Урок литературы в 5 классе с применением информационных компьютерных технологий
Тема: Удивительное произведение Э. По «Золотой жук»
Цели урока:
1. Воспитание грамотного читателя - поддержание интереса к чтению.
2. Формирование духовной и интеллектуальной потребности читать.
3. Обеспечение освоения основных теоретико — литературных понятий.
Задачи урока:
1. Обсуждение текста, предназначенного для «обзорного изучения» в соответствии с запросами и возможностями учащихся.
2. Показать ученикам скрытый динамизм и направленность рассказа при внешней неторопливости изложении событий.
3. Работа над понятиями «сюжет» и «композиция».
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка целей и задач урока
Слово учителя
Сегодня на уроке, который посвящен обзорному изучению рассказа Э.По «Золотой жук», мы должны выяснить, в чем заключается удивительность рассказа, а также подвести итоги по всему разделу учебника.
1. Фронтальная беседа
Вспомним пройденный материал
Как называется раздел учебника, где помещен рассказ «Золотой жук»?
Да, герои приключенческой литературы очень часто разыскивают шифры и занимаются поисками кладов.
А что такое шифр, клад, тайнопись?
Шифр, это- ? (Система знаков для секретного письма).
Криптограмма, или тайнопись- ? (Условное тайное письмо).
А что называется кладом- ? (Зарытые, спрятанные где - нибудь ценности).
Сколько героев ищут и находят клады! Какие таинственные документы им приходится исследоватъ и рассказывать. А. Дюма в знаменитом романе «Граф Монте - Кристо» описывает сцену, когда Эдмон Дантес находит завещаный ему абботом Фариа клад на острове Монте-Кристо. Ищут клад по старинной карте героя романа Стивенсона «Остров сокровищ». И в повестях Рыбакова шифр спрятан в кортике, а бронзовая птица, фамильный герб рода Карагаевых, указывает на спрятанный огромный бриллиант.
Кто же первым в мировой литературе заговорил об удивительном деле расшифровки таинственных документов, о кладоискательстве? Это был американский писатель Эдгар По.
На прошлом уроке мы познакомились с биографией и литературным портретом писателя.
Что мы узнали из его биографии? (ответы учащихся).
Также мы прочитали очерк К. Паустовского, где раскрывается литературный портрет Э. По.
О чем этот очерк? (ответы учащихся).
Как вы думаете, чем обычная биография отличается от литературного очерка? (ответы учащихся)
Русский поэт и переводчик Константин Бальмонт писал: «Вестник Запредельного, глашатый глубин и писатель тайн, бессмертный Эдгар, как может быть одинока душа человека среда людей... ?»
Как вы понимаете эти слова? (ответы).
Сам Э.По писал о себе (эпиграф урока) Запишите в тетрадь!
«Я родом из тех, кто отличен силой фантазии и пыланием страсти».
Эдгар Алан По не только внес в мировую литературу новые сюжеты, но и создал новую художественную форму для повествования о чудесном и необычном. Его по праву считают основателем приключенческой и детективной литературы. В этом, в частности, значение его творчества.
Прозаическое наследие По - невелико (около 70-и рассказов и повестей), но удивительно разнообразно по тематике.
Какие произведения Э. По вам известны? (ответы).
IV. Анализ рассказа «Золотой жук»
Все свои произведения Э. По назвал «логическими рассказами». Тон повествования спокоен, подробно воспроизводятся рассуждения главного героя, исследующего тайну. Таково настроение и рассказа «Золотой жук»!
Понравился ли вам рассказ?
Чем понравился?
Что особенно интересует и захватывает?
Конечно это раскрытие тайны, шифра и поиски клада.
Но как автору удается держать нас в напряжении на протяжении всего рассказа? Чтобы это выяснить, надо разобраться в произведении рассказа и его композиции.
Вспомним определение этих терминов?
(На доске; что называется сюжетом произведения?)
Какие составные включает сюжет? Ответы.
Что такое композиция произведения? Ответы.
Очень полезно выделить основные элементы сюжета рассказа «Золотой жук».
Работа по сюжету.
(Чтение отрывков из текста).
Отметим в тетрадях, Легран - человек с живым воображением. Он любознателен, подвижен, обладает пытливым умом. Страстная натура гонит его к неизведанному. Напряженное состояние героя соответствует напряжению рассказа.
V. Обобщение изученного
В начале мы сказали, что Э. По. по праву считают основателем приключенческой и детективной литературы. В этом значения его творчества для всей мировой литературы.
А рассказ «Золотой жук» к какому жанру относится? (ответы учащихся).
На первый взгляд, история 3-х последовательных, «нарастающих» находок (каких?) редкое насекомое, клочок пергамента, клад - очень проста. И многие говорят: «Детектив». На самом деле, рассказу присущи черты детектива. Но в «Золотом жуке» нет преступления, вернее настолько давнее, что ответственность преступника в расчет не берётся. Тайна здесь связана с кладом. А клад является элементом художественной действительности, соответственно герой подключается к действию добровольно — хочешь - ищи клад, хочешь — не ищи. Своеобразие рассказа «Золотой жук» в том, что здесь можно усмотреть признаки таких жанров, как авантюрный роман, фантастика и детектив.
VI. Подведение итогов по разделу «Шифры и клады»
Каковы герои приключенческого произведения?
(Смелые, мужественные, добрые, благородные люди, не теряющие бодрости в любой ситуации).
Чему учит нас приключенческая литература?
(Дружбе, любви, быть храбрым, тяге к знаниям, к наукам).
Что вы для себя взяли из творчества Стивенсона, Рыбакова и их произведений? (ответы).
Что вам дал сегодняшний наш урок?
С творчеством Э. По мы ещё встретимся при изучении раздела «В лабиринте событий».
VII. Домашнее задание.
В качестве домашнего задания вам предлагается выполнить творческую работу «Золотой жук» Э. По — удивительное произведение.
VIII. Обсуждение оценок за урок. Благодарность классу за работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.