Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: познакомить с новыми буквами, обозначающими два звука, формировать умение читать выразительно, правильно, бегло понимать текст, быстро ориентироваться по тексту. Способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления, фонетического слуха, расширять кругозор.
Оборудование: касса букв, карточки с графическими обозначениями звуков, проектор, компьютер, учебник "Азбука" часть 2.
Ход урока
1. Орг. момент
Долгожданный дан звонок,
начинается урок.
2. Актуализация знаний. (6 мин)
- А начинается наш урок с повторения.
Игра "Звуковая эстафета" (2 мин.)
Описание игры: Учитель показывает букву, а соседи по парте, произносят соответствующие звуки (один называет твёрдый согласный, другой - мягкий);
- Молодцы!
Следующая игра называется "Кто быстрее составит слово?" (4 мин)
Звуки.doc
"Звуки [у], [й'у]. Буквы Ю, ю"
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: познакомить с новыми буквами, обозначающими два звука, формировать умение читать выразительно,
правильно, бегло понимать текст, быстро ориентироваться по тексту. Способствовать развитию речи, памяти,
внимания, мышления, фонетического слуха, расширять кругозор.
Оборудование: касса букв, карточки с графическими обозначениями звуков, проектор, компьютер, учебник
"Азбука" часть 2.
Ход урока
1. Орг. момент
Долгожданный дан звонок,
начинается урок.
2. Актуализация знаний. (6 мин)
А начинается наш урок с повторения.
Игра "Звуковая эстафета" (2 мин.)
Описание игры: Учитель показывает букву, а соседи по парте, произносят соответствующие звуки (один
называет твёрдый согласный, другой мягкий);
Молодцы!
Следующая игра называется "Кто быстрее составит слово?" (4 мин)
Оборудование: предметные картинки, касса букв, карточки с графическими обозначениями звуков.
Описание игры. Учитель показывает предметную картинку и предлагает детям составить словоназвание
предмета и звуковую схемумодель этого слова. Соседи по парте договариваются между собой, кто какую часть
задания будет выполнять, и работают: один из фишек выкладывает схему, второй из букв набирает слово под
ней. Побеждает пара, которая раньше других выполнит задание.
3. Постановка темы и целей урока. (2 мин.)
Педагог: "Отгадайте загадку".
Я в июне, и в июле,
Что бы ни случилось вдруг,
Вместе с мамой уезжаю.
А куда? На ... (юг).
На какую букву начинается слово отгадка?
Д. букву Ю.
Назовите тему нашего урока?
Д. Тема нашего урока буква Ю.
Какую цель мы поставим себе на уроке?
Д. Познакомиться с буквой Ю, научиться читать слоги и слова с буквой Ю.
4. Новая тема. (7 мин.)
Знакомство со звуками [у], [й'у], которые обозначаются буквами Ю, ю.
(По картинке КЛЮЧ.) (2 мин)
(Схема слова не делится на слоги. В слове не ставится ударение. Схема закрашена не полностью. Звук [у]
закрашен красным цветом.) Педагог обращается к детям: "Что это? (Ключ.) Произнесём это слово и хорошо потянем гласный звук. ([Кл'уу
уч]) Какой слышим звук? ([ууу].) Как произносится согласный звук, который составляет с ним слогслияние?
(Он звучит мягко [л'].) Как читались согласные звуки, когда за ними следовал гласный [у]? (Твёрдо.) Вот эту
проблему мы сегодня и будем решать".
Звукобуквенный анализ слова и определение слоговой структуры. Работа со звуковой схемой. (2 мин)
Педагог: "Произнесите слово ещё раз и скажите, сколько в нём слогов. (В этом слове один гласный звук, значит,
один слог.) Составим схему и подтвердим ту необычную ситуацию, которая у нас получилась". Один ученик
выходит к доске.
Знакомство со звуком [й'у], который обозначается буквами Ю, Ю. (По картинке ЮБКА.) (1 мин)
(Схема делится на слоги. Ставится ударение на первый слог, схема закрашена не полностью. Звук [й'у]
закрашен зелёнокрасным цветом.)
Педагог: "Произнесём слово медленно, растягивая каждый звук. Внимательно слушаем звуки. Особенно самые
первые. ([й'у б к а]. Произнесите первый слог. ([й'оу б ].) Какие звуки слышите? ([й'] и [у].) Вот ещё одна проблема
возникла у нас на уроке. Как на письме обозначить эти звуки? Какой буквой? Попробуем произнести эти звуки
покороче. Мы в жизни так медленно не говорим. (Произносит слово ЮБКА.) Какая буква просится для
обозначения звуков ([й'] и [у])? (Буква ю, она может обозначать сразу два звука [й'] и [у].)
В каких случаях это происходит?"
Д.Когда буква ю стоит в самом начале слова, она обозначает два звука [й'] и [у]. Например: Юра, Юг.)
Игра "Поймай букву" (2 мин)
Оборудование: Текст из учебника "Азбука" с. 47
Описание игры: Дети сначала читают текст, а затем начинают просматривать его по строчкам, обводя
кружочком букву, указанную учителем. Один ученик называет слова, где буква Ю обозначает 1 звук, другой где
буква Ю обозначает 2 звука.
В каких случаях это происходит?
5. Физминутка (2 мин)
Раз, два, три, четыре
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре
Хлопаем руками.
Руки вытянуть пошире
Раз, два, три, четыре.
Наклониться три, четыре
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
Гимнастика для глаз
6. Закрепление. (10 мин)
1. Играребус. Работа с нетбуками ( 3мин)
Педагог:
"Послушайте загадки:
Назовите самую кислую ягоду (Клюква)
Плетусь по стенам, очень вьючь
А называют меня :. (плющ)
Мальчика узнаю я, без особой муки.
Потому, что надевает вместо юбки:(брюки)
Отыщите среди рисунков отгадку. К каждой отгадкерисунку подберите схему."
2. Работа со слогами. (3 мин) Педагог: "Прочитайте слоги в таблице. С любым из слогов составьте слово. Произнесите его и объясните, какие
звуки обозначает в вашем слове буква ю".
[ню] [рю] [сю] [лю] [вю] [тю] [бю]
[юн] [юр] [юс] [юл] [юв] [ют]
Педагог: "Присоедините слоги [лю, рю, тю, юл] к определённым слогам и получите слова. (2 мин)
Игра "Мы присядем". (2 мин)
(Игра на дифференциацию на материале прямых и обратных слогов.)
Педагог: "Прочитайте слоги: ню, пю, рю, вю, шю, гю, сю, юш, юр, юл, ют, юк, юв. Посадите гномиков
в зависимости от мягкости и твёрдости согласного звука на кресло или на тумбочку. На кресло посадите
гномиков, которые несут слог с мягким согласным звуком, на тумбочку посадите гномиков, которые несут слог
с твёрдым согласным звуком".
7. Физминутка (1 мин)
Гимнастика для глаз
8. Закрепление (5 мин)
Педагог: "Назовите предметы на сюжетной картинке, в названиях которых звуки обозначаются буквой ю.
Укажите, какие звуки обозначает каждая буква ю. (люстра, брюки, утюг ([у]). Юбка [й'у].)
Педагог просит детей самостоятельно составить рассказ по сюжетным картинкам.
Далее педагог предлагает прочитать текст (для читающих детей.) Азбука с.48
Озаглавьте текст".
9. Рефлексия (1 мин)
С какой буквой мы сегодня работали?
Что мы узнали о ней?
Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели?
Посмотрите на экран и выберите смайлик, который вам больше подходит:
Первый смайлик говорит о том, что вам было легко на уроке,
Второй нужна была помощь учителя,
Тритий было сложно.
Список литературы.
1. Интерактивные демонстрационные таблицы "Обучение грамоте.1 класс" УМК В.Г. Горецкого "Русская
азбука" (серия "Школа России");
2. Азбука от А до Я. Уч. методическое пособие / Сост. И.А. Гимпель. Минск: Асар, 2007г.
3. О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо М.: ВАКО,
2009г.
4. Игры по обучению грамоте и чтению. Уч. методическое пособие / Сост. Н.Н. Максимук М.: ВАКО, 2006г.
5. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Русская азбука: учебник. М.: Просвещение, 2011г.
"Звуки [у], [й'у]. Буквы Ю, ю"
"Звуки [у], [й'у]. Буквы Ю, ю"
"Звуки [у], [й'у]. Буквы Ю, ю"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.