Самопознание как основной фактор развития и обогащения сознания обучающихся
Оценка 4.6


Самопознание как основной фактор развития и обогащения сознания обучающихся

Оценка 4.6
Практикум
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 29.03.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Самопознание как основной фактор развития и обогащения сознания обучающихся
Cвидетельство участника
249


Самопознание как основной фактор развития и обогащения сознания обучающихся

На современном этапе развития общества перестраиваются основания и способы жизнедеятельности, поддерживается и ценится постоянная генерация идей. Помогает человеку «строить отношения с самим собой меняющимся, вчера думающим и действующим не так, как сегодня» самопознание, которое необходимо для самостоятельной организации своей деятельности. От образования требуется такая организация процесса обучения, при которой, в силу изменения содержательных и процессуальных аспектов обучения, на первый план выходит ориентация учащихся на самопознание.

В отечественной психологии самопознание рассматривается как начальный этап процесса самосознания. Через самопознание человек осознает себя, как личность, познает свое «Я», изучает свои психофизиологические особенности и способности, определяет потенциал.

Самопознание – это процесс познания самого себя, своих возможных и уже имеющихся качеств и свойств личности, а также интеллектуальных особенностей, черт характера, межличностных отношений, в которых участвует индивид.

Самопознание является психическим процессом, который отвечает за целостность единства и развития личности. Процесс самопознания длится на протяжении всей жизни.

Рассмотрим основные аспекты формирования самопознания. Формирование данного процесса происходит поэтапно по мере отображения внешнего мира и познания самого себя.

Самопознание включает три уровня, которые соответствуют трем сферам организации индивида:

- биологический уровень – происходит познание себя как отдельного организма;

- социальный уровень – определяет способность к научению, постижению умениям и нормам социального поведения;

- личностный уровень – проявляет возможность права выбора, принятия решений и дальнейшего определения свой жизни.

В психологии существует научная концепция, согласно которой процесс самопознания имеет некоторые смысловые характеристики, представленные определенными аспектами:

- здоровье человека (психологическое и психическое);

- личностный потенциал (оптимальная реализация потенциала);

- гармония (внутреннего мира и психологическая зрелость). Именно эти аспекты взаимодействуют и работают целостно, отвечая за эффективность самопознания личности.

Самопознание, как и саморазвитие личности, довольно продолжительные процессы. Эти процессы протекают на протяжении всей сознательной жизни человека.

Саморазвитие личности - это внутренний процесс духовного и нравственного, деятельностно-практического самопреобразования личности, осуществляемый для повышения способности к самостоятельному решению жизненных задач. Саморазвитие более продуктивное при творческом использовании учителями многогранных, стимулирующих личностный рост возможностей образовательной среды.

Саморазвитие школьника проходит наиболее эффективно в системе образования, если педагогами будет реализована деятельность по:

- интеграции содержания системы основного и дополнительного образования, системы воспитательной работы как непрерывного ценностно-смыслового контекста саморазвития учащегося;

- вовлечению школьников в различные виды культивируемой в образовательном пространстве школы индивидуализированной, проектной, научно-исследовательской деятельности, активизирующей внутренние механизмы саморазвития;

- развитию корпоративной культуры образовательного учреждения, как ресурса обогащения мотивации саморазвития личности школьника.

Сегодня появилось понимание того, что приобретенные учеником знания не позволяют ему в полной мере соотносить себя с окружающим миром, другими людьми, сопоставлять себя с другим человеком, в котором есть нечто, имеющее значение для ребенка, которое должно быть понято им, осознано и принято.

Возникновение принципиально новых «измерений» действительности, себя и другого человека, которые раскрывают смысл его существования, есть проблема, которая может быть решена при условии обучения ребенка находить, порождать и интерпретировать личностные смыслы, познавать себя.

Такая ситуация приводит к необходимости развития понимания детьми не только самой информации и ее источников, но также себя и своей жизненной позиции. Современная жизнь ставит перед ребенком непростую проблему понимания и формирования образа мира и образа себя в этом мире.

Самопознание в системе образования должно быть нацелено на развитие нравственно-духовной культуры личности учащегося, осознание смысла своей жизни.

Сегодня особое беспокойство вызывает дефицит нравственно-духовной культуры у детей. Все это повышает социальный запрос на нравственно - духовную, творческую, развивающую личность. Поэтому основной целью образовательного учреждения является такая организация образовательного процесса, которая обеспечивала бы формирование общечеловеческих нравственно-духовных ценностей, привитие навыков саморазвития, ответственного подхода к себе и к окружающим, культуры поведения; определение путей формирования нравственно-духовных качеств личности через самопознание.

В системе образования самопознание должно быть нацелено на:
- развитие осознанной необходимости нравственно-духовного самосовершенствования;
- воспитание гражданственности и патриотизма;

- утверждение оптимистического взгляда на мир и чувства уверенности в собственной успешности;

- формирование чувства терпимости, стремления к взаимопониманию и согласию, готовности прийти на помощь и оказать поддержку другим людям.
Неотъемлемой частью в системе самопознания школьниковявляется педагогическая диагностика и мониторинг, где основными объектами являются:

- воспитанность и обученность личности;

- поведение и деятельность учащихся;

- влияние внешнего окружения;

- обратная связь;

- психолого-педагогическая коррекция.

Целенаправленная работа в данном направлении способствует выявлению недостатков и формированию умений наметить конкретные пути к их устранению, а также вносит конкретность в работе, нацеливает на решение практических задач, ориентированных на оптимизацию учебно-воспитательного процесса.

Самопознание необходимо для самостоятельной организации своей деятельности. Если для осуществления необходимых действий человеку не хватает умений и навыков, или внимательности, терпения, настойчивости, то он сталкивается с трудностями в деятельности. В такой ситуации дети школьного возраста часто отказываются от дальнейшей деятельности. Задача педагога сделать так, чтобы дети, столкнувшись с трудной задачей, начинали анализировать свои действия: почему задача не решается, каких знаний, умений не хватает для ее решения; могу ли я без посторонней помощи найти способы и средства решения задачи. Дети, которые знают свои возможности, привыкли ориентироваться на собственные силы и способности в трудных ситуациях, могут анализировать уже выполненные и предстоящие действия, будут гораздо успешнее, эффективнее в любой сфере жизнедеятельности.

Самопознание необходимо для адекватного оценивания человеком своих достижений и личностных качеств. Самооценка ребенка во всех доподростковых возрастах характеризуется доминированием общего положительного отношения к себе, которое не позволяет относиться к себе адекватно. В некоторых случаях из-за такой «безусловной любви» к себе ребенок не воспринимает информацию о неуспехах, т.е. имеет неадекватно завышенную самооценку. Эта особенность негативно сказывается и на учебной деятельности, и на взаимоотношениях ребенка с одноклассниками. Школьники с завышенной самооценкой склонны объяснять свои неудачи внешними обстоятельствами, к себе относятся некритично, зато склонны критиковать за ошибки своих товарищей.

Преодоление неадекватности самооценивания школьников возможно только путем развития когнитивного компонента их самооценки – самопознания.Условия для развития когнитивного компонента самооценки, интеллектуализации отношения ребенка к себе, преодоления прямого воздействия на его самооценку со стороны взрослых, должны быть созданы уже в младшем школьном возрасте.

Накопление объективных знаний о себе, особенностях своей деятельности и личности позволяет не только увидеть и принять свои ошибки, но и осознать свои сильные стороны, понять свои возможности и обдумать способы исправления ошибок и достижения успеха.

Школьник, у которого возникают трудности в обучении из-за слабого развития процессов памяти, может довериться учителю и родителям и выполнять все их советы по правильному запоминанию учебного материала. Таким образом, его память будет развиваться под внешним воздействием. Если ребенок сам осознает то, что у него плохая память, сам желает освоить приемы эффективного запоминания и применять их, то он может управлять своими познавательными процессами и развитием в интеллектуальной сфере.

Самопознание необходимо в профессиональном и личностном самоопределении человека. На этапе вхождения во взрослую жизнь человек осознанно или неосознанно осуществляет выбор профессионального пути, который определит и его дальнейшее личностное развитие. Если это происходит неосознанно, риск сделать неправильный выбор велик. Но даже если подросток задумывается о том, какую профессию выбрать и куда пойти учиться, не всегда он может найти основания для такого сложного решения. Ответить себе на вопросы «кем быть?» и «каким быть?» может человек с развитым самопознанием, способный соотнести свои потребности и особенности своей личности с требованиями желаемой профессии, способный обдуманно строить жизненные планы и ставить обоснованные, реалистичные цели, видеть пути и способы их достижения.

В младшем школьном возрасте дети начинают задумываться над такими вопросами, как «кто я?», «какой я?», «чего я хочу и о чем мечтаю?», «как я отношусь к своей деятельности и окружающим меня людям?», «что я могу?», «кем и каким хочу стать?». Сначала это происходит на самом простом уровне. Рассуждая о себе, они перечисляют принадлежащие им предметы, членов своей семьи, друзей, домашних животных, анкетные и биографические данные, описывают ту или иную практическую деятельность и т.п., иногда осознают свое отношение к материальным и социальным объектам (люблю, нравится), желание иметь что-либо из предметов, называют увлечения, пристрастия и т.п.

Постепенно самопознание распространяется на внутреннее содержание: мотивы учения и достижения успеха в различных видах деятельности, желание получить в будущем привлекательную профессию, стремление стать лучше, приобрести в будущем положительные качества личности. В этих рассуждениях проявляется способность учащихся осторожно, не категорично, а иногда и критично осознавать особенности своей личности, различные стороны своей жизнедеятельности, стремления, потребности и мотивы.

младших школьный возраст

«Я сильный, добрый, трудолюбивый»

«У меня не очень хорошее поведение»

подростковый возраст

«Я уверен в себе»

«У меня всегда есть своя точка зрения»

«Я хочу добиться успеха в определенных сферах деятельности»

«По своей сущности я лидер».

Суждения о себе, которые можно квалифицировать как имеющие высокий уровень, соотносятся с такими характеристиками, как перспективность, рефлексивность и критичность.

Наличие перспективных суждений в самоописаниях школьников. Перспективные суждения отражают содержание Я-идеального и указывают на привлекательную профессию и обобщенное видение себя в близком или далеком будущем, на желаемые качества и особенности личности, мотивы учения и достижения успеха в различных видах деятельности. Это содержание может относиться к «идеалу» – человеку, обладающему набором качеств совершенного человека, например, «хочу стать хорошим, ученым человеком», «хочу стать доброй, красивой». Такое осознание желаемых положительных качеств обеспечивается сформированностью ценностных ориентаций, нравственного сознания и общим уровнем воспитанности учащихся.

Часто Я-идеальное школьников проявляется через описания себя взрослого, являющегося носителем какой-либо профессии и связанных с ней качеств личности, например, «Я хочу очень стать каскадёром, они сильные и смелые», «Я хочу быть врачом, как мама», «Я хочу в будущем стать археологом. Мне нравится история, поэтому я хочу стать археологом». Это содержание Я-идеального возникает в процессе общения детей со взрослыми, в первую очередь близкими и родными.

Еще один вариант содержания Я-идеального связан с отражением желаемых, возможных или потенциальных качеств и свойств собственной личности, которые пока не проявляются в деятельности и поведении или же проявляются, но в недостаточной степени, например, «Я хочу быть хорошим учеником», «Мне необходимо тренировать память». Осознание своего желания измениться в лучшую сторону может появляется под влиянием внешних оценок педагогов и родителей или в результате сравнения с качествами и особенностями сверстников в ежедневном общении и совместной деятельности. Наличие перспективных суждений в самоописанияхшкольников указывает на уровень перспективности их самопознания.

Наличие рефлексивных суждений в самоописаниях школьников.Рефлексивные суждения школьников о себе выглядят как рассуждения о различных сторонах и особенностях своей личности. Они могут относиться к Я-реальному. Например, «Я очень веселая», «Я не знаю, какой я на самом деле». Такие суждения отражают особенности личности, осознание которых произошло в результате самоанализа ряда своих действий, поступков, отношений с людьми, переживаний. Рефлексивность может проявляться и при отражении Я-идеального, например, «Я сначала решила стать учителем, потом инженером, а сейчас хочу стать врачом, я думаю, что это моя последняя профессия». Рассуждения по поводу своего будущего связаны с процессом личностного самоопределения, планирования и проектирования своего жизненного пути и саморазвития. Типичными такие суждения являются для старшеклассников. У младших школьников осознание возможности сохранить значимые черты личности в будущем, изменить нежелательные и приобрести желаемые личностные качества выражены слабо. Наличие рефлексивных суждений в самоописаниях школьников указывает на уровень рефлексивности их самопознания.

Наличие критических суждений в самоописаниях школьников. Не менее важной характеристикой самопознания является способность к критическому осмыслению своих особенностей и возможностей. Критические суждения, относящиеся к Я-реальному детей, представляют собой негативные характеристики личности, которые осознаются как затрудняющие жизнедеятельность, общение с людьми, приносящие душевный дискомфорт (стыд, угрызения совести и т.п.), например, «Я плохо учусь», «Я умный, но ленивый». Критично могут воспринимать школьники (в основном подростки) и себя в будущем (Я-идеальное). Это проявляется в негативных характеристиках, которые осознаются как мешающие развитию личности, например, «Не знаю, смогу ли я когда-нибудь избавиться от лени», «Мне нужно быть более внимательной, чтобы стать инженером». Наличие критических суждений в самоописаниях школьников указывает на уровень критичности их самопознания.

Уровни перспективности, рефлексивности и критичности самопознания у каждого конкретного ученика могут быть разные. Школьники с высоким уровнем самопознания видят в себе не только положительные качества личности, но и негативные черты. Они осознают возможность изменить их в будущем, опираясь на внутренние ресурсы.

В процессе развития детей в их образе «Я» рефлексивные, критические и перспективные самохарактеристики могут проявляться по-разному. В самоописаниях младших школьников часто можно увидеть преобладание перспективных характеристик при почти полном отсутствии рефлексивных и критических. Дети рассказывают, какими они хотели бы стать в будущем, часто называют несколько профессий, а желаемые качества указывают довольно противоречивые. Их стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, не подкрепленное самоанализом и критическим восприятием своих возможностей, превращается в мечту, фантазию.

У подростков и старшеклассников часто проявляется склонность к самокопанию. Они с удовольствием рассуждают о своей жизни, делах, отношениях с окружающими. Их все устраивает в этой жизни, они довольны собой. Иногда они уходят в «философствование», высказывают свои точки зрения, формулируют советы правильной жизни и отношений с людьми. Это происходит из-за того, что их самопознание, становясь все более рефлексивным, не направлено на критическое осмысление знаний о себе и перспективу жизненного пути.

Среди школьников (в основном это подростки) встречаются довольно критичные к себе. Их беспокоит будущее, но разбираться в своих способностях и возможностях, рефлексивно рассуждать о особенностях своей личности они не стремятся. Для них характерно ярко выраженное желание избавиться от отрицательных черт и особенностей личности, которые в себе отмечают. Они высказывают критичность даже по отношению к себе в будущем, говорят, что им будет трудно избавиться от недостатков. Можно предположить, что такое неверие в себя при сильном желании измениться обусловлено слабым анализом и рефлексией собственных возможностей.

Самопознание школьников протекает по-разному в разных сферах личности. При сравнении уровней рефлексивности и критичности их суждений о себе в нравственной, коммуникативной, интеллектуальной и волевой сферах мы обнаружили, что чаще всего дети стремятся рассуждать о своих волевых качествах личности. Это связано с большей осознанностью волевых актов. Реже школьники проявляют рефлексивность самопознания, осторожность в признании у себя тех или иных нравственных качеств. Они достаточно категорично определяют их наличие или отсутствие у себя в настоящем, а также возможность их приобретения в будущем.

Критически воспринимают школьники свои черты личности в волевой и интеллектуальной сферах. Причем у некоторых учащихся выражено сомнение в возможности приобрести эти качества в будущем. Такая неудовлетворенность собой в этих сферах может побуждать детей к управлению, коррекции и саморазвитию. Уже младшие школьники говорят о желании в будущем стать умнее, внимательнее, терпеливее и т.п. Подростки и старшеклассники хотят научиться сдерживать эмоции, не быть вспыльчивыми, настойчиво добиваться своей цели и т.п.

Реже дети свои отрицательные черты осознают в нравственной и коммуникативной сферах. Младшие школьники практически никогда не выбирают такие самохарактеристики, как «злой человек» или «плохой друг». В самоописаниях подростков и даже старшеклассников критические суждения по поводу своих нравственных качеств или поступков можно встретить также крайне редко. Это может быть связано с социальной желательностью самоописаний. Школьники хотят выглядеть в глазах других умеющими общаться и нравственно вести себя. Это, безусловно, влияет на восприятие себя. И в своих глазах они тоже хотят выглядеть более нравственными и умеющими общаться с другими.

Таким образом, особенности самопознания школьников играют важную роль в развитии их личности. То, насколько хорошо ребенок знает свои способности и возможности, умеет анализировать разные стороны своей жизнедеятельности и личности, видит недостатки и возможные пути своего развития, определяет его повседневную жизнь, деятельность и общение с окружающими, постановку новых жизненных целей и стремление к их реализации.

Рекомендации для педагогов и родителей

Для развития самопознания у детей школьного возраста педагогам и родителям необходимо:

- уделять особое внимание формированию направленности ребенка на понимание и осознание собственного «Я» в различных ситуациях;

- создавать как можно больше ситуаций для обсуждения об усвоенных знаниях о мире и о себе, сопровождать данные ситуации рефлексией;

- организовывать взаимодействие в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «ученик-ученики», «ученик-сверстники» для приобретения и анализа уже имеющихся социальных навыков;

- помогать детям в овладении как предметными знаниями, так и в понимании других людей, самого себя;

- включать детей в совместную деятельность и межличностное взаимодействие в процессе решения продуктивных и творческих задач, новых личностных ориентиров при постижении учебной деятельности;

- формировать интерес к познанию различных культур, социальных систем, народностей для лучшего понимания собеседника и достижения поставленных целей;

- обсуждать новости, которые предоставляют средства массовой информации для своевременной регуляции формирования нравственных ценностей у ребенка;

- учить воспринимать мир как систему, где человек является участником глобального планирования;

- учить вести конструктивный диалог.

Список использованных источников:

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды в 4-х т.- М., 1980
  2. Андреева Г.М. Социальная психология.- М., 1980. 429 с.
  3. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М., 1986.- 420 с.
  4. Кон И.С.В поисках себя. Личность и ее самопознание.- М., 1984, 335 с.
  5. Кон И.С. Категория "Я" в психологии // Психол. журнал.- 1981,т.2, № 3. С. 25-38
  6. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений.—— 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 256 с.
  7. Сорокоумова Е.А. Психология понимания в самопознании младших школьников.- Н- Новгород, 1999.- 243 с.
  8. Сорокоумова Е.А. Уроки самопознания в начальной школе (пособие для учителя).- Н.Новгород, 1999.- 53 с.
  9. Сорокоумова Е.А. Развитие самопознания младших школьников // Шестилетние дети: проблемы и исследования.- Н.Новгород, 1998.- С. 207-214.
  10. Спиридонова С.Б. Исследование возрастных особенностей самопознания школьников // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Серия «Педагогические науки». 2008. № 9 (33). С. 237–240.
  11. Спиридонова С.Б. Исследование индивидуально-типологических особенностей самопознания школьников // Психологическая наука: теоретические и прикладные аспекты исследований: материалы Междунар. науч. конф. Карачаевск: КЧГУ. 2009. С. 222–227.
  12. Цукерман Г.А. От умения сотрудничать к умению учить себя / Психологическая наука и образование,- 1996.- №2.- С. 27 -43
  13. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/education21/issue/54163.shtml [Самопознание и его роль в развитии школьников - Психология образования в XXI веке: теория и практика].
  14. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
23.09.2018