Звук и буква р

  • doc
  • 03.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала звук и буква р.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Красногорск

 Томаринского района Сахалинской области

 

 

 

 

 

 

 

Урок по обучению грамоте

Звук [р],  [р] буква  Р, р

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                     Составила учитель начальных классов:

                                                                                                                Сарыглар Урана Ыпыйовна

 

       

 

 

 

 

 

2024-2025 учебный год

Конспект урока по теме «Звук [р] буква Р, р»

Класс: 1-ый

 

Тема урока: Звук[р]. Буквы Р, р.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели: Познакомить с буквой «Р» и звуками, обозначающими данную букву, с ролью звука и буквы в русском языке.

 Задачи: -формировать умение выделять звуки [р], [р’], 

                   - характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой,

                   - читать текст вслух;

                   - определять место новой буквы в «городе букв»;

                    - соотносить все изученные буквы со звуками.

Познавательные УУД:

принимать учебную задачу; решать учебную задачу под руководством учителя; учиться читать слоги – слияния, слова и тексты с буквой р; группировать изученные буквы; определять место на ленте букв изучаемой буквы;

Личностные УУД:

вырабатывать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

Коммуникативные УУД:

отвечать на поставленные вопросы по содержанию теста; работать в паре;

Регулятивные УУД:

определять цель учебного задания; контролировать свои действия, оценивать правильность выполнения, исправлять ошибки; отвечать на итоговые вопросы.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично - поисковый

Форма работы: фронтальная, коллективная, групповая, парная.

Оборудование: учебник «Азбука, рабочая тетрадь, домики с буквами, слоговая таблица, сигнальные карточки (синие, белые), карточки-кружочки.

Время реализации: 35 минут.

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный

момент.

Самоопределение к учебной деятельности.

1 мин.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

На меня все посмотрели

И за парты тихо сели.

   Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.

 

Слушают учителя.

 

 

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

5 мин.

Отгадайте загадку:

Крошки-птички сели в ряд

И словечки говорят.

С виду чёрные, кривые,

От рождения немые,

А как только встанут в ряд,

Сразу все заговорят.

 

- Правильно! Молодцы!

- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с буквами. Но сначала давайте вспомним, какие буквы мы уже знаем.

 

-Давайте познакомимся с «жильцами» первого домика.

Назовите буквы.

 

 

Блок-схема: ручное управление 5

а

ы

 

 

о

 

и

е

у

 

 

 

 

 

 

- Ребята! Как вы думаете, почему эти буквы поселились в домике под красной крышей?

- Назовите буквы, обозначающие твёрдость предшествующего согласного звука.

- Назовите буквы, обозначающие мягкость предшествующего согласного звука.

- Какие «хитрые» буквы поселились в этом домике?

- Почему их называют «хитрыми»?

- Молодцы! Продолжим знакомство и посмотрим, какие буквы проживают во втором домике.

Блок-схема: ручное управление 6

 

н

л

с

 

к

т

 

 

 

 

 

 

- Назовите буквы.

- А почему эти буквы поселились в домике под синей крышей?

- Как вы думаете, какие звуки обозначают эти буквы – звонкие или глухие?

 

- Давайте проверим, а для этого приложите руку к горлу и послушать работает ли «моторчик».

- Молодцы!

Два домика мы с вами исследовали, пойдёмте знакомиться с другими «жильцами».

к

т

с

 

 

 

 

 

 

 

-Назовите буквы.

- Какие это буквы – гласные или согласные?

- Почему они поселились в отдельном домике?  

- Ребята, вы отлично справились с заданиями, а теперь нас ждут новые испытания.

 

Физкультминутка для глаз.  1 мин.

 

 

 

 

 

 

Отгадывают загадку.

-Буквы.

 

 

 

Повторяют все буквы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это гласные буквы.

 

- а, о, у, ы

 

- и, е, я

 

-е, я

 

-Обозначают два звука.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Это согласные буквы.

 

 

-Звонкие.

 

Ученики выполняют вместе с учителем.

 

 

 

 

 

 

 

-Согласные.

 

- Обозначают глухой звук.

-Буква.

 

3. Постановка учебной задачи.

 

2 мин.

 

 

 

А теперь мы должны определить тему урока. В этом нам поможет игра «Доскажи словечко».

 

Ребятишек радует цветная …

 Он высокий словно шкаф,

А зовут его ...

Удивленно смотрит Люда

На горбатого…

Вот так чудо- огород,

мы стоим, разинув ….

В сильный холод января

Ёжика спасет….             

- Назовите какие звуки повторяются, назовите первый звук в слове «Радуга»

- А теперь попытайтесь сформулировать тему урока.

- Чему вы должны научиться на уроке? Сформулируйте цели урока.

Создание проблемной ситуации

- Ребята, у нас появилась проблема. Мне написали письмо, в которой сообщают, что звук [р] с которым мы сегодня познакомимся - особенный. Вам предстоит выяснить, в чем его особенность. 

 

Отгадывают загадки.

 

 

 

радуга

жираф

 

 

верблюда

 

рот

 

нора

 

Называют первый звук слове радуга: [р].

Формулируют тему урока:

Звук [р], буква Р.

 

Формулируют цели:

 -познакомиться со звуком [р] и буквой Р.

- учиться читать   слоги, слова,

тексты с этой буквой.

 

 

4. Построение

проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).

 

7 мин.

 

 

 

Видеоролик на что похожа буква «Р»

1 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 

1мин.

1. Поиск решения проблемы – открытие нового знания.

- Ребята, давайте узнаем какая наша буква Р р.

Назовите букву Р р. Какая она? Гласная или согласная? 

2. Знакомство с новой буквой

-Кто знает, какой буквой обозначается звук [Р]?

Видеоролик

- На что похожа буква Р?

- Многие поэты заметили сходство буквы р, с жуком, со снежинкой и сочинили такие стихи.

Буква Р- на мачте парус,

Вдаль плывёт, небес касаясь

Ручка круглая у трости.

Трость для деда сделал Костя.

 

-Молодцы!

-Определите звонкая буква Р или глухая?

-Мягкая или твердая? Чтобы это узнать поиграем в игру.

3. Игра «Подбери слово»

  - Придумайте слова с новым звуком.

-Определите, твердый звук или мягкий? Для этого подберите слова.

- Удалось ли кому-то подобрать слово, где звук [р] звучит мягко?

-Почему?

-Правильно! Молодцы!

 

 

4. Чтение слогов с буквой «Р, р».

 - Прочитайте слоги.

- Прочитайте слоги, в которых гласные указывают на мягкость согласного.

 - Мягко или твердо прозвучал звук [р]? Почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Согласная.

 

 

 

Подбирают слова со звуком

[р].

 

 

 

 

 

 

 

 

-рак, ракета, рыба

 

 

 

 

-Звук [р] твердая и мягкая

 

 

 

Читают слоги.

 

 

- Твердо. Звук [р] –

5. Первичное закрепление.

 

12 мин.

1. Откройте учебник стр. 25

-Прочитаем слова.

Рак

Ручка

Телега

трактор        

 

-Прочитайте слова, где Р стоит в начале слова.

-Прочитайте слова, где буква Р стоит в середине слова

-Прочитайте слова, где буквы Р нет!

 

3. Чтение рассказа «Кактус».

 

  - Вы можете предположить, о чем этот рассказ?

 - Как зовут девочку?

 

- Кто прочитает рассказ?

 - Что она сделала?

 - Что с ней случилось?

-Какие чувства вы испытываете?

Дети, умеющие читать, читают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выдвигают версии.

-Девочку зовут Ира.

 

Ответы детей.

 

 

6. Самостоятельная работа.

 

6 мин.

Работа в парах.

 -Ребята, предлагаю вам поработать в парах.

У вас на партах лежат карточки с заданиями разного уровня сложности. Предлагаю вам выбрать карточку с заданием того уровня сложности, с которым вы можете справиться. При выборе карточки, прислушайтесь к мнению соседа по парте.  

Красные карточки:

 1. Прочитайте пословицы и поговорки, расставьте ударения в словах.

 2. Посчитайте, сколько раз встретилась буква Р.

Без топора избы не срубишь.

Без труда добра не бывает.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

 Зеленые карточки:

 1.Прочитать скороговорки, раздели слова на слоги.

  2.Подчеркни все буквы Р.

   Неверный друг – опасный враг.

Работе- время, потехе- час

Желтые карточки:

 1.Прочитай слова, подчеркнуть слоги с буквой р.

Шар, ручка. конфета, рубашка

раба, роза, ромашка, слон

тетрадь, мороженное, петух, груша

2. Обведи в кружок все буквы Р.

Вар, ворота, пароход, порох, город, парта, рот,

Рыба, дерево, узоры, репа, редька, вёдра, круг,

Торт, народ, дорога, друг…

Самостоятельно выполняют задания в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

Буква Р встретилась 7 раз.

7. Рефлексия

 

1мин.

1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения

      Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

- Какой была тема урока?

- Какие цели вы ставили?

     - Удалось ли достичь этих целей?

Оцените свою работу на уроке.

Спасибо ребята за урок!

-Звук [р], буква Р.

-Познакомиться со звуком [р] и

буквой Р,р учиться читать   слоги,

слова, тексты с новой буквой.

-Да.

Оценивают свою работу.

поднимают смайлики.