Требования времени, развитие компьютерных технологий привели к тому, что в современном мире основным, и уже привычным, техническим средством передачи и обработки информации стал компьютер. Он знаком и понятен обучающимся и педагогам. Применение компьютерной техники в процессе обучения широко обсуждается в педагогической среде. Сегодня трудно найти учителя, который, хотя бы эпизодически, не использовал компьютер в подготовке и проведении уроков и мероприятий. Проведение таких занятий имеет ряд особенностей.
Рассмотрим основные моменты, связанные с использованием компьютерной техники в процессе организации обучения и воспитания.
Компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы являются средствами обучения и воспитания и составляют информационную среду образовательного учреждения. Пользователями этой среды являются педагоги, обучающиеся, родители. Для них появляется возможность:
Использование компьютера в образовательном процессе позволяет:
Формы организации занятий с компьютерной поддержкой
Понятие компьютерная поддержка встречается еще в 80-е годы ХХ в. в работах Ершова А.П. Данное понятие рассматривается в контексте значения слова «поддержка» («помощь, содействие, опора») и компьютер рассматривается как вспомогательное средство, которое способствует процессу обучения и обеспечивает двусторонний характер взаимодействия педагога и обучающегося.
Использование компьютерной техники на уроке (презентации, интерактивные карты, задания, тесты) должно быть организовано в строгом соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания.
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Существует несколько подходов к использованию компьютерной техники на занятии.
Фронтальная форма обучения. На занятии можно использовать компьютер учителя, компьютеры в компьютерном классе или личные компьютеры обучающихся.
При использовании одного компьютера педагога речь идет об организации занятия демонстрационного типа, на котором компьютер используется в качестве «электронной доски». Для применения в качестве демонстрационного устройства, компьютер используется вместе с мультимедийным проектором. Они легко транспортируются, что позволяет оперативно организовать занятие с компьютерной поддержкой по любому учебному предмету в любое время и в любом кабинете. Такой вариант использования компьютерной техники позволяет обеспечить сопровождение наглядным материалом урок объяснения нового материала, а также урок повторения и закрепления. При этом монитор компьютера педагога может использоваться не только в режиме демонстрации, но и в режиме приглашения к нему обучающихся для выполнения заданий, предусмотренных электронным средством обучения.
Использовать один компьютер и проектор в учебном классе целесообразнее всего в ситуациях, когда:
При организации фронтальной работы с использованием компьютеров и педагога и обучающихся применяется технология передачи информации по локальной сети. При этом содержание экрана компьютера учителя транслируется на экраны компьютеров учеников. Здесь можно использовать программу управления классом ClassroomManagement (программное обеспечение Classroom Management позволяет организовывать виртуальные классы — среду, где формируется живой образовательный процесс, использующий школьную сеть и Интернет. Виртуальный класс позволяет обучающимся и учителю вести урок и общаться в сети в режиме реального времени.).
Используя компьютерную технику, необходимо учитывать Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения:
−непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской в 1 - 4 классах не должна превышать 5 минут, в 5 - 11 классах - 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски в 1 - 2 классах составляет не более 25 минут, 3 - 4 классах и старше - не более 30 минут.
После использования средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце занятия - физические упражнения для профилактики общего утомления. С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения.
Групповая форма обучения. Следует использовать компьютеры обучающихся, подключенные по локальной сети к компьютеру педагога, который может выполнять роль сервера. Обучающиеся распределяются по группам, которым предоставляется доступ к информационным ресурсам. Такой вариант использования компьютерной техники позволяет обеспечить наглядным материалом творческие группы обучающихся и эффективно организовать обучение методом проектов, организовать индивидуальное (дифференцированное) обучение, обучение в малых группах. При этом работа за компьютером в группе должна регулироваться педагогом таким образом, чтобы один обучающийся выполнял свою работу на компьютере не более 7-10 минут, а остальные члены группы в это время выполняли часть работы, в которой компьютер не задействован. Оптимальное количество обучающихся в группе не более 4-5 человек.
В малых группах, используя один компьютер, обучающиеся могут:
Особенно следует отметить, что на первых уроках в компьютерном классе, целесообразно присутствие учителя информатики или коллеги, знакомого с работой компьютерного класса. Это нужно для того, чтобы оперативно решать возникающие проблемные вопросы, связанные с неполадками оборудования и программного обеспечения.
Внеурочная форма учебной деятельности. Организуется педагогом с целью активизации познавательной, исследовательской деятельности обучающихся, повышения интереса к участию в конкурсных и проектных работах.
Формы внеурочной деятельности с использованием компьютерной техники:
Принципы разработки уроков с компьютерной поддержкой.
При планировании основы будущего занятия необходимо решить задачу подбора дидактического материала и его использования, т.е. методическую задачу, и задачу организации урока.
Факторы, влияющие на построение урока.
В ходе предварительной подготовки к уроку с использованием компьютерной техники, педагогу необходимо спланировать организацию работы обучающихся с компьютером, способы подачи учебного и дидактического материала. Особое внимание необходимо уделить формулировке вопросов и заданий, выполняя которые обучающиеся будут использовать электронные средства обучения.
При подготовке к учебному занятию или внеклассному занятию с использованием компьютерной техники педагог:
Основные критерии эффективности применения компьютерной техники на уроке:
Анализ занятия с компьютерной поддержкой
Выделяются пять функциональных блоков, направлений в оценке урока с компьютерной поддержкой.
Ключевые моменты. Подготовка к проектированию урока с использованием компьютерной техники включает в себя:
При проектировании учебного занятия или мероприятия с использованием информационных технологий педагогу необходимо обратить внимание на соблюдение санитарных норм, провести детальный анализ имеющихся технических ресурсов, спрогнозировать эффективность использования каждого ресурса, определить методику проведения занятия и основные виды деятельности с этими ресурсами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.