Технологическая карта урока
Предмет |
Литературное чтение. |
Класс |
3 А класс. |
Тип занятия |
Урок открытия новых знаний. |
Тема занятия |
Тема «Знакомство с лирикой М. Ю. Лермонтова. «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…» |
Цель занятия
|
Ознакомить учащихся с биографией и творчеством М.Ю.Лермонтова; подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения; способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, развивать мышление, эмоции и чувства детей; прививать любовь к русской поэзии |
Задачи урока:
|
1. Образовательные: знакомство детей с биографией и творчеством М.Ю. Лермонтова, познакомить детей с его произведениями, продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, скоростью, осознанностью и выразительностью; продолжить работу над выработкой хорошей дикции; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение», т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения; формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи. 2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; формировать читательскую самостоятельность, развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей; развивать артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся; расширять кругозор детей; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления; развивать фонематический слух. 3. Воспитательные: воспитание интереса к миру русской поэзии и жизни талантливых людей; воспитание усидчивости, взаимоуважения; воспитание умения работать дружно, согласованно с одноклассниками.
|
Формы организации образовательного пространства на занятии |
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах. |
Ресурсы |
Основные: Л. Ф. Климанова «Литературное чтение» 3 класс Дополнительные: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска; портрет М.Ю. Лермонтова, книги писателя листы для самооценки. |
Планируемый результат |
Личностные (ЛР): · умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; · формирование мотивации к обучению; · умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Метапредметные (МПР): Познавательные: · умение извлекать информацию их иллюстраций, текста; · умение выявлять сущность, особенности объектов; · умение на основе анализа объектов делать выводы; · умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные: · умение высказывать своё предположение; · умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; · умение прогнозировать предстоящую работу; · умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: · умение слушать и понимать других; · умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; · умение оформлять свои мысли в устной форме.
Предметные (ПР): · познакомиться со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Горные вершины»; «На севере диком стоит одиноко…» · читать выразительно стихотворение «Горные вершины»; «На севере диком стоит одиноко…»
|
№ п/п |
Этапы урока |
Форма |
Деятельность учителя. |
Деятельность учащихся |
I |
Организационный момент. |
Фронтальная. |
- Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг - другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. - Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
II |
Речевая разминка. |
|
- Сначала мы подготовим наш язычок для работы на уроке. - Посмотрите на доску и прочитайте медленно, выговаривая каждое слово. Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. - О чем скороговорка? - Какие слова надо выделить? - Прочитайте в разговорном темпе, выделяя слова. - Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя слова. |
О том, как нужно правильно говорить. Это должны быть самые важные слова.
Выполняют упражнение. |
III
|
Актуализация знаний. |
Фронтальная. Индивидуальная. |
- Начать урок я бы хотела
словами русского писателя А. С. Пушкина. « О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух, И опыт – сын ошибок трудных, И гений – парадоксов друг». - Как вы думаете, почему эти строки открывают наш урок?
- Посмотрите внимательно на слайд и прочитайте, что там написано. - Вам о чем-нибудь говорит эта запись? - Посмотрите внимательно на доску и попробуйте правильно восстановить данные. (Необходимо учащимся перетянуть фамилии писателей к их портретам, интересные факты к портретам)
|
Предстоит сделать какие-то открытия, узнаем что-то новое. Великие русские писатели.
Работаем по данному разделу. Выполняют по цепочке.
|
IV |
Постановка темы и цели урока. |
Фронтальная. |
- Кого из данных писателей мы не знаем? - Какие произведения вы расположили около этого писателя? - Назовите мне тему нашего урока? Тема: Знакомство с лирикой М. Ю. Лермонтова. «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко… - Сегодня на уроке мы отправляемся в удивительный мир, мир поэзии М.Ю. Лермонтова. Им написано около 400 стихотворений, около 25 поэм, 5 драм и 7 повестей. И это за неполных 27 лет. - Какие цели мы поставим перед собой? |
М. Ю. Лермонтов. «На севере диком стоит одиноко…», «Горные вершины…» Варианты ответа.
Углубить знания о жизни и творчестве поэта М.Ю. Лермонтова. |
V |
Проверка домашнего задания. |
Фронтальная. |
- Прежде чем продолжить знакомство с творчеством этого великого человека, скажите, что вы узнали о писателе из прочитанного вами дома текста? Какие открытия сделали? Ответьте на вопросы в рабочем листе |
Ответы детей. |
VI |
Физкультминутка. |
Коллективная. |
Мы старались, мы учились |
Выполняют движения по тексту. |
VII |
Работа по теме урока. |
Фронтальная. Индивидуальная. Работа в парах.
|
- Молодцы! Внимательно изучили текст. - Родился поэт 15 октября 1814 года в г. Москве в семье офицера. Детство будущего поэта было омрачено ранней смертью матери. Когда Мише было всего три года, мальчик остался на воспитании бабушки. Воспитывался Мишель в пензенском имении Арсеневых в Тарханах. Там прошли его годы, там он дружил с деревенскими ребятами, слушал народные предания и песни, богатую и чистую русскую речь. Поэт с детства говорил на трех языках: немецком, французском, русском. Играл на фортепиано, скрипке. Прекрасно рисовал. За 12 лет Лермонтов написал 13 картин маслом, 44 акварели, около 300 рисунков. Работа над стихотворением «Горные вершины» с. 144 - Начнем наше знакомство с произведения «Горные вершины». - Послушайте внимательно (образцовое чтение стихотворение учителем). - Это произведение - перевод стихотворения немецкого поэта Гете. - Что представили, слушая чтение? - Какое состояние природы передаёт поэт? - С помощью каких слов он говорит об этом?
- Какой темп должен быть у этого текста? - А сейчас, найдите в стихотворении слова, которые вам непонятны. - Мгла - тусклый, мало прозрачный воздух, сухой туман, дым. - Долина - низменность, природная впадина на земле. - Кроме слов, на что ещё следует обратить внимание, чтобы передать настроение этого стихотворения? - Теперь, давайте прочитаем стихотворение шепотом, не мешая друг другу. - Кто хочет прочитать стихотворение в нужном темпе? - Удалось ли, прочитать в нужном темпе? - Напомните мне, чем отличается стихотворение от других произведений. - Правильно. Найдите рифмующиеся слова.
- Еще?
- Как одним словом можно назвать все эти термины? - Правильно. Давайте посмотрим какие приемы использовал Лермонтов. - Эпитеты - Олицетворение
- Поработайте в парах. Прочитайте стихотворение выразительно. - Что нужно, чтобы прочитать стихотворение выразительно?
Работа над стихотворением «На севере диком стоит одиноко… - Рассмотрите репродукцию картины И.Шишкина на странице 145. - Что вы на ней видите? Какие чувства она у вас вызывает? Почему? - Какое название вы могли бы дать этой картине?
- А если написать стихотворение к этой репродукции, то оно будет веселое, печальное, грустное или можете предложить свой вариант. - Послушайте стихотворение, которое называется «На севере диком стоит одиноко…»(образцовое чтение стихотворение учителем). - Подумайте, совпадают ли по настроению стихотворение М.Лермонтова и картина И.Шишкина?
- Чем?
- Картина И.И. Шишкина средствами живописи передает не только настроение стихотворения Лермонтова, но и переживания, впечатления самого художника. - Какие слова вам были непонятны? -Постараемся объяснить их лексическое значение. Обратимся к словарю. Словарная работа. Риза – облачение, одежда священника при богослужении. Утес – высокая скала.
Медленное построчное чтение учителя и беседа по тексту. - Что представилось вам в первых двух строках, и какие слова вам помогли?
- Что дальше говорит автор о сосне?
- Что происходит с сосной?
-Как вы считаете, может ли сосне сниться сон?
- Как называется такой прием, когда неживым предметам приписываются качества живых? - Как автор называет пустыню, прочитайте? - Прочитайте последние строчки. Что вы узнали?
- Как вы думаете, это стихотворение лучше читать ровно или, меняя темп? - Читаем стихотворение выразительно, передавая настроение автора и выражая свои чувства. Постарайтесь передать настроение одиночества. |
Внимательно слушают.
Внимательно слушают.
Ночь, горы, тишину и т.д. Отдых, сон, спокойствие. Спят, ночная мгла, тихие, свежая мгла, не пылит, не дрожат, отдохнёшь.
Медленный, спокойный, умеренный.
Мгла, долина.
Знаки препинания. Читать шепотом.
Читают вслух. Ответы детей.
Есть рифма. Вершины – долины.
Есть метафора, олицетворение, сравнение, эпитеты. Средства выразительности.
Тихие долины, тьма ночная, свежая мгла. Вершины спят, листы не дрожат
Представить картину, соблюдать интонацию, знаки препинания, логические ударения, передавать авторское настроение.
Рассматривают.
Зима, ночь, одинокая сосна. Грусть, тоска, одиночество. Одиночество, одинокая сосна, ночь, грусть и т.д. Печальное, грустное.
Внимательно слушают.
Совпадают. Можно подумать, что картина написана специально к этому стихотворению. Стоит одинокая сосна, покрытая сыпучим снегом, пейзаж навевает грусть.
Риза, утес.
В холодном пустынном месте стоит одна сосна, возле нее ничего нет. “север дикий”, “одиноко”, “на голой вершине”.
Сосна дремлет, качаясь, а снег на ней, как богатая одежда. “снегом сыпучим одета, как ризой, она”. Ей снится сон, что далеко-далеко “в пустыне далекой”. Нет. Сны снятся людям, потому что они – живые. Называется олицетворением.
“В том крае, где солнца восход”. Что пальма в пустыне тоже одна, и стоит она на утесе, и ей также грустно.
Стихотворение следует читать неторопливо, негромко, с интонацией грусти. Выборочное чтение. |
VIII |
Итог урока. |
Фронтальная. |
- Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итог нашему занятию. - С творчеством, какого писателя знакомились сегодня на уроке? - Что вам больше всего запомнилось из жизни поэта? - Что вас затронуло больше всего? - Какое стихотворение М.Ю.Лермонтова вам больше всего понравилось? - Лермонтов – гордость нашей русской литературы. Прожив короткую, но очень яркую жизнь он оставил огромное художественное наследие, знакомство с которым мы с вами начинаем, находясь в самом начале длинного захватывающего пути. |
Ответы детей.
|
IX |
Домашнее задание. |
Фронтальная. |
- Подготовить выразительное чтение стихотворений. |
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи |
X |
Рефлексия. |
Индивидуальная. |
- Подумайте, как для вас прошел урок. Продолжите фразы… 1. На уроке я узнал… 2. Теперь я умею… 3. Больше всего понравилось… 4. Было трудно… 5. За что можете себя похвалить - Изобразите лесенку успеха. - Если на уроке вам было интересно – шар зеленого цвета, если что-то не понравилось – жёлтого, если вам было скучно – красного. - Значит, мы хорошо поработали на этом уроке. Молодцы! - Спасибо за урок!
|
Самооценивание. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.