ЗВУКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ
В современном мире, где все большее внимание уделяется инклюзивному образованию и поддержке детей с особенностями развития, роль сенсорной интеграции становится критически важной. Звуковые игры представляют собой доступный и эффективный инструмент для улучшения коммуникационных навыков, снижения тревожности и повышения общего качества жизни детей с аутизмом. Исследования показывают, что регулярное использование таких игр может положительно влиять на развитие речи, улучшение концентрации внимания и социальную адаптацию. Кроме того, в условиях глобализации и цифровизации, когда вокруг нас постоянно присутствует шумовое загрязнение, умение фильтровать звуковую информацию и адаптироваться к различным акустическим условиям становится необходимым навыком для всех, но особенно важен он для людей с расстройствами аутистического спектра. Разработка новых интерактивных приложений и специализированных инструментов для проведения звуковых игр открывает новые возможности для поддержки этих детей и их семей.
Аутичный ребенок часто воспринимает окружающий мир иначе, чем нейротипичные дети. Создаётся впечатление, будто их окружает невидимый "панцирь", затрудняющий взаимодействие и фильтрацию поступающей информации. В частности, это может проявляться в сниженной чувствительности к звукам или, наоборот, в повышенной реакции на определенные шумы, приводящей к дискомфорту и тревоге. Постепенная потеря способности к полноценному восприятию информации на слух оказывает существенное влияние на процесс обучения, социализацию и решение повседневных задач. К счастью, существует эффективный способ помочь – использование сенсорных звуковых игр.
Эти игры направлены на мягкое пробуждение слухового канала, развитие аудиального внимания и формирование позитивных ассоциаций со звуками. Важно помнить о создании безопасной и предсказуемой обстановки, где ребенок чувствует себя комфортно и контролирует ситуацию. Использование визуальной поддержки, такой как картинки, соответствующие звукам, также способствует лучшему пониманию и усвоению материала. Не менее важно учитывать индивидуальные особенности ребенка - одни дети предпочитают тихие, спокойные звуки, другие – более яркие и ритмичные. Экспериментируя с разными видами звуков и игровых форматов, можно определить наиболее подходящие для каждого конкретного случая.
Коллектив нашего детского сада адаптировал игры для детей аутичного поведения с интерактивным логопедическим пособием ручка Тигр.
«Магнитофон»
Цель: научить детей распознавать и показывать различных животных, ознакомить их с звукоподражанием, развивать невербальные способы общения.
Описание: перед началом игры предлагается ребенку прослушать несколько записей голосов животных и показать их на картинках. Затем предлагается ребенку представить, что он - животное, птица, рыба и т.д. Далее ребенок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки. Предлагаем ребенку записать на диктофон звук который он издает и сравнить со звуком в книжке.
«Лечебная классика»
Цель: развивать эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на прослушанные классические произведения. Формировать у детей умение передавать образ, созданный классической музыкой.
Описание: В эту игру играют при помощи небольших аудио-фрагментов из классических музыкальных произведений и карточек с соответствующими изображениями. Описывайте вслух картинки под музыку, а потом включайте фрагменты и предлагайте ребенку показать картинку, подходящую к музыке.
Правильно подобранные звуковые игры развивают интерес ребенка к различным звукам и способность воспринимать информацию на слух. Эти навыки крайне важны для аутистов, ведь большинство из них от природы являются «убежденными» визуалами.
Учитель-дефектолог
Бармина Ксения Владимировна
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.