились в XIX в., в течение XX столетия оформилась окончательно.

Основой для такого цивилизационного прорыва стало слияние науки и техники, науки и производства. Конечно, эти области в той или иной степени были связаны и раньше, но все-таки они существовали обособленно, сохраняя свою автономность. Современный технический прогресс осуществляется за счет внедрения новых идей, и в то же время прогресс науки невозможен без производства новых машин и приборов, которые в свою очередь дают возможность выйти на более сложный виток научных исследований.

Двадцатое столетие можно по праву назвать эпохой торжества научно-технического прогресса. Под его влиянием произошли большие изменения и в материальной культуре, и в сознании людей, и в окружающей нас природной среде. Технический прогресс практически полностью определяет развитие современного мира. Техногенная цивилизация в течение XX столетия оформилась окончательно.

Основой для такого цивилизационного прорыва стало слияние науки и техники, науки и производства. Конечно, эти области в той или иной степени были связаны и раньше, но все-таки они существовали обособленно, сохраняя свою автономность. Современный технический прогресс осуществляется за счет внедрения новых идей, и в то же время прогресс науки невозможен без производства новых машин и приборов, которые в свою очередь дают возможность выйти на более сложный виток научных исследований.

.Развитие научно-технического прогресса шло волнообразно, переживая своего рода «приливы» и «отливы». Наиболее существенные и масштабные скачки вперед, в результате которых наука и производство претерпевали качественные преобразования, получили название научно-технических революций (НТР).

Первая НТР в полной мере развернулась в 50—60-е гг., хотя в основе ее лежали научные открытия, сделанные значительно раньше. В процессе первой НТР стала целенаправленно осваиваться энергия атома; развивалась квантовая электроника, позволившая создать лазерную технику и электронные преобразователи энергии; успехи в области кибернетики и вычислительной техники дали человечеству первые поколения электронно-вычислительных машин (ЭВМ). И это лишь наиболее важные направления НТР, которая, разумеется, охватывала и другие области, поскольку носила широкомасштабный, комплексный характер.

Результаты первой НТР были поистине ошеломляющими. Появились автоматические линии и автоматизированные системы управления производством; бурно развивалось производство синтетических материалов; в сельском хозяйстве произошла так называемая «зеленая революция» — благодаря применению пестицидов и гербицидов резко повысилась урожайность; началось строительство атомных электростанций; достижения в биологии и медицине позволили создать первые поколения антибиотиков, помогавших бороться со многими болезнями и побеждать их.

Но, пожалуй, наивысшим достижением первой НТР стало освоение космоса. В октябре 1957 г. в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник Земли, а в апреле 1961 г. был выведен на орбиту советский космический корабль с первым в истории человечества космонавтом — Юрием Гагариным. Затем в «космической гонке» больших успехов добились и США, в июле 1969 г. осуществившие высадку космонавтов на Луне, а позднее создавшие космические корабли многоразового использования. При этом обе сверхдержавы осуществляли не только научные исследования, но преследовали и военно-стратегические цели.

Интеграция науки и производства приносила двойственные результаты. С одной стороны, она позволила ускорить внедрение новых научных идей в практику. С другой стороны, наука, существующая в основном за счет государственного бюджета, стала терять свою независимость, все больше подчиняясь интересам производства и государственной власти, которая уже многократно использовала достижения человеческой мысли не только в мирных, но и в военных целях.

Вторая НТР, охватившая последнюю четверть XX в., носит иной характер. Ей, по прогнозам некоторых ученых, удастся преодолеть многие негативные последствия первой НТР, так как одной из важнейших задач является теперь сбережение природных ресурсов. Основные направления второй НТР — развитие микроэлектроники, биотехнологии и информатики. На этом этапе, как и в 50—60-е гг., на основе научных открытий происходит преобразование всех сфер производственной техники. Появились программируемые производства, гибкие производственные системы и системы автоматизированного проектирования, робототехника и т. д. Современная наука пытается овладеть новыми, поистине неисчерпаемыми источниками энергии: солнечной, ветровой, энергией морских и океанских приливов и отливов. Однако «энергетическая революция», в которой остро нуждается человечество, пока еще остается делом отдаленного будущего.

Сегодня в производстве все чаще используются искусственные материалы, обладающие заранее заданными качествами (керамика, пластмассы, синтетические смолы, изделия из металлических порошков и т. д.). Они сменяют железо, которое служило основным производственным материалом на протяжении почти трех тысячелетий. Осваиваются новые технологии — малоотходные или безотходные, позволяющие ускорить производственный процесс и осуществлять его с минимальными затратами. Развитие микроэлектроники дает возможность значительно уменьшить размеры машин и потребление энергии, удешевить продукцию.

В сельском хозяйстве на первый план постепенно (хотя и чересчур медленно) выдвигается производство экологически чистых продуктов. Очевидно, с течением времени будет сокращаться использование пестицидов, гербицидов и других химических удобрений. Разрабатываются новые технологии для получения программируемых урожаев. Но пока и эта важнейшая для человечества задача остается нерешенной.

Начинается эра промышленного освоения космоса. Выяснилось, что в космосе можно применять уникальные биотехнологии, выращивать кристаллы. Но если это пока является задачей завтрашнего дня, то без регулярно запускаемых Россией, США и другими странами специальных спутников уже невозможно представить современные системы связи.

Поистине революционные преобразования принесла в жизнь общества компьютерная техника. Первые компьютеры, появившиеся еще в середине века, были несовершенными и чрезвычайно громоздкими. Но в 80-е гг. начинается массовое производство компьютеров нового (пятого) поколения. Размеры персональных компьютеров становятся все меньше, спрос на них неуклонно возрастает. Компьютер, позволяющий любому человеку после несложной подготовки сохранять и обрабатывать огромный объем информации, совершает победоносное шествие по планете. Во многих странах (в том числе и в России) персональные компьютеры уже прочно вошли в быт населения наряду с холодильниками, телевизорами и прочей техникой.

Компьютеры, разумеется, активно применяются практически во всех областях производства, включая сельское хозяйство. С их помощью, в частности, совершенствуется программирование, что помогает неуклонно сводить к минимуму процент неоправданных решений: ведь электронный мозг может просчитывать самые различные варианты от начала и до конца.

Современное общество не случайно называют информационным. Это означает, что все стороны его жизни, все виды трудовой деятельности непосредственно связаны с новейшими видами связи (телекоммуникации, спутниковая связь, компьютерные сети, электронная почта, сотовая телефонная связь и пр.), позволяющими в минимально короткий срок получать любую необходимую информацию. Новейшие информационные технологии используются, например, для маркетинговых исследований, для гибкого формирования цен и даже для анализа сложных социальных процессов.

Весьма значительными были к концу XX в. прорывы в области генетики и биотехнологии. Генная инженерия сегодня активно применяется в сельском хозяйстве и в медицине.

Успехи второй НТР, безусловно, огромны, и есть все основания считать, что с ее помощью будут решены по крайней мере некоторые из тех сложных проблем, которые принесла человечеству эпоха индустриальной цивилизации. Но в какой именно степени может измениться мир под влиянием научно-технического прогресса? Не принесет ли современный этап НТР какие-то новые, еще неизвестные нам отрицательные последствия? Ответы на эти вопросы пока остаются открытыми.

 

Особенности современной культуры

Мы живем в переходное время, когда завершает существование и развитие один культурный тип человека, складываются условия для образования иного культурного типа.

Современная культура -- это великое множество самобытных культур, которые находятся в диалоге и взаимодействии друг с другом, причем диалог и взаимодействие идут не только по оси настоящего времени, но и по оси «прошлое-будущее».

Облик современной культуры заметно отличается от остальных эпох ее развития. Часть населения мира остается приверженцами традиционных культур, существуют племена, где культурное развитие находится на первобытной стадии, но все же огромная доля населения является приверженцами современной культуры.

Заметным образом на структуру современной культуры повлияло развитие средств информации и массовой коммуникации. Жизнь современного человека не видится без таких научных изобретений, как телефон, компьютер, Интернет, телевидение и др. Наука идет вперед огромными шагами, тем самым давая человеку возможность к овладению все большим и большим запасом знаний. Культура вследствие этого становится общедоступной.

С середины XX в. появляется новая форма культуры – массовая культура, предназначенная для большой аудитории. Она постоянно изменяется, для того чтобы удовлетворить запросы большинства людей, т. е. массовая культура напрямую зависит от рынка, моды и актуальности на данный момент.

 Параллельно ей в обществе развивается элитарная культура, которая создается профессионалами.  Она предназначена для узких слоев общества, так как, обычно, элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднестатистическим человеком.  Она создается для самовыражения Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства».

С развитием технологий и средств массовой информации выделился новый вид культуры – информационная культура. Информационная культура заключается в умении человека работать с большим объемом информации, используя для этого компьютерную информационную технологию и другие современные средства получения и обработки информации. В плане развития информационной культуры лидирующее положение занимают такие страны, как США, Япония, Германия, Франция, Великобритания

Итак, современная культура обладает особыми характеристиками, определяемыми ее информационно-коммуникативной природой. Бытие человека в культуре принципиально меняется с развитием средств массовой информации, в первую очередь телевидения и интернета.

В информационном обществе формируется особый тип культуры, не имеющей пространственно-временных границ и размывающей привычные рамки национальной и групповой культуры. Глобальный мир порождает глобального человека. Кроме того, возникают новые формы социальности – сетевое сообщество. Все социальные процессы современного общества (экономические, политические, художественные и др.) происходят в особом информационном пространстве.

 Сегодня относительно судьбы культуры выкристаллизовались два разных понимания, два взгляда – «оптимистический» и «пессимистический».

Оптимисты уверены, что мировая культура на правильном пути, что будущее  за наукой и техникой, за информацией и рационально организованной экономикой.

Пессимисты, считают, что современная мировая культура клонится к закату.

В поисках разрешения существует два противоположных пути.

Первый — это надежда разрешить кризисные явления человеческой культуры на путях разума, науки, образования, сознательного подхода ко всему, на основе изменения ценностных ориентиров развития науки и технологии, деятелей культуры и образования, всех звеньев субъектов культуры.

Второй путь можно назвать «альтернативным». Его сторонники предсказывают возвращение рода человеческого или к различным модификациям религиозной культуры, или к формам жизни, со свободой от власти техники.

 


 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Дисциплина: ОГСЭ02 История

Дисциплина: ОГСЭ02 История

План урока I. Организационный момент : (2 мин )

План урока I. Организационный момент : (2 мин )

Научно-техническая революция

Научно-техническая революция

НТР стала целенаправленно осваиваться энергия атома; развивалась квантовая электроника, позволившая создать лазерную технику и электронные преобразователи энергии; успехи в области кибернетики и вычислительной техники дали…

НТР стала целенаправленно осваиваться энергия атома; развивалась квантовая электроника, позволившая создать лазерную технику и электронные преобразователи энергии; успехи в области кибернетики и вычислительной техники дали…

Сегодня в производстве все чаще используются искусственные материалы, обладающие заранее заданными качествами (керамика, пластмассы, синтетические смолы, изделия из металлических порошков и т

Сегодня в производстве все чаще используются искусственные материалы, обладающие заранее заданными качествами (керамика, пластмассы, синтетические смолы, изделия из металлических порошков и т

Весьма значительными были к концу

Весьма значительными были к концу

В плане развития информационной культуры лидирующее положение занимают такие страны, как

В плане развития информационной культуры лидирующее положение занимают такие страны, как
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2019
Посмотрите также: