Гендерная педагогика как эффективный путь социализации и повышения качества обучения и развития учащихся
Оценка 5
99 р.
99 р.

Гендерная педагогика как эффективный путь социализации и повышения качества обучения и развития учащихся

Оценка 5
Практикум
воспитательная работа +1
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 27.11.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Гендерная педагогика как эффективный путь социализации и повышения качества обучения и развития учащихся
Cвидетельство участника
99 р.
Гендерная педагогика как эффективный путь социализации и повышения качества обучения и развития учащихся

На рубеже XX–XXI вв. в связи с заметными изменениями в социокультурной жизни общества в сфере гендерной стратификации наблюдается общая тенденция трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности, ценностным ориентиром становится индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности. В связи с этим по-новому видятся цели обучения и воспитания мальчиков и девочек.Отечественные и зарубежные педагоги и психологи-исследователи в области гендерной проблематики сходятся в том, что образование как педагогическое явление, неразрывно связанное с культурой социума, нуждается в переосмыслении, корректировке своих концептуальных позиций в вопросах гендерной социализации воспитанников.

Школа оказывает большое влияние на процесс гендерной социализации, обучая школьников моделям поведения в обществе, соответствующим понятиям «мужское» и «женское». Определяя свою гендерную роль, каждый школьник готовится к дифференциации деятельности, усваивая шкалу статусов, прав и обязанностей индивида в зависимости от половой принадлежности.

Таким образом, гендерные особенности школьников – это признаки гендерной идентичности, усвоенные и проявляемые школьниками как частичное отражение гендерных стереотипов всего социума. В процессе обучения (взросления и формирования личности) гендерные характеристики школьников меняются.

Гендерные особенности и половые особенности мальчиков и девочек – не одно и то же. Термины «гендер», «гендерный» подразумевают большую степень социализации, рационализма и самосознания; а понятия «мальчики» и «девочки», скорее, биологические, чем психолого-социальные.

Определение гендера, на которое в основном опираются отечественные исследователи, дается в учебнике американского социолога Э.Гидденса: "Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то понятие "гендер” затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности”.

Гендерная педагогика – это совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь детям чувствовать себя в школе комфортно и справиться с проблемами социализации, важной составной частью которых является самоидентификация ребенка как мальчика или девочки. Цель гендерной педагогики – коррекция воздействия гендерных стереотипов в пользу проявления и развития личных склонностей индивида. Актуальность подобного подхода к педагогическому воздействию на личность очевидна.

Гендерная проблематика активно исследуется в зарубежной психологии и педагогике с 1960-х гг. Известны труды С. Блем «Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов», Т.В. Бендаса «Гендерная психология», М. Мид «Мужское и женское».

Воспитание детей во всех традиционных культурах было гендерно маркированным. Об этом говорит, например, существование в Японии по сей день государственных праздников День девочек и День мальчиков, которые имеют древние традиции, свою символику, сопровождаются специальными ритуалами. Известно, что во всех европейских странах образование стало доступным женщинам только в конце ХIХ в. Даже в предельно демократичной американской системе воспитания и сегодня весьма распространена мотивация, применяемая по отношению к мальчикам: «Ты когда-нибудь сможешь стать президентом». Для воспитания девочек используется другая формулировка: «Ты когда-нибудь сможешь стать первой леди – женой президента». В славянской народной педагогике отчетливо прослеживаются тенденции дифференцированного воспитания детей. Как показывает анализ фольклора, целью воспитания у наших предков являлось освоение мальчиками роли мужчины как добытчика, защитника семьи, девочками – роли матери, жены, хранительницы семейного очага. Залогом успешного воспитания выступал положительный пример родителей – матери и отца, мужчины и женщины. Результаты исследований научного центра «Психофизиология матери и ребенка» Санкт-Петербургского государственного университета свидетельствуют о том, что гендерное воспитание начиналось при рождении: пуповину девочкам и мальчикам отрезали по-разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение ее качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. С мальчиком это проделывали с помощью ножа, а также инструментов по обработке дерева, чтобы он в будущем оказался хорошим работником. У наших предков существовала традиция заворачивать новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери. Считается, что это связано с программированием характера ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастет и женится, то его жена воплотит в себе все то, что дорого ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца.

В данной традиции был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность. Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществляется с учетом их гендерных особенностей. Анализ фольклорных текстов показывает, что труд девочек в будущем связан с приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными. В крестьянских семьях труд детей дифференцировался в зависимости от их пола. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома, мытью посуды, под руководством матери приобретали навыки в прядении, вышивании, шитье, ткачестве. Мальчиков привлекали в качестве помощников к жатве, сенокосу, боронованию, учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею. Отцы активно включались в воспитание детей только по достижении ими трех лет. Они раскрывали мальчикам секреты охоты, рыбалки. С трех лет дети принимали пищу за общим столом, при этом девочку брала на колени мать, а мальчика – отец. Таким образом, традиционное воспитание предусматривало социальную дифференциацию полов с рождения ребенка, формировало различные системы ценностей и жизненных ориентиров у девочек и мальчиков.

В Древней Руси мальчики и девочки обучались только отдельно. Мужские и женские монастыри были учреждены в Х веке князем Владимиром в Киевской Руси, т.е.опыт раздельного обучения в нашей стране насчитывает десять столетий. В монастырях получало образование молодое поколение. В ХV веке в России насчитывалось около 30 закрытых женских учебных заведений.

В последние годы ХIХ века и первые десятилетия ХХ женское и мужское образования все больше унифицируются, примерно в эти же годы появляются совместные учебные заведения, в которых образование быстро становится «бесполым». Советская Россия после Октябрьской революции стала полигоном для многих смелых проектов. Одним из них была попытка установить новый тип отношений между мужчиной и женщиной.Ряд осуществлённых по этим проектам преобразований имеет реальные губительные последствия: воспитание детей в детских домах и интернатах, увеличивающееся количество распадающихся семей, «гражданские» браки, женская роль «работающей матери». Советское государство пыталось реализовать идею упразднения личностных особенностей, в том числе обусловленных полом.

В социальной жизни у нас появилась целая популяция мужчин (по анатомическому признаку) с так называемой «поисковой» ориентацией. Их отличительная особенность – самоощущение в себе женского начала. А духовно-экологическую нишу мужественности стали занимать женщины с противоположными гормонально-генетическими сдвигами и нарушениями. Мы в ХХ веке провели над собой трагический эксперимент – игнорировали полоролевое воспитание, внедряли бесполую педагогику.

В Росси 80-х – 90-х годов происходит постепенный отказ от идеологии «бесполости», возвращение к идее «естественных» биологических и социальных различий мужчин и женщин. В частных разговорах, с кино- телеэкранов, страниц СМИ мужчины все чаще призывают вернуть «женщине женственность», а женщины выражают тоску о «настоящем мужчине». Идея ценности личностного развития, ее индивидуального своеобразия становится актуальной для общества.

Среди развивающихся в педагогике идей дифференцированного, индивидуального подхода к ребенку переживает второе рождение идея раздельного обучения. Ее сторонники утверждают, что необходимо применять специальные подходы как к мальчикам, так и к девочкам, чтобы помочь детям чувствовать себя в школе комфортно, справиться с проблемами учения и становления ребенка как мальчика или девочки. Совокупность этих подходов называют гендерной педагогикой.

Смешение мальчиков и девочек в детсадах и школах по календарному возрасту приводит к серьезным последствиям. Девочки на 2-3 года духовно и физически опережают в развитии сверстников. «Равноправное» образование приводит к тому, что девочки невольно оказываются духовными лидерами, «моделью» под «образ и подобие» которых стал подстраиваться чувственно-подсознательный мир мальчиков. У одних мальчишек, пребывающих в среде зрелых девочек, формируются сугубо женские черты характера, у других - складывается комплекс невротического неудачника.

Успешность обучения детей уже в школьном возрасте во многом определяется их психофизиологическими особенностями. Это подтверждается специальными исследованиями психологов, педагогов, методистов, работы которых показывают, что восприятие учебного материала зависит от доминирующего типа функциональной специализации полушарий головного мозга человека. Левое и правое полушария выполняют разные функции: правое отвечает за образно-чувственный аспект мышления, а левое – за понятийно-логическое мышление. Такая неравнозначность полушарий головного мозга называется функциональной асимметрией и играет определенную роль в формировании психической структуры личности, определяет установки и ценностные ориентации, стили мышления, склонности и способности человека, а также некоторые его личностные качества. Кроме того, у школьников имеются различия в переработке информации, эмоциях, мышлении, памяти, деятельности, интеллекте, речи. От степени выраженности специализации полушарий зависит уровень интеллектуальных, художественных и биофизических возможностей детей в учебной деятельности, а, следовательно, и уровень успешности в учении. И очень важно это преимущество определенной части головного мозга использовать в учебном процессе для облегчения усвоения изучаемого материала и повышения эффективности учебного процесса. Процессы анализа и синтеза, формирующие сферу сознания человека, осуществляются при участии левого ("рационального”) и правого ("интуитивного”) полушарий головного мозга. Поэтому, инициируя работу правого полушария, мы развиваем "лингвистическую” интеллектуальность и создаем возможность для творческого процесса в области естественных наук. В свою очередь, развивая "логико-математическую” компоненту интеллекта, повышаем творческие способности человека в гуманитарной сфере.

Учёные выделили основные гендерные различия детей младшего школьного возраста.

У девочек головной мозг достигает зрелости раньше, чем у мальчиков.

Девочки лучше запоминают цифры и решают логические задачи, превосходя мальчиков в речевых способностях.

Мальчики не могут долго удерживать эмоциональное напряжение, их мозг не приспособлен к этому. Чтобы не сломаться, они просто отключают слуховой канал, и информация до их сознания не доходит.

Мальчики труднее переносят статическую нагрузку, больше отвлекаются на уроках. Это влечёт за собой нарушение дисциплины на уроках и шумное поведение на переменах.

У мальчиков лучше развито пространственное восприятие, а у девочек сенсорное. Умственное развитие мальчиков проходит определённые стадии: на этапе усвоения действий им необходимо включать момент поиска, а не давать образец действия, только так они поймут и запомнят принцип решения.

У мальчиков незрелое отношение к обучению: они не чувствуют ответственности, мало переживают из-за плохих отметок, часто забывают домашнее задание. В целом мальчики в начальной школе проявляют себя как дети меньшего возраста. Причины неуспеваемости у девочек и мальчиков различны: у девочек основная причина – слабое здоровье, у мальчиков – несформированность навыков учебного труда, отрицательное отношение к учёбе, низкий уровень воспитанности.

Исходя из особенностей гендерного развития мальчиков и девочек младшего школьного возраста, можно дать несколько рекомендаций по выстраиванию учебного процесса:

  • Предлагая мальчикам учебные задания, следует включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Нужно подтолкнуть к тому, чтобы он сам открыл принцип решения задачи, пусть даже путём ошибок. А с девочками лучше до начала работы разобрать алгоритм выполнения задания и затем постепенно подталкивать их к поиску собственного решения задач;
  • Для развития у мальчиков сенсорного восприятия предметов и явлений следует больше давать им потрогать ту или иную вещь; для развития у них вербальных навыков – чаще предлагать им рассказывать и выдумывать. У девочек нужно развивать абстрактное пространственное восприятие с помощью графиков, таблиц и иллюстрированного материала;
  • Необходимо разрешать мальчикам больше двигаться и обеспечить для этого соответствующее пространство. У девочек нужно стимулировать соревновательность, активность, лидерство.
  • Уделять особое внимание воспитанию партнёрских отношений между мальчиками и девочками.

Если задуматься о типичных различиях мальчиков и девочек среднего школьного возраста, то, уже на первый взгляд, бросается в глаза, что мальчики: более подвижны, им труднее сосредоточиться и удерживать внимание, а девочки: внимательны, собраны, лучше усваивают материал при многократном повторении. И тут понимаешь, что нужны нетрадиционные (непривычные, особые) подходы к обучению мальчиков и девочек. И выясняется, что, в принципе, все подходы, учитывающие пол, нетрадиционны, так как гендерная педагогика – молодая дисциплина.

Мальчики и девочки - абсолютно противоположные личности с индифферентным психологическим возрастом и формированием общих знаний. Соответственно каждому из них требуется особый подход в обучении и разные его темпы. Вот он, простой пример: девушки, уж так они устроены лучше усваивают материал путем повторения уже полученных знаний - юноши же мгновенно схватывают материал, жаждут нового и не переносят повторения. К тому же, девочки в большом своем количестве являются визуалами - то есть усваивают информацию в основном за счет зрительного канала, а юноши - аудиалы.

У мальчиков преобладающим является одно из полушарий мозга с четкой асимметрией их деятельности. У девочек меньше выражена межполушарная асимметрия. Следует варьировать формы учебной деятельности: индивидуальные, групповые, в парах. Для девочек лучше сначала детально объяснить, как надо выполнять упражнение, решать задачу. Мальчикам, напротив, надо чуть-чуть недообъяснить и натолкнуть их на нахождение принципа решения - только так они понимают и запоминают. Девочки могут решать задачу речевым способом, а мальчикам помогут модели схемы. Большинство мужчин, мальчиков превосходят женщин, девочек в видеопространственных умениях.

При объяснении нового мальчики не терпят повторений (они просто отключаются от процесса обучения при повторениях учителя), в то время как девочки нуждаются в них, без повторений девочки намного хуже осваивают учебный материал. Оптимальный путь познания большинства мальчиков – от практических действий к теоретическим положениям; оптимальный путь познания большинства девочек – от теории к практике.

Мальчикам целесообразно рассказывать о новом, подавать материал урока, объяснять что-либо в высоком темпе; девочкам - в умеренном. Если мальчики устали – им помогают шутки, а девочкам – физические упражнения. Мальчики не склонны к детализации и тщательному изучению мелочей: они могут быстро решить труднейшую задачу, но ошибиться в расчетах. Девочки же склонны действовать аккуратно, они более внимательны к деталям.

Мальчики и девочки по-разному ведут себя в группе. Девочки стремятся к сотрудничеству, у них отсутствует соревновательный дух. Мальчики стремятся установить правила, иерархию в группе, яростно спорят по этому поводу. Если возникает конфликт, то мальчики умеют найти выход из ситуации, девочки сразу же обижаются, не желают выполнять работу. Для мальчиков важно, чтобы взрослый проговорил условия деятельности в группе, без этого им не понятна работа. Для девочек важно просто получить задание и вызвать хорошее отношение к себе у взрослого. При неблагоприятных условиях, например, когда действия взрослых не соответствуют индивидуальным особенностям психики ребенка, девочки принимают стратегию, навязанную им взрослыми, а мальчики стараются уйти из-под контроля, не подчиниться, так как принять им несвойственное мальчикам исключительно трудно.

Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, например, когда взрослые ругают их. Они быстро снимают эмоциональное напряжение, переключаясь на продуктивную деятельность. У девочек в эмоциональной деятельности резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус мозга, его готовность ответить на положительное или отрицательное внешнее воздействие. Часто взрослые не учитывают этих особенностей детей. Родители или учитель, например, долго ругают мальчика, нагнетая эмоции, а мальчик как бы остается равнодушным. На самом деле он вовсе не равнодушен: он уже пережил пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, он не приспособлен, как девочка, долго удерживать эмоциональное напряжение и, чтобы не сломаться, он просто отключил слуховой канал. Он не слышит. Усилия взрослого пропадают впустую.

Как реагируют мальчики и девочки на оценки? Установлено, что различным образом. Девочки очень эмоционально реагируют на все оценки: и на положительные, и на отрицательные. Мальчики реагируют только на значимые для них оценки. Для девочек эмоционально значимо,кто их оценивает и как, им важно «быть хорошими» в глазах взрослых. Мальчикам важно, что оценивается в их деятельности. Когда взрослые оценивают мальчика, он вновь переживает фрагменты деятельности, которые оцениваются. Мальчики не могут отреагировать на оценку: «я тобой не доволен». Она не имеет для него смысла, так как он не знает, чем недоволен взрослый, он не может проиграть в мозгу свои действия. Мальчик в буквальном смысле не слышит подобного рода оценки, у него снижается активность слуховых отделов коры мозга. Девочкам же нельзя сразу сказать слово «плохо», так как бурная эмоциональная реакция не позволит ей рационально осознать, что именно ей надо изменить.

Слово «молодец» эмоционально более значимо для мальчиков, слово «умница» – для девочек.

Таким образом, становится понятно, что в силу гендерных различий мальчикам и девочкам приходится очень трудно, когда учителя и родители предлагают им идти одним путем к познанию. А сами они недостаточно зрелы, чтобы выбирать свои пути. Важно понять их, принять такими, какие они есть, помочь в непростом мире знаний.

Подчас практически невозможно учитывать важнейшие отличия мальчиков и девочек, когда они в одном классе. Можно ли, например, построить урок с учетом принципиально разных периодов врабатываемости детей? Вероятно, можно, но это будет по сути два разных урока для учащихся, сидящих в одном классе. Вот причина, по которой создаются на разных территориях нашей страны и за рубежом классы раздельного обучения.

Имеющиеся в обучении проблемы психологического, педагогического характера связаны, чаще всего, с тем, что в традиционном учебном процессе не учитываются психофизиологические особенности обучающихся, в результате чего часть школьников остается без внимания со стороны учителя, и ей оказывается недоступной учебная информация, которая предназначена детям с преобладанием другого типа полушария головного мозга.

Вместе с тем есть все основания считать, что оптимальное сочетание форм учебной деятельности и природного генотипа ребенка при восприятии информации являются необходимым и важнейшим условием развивающей направленности обучения как предпосылки для развития индивидуальных возможностей, задатков и склонностей каждого обучающегося.

Выход был найден в выборе наиболее эффективных форм и методов обучения на основе гендерного подхода.

Организация учебного процесса с учётом гендерного подхода даёт возможность создать условия для обеспечения базового уровня подготовки всех учеников, а также для усвоения материала на более высоком уровне для учениц, проявляющих интерес и способности к предмету; для развития логического мышления учащихся и коммуникативных (умение общаться, сотрудничать), организационных (умение делать выбор) и творческих способностей детей.

Таким образом, гендерный подход в обучении позволяет в условиях классно-урочной системы обучения при сочетании фронтальных, групповых и индивидуальных заданий обеспечить повышение качества обучения и развития каждого ученика; обеспечивает развитие их познавательной активности и интеллектуальной деятельности. Успех обязательно будет, если процесс обучения строится с учетом знаний о потребностях, интересах, уровня подготовки, познавательных интересов своих учеников и создаются оптимальные условия для овладения универсальными учебными действиями и развития способностей.

01.12.2016