ЗНАЧЕНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЁР
(на примере ОГАУЗ «Санаторий «Красиво»)
Васильченко Лидия Викторовна – психолог, ОГАУЗ «Санаторий «Красиво», Россия, Белгородская область, Борисовский район.
Аннотация. Медицинские работники – люди «помогающей» профессии. В связи с социально-экономическими изменениями в обществе происходит изменение отношения людей к работе. Падает рейтинг ряда социально значимых профессий, в частности, медицинских работников. Как следствие, растет психическое, эмоциональное напряжение, чаще выявляются нарушения, связанные со стрессом на рабочем месте – тревога, депрессия, синдром эмоционального выгорания, психосоматические и психовегетативные нарушения. Малоразработанными проблемами в работе медицинских сестёр остаются: сложность соотнесения теоретических знаний с практическими, адаптация зарубежных методик по профилактике и предотвращению профессиональных деформаций, создание новых методик профилактики стресса, и их соотнесения с условиями труда и учетом специфики российского общества. Необходимы комплексные методики, направленные на устранение причин деформаций медицинских сестёр, а не только на снятие стрессового напряжения.
Ключевые слова: копинг-стратегии, профессиональные деформации, социальная работа, факторы профессионального риска, деперсонализация, социально-демографические характеристики, социальная сфера.
THE VALUE OF COPING STRATEGIES IN THE PREVENTION OF PROFESSIONAL DEFORMATION OF NURSING
(for example, REGIONAL "Sanatorium "Beautiful»)
Vasilchenko, Lydia V. – psychologist, REGIONAL "Sanatorium "Beautiful", Russia, Belgorod region, Borisov district.
Annotation. Medical workers – people "helping" profession. In connection with socio-economic changes in society there is a change in people's attitude to work. The rating of a number of socially important professions, in particular, medical workers, is falling. As a result, increasing mental, emotional stress, often revealed violations associated with stress in the workplace – anxiety, depression, burnout syndrome, psychosomatic and psychovegetative disorders. Little-developed problems in the work of nurses remain: the complexity of correlating theoretical knowledge with practical, adaptation of foreign methods for the prevention and prevention of professional deformities, the creation of new methods of stress prevention, and their correlation with working conditions and taking into account the specifics of Russian society. Complex methods aimed at eliminating the causes of deformations of nurses, and not only to relieve stress, are needed.
Key words: coping strategies, professional deformations, social work, occupational risk factors, depersonalization, socio-demographic characteristics, social sphere.
Вопросы, касающиеся взаимного влияния профессиональной деятельности и личностных особенностей специалиста, в течение нескольких десятилетий привлекали внимание представителей различных отраслей науки, в том числе психологов Б.Г. Ананьева; Е.А. Климова; А.К. Маркову; А.И. Папкина, К.К. Платонова; А.М. Столяренко и др. Проблематика стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов [1, 45 - 48].
В профессиях «человек – человек» чаще проявляются негативные признаки профессиональной деформации личности. Среди них обнаружены и общие для всех профессий признаки: Нарушение копинг – стратегии; деформация механизмов социальной перцепции; возникновение профессионального фильтра восприятия окружающих людей не как уникальных личностей и индивидуальностей, а лишь как фигурантов специфических, сугубо профессиональных отношений. Важным психологическим феноменом, влияющим на культуру и здоровье специалиста, является «эмоциональное выгорание», которое приводит не только к переживанию негативных эмоций, изменению отношения к работе, к себе, коллегам, но и к ряду соматических заболеваний. Данное явление все больше становится актуальным в современных социо-культурных реалиях. [2].
Синдром эмоционального выгорания - это психофизиологическое истощение, вызванное межличностным общением и перегрузками на рабочем месте, так как работа медсестры предъявляет особые требования к профессиональным обязанностям специалиста и требует научно обоснованных методов отбора и адаптации. В связи с этим необходимо уделять особое внимание созданию системы профилактики и психогигиены медицинских сестёр. Эффективным способом преодоления эмоционального выгорания может стать выработка и внедрение копинг - стратегий в профессиональную деятельность специалистов, медицинских работников.
Копинг - стратегии (англ. coping - справляться) - это стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию, осуществляемые в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах функционирования личности и ведущие к успешной адаптации. Они включают когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие для уменьшения или разрешения условий, порождающих стресс.
Основные положения концепции копинг-процессов были разработаны Р. Лазарусом. Совместно с С. Фолкманом они рассматривают совладание как постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия, направленные на управление специфическими требованиями, которые оцениваются с точки зрения соответствия ресурсам индивида. М. Перре отмечал влияние психологических характеристик личности на выработку конструктивных копинг - стратегий. Д. Амирхан считал, что выбор индивидом тех или иных копинг-стратегий является достаточно стабильной характеристикой на протяжении всей жизни, мало зависящей от типа стрессора. [3].
Объединение защитных механизмов и копинг-механизмов в целостную систему психологической адаптации личности представляется вполне естественным и целесообразным, так как механизмы приспособления личности к стрессовым и другим жизненным ситуациям чрезвычайно многообразны - от активных гибких и конструктивных копинг-стратегий, до пассивных, ригидных и дезадаптивных механизмов психологической защиты. [4, с 45 - 78].
В настоящее время все более актуальным становится совершенствование и разработка более точных методов измерения копинг - поведения, а также использование разнообразных подходов в его измерении, включая качественные методы. Исследования показывают, что особой «группой риска» являются медицинские работники, профессиональная деятельность которых предполагает эмоциональную насыщенность и большое количество факторов, вызывающих стресс.
В нашей стране на сегодняшний день наиболее известной и апробированной методикой для измерения копинг - поведения является «копинг - тест» Р. Лазаруса. [7, с 45 - 78].
Актуальной проблемой в работе медицинских сестёр, требующей научного подхода, является не только адаптация зарубежных методик по профилактике и предотвращению профессиональных деформаций, но и создание новых, с учетом специфики российского общества.
В 2018 г. в ОГАУЗ «Санаторий «Красиво» были проведены исследования, посвященные выявлению профессиональных деформаций и копинг - поведения у молодых специалистов, медицинских сестёр. Ведь развитие данного синдрома характерно в первую очередь для профессий системы «человек – человек», где доминирует оказание помощи людям (врачи, медицинские сестры, учителя, социальные работники).
Объект
данного исследования - особенности эмоциональной сферы медицинских работников.
Предмет исследования - симптомы эмоционального выгорания и их предпосылки у
медицинских работников санаторно – курортного учреждения.
Цель
нашего исследования состояла в выявлении симптомов и факторов, влияющих на
формирование синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников.
В исследовании принимали участие 56 медицинских сестёр.
В соответствии с целью, для диагностики уровня эмоционального выгорания мы
использовали методику В.В. Бойко, для исследования личностных особенностей
применялись Торонтская Алекситимическая Шкала, методика диагностики индекса
жизненного стиля (LSI), методика диагностики социально-психологических
установок личности в мотивационно - потребностной сфере О.Ф. Потемкиной и
другие. Исследование поводилось в несколько
этапов.
Актуальность исследования определяется большой вероятностью возникновения у медицинских работников «эмоционального выгорания», под влиянием сложных условий профессиональной деятельности и личностных особенностей.
С целью выявления профессиональных деформаций и копинг - стратегий, направленных на их преодоление, каждый медицинский работник прошел индивидуальное тестирование по представленным выше методикам и глубинное интервью, посвященное выяснению мотивов, установок и отношению к поставленной проблеме.
Исследование проводилось отдельно с каждым специалистом. В завершении была проведена обработка данных. Нами были определены количественные показатели выраженности синдрома эмоционального выгорания. На основе анализа показателей выраженности симптомов СЭВ у медицинских работников в зависимости от фазы формирования стресса можно говорить, что в картине синдрома СЭВ доминируют симптомы фазы «резистенции».
Это проявляется в тенденции к неадекватному избирательному эмоциональному реагированию на пациентов, расширением сферы экономии эмоций, отсутствием эмоциональной вовлеченности и контакта с клиентами, утратой способности к сопереживанию пациентам, усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей. Высокая тревожность обуславливает нервное напряжение, на большее количество ситуаций медсестры реагируют состоянием тревоги, следовательно, имеется больше стрессоров и проявляется меньшая способность нервной системы им сопротивляться.
При экстернальном локусе контроля медсестры ориентированы на внешнюю оценку и в большей степени стремятся ей соответствовать, все это в свою очередь обуславливает высокую тревожность и выгорание.
Также достаточно выражены психосоматические и психовегетативные нарушения, личностная отстраненность (деперсонализация) (фаза «истощение»), переживание психотравмирующих обстоятельств, а также тревога и депрессия (фаза «напряжение»), что проявляется в тенденции к ощущению физических и психологических перегрузок, напряжению на работе.
Синдром профессионального выгорания составляют три главные составляющие: эмоциональное истощение, неудовлетворенность профессиональной деятельностью, обезличивание интерперсональных отношений. Анализ распределения показателей по степени сформированности фаз синдрома ЭВ свидетельствует о том, что у 13,4 % и примерно 7 % медицинских работников из общей выборки сформировались стадии «напряжения» и «истощения» соответственно.
Фаза «резистентности» сформировалась у 32 % медицинских работников. При этом у 32 % медиков стадия «напряжения» и фаза «истощения» находятся в стадии формирования.
Корреляционный анализ выявил отрицательные связи между общим показателем СЭВ и интернальностью в области достижений, семейных взаимоотношений, производственной сфере (г = -0,546, г = -444, г = -0,428 соответственно при р < 0,01), а также ориентацией на свободу (г = -0,547 при р < 0,01) и власть (г = -0,432 при р < 0,05), целями жизни (г = -0,536 при р < 0,01) (тест СЖО).
То есть,
чем более выражен СЭВ у медицинских работников, тем в меньшей степени они
склонны считать себя ответственными за значимые ситуации собственной жизни, то
есть наблюдается нарушение копинг – стратегии медицинского работника. При
этом, чем более выражены симптомы ЭВ тем в меньшей степени для них характерна
ориентация на независимость, проявление своей воли как субъектов, власть и
наличие в жизни целей в будущем, которые придают ей осмысленность,
направленность и временную перспективу.
Согласно данным корреляционного анализа, чем более выражен СЭВ, тем чаще медицинские работники используют когнитивные и поведенческие усилия, направленные на избегание проблемы и отдаление от ситуации и, тем самым, уменьшающие ее значимость. Корреляционная связь между общим показателем ЭВ и стажем профессиональной деятельности (г = -0,367 при р < 0,05) свидетельствует, что чем меньше стаж работы медицинского работника, тем более выражены у него симптомы ЭВ.
Мы
использовали регрессионный анализ, чтобы выявить факторы, влияющие на общий
показатель ЭВ у медицинских работников. В результате нами было получено
следующее уравнение регрессии: эмоциональное выгорание = - 42,132 + 1,483А +
9,893ОД + 0,616Р,
где ЭВ - общий показатель эмоционального выгорания; А - значение по шкале
алексити-мии (Торонтская Алекситимическая Шкала); ОД - показатель по шкале
«ориентация на деньги» методики О.Ф. Потемкиной, Р - значение по шкале
регрессии (методика Индекс жизненного стиля).
Таким образом, синдром эмоционального выгорания характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в психосоматической и социальной сферах жизни и является комбинацией физического, эмоционального и когнитивного утомления, при этом главный фактор - эмоциональное истощение. Полученные данные позволяют говорить, что в картине синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников доминируют симптомы фазы «резистенции». Это проявляется в тенденции к редукции профессиональных обязанностей, отсутствии эмоциональной вовлеченности и контакта с клиентами, утрате способности к сопереживанию им, усталостью и копинг – поведением.
Также достаточно выражено переживание психотравмирующих обстоятельств, психосоматические и психовегетативные нарушения, тревога и депрессия. При этом, чем более выражен СЭВ у медицинских работников, тем в меньшей степени они склонны считать себя ответственными за эмоционально положительные ситуации собственной жизни, за отношения, складывающиеся в семье и производственной сфере. Также, чем более выражены симптомы ЭВ у медсестёр, тем в меньшей степени для них характерна ориентация на независимость, проявление своей воли как субъектов и наличие в жизни целей в будущем. Основными факторами, определяющими формирование и степень выраженности СЭВ у медицинских работников, являются их личностные особенности, в частности, уровень алекситимии, регрессии, как механизма психологической защиты, как социально - психологическая установка личности в мотивационно - потребностной сфере.
Выводы: Представленные данные позволяют говорить о необходимости
профилактических и психокорекционных мероприятий для специалистов сферы
здравоохранения, направленных на снятие стрессогенных факторов, оптимизацию
психической устойчивости, а, следовательно, и профессиональной деятельности и
включение копинг – стратегий. Профилактика стресса у сотрудников должна стать
одной из важных задач деятельности руководителей лечебных учреждений. При этом необходимо
применять современные психотехнологии, направленные на обучение саморегуляции
и копинг – поведению. Важно развивать в организации санаторно –
курортного учреждения здравоохранения технологии психолого - акмеологического
сопровождения всего уклада трудовой деятельности медицинского персонала.
Медицинским работникам будет полезным использование метода прогрессивной
мышечной релаксации и использование приемов аутогенной тренировки. Участие в
балинтовских группах, позволит им научиться регулировать свое эмоциональное
состояние, адаптироваться к трудным ситуациям, а также привлечет их внимание к
психологическим аспектам работы с пациентами. В заключении хочется отметить,
существенная роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания отводится,
прежде всего, самому человеку. Соблюдая перечисленные рекомендации,
каждый сможет предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания
(СЭВ).
Список литературы:
1. Абрамова Г.С. Психология в медицине. М., 2009.
2. Крапивина О.В. Эмоциональное выгорание как форма профессиональной деформации
у пенитенциарных служащих: автореф. дис. ... канд. псих. наук. Тамбов, 2014.
3. Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях. М., 2018.
4. Хетагурова А.К. Профессиональное выгорание. М., 2016.
5. Юрикова А.А. Исследование выраженности синдрома эмоционального выгорания
психологов-практиков с различным стажем профессиональной деятельности //
Психотерапия. 2005. № 1. С. 39-40.
6. Сидоров П.А. Синдром эмоционального выгорания // Медицинская газета. 2005. 8
июня.
7.
Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 2014.
8. Свеницкий
А.С. Социальная психология управления. - Л.: ЛГУ, 2016
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.