В человеке на протяжении всего его жизненного пути борются две противоположности – стремление к активности, которая необходима для достижения цели, и бездеятельность, как показатель низкой мотивации и отсутствие потребности в чем-то. Эти качества проявляются как у взрослых людей, так и детей.
В педагогической науке нежелание ученика действовать, особенно в ситуации, когда это необходимо, относят к проявлению слабости воли, а в быту называют ленью.
Слово «лень» в переводе с латинского означает «спокойный», «вялый». Именно так медлительно и уныло ведет себя ленивый школьник. В психологии школьная лень чаще всего изучается с точки зрения волевой сферы.
Воля рассматривается как психический процесс, в основе которого лежит целенаправленная регуляция личностью своего поведения, действия и деятельности. Все это является необходимым для достижения поставленных целей. Но так как есть воля, всегда будет существовать и ее противоположность – безволие, которое находит свое проявление во всех сферах человеческой жизни, в физических и умственных действиях личности. Именно к безволию относят школьную лень, которая мешает активизации физических и психических сил для достижения желаемого результата.
Таким образом, под ленью нужно понимать негативное качество воли, которое чаще всего описывают как отсутствие трудолюбия и активности для достижения цели, нежелание повышения результативности трудовой деятельности, а также предпочтения свободного времени и отдыха.
Ленью также называют стремление к отказу от преодоления возникающих трудностей и стойкое отсутствие желания прилагать волевые усилия для совершения активных действий. Лень толкуется, как:
Рассмотрим виды лени, которые встречаются у детей.
Мыслительная лень: отказ от размышления над результатом, который школьник должен получить в ходе учебной деятельности или же постоянное бездумное выполнение неэффективных действий.
Физическая лень: отказ от физических действий, желание отдохнуть, подобный вид лени может носить временный характер или постоянный, часто проявляется на уроках технологии и физической культуры.
Эмоциональная лень: низкая эмоциональность, отсутствие эмоциональных реакций, проявление апатии, часто наблюдается у школьников во время проведения внеклассных мероприятий, уроков изобразительного искусства, музыки, во внеклассных мероприятиях.
Творческая лень: нежелание учащихся выполнять задания творческого характера; часто проявляется у творческих личностей как усталость от избыточной деятельности.
Патологическая лень -лень, которая целиком поглощает школьника, охватывая все сферы его жизни. Может быть симптомом серьезного заболевания.
Философская лень: определенные убеждения школьника являются основной причиной его бездеятельности: он не может ответить на вопросы: зачем учиться? Зачем трудиться?
Интеллектуальная лень: леность разума, когда у человека проявляется нежелание мыслить, прилагать умственные усилия в выполняемом деле, анализировать и критически оценивать поступки, события, исчезает любознательность.
Педагогам следует помнить, что лень – это не всегда плохо. Например, врачи считают, что лень в определенных ситуациях – это полезный защитный механизм.
Кроме понятия «лень», существует понятие «пассивный ребенок». Понятие «пассивный» в словаре Ожегова С.И. раскрывается как «не проявляющий деятельности, безучастный, безразличный к окружающей жизни», а также «зависящий от деятельности другого, лишенный самостоятельности». В педагогической психологии «пассивный» обычно толкуется как противоположный активному, активный с отрицательным знаком. Основные признаки пассивности ребенка - это пониженная интеллектуальная активность, недостатки физического здоровья, отставание в развитии.
В исследованиях Славиной Л.С. понятие «пассивные ученики» получает конкретность. У пассивных учеников отсутствие познавательного отношения к действительности, недостаточная сформированность интеллектуальных умений и навыков, отрицательное отношение к интеллектуальной деятельности.
Психологи выделяют следующие причины проявления лени и пассивности учащихся в учебном процессе:
В содержании понятия «интеллектуально пассивные ученики» Орлова Л.В. выделила четыре группы детей:
1) Группа с «мотивационной» интеллектуальной пассивностью. Учащиеся данной группы выбирают преимущественно легкие пути достижения цели, не заинтересованы в работе, стремятся получить быстрый результат без достаточного осмысления, испытывают состояние эмоционального дискомфорта в ситуации интеллектуального напряжения. Одной из основных причин этого вида пассивности является наличие избыточной развлекательной информации в семье, субъективно-пассивная роль ребенка при ее получении.
2) Группа детей с «операционно-технической» интеллектуальной пассивностью. Подобная интеллектуальная пассивность учащихся проявляется в шаблонности умственной деятельности, избыточных операционных действиях и наличии несущественных вопросов по ходу работы; использовании обходных путей в выполнении учебных задач или применении нерациональных и даже неуместных при выполнении данного задания приемов; предпочтении репродуктивной деятельности и знакомых, простых заданий. В основе данного вида пассивности лежат следующие причины:
3) Группа детей с «частичной» или избирательной интеллектуальной пассивностью. Учащиеся, относящиеся к этой группе пассивны лишь в отдельных видах работы или в некоторых учебных дисциплинах.
4) Группа детей с «разлитой» или общей интеллектуальной пассивностью. Такие пассивные дети не стремятся к получению новых знаний, они нелюбознательны, избегают напряженной умственной работы. Интеллектуальная пассивность проявляется у них не только в учебе, но и в игре.
Данная классификация не является жесткой так как границы между группами подвижны, один и тот же ребенок может входить в две группы.
Роль педагога в преодолении лени
С ленью у детей надо начинать борьбу при первом ее проявлении, пока она не превратилась в привычку, иначе, искоренять ее будет значительно труднее.
Педагог должен видеть зачатки лени у ребенка. Чтобы помочь ученику справиться с ленью, учитель в первую очередь, должен понять её «природу» и определить ее основную причину. В этом помогут скрытые сигналы лени, которые кроются и распознаются по фразам - индикаторам лени:
Определившись с видами и причинами лени, педагог может строить работу по преодолению лени учащихся. Основным путем преодоления лени является воспитание потребности в труде. Без такой потребности бесполезно укорять ленивого школьника за несделанные дела: учителю в этих условиях не на что опереться. Напомним, что трудолюбие возникает при успехе в какой-либо деятельности, прежде всего учебной, радостном переживании этого успеха и желании все чаще включаться в процесс труда и учебы. Рассмотрим пути формирования у учащихся таких черт характера, как прилежание, добросовестность, старательность и обязательность.
Воспитательное воздействие на ленивых учащихся следует предпринимать с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Педагог должен использовать методы и приемы, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.
Методы, используемые учителем регулярно и системно, дают возможность получить намеченный результат: искоренение лени и пассивности учащихся. Для этого обучение должно быть устроено не традиционным образом, а преобразовано в специфический вид деятельности, составленной из множества единичных актов деятельности, организованных в единое целое и направленных к достижению общей цели.
В явлении интеллектуальной лени школьников необходимо различать две стороны: мотивационную — отношение к интеллектуальной деятельности, и операционно-техническую — отсутствие соответствующих интеллектуальных знаний, навыков и умений, необходимых для осуществления данной интеллектуальной деятельности.
Обучение интеллектуально ленивого ребёнка отсутствующим у него знаниям и умениям не может быть достигнуто путём обычного обучения, а требует применения специальной методики и выше описанных методов и приемов. Кроме того, преодоление детской лени возможно только при совместной работе педагогов и родителей.
Борба М. предлагает следующие подходы, рекомендации для родителей, которые могут помочь ученику преодолеть «порог лености» стать более успешным и самостоятельным:
Отличный рабочий способ, которого следует придерживаться и педагогам, и родителям, - это усилить учебную мотивацию, связать учебу и труд с удовольствием, выстроить ряд ассоциаций с позитивными вещами. В дальнейшем мозг ребенка сам наладит внутренний распорядок, логистику, систему поощрений и стимулов. И тогда лень уйдет, а жизнь ученика станет не тяжким трудом, а рабочим пространством возможностей и радостных находок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.