МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15» Еманжелинского муниципального района Челябинской области 456591, Челябинская область,
Еманжелинский район, пос..Зауральский, I квартал, д.11-а |
|
|
|
Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 3 класса, по теме «Непроизносимые согласные в корне слова» УМК «Школа России»
Автор: Казанцева Светлана Владимировна, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №15» Еманжелинского муниципального района Челябинской области
Тип урока. Урок систематизации и обобщения знаний
Цели урока:
Планируемые результаты
Личностные
развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
положительного отношения к языковой деятельности;
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Принимать и сохранять цель и учебную задачу;
высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках);
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ
Обучающийся научится:
различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
определять качественную характеристику звука: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);
находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (солнце, радостный);
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности
Добрый день, ребята. А что это значит? Это значит, что на уроке мы будем сотрудничать и у нас всё получится! Благодаря вашему отношению к людям, учёбе в классе станет теплее от ваших улыбок, веселее, уютней.
-Улыбкой дверь отворите в пути,
Улыбку нельзя удержать взаперти.
Улыбка цветёт , растёт на устах.
Улыбка прогонит и злобу и страх.
Улыбайтесь чаще, ребята!
2. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
С каким настроением будем путешествовать?
Солнышко
Солнышко с тучкой
Тучки
Тучки с дождиком
-Я рада, что у вас хорошее настроение, и вы готовы подняться на ступеньку вверх наших знаний.
3 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Ребята, составьте пословицу
Ученье – лучшее … |
обеспеченность |
богатство |
|
состоятельность |
-Что можно сказать об этих словах?
(Это слова – синонимы, так как они близки по смыслу).
Выберите слово, которое подходит грамматически и точно выражает смысл пословицы.
(Ученье – лучшее богатство).
-Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Письмо по памяти.
Обратите внимание на слово “богатство”. Что вы заметили?
-Как называется эта орфограмма?
4 Актуализация знаний
Вспомните, почему всё-таки исчезают отдельные звуки?
Дело в том, что три согласных звука бывает очень трудно произнести, и мы упращаем таким образом их произношение.
- Как называются буквы, которые в слове пишутся, но не произносятся?
- В какой части слова находятся непроизносимые согласные буквы?
-Как это определить?
Целеполагание
-Посоветуйтесь и сформулируйте цель работы на уроке
-Чему будем учиться на уроке?
5 Обобщение и систематизация знаний
Игра «Кто больше поймает рыбок?»
На «рыбках» написаны слова среди них слова с орфограммой «непроизносимая согласная»
Сердце, прелестный, умный, лёгкий, чувство, прекрасный, верный, здравствуй, капустный, устный, школьный, богатый, счастливый
Проверка
Объясняют орфограммы, подбирают проверочные слова
- Какое слово для себя из этих слов вы бы записали первым? Почему?
- Мы думаем, что это слово – счастливый. Ведь каждый человек хочет быть счастливым. Это слово очень важное для каждого из нас.
-Кто хочет рассказать о своих счастливых моментах в жизни?
Учитель. Составьте с этими словами словосочетания.
Система работы по каллиграфии
Пальчиковая гимнастика - создание условий для активизации моторики рук
- Поздороваются пальчики друг с другом
- Пропишем правильно непроизносимые согласные
Тт Дд Вв Нн Лл
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
- Какие правила надо знать, что решить орфографическую задачу?
- Подумайте, ко всем ли словам можно подобрать проверку.
1. На улице Кирова есть здание, хорошо известное челябинской детворе. Это театр кукол. Строители позаботились о том, чтобы маленькие зрители чувствовали себя здесь как дома. 2. Стальным сердцем России называли Магнитку в годы Великой Отечественной войны
Выпишите слова с непроизносимыми согласными. Перед проверяемыми словами запишите проверочное слово
Взаимопроверка
6 Применение знаний и умений в новой ситуации
-Придумайте и запишите предложение со словом солнце.
-Дайте характеристику этого предложения.
-Запишите его и выделите грамматическую основу.
Работа в парах.
- На каждой парте лежит карточка с выражениями. Проведите стрелки и объясните эти выражения.
У меня на сердце камень… |
переживаю за кого-то, очень больно за кого-то |
Сердце кровью обливается… |
плохо, тяжело на душе |
Уйти с тяжёлым сердцем… |
мне нравится человек, я его люблю |
Этот человек мне по сердцу… |
уйти сильно расстроенным |
Скажу, положа руку на сердце… |
искренне, с любовью |
Подарил от чистого сердца… |
честно, искренне, без утайки |
- Какое слово повторялось?
-Что такое сердце?
-Какая орфограмма в этом слове? Докажите.
Расскажите правило на эту орфограмму
Самостоятельная работа
Спишите текст. Обозначьте графически все изученные орфограммы.
Ильменский заповедник Красива природа заповедника и его окрестностей. Далеко на горизонте синеют горы. Между ними проблескивают полоски озер. А у подножия Ильмен лежит широкая золотая долина.
Проверка
7 Итог урока
Посмотрите, какие слова вам часто встречались сегодня на уроке?
Как называются согласные, которые в середине слова пишутся, но не произносятся?
Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными?
-Теперь мы знаем, как пишутся слова с непроизносимыми согласными.
Умеете ли вы решать орфографические задачи с непроизносимыми согласными?
Ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока. Мы достигли поставленной нами цели?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?
8 Рефлексия
На доске лесенка успеха. Покажите, на какой вы ступеньке сегодня находитесь на уроке русского языка?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.