МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15» Еманжелинского муниципального района Челябинской области 456591, Челябинская область,
Еманжелинский район, пос..Зауральский, I квартал, д.11-а |
|
|
|
Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 3 класса, по теме «Непроизносимые согласные в корне слова» УМК «Школа России»
Автор: Казанцева Светлана Владимировна, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №15» Еманжелинского муниципального района Челябинской области
Тип урока. Урок систематизации и обобщения знаний
Цели урока:
Планируемые результаты
Личностные
развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
положительного отношения к языковой деятельности;
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Принимать и сохранять цель и учебную задачу;
высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ
Обучающийся научится:
различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
определять качественную характеристику звука: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (солнце, радостный);
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности
Добрый день, ребята. А что это значит? Это значит, что на уроке мы будем сотрудничать и у нас всё получится! Благодаря вашему отношению к людям, учёбе в классе станет теплее от ваших улыбок, веселее, уютней.
-Улыбкой дверь отворите в пути,
Улыбку нельзя удержать взаперти.
Улыбка цветёт , растёт на устах.
Улыбка прогонит и злобу и страх.
Улыбайтесь чаще, ребята!
2. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
С каким настроением будем путешествовать?
Солнышко
Солнышко с тучкой
Тучки
Тучки с дождиком
-Я рада, что у вас хорошее настроение, и вы готовы подняться на ступеньку вверх наших знаний.
3 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Ребята, расшифруйте слова, которые записаны на доске.
оснлец- солнце
дрзайвству-здравствуй
есмтьнотс-местность
есрцде-сердце
-Как вы думаете, что общего у этих слов?
Не все звуки произносятся.
-Какие звуки не произносятся?
-Звуки [т],[в],[л],[д].
-Как можно назвать такие звуки?
Целеполагание
-Посоветуйтесь и сформулируйте цель работы на уроке
-Чему будем учиться на уроке?
4 Актуализация знаний
Вспомните, почему всё-таки исчезают отдельные звуки?
Дело в том, что три согласных звука бывает очень трудно произнести, и мы упращаем таким образом их произношение.
- Как называются буквы, которые в слове пишутся, но не произносятся?
- В какой части слова находятся непроизносимые согласные буквы?
-Как это определить?
5 Обобщение и систематизация знаний
Система работы по каллиграфии
Пальчиковая гимнастика - создание условий для активизации моторики рук
- Поздороваются пальчики друг с другом
- Пропишем правильно непроизносимые согласные
Тт Дд Вв Нн
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
- Прочитайте слова
Ненас-ный , прелес-ный, счас-ливый, поз-ний, мес-ный.
-Найдите эти слова в словаре
- С какими проблемами вы столкнулись при чтении?
- Какие правила надо знать, что решить орфографическую задачу?
Запишите эти слова в тетрадке. Рядом напишите проверочное слово.
Взаимопроверка
6 Применение знаний и умений в новой ситуации
- Составьте и запишите предложения из слов каждой строчки. Обсудите в паре, какое из выделенных слов является проверяемым, а какое – проверочным.
в, области, нашей, три, озера, есть, Клюквенное болота, клюквы, в, окрестные, славились, прошлом, обилием.
Проверка
-Посмотрите на доску, о чём нам говорят эти предметы, и где и когда мы с ними встречаемся? (на празднике)
А ВЫ ЛЮБИТЕ ПРАЗДНИКИ?
Посмотрим значение слова в словаре
А какие праздники вы знаете и любите?
А кто из вас помогает в сценарии праздника?
А какие традиционные праздники в России?
Запишите слово праздник.
Попробуйте подобрать проверочное слово (нельзя)
Вывод какой?
Поработаем со словарём
Найдите в словаре ещё слова с данной орфограммой
Работа в группах
1. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова.
облас..ной - лес..ница--
ненас..ные - мес..ный ---
сол..це --- грус..ный-- влас..ный - звёз..ная --
2. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова
прекрас..ная - окрес..ность- прелес..ный - чу..ство-
здра..ствуйте- чес..ный-
свис..нул- час..ное -
Уровень 3 – критерий – правильно выполненное задание отметка «5»
Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова.
мес..ный - вес.ник-
сер..це - ярос..ный-
чудес..ный- кос..ный-
окрес..ность- трос..ник-
- Ваша задача -подобрать проверочные слова и вставить нужную букву.
Проверка
Работа по учебнику. Выполните упражнение строго по заданию.
-Взаимопроверка
-Какой вывод можно сделать после выполнения задания?
7 Итог урока
Посмотрите, какие слова вам часто встречались сегодня на уроке?
Как называются согласные, которые в середине слова пишутся, но не произносятся?
Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными?
-Теперь мы знаем, как пишутся слова с непроизносимыми согласными.
Умеете ли вы решать орфографические задачи с непроизносимыми согласными?
Ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока. Мы достигли поставленной нами цели?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?
8 Рефлексия
На доске лесенка успеха. Покажите, на какой вы ступеньке сегодня находитесь на уроке русского языка?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.