Дополнительное образование как ресурс духовно-нравственного развития личности ребенка
Оценка 4.6


Дополнительное образование как ресурс духовно-нравственного развития личности ребенка

Оценка 4.6
Практикум
доп. образование детей
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 29.03.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Дополнительное образование как ресурс духовно-нравственного развития личности ребенка
Cвидетельство участника
249


Дополнительное образование как ресурс духовно-нравственного развития личности ребенка

Цивилизационные вызовы XXI века и необходимость обеспечения конкурентоспособности России на мировом уровне выдвигают новые требования к системе образования, которая должна эффективно изменяться в соответствии с современными реалиями. Ускорение темпов экономического развития, обеспечение конкурентоспособности России на арене современной цивилизации диктует необходимость кардинальных преобразований в обществе и государстве, и начинаться они должны с реформирования одного из важнейших государственных институтов – системы образования.

Среди основных приоритетов государственной политики сегодня выдвинута идея непрерывного образования, смысл которой заключается в обеспечении каждому человеку постоянного творческого развития на протяжении всей жизни, обновления знаний и совершенствования навыков. Дать возможность всем без исключения проявить свои способности, таланты и творческий потенциал, реализовать личные планы, научить быть гибкими, адаптивными к изменениям в профессиональной деятельности, непрерывно развиваться позволяет система дополнительного образования.

Под дополнительным образованием современные исследователи понимают образование, в котором учащимся предоставляется возможность самостоятельного выбора видов и форм своей деятельности. В то же время оно является неотъемлемой частью общей государственной системы образования и направлено на развитие в человеке личностных и профессиональных качеств.

Дополнительное образование имеет огромный потенциал и может стать существенной частью модернизации российской образовательной системы именно ввиду того, что это процесс непрерывный, не имеющий установленных сроков завершения. В этих условиях система образования детей должна позволять ученикам осваивать дополнительные образовательные программы, которые выходят за рамки обязательного образования. При этом обязательным условием является сохранение за государством права контроля над их содержанием. В этой связи одной из основных задач, поставленных перед учреждениями дополнительного образования, является целенаправленное выявление склонностей и талантов детей, а также оказание всесторонней поддержки в их реализации.

Согласно современным исследованиям дополнительное образование характеризуется как:

- особое образовательное пространство;

- целенаправленный процесс обучения и воспитания, ориентированный на развитие личностных и профессиональных качеств человека;

- специфически органическая часть системы общего и профессионального образования;

- образование, предоставляющее возможность свободного выбора форм и видов деятельности.

Эти характеристики определяют многогранность образовательной деятельности учреждений дополнительного образования:

- образование по дополнительным образовательным предметам;

- пропедевтика профессионального образования;

- профессиональное самоопределение;

- обучение, которое удовлетворяет познавательный интерес ребенка;

- социализация.

В России организации дополнительного образования детей финансируются на государственном уровне. Услугами в настоящее время пользуются 10,9 млн детей, или 49,1% детей в возрасте от 5 до 18 лет. Получение учащимися дополнительного образования возможно благодаря организациям, подведомственным органам управления в сфере образования, культуры, спорта и туризма. Согласно ФГОС начального, основного и среднего общего образования дополнительное образование является неотъемлемой и обязательной составляющей образовательного процесса.

Важно помнить, что и образование, и воспитание – это не просто взаимодействие субъектов. Это живой непрерывный процесс, который должен быть интересным, ярким, эмоциональным. Поэтому среди многочисленных форм совместной деятельности предпочтительны игровая и проектная деятельность, детские творческие объединения, малые исследовательские группы, посредством которых дети легко овладевают специализированными языками наук и т.д.

Многообразие видов деятельности, удовлетворение самых разных интересов и склонностей учащихся способствуют не только профессиональной ориентации, но и получению конкретных знаний, умений и навыков в определённой области, позволяющих сделать обоснованный выбор дальнейшего обучения.

Стоит также учитывать, что дополнительное образование является непрерывным процессом, так как отсутствуют конкретные сроки его завершения. Это связано с тем, что человек последовательно проходит одну стадию обучения за другой. На первом этапе подготавливается благоприятная для творчества почва. На втором этапе налаживается сотрудничество с лицами, которые уже обладают определенными навыками и умениями в интересующей его области, - осуществляется процесс сотворческой деятельности, который перерастает в личное творчество. Самостоятельное творчество сопровождает человека уже всю его жизнь, способствуя осмыслению его собственного «я» в окружающем мире и создавая потребность восприятия мира через творчество.

Дополнительное образование направлено на развитие у обучающихся:

- стремления к постоянному расширению собственных знаний и умений;

- способностей самостоятельно принимать решения при разрешении сложных проблем;

- умения всесторонне оценивать различные события, ситуации или действия.

Благодаря этому дополнительное образование можно рассматривать как инновационную сферу, которая может позволить определить ближайшие перспективы системы образования, включая развитие различных учреждений образования.

В условиях трансформации всех сфер жизнедеятельности человека и проведения масштабных реформ в государстве невозможно оставить в стороне и систему образования. Она должна оперативно реагировать на возникающие социальные вызовы и предлагать эффективные решения проблем, в том числе управленческие, педагогические и технологические. В процессе модернизации образования нельзя забывать, что в центре всех педагогических устремлений должна находиться личность обучаемого. В процессе обучения ребенок должен овладеть такими навыками, понятиями и умениями, как:

- масштабность мышления;

- критичность;

- гибкость и самостоятельность в принятии решений;

- гражданская ответственность;

- понятие ценности здорового образа жизни;

- необходимость постоянного самообразования;

- социально-психологическая компетентность, под которой понимается способность ребенка общаться с другими людьми, работать в коллективе, умение выступать публично и разрешать сложные ситуации, возникающие в межличностном общении.

Сегодня дополнительное образование не имеет объективных качественных и количественных показателей. При этом нужно учитывать, что главным критерием для государственной политики является непрерывность образования с возможностью охвата всех без исключения детей. Объектом приложения педагогических усилий является конкретная личность, её духовно-нравственное развитие. Стратегической целью является усиление воспитательного потенциала системы образования, содействие формированию системы ценностей обучающихся, создание условий для его успешной социокультурной адаптации и самореализации. Поэтому «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» должна стать главным документом при создании программ дополнительного образования.

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» подробно раскрывает характерные особенности образа человека, на создание которого должна ориентироваться современная система образования.

Национальный воспитательный идеал — высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций.

Современный национальный воспитательный идеал определяется:

- в соответствии с национальным приоритетом;

- исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;

- согласно Конституции Российской Федерации;

- согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Воспитание интеллектуально развитого, нравственного, ответственного, инициативного гражданина невозможно без усвоения обучающимся базовых национальных ценностей. Их первоосновой являются Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Всё лучшее, что сохранено в богатейших культурных, семейных и бытовых традициях многочисленных национальностей и народностей России, бесценный жизненный опыт, передаваемый от поколения к поколению, без которого невозможно дальнейшее успешное развитие современного государства, – всё это является основой развития духовной, высоконравственной личности.

Базовые национальные ценности раскрываются в системе общечеловеческих морально-этических представлений:

- патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

- социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

- гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

- семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

- труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

- наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

- традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

- искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

- природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

- человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Для достижения главной педагогической цели, воспитательного идеала, необходимо организовать воспитание и социализацию школьников по следующим направлениям:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.

Формируются представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

Каждое из этих направлений важно, они тесно взаимосвязаны, только в комплексе они могут обеспечить достижение главной цели образования духовно-нравственного развития личности в контексте становления ее гражданственности. Тем не менее, учреждение образования может выделить одно из них в качестве приоритетного, формулируя цели и задачи, а также выбирая формы и методы своей деятельности в соответствии с конкретными ценностными основаниями.

Базовые ценности ставят перед педагогами воспитательные задачи. А решать их надо всем вместе: ученикам, их родителям, педагогам и обществу в целом. Источники, к которым при этом следует обращаться, это:

- история своего рода, семьи, своего народа, России;

- семейные традиции и жизненный опыт предков;

- религии народов России;

- отечественное и мировое культурное наследие, литература, искусство;

- многонациональный российский фольклор;

- материалы СМИ, посвящённые важным событиям современности;

- общественно полезная и личностно значимая деятельность;

- учебные дисциплины;

- другие источники информации и научного знания.

Организуя любую деятельность учащихся, обязательно нужно прогнозировать воспитательный результат.

Воспитательный результат – это те духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности.

К примеру, отправившись в поход, ученик первым делом достигнет фактического результата: пройдёт некоторое расстояние между двумя географическими точками, преодолев трудности маршрута. Но при этом достигается и воспитательный результат: школьник узнает много нового о себе и о других, научится понимать, что главное, а что второстепенно, принимать решения и делать что-то самостоятельно.

Согласно требованиям ФГОС на каждой ступени образования должны быть определены уровни результатов воспитания, которые носят социально и личностно значимый характер.

Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Воспитательные результаты на этом уровне зависят от педагогов, от того, насколько тесен их контакт с воспитанником, насколько значимы они для него как носители позитивных знаний об обществе и жизненного опыта.

Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить или отвергает.

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится, а не просто узнает о том, как стать, социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Воспитание и социализация школьников должны быть организованы таким образом, чтобы переход от одного уровня воспитательных результатов к другому был поэтапным, методичным. Поэтому так важно создание такого уклада жизни школьника, его урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, который должен представлять собой целостное открытое пространство духовно-нравственного развития и воспитания личности на основе:

- нравственного примера педагога;

- социально-педагогического партнёрства;

- индивидуально-личностного развития;

- целостности программ духовно-нравственного воспитания;

- социальной востребованности воспитания.

Организация такого пространства требует согласованных действий со стороны всех социальных субъектов — участников воспитания: семьи, общественных организаций, в том числе детско-юношеских движений и организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.

Система дополнительного образования работает. Нет показателей, по которым можно судить о её возможностях, не всегда решаются поставленные перед ней задачи, что тормозит её же развитие. Но эта образовательная сфера важна не только сама по себе, она может рассматриваться как инновационная, раскрывающая перспективы развития образования в целом. Решение стоящих перед ней задач – важнейшая часть реализации государственной образовательной программы, требующая новаторского подхода и серьёзных научных разработок. Не менее важно разумное руководство дополнительным образованием детей, которое должно способствовать качественно новому уровню его развития, отвечающему строгим требованиям и насущным потребностям современности.

Список литературы:

  1. Бермус А.Г. Методология модернизации образования: опыт осмысления//Теоретический журнал "Credo" NEW. 2008. №1. URL: http://credonew.ru/content/view/679/33/
  2. Бруднов А.К. Неформальное и непрерывное. О развитии дополнительного образования детей// Директор школы. 1995. № 2. с. 56-59.
  3. Букина Н.Н. Развитие государственной системы неформального образования взрослых в России // Человек и образование. 2008. №3. с.3-9.
  4. Голованов В.П. Развитие полисферности дополнительного образования детей.- Йошкар-Ола: Map. гос. пед. ин-т, 2006. 339 с.
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
30.09.2018