Конспект № 1
Тема: знакомство с согласным звуком [с’] и буквой С.
Цель: подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [с’];
развитие мотивации, стремление к преодолению имеющихся нарушений;
развитие уверенности в своих силах;
анализ развития звукового сочетания, состоящего из нескольких гласных; развитие фонематического слуха.
Задачи: развивать артикуляционную моторику, учить произносить звук [с’] в словах, развивать фонематический слух, умение вычленять звук из слова, звуковой и слоговой анализ и синтез.
Оборудование: схема звука [с] (Т.А.Ткаченко), предметные картинки для фланелеграфа (магнитной доски), таблица «Согласные звуки».
Ход занятия
I. Беседа о согласном звуке [с’] и букве С.
Перед ребенком на доске схема звука [с] и буква С.
Давай вспомним, с каким звуком мы познакомились? (С согласным твердым звуком [с]).
А сегодня мы с вами поговорим звуке [с’]. Этот согласный мягкий и глухой звук. При произнесении звука [с’] губы растягиваются в стороны и улыбаются, зубы сближаются и становятся преградой для воздуха, который выходит изо рта. Кончик языка находится за нижними зубами. По центру язычка проходит желобок, по которому, как ручеек, стекает холодный воздух.
Звук [с’] на письме обозначается буквой С.
II. Показ логопедом правильной артикуляции звука [с’]
Логопед длительно произносит звук [с’] и обращает внимание на положение органов артикуляции.
Постановка звука по подражанию.
III. Выполнение гимнастики по традиционной методике
1. Улыбка (лягушка) – статическое упражнение.
2. Хоботок (губы сомкнуты) – статическое упражнение.
3. Чередование упражнений 1-2.
4. Заборчик - статическое упражнение.
5. Бегемотик – статическое упражнение.
6. Лопатка - статическое упражнение.
7. Накажем непослушный язычок – динамическое упражнение.
8. Трубочка - статическое упражнение.
9. Вкусное варенье – динамическое упражнение.
10. Чистим зубки – динамическое упражнение.
11. Часики – динамическое упражнение.
12. Змейка – динамическое упражнение.
13. Конфетка – динамическое упражнение.
14. Витаминки (футбол) – динамическое упражнение.
Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой с использованием ведущей руки ребенка. Упражнения выполняются совместно педагогом и ребенком, обязательно перед зеркалом (Р.Г.Бушлякова «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой», стр. 201-230 «Артикуляционные упражнения с использованием биоэнергопластики»).
IV. Развитие фонематического слуха.
Д/и «Повтори правильно»
Инструкция: сейчас я назову слоги. Слушай внимательно и повтори правильно.
Примерный речевой материал: са, ся, ося, за, ца, си, ча, су, сю, ще, сё, сы.
Сколько звуков я произнесла? Назови первый звук.
Игра «Поймай звук»
Примерный речевой материал: дом, гусенок, сито, крокодил, ягода, осина, окно, гусь, петух, секунда, усики, дуб, такси.
V. Итог занятия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.