Особенности формирования языкового сознания глухих детей
Оценка 4.7
249 р.
249 р.

Особенности формирования языкового сознания глухих детей

Оценка 4.7
Практикум
дефектология +1
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 27.07.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Особенности формирования языкового сознания глухих детей
Cвидетельство участника
249 р.
Особенности формирования языкового сознания глухих детей

Согласно различным источникам, примерно 10% населения нашей планеты имеет те или иные расстройства слуха, затрудняющие общение. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), социально значимыми дефектами слуха во всем мире страдает около 500 млн. человек. Статистика показывает, что число детей с нарушенной слуховой функцией постоянно увеличивается.

По данным Минздравсоцразвития в России насчитывается около 200 тысяч инвалидов по слуху и слабослышащих граждан. Однако эта цифра по разным причинам не охватывает все категории людей, страдающих нарушениями слуха.

Глухие не считают себя немыми. Немой – это тот, который не может говорить. Люди с нарушением слуха разговаривают на жестовом языке, а при контакте со слышащими, в той или иной степени, используют устную речь. В связи с этим говоря о таких людях не этично использовать термин «немой» или «глухонемой».

При потере слуха в сознательный период жизни звуковая речь глухого человека мало чем будет отличаться от обычной. Если глухота с рождения или наступила в детстве – слова будут не очень понятны, речь деформирована. Восприятие звуковой речи у таких людей так же затруднено. В связи с эти людям с нарушением слуха легче общаться на жестовом языке, благодаря которому они получают более точную и глубокую информацию.

Особенность формирования языкового сознания глухих детей заключается в том, что их языковая картина мира развивается на жестовом языке. Приступая к изучению словесного языка, неслышащий ребенок уже обладает определенной картиной мира, в которую «вписан» родной (жестовый) язык с присущей ему системой значений. Картина мира у такого ребенка облачена в формы и значения жестового языка. Других представлений, с помощью которых он мог бы интерпретировать словесный материал, у него просто нет. Процесс включения значений словесного языка в индивидуальный контекст субъекта – носителя жестового языка – чреват многими опасностями, связанными, прежде всего, с интерпретацией словесного материала. Жестовая речь является одной из знаковых систем, и ранее овладение ею позволяет сформировать речевую деятельность в сензитивный период, создает базу для параллельного усвоения словесной речи. Жестовая речь выступает гарантом опережения усвоения учебного и речевого материала глухими детьми на словесной основе.

Жестовый язык как система коммуникации глухих детей

Жестовый язык глухих – творение исторически сложившегося сообщества глухих, он сплачивает глухих в единое образование. Язык, на котором говорят глухие дети глухих родителей можно расценивать как национальный жестовый язык. Глухой ребенок из семьи глухих и его глухой сверстник из семьи слышащих родителей по-разному относятся к факту глухоты. Ребенок глухих родителей думает о факте глухоты не как о следствии какого-то события, а воспринимает ее просто как данность, для ребенка же из слышащей семьи быть глухим означает быть в отрыве от семьи, быть не таким как все, быть больным, быть неполноценным.

Примерно 10% глухих детей рождаются в семьях, где родители имеют нарушение слуха. Эти дети растут в культуре глухих и изначально имеют сильное чувство идентичности.

Дети слышащих родителей вынуждены решать проблемы собственной идентичности.

Особую роль в культурной трансмиссии играют школы для детей с нарушением слуха. Психологическая способность к речи у глухого обратно пропорциональна его физической способности говорить. Глухие без всякого воспитания, вопреки ему, развивали и создавали свой язык. Дети с нарушением слуха усваивали жестовый язык от своих сверстников в школах, не смотря на постоянные запреты на жестовый язык. В результате жестовый язык передавался неслышащим детям от других неслышащих детей с последующей коррекцией со стороны взрослых глухих.

На ряду с жестовым языком глухие люди (взрослые и дети) в своем общении используют дактилологию (вспомогательную систему жестового языка) и систему показа чисел.

В жестовом языке и во вспомогательных системах жестового языка информация передается от говорящего человека к слушателю через движение рук, глаз или тела и воспринимается через визуальный канал.

Дактилология – вспомогательная система жестового языка

Вспомогательной системой жестового языка является дактилология.

Дактилология (от греч. daktylos палец, logos слово) своеобразная форма речи (общения), воспроизводящая посредством пальцев рук орфографическую форму слова речи.

Дактильный алфавит это совокупность расположенных в определенном порядке пальцевых знаков букв.

Буква, изображаемая с помощью пальцев, называется дактилемой или дактильным знаком. Каждый дактильный знак обозначает определенную букву. В основе дактильных азбук лежит буквенный алфавит. В дактилологии столько знаков, сколько букв в алфавите того или другого языка.

По своей основе дактильная речь сходна с письменной, по своей функции – с устной речью.

При дактильном разговоре соблюдаются все правила орфографии, морфологии и синтаксиса данного языка. Дактильная речь подчиняется правилам не столько устной, сколько письменной речи. Говорящий посредством дактильного алфавита воспроизводит словесную речь не орфоэпически, а орфографически. Посредством дактильных знаков, следующих друг за другом в определенном порядке, может быть составлено любое слово, любое предложение.

В настоящее время дактилология применяется во всем мире, но она не интернациональна.

В большинстве странах при общении с помощью дактилологии используется одна рука. Считается, что это «более удобно», так как вторая рука свободна для других действий. Примером, где используются две руки, может служить британская дактилология.

Русский дактильный алфавит существует давно. Он возник в начале XIX века. Русская дактилология является одноручной, копирующей, буквенной.

В русской ручной азбуке столько дактильных знаков, сколько букв в русском алфавите 33. Каждый дактильный знак (дактилема) обозначает букву (графему).

Одни буквы русского дактильного алфавита имеют сходство с печатными знаками (г, л, м, о, с), другие являются воспроизведением в воздухе письменных начертаний (б, д, з), третьи включают отдельные признаки письменного и печатного алфавита (условные): а, в, е, ё, ж.

Процесс общения с помощью дактилологии происходит таким образом, что говорящий показывает буквы (дактилемы), а воспринимающий следит за движением руки визуально.

Правила использования русской дактильной азбуки таковы: дактилирование производится плавно и слитно обращённой к собеседнику кистью правой руки, которая согнута в локте, в соответствии с правилами орфографии, проговаривая дактилируемые слова и смотря на собеседника. Слова разделяются паузой, а фразы – остановкой.

Дактильная форма речи не позволяет воспринять все слово или короткое предложение одновременно, как это имеет место при чтении письменной или восприятии устной речи. При дактилировании видны только отдельные, пишущиеся в воздухе знаки букв. Дактильный знак исчезает из поля зрения после появления следующего знака. Даже при повторном дактилировании нельзя увидеть слово в целом. Его всегда нужно мысленно составить из суммы продактилированных букв.

Общаться с помощью дактилологии не очень удобно, так как на каждое слово тратится много времени. В основном дактильный метод используют для того, чтобы произносить собственные имена, различные названия, термины, при необходимости донести новое слово... Так же используется для проговаривания вспомогательных слов («а», «ну», «бы», «эх»), слов, у которых отсутствует жестовое представление слов («сок», «май» и др.)

Дактилология отличается от жестов тем, что дактильным алфавитом передают звуки речи (буква за буквой), жесты представляют целые слова, означающих понятие или комплекс понятий.

Дактильную форму речи используют в качестве вспомогательного средства на первоначальном этапе обучения глухих детей словесной речи. Овладеть дактилированием глухим детям гораздо легче, чем произношением и письмом. По имеющимся данным, у детей 2 лет этот процесс иногда занимает 5 – 6 месяцев [5]; глухие дошкольники 3 лет овладевают умением дактилировать в период от двух недель до двух месяцев [3]. Использование дактильной речи открывает глухим детям возможность познать членораздельность языка, накопить словарь и включиться в общение со слышащими. В процессе обучения учитель обращается к детям устно-дактильно, используя в качестве вспомогательного средства таблички со словами. Дети воспринимают материал слухо-зрительно, их собственная речь на данном этапе – устно-дактильное проговаривание. Обучение устной и дактильной речи осуществляется параллельно. Постепенно дети учатся воспринимать устную речь без дактилирования. Дактильная речь становится вспомогательным средством, педагог использует ее, когда дети затрудняются в слухо-зрительном восприятии.

Чтение с дактилирующей руки

Чтение с руки не тождественно процессу дактилирования. Овладеть дактильным алфавитом и техникой дактилирования проще, чем научиться читать с дактилирующей руки.

На результаты чтения с дактилирующей руки оказывают влияние темп дактилирования и его техника, четкость артикуляции, состояние навыка чтения с руки, запас слов, уровень общего развития читающего.

Восприятие и понимание сопровождаемой дактилированием устной речи говорящего во многом зависит от знания воспринимающего дактильного алфавита, состояния навыков дактилирования и чтения с руки.

Наиболее распространенными ошибками при чтении дактильного алфавита с руки являются пропуски и замены букв.

Передача чисел в жестовом языке

Число основное понятие математики, используемое для количественной характеристики, сравнения, нумерации объектов и их частей. Письменными знаками для обозначения чисел служат цифры.

Цифра это упорядоченная знаковая система, предназначенная для записи чисел. Цифрами считается ряд от 0 до 9. В разных жестовых языках используют разные системы показа цифр. В одних используется только одна рука, в других задействованы две. В русском жестовом языке для демонстрации цифр от0 до 5 используется одна рука, с 6 до 9 – две руки. Соответственно все числа, в состав которых входят цифры с 0 до 5 показываются одной рукой, с 6 до 9 – двумя руками, с соответствующей совокупностью расположенных в определенном порядке пальцевых и необходимым изменением движения. Данная система активно используется при обучении неслышащих детей математики и другим манипуляциям числами, мерой и т.д.

Жестовый язык и его особенности

Жестовый язык – самостоятельный язык, состоящий из жестов. Этот язык в основном используются в культуре глухих и слабослышащих с целью коммуникации. Использование жестовых языков людьми без нарушения слуха вторично, однако довольно распространено: часто возникает потребность в общении с людьми с нарушениями слуха, являющимися пользователями жестового языка.

Жест структурный элемент жестового языка, основная смысловая единица. Каждый жест производится руками в сочетании с мимикой, формой или движением рта и губ, а также в сочетании с положением корпуса тела.

Жестовый язык глухих – подвижная система. При жизни одного поколения «умирают» одни жесты и возникают другие. Жесты глухих вариативны. У каждого индивида, группы, сообщества людей с проблемами слуха могут возникать свои варианты жестов. Жест зависит от пластики, темперамента, эмоциональности, от физических данных исполнителя жеста. Один и тот же жест может выглядеть по-разному у разных людей. Но можно выделить общие узнаваемые черты жеста, некие нормы, существующие в настоящее время.

Жестовая речь имеет две различные речевые системы:

- разговорный жестовый язык, используемый в повседневном общении, обладающий собственной лексикой и грамматикой;

- калькирующая жестовая речь, используемая в официальной обстановке, в которой жесты сопровождают устную речь говорящего.

Жесты в калькирующей жестовой речи выступают как эквиваленты слов, а порядок их следования такой же, как и слов в соответствующем предложении. Калькирующая жестовая речь использует жесты разговорного жестового языка и знаки дактильного алфавита для побуквенной передачи слов, для которых нет жестового эквивалента.

Число жестов разговорного жестового языка значительно меньше числа слов русского языка. При этом одним и тем же жестом могут обозначаться разные денотаты.

Разговорный жестовый язык почти полностью независимы от звуковых и идут своим путём развития. Жестовые языки различаются территориально и не только: страны с одинаковым звуковым языком могут иметь два различных жестовых языка; и наоборот, область в которой есть много звуковых языков, может присутствовать один общий - жестовый.

В качестве примера можно привести то, что американский жестовый язык «амслен» (ASL) – имеет больше сходства с французским (LSF) и практически не имеет ничего общего с британским жестовым языком (BSL). Не смотря на то, что и в Америке и в Британии единый звуковой язык –английский. Похожая ситуация присутствует и в Европе. В Германии и Австрии единый звуковой язык – немецкий. А жестовые языки (РЖЯ) представляют собой два не связанных друг с другом языка: австрийский жестовый язык (нем. Österreichische Gebärdensprache, ÖGS) и немецкий жестовый язык (нем. Deutsche Gebärdensprache, DGS).

Особенности разговорного жестового языка

  • конфигурация (левая — правая рука, положение пальцев и кисти руки, взаимное расположение при двуручных жестах);
  • пространственное положение (около лба, около лица, около груди и т.д.);
  • компонент, отражающий движение — направление и качество движения.
  • Cтруктура разговорного жестового языка позволяет передавать параллельно несколько потоков информации (синхронная структура языка). Так, например, содержание «объект огромных размеров движется по мосту» может быть передано с помощью одного жеста, в то время как звуковые языки функционируют секвентильно (то есть информация передаётся последовательно, одно сообщение за другим).
  • Аморфность разговорного жестового языка. Речевой жест содержит понятие, но не выражает форму числа, рода, падежа, а также наклонения, времени и вида. В разговорном жестовом языке глаголы имеют только одну форму – инфинитив. Для обозначения времени действия используются служебные жесты «было» («не было»), «будет», «давно».
  • При обычных бытовых диалогах, в высказываниях на разговорном жестовом языке зачастую опускаются глаголы, вся фраза значительно редуцируется, приобретая иногда мало узнаваемый вид по сравнению со своим аналогом на рафинированном литературном языке (Например, фразе «Я иду на работу» может опускаться глагол «иду» и фраза будет выглядеть «я – работать»)
  • Для пояснения причинно-следственных связей в высказывания на разговорном жестовом языке включаются служебные жесты «связь», «причина, «так как», «потому что» но в реальных диалогах подобные жесты обычно отсутствуют.
  • Жестовые высказывания обладают весьма сильно выраженной конситуативностью: в разговорном жестовом языке нет специальных жестов для обозначения того, «что всегда присутствует в разговоре», например, головы, руки, носа и т.п. Эти значения выражаются указанием, например, на свою руку, голову и т.д. Смысл жеста определяется контекстом. Так, в зависимости от контекста, по-разному будет воспроизводиться жест «маленький» в сочетании с жестами: «домик», «теленок», «мальчик», «котенок», «нож», «кусок» и т.п. Также по-разному будет выглядеть жест «летит» в сочетаниях: «летит птица», «летит поезд», «летит время», «летит самолет», «летит снежинка», «летит человек» и т.д.
  • В отличие от слова, которым характерно обобщение, для жеста характерна конкретность. Отсутствие в жесте широкого обобщения, Например, нет единого жеста для передачи такого слова, как «большой» («большой дом», «большая собака», «большой заработок», «большой человек») Слова такого рода показываются разными жестами, конкретно и точно передающими признак конкретного предмета и т. п. В отличие от слова, называющего предмет (номинативная функция), жест изображает. Если элементы слова (звуки и буквы) не зависят от материальной характеристики предмета, то движение руки передает признак предмета или действия — поэтому жесты всегда образны. Например, при показе жеста «дом» кисти рук как бы рисуют крышу, «дружить» – складываются в рукопожатие.
  • Речевые жесты обладают свойством синкретизма (многозначность жеста). Синкретизм многих лексических единиц разговорного жестового языка выражается в использовании одного жеста для обозначения разных объектов реального мира и подчиняется определенным закономерностям. Например, не разделяются действующее лицо, орудие и процесс действия («столяр», «рубанок», «строгать»); действие и его результат, продукт действия («рисовать» – «картина»; «доить – молоко») и т. п.. Для различения подобных, близких или синонимичных понятий, вводится обозначение дополнительных признаков («картина» = «рисовать» + «рама»), а слово при этом артикулируется.
  • В словесном языке, если название какой-либо вещи не имеет ничего общего с ее природой, мы не можем объяснить, как возникли непроизводные слова, сказать, почему «стол» называется «столом», «кровать – кроватью», «стул – стулом». Зато происхождение ручных знаков в подавляющем большинстве случаев можно легко проследить. Даже у самых неясных по этимологии жестов можно найти истоки, восстановить их первоначальный рисунок, хотя, как правило, он стирается со временем, становится схематичным, более условным.
  • В синтаксисе жестового языка трехмерность пространства используется в первую очередь для локализации: жестикулирующий «помещает» участников ситуации в определенные точки пространства, и в дальнейшем место артикуляции предикатов предсказуемо модифицируется в зависимости от локализации субъекта и объекта.
  • У жеста – двигательная природа. Его можно располагать в пространстве на требуемом расстоянии относительно определяемой части тела («ближе», «выше», «левее» и т.п.), обозначая предмет, а можно одновременно указывать на два предмета, исполняя по жесту каждой рукой.
  • Субстанция жеста позволяет дифференцированно обозначать смыслы путем изменения направления и качества движения (например, различая только направление движения жеста: «вверх – подниматься», «вниз – спускаться»).
  • Мимика лица, (игра мышц лица, прищуривание, раскрытие глаз), движение тела выполняют своего рода грамматические функции жестового языка. Без нее трудно отличить вопрос от повеления, условное наклонение от утверждения. Некоторые выражения лица имеют те же функции, что и наречие, междометия в устной речи. Мимика – своеобразный аналог интонационной стороны речи. Лицо обладает такими же богатыми коммуникационными возможностями, как и оттенки голоса.

Набор используемых жестов во многом зависит от уровня образованности и возраста участников диалогов.

Дом

Дружить

Стол

Кровать

Стул

С лингвистической точки зрения разговорный жестовый язык является настолько же богатым и непростым, как и любой звуковой язык. Данный язык обладает своей грамматикой и может быть использован для обсуждения самых различных тем.

Целесообразность использования жестового языка при обучении детей с нарушенным слухом достаточно активно обсуждается в профессиональных кругах. Жестовый язык как важнейшее вспомогательное средство даёт возможность глухим детям постигать окружающий мир легко, с интересом и в полном объёме. И при этом он абсолютно не мешает развивать словесную речь ребенка.

Список использованной литературы:

  1. Гейльман И.Ф. Словарь жестового языка: 2 т. /И.Ф.Гейльман. – Санкт-Петербург, 2004. – 2 т.
  2. Зайцева, Г.Л. Дактилология. Жестовая речь /Г.Л. Зайцева. – М. – 2000. – 191с.
  3. Корсунская Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. М., «Просвещение», 1969.
  4. Марциновская, Е.Н. Дактильная форма речи и её взаимосвязь с устной и письменной речью / Е.Н.Мартиновская. – Психология глухих детей. – М., 1971. – с.248-254
  5. Морева Н. А. Особенности глухих дошкольников разного возраста в овладении речью. Канд. диос. М., 1964.
05.09.2018