Технология формирующего оценивания как средство обеспечения качества индивидуальных учебных достижений школьников
Оценка 4.9
или оплатить 249 р.


или оплатить 249 р.

Технология формирующего оценивания как средство обеспечения качества индивидуальных учебных достижений школьников

Оценка 4.9
Практикум
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 20.04.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Технология формирующего оценивания как средство обеспечения качества индивидуальных учебных достижений школьников
Cвидетельство участника


или оплатить 249 р.
Технология формирующего оценивания как средство обеспечения качества индивидуальных учебных достижений школьников

Ведущими векторами современной образовательной стратегии стали образование в течение всей жизни, инициатором которого является тот, кто учится, вариативность и индивидуализация обучения, которые обеспечивают его запросы и возможности, компетентностный подход, тесно связанный с активным характером обучения. Наиболее полно новая образовательная стратегия выражается лозунгом, сформулированным английской системой образования: «Возьми в свои руки контроль над своим обучением».

«Новое лицо педагога: исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов».

Для того чтобы этот лозунг реализовался на практике и переворот в педагогике стал необратимым, ученику необходим доступ к оцениванию. То есть учитель, всегда остававшийся контролёром – монополистом, должен поделиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.

Наблюдение и анализ учебного процесса и формирующее оценивание позволяют сделать так, чтобы школьники могли более успешно учиться, а учителя более эффективно преподавать. Наблюдение за процессами, происходящими в классе, позволяет учителям более внимательно и тонко следить за тем, как изо дня в день протекает обучение. Учителя, таким образом, получают возможность сделать класс лабораторией, в которой они исследуют то, как происходит учение, прийти к пониманию этого процесса и более эффективно влиять на него через собственное преподавание.

Наблюдая за учениками в момент обучения, собирая информацию на основе обратной связи и осторожно проводя эксперименты в ходе учебного процесса, учителя могут многое узнать о том, как школьники воспринимают материал и как они реагируют на те или иные приёмы преподавания.

Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно учатся его ученики. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и более эффективно.

Педагоги, предполагающие, что ученики выучили то, что они пытались им преподать, проведя контрольные работы и тесты, часто испытывают разочарование, убедившись в том, что это совсем не так. Увы, дети не обучаются в таком объёме и так хорошо, как того ждут от них учителя. Есть огромный разрыв между тем, что дал преподавалось и тем, чему обучились школьники. Когда педагоги это замечают, решать проблему бывает уже поздно. Поэтому формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагностировать, как идёт процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии и – если данные окажутся неудовлетворительными – на основе полученной информации внести в него необходимые изменения по совершенствованию качества учебной деятельности (учения). Именно это стоит за определением формирующего оценивания как оценивания для обучения.

Под формирующим оцениванием понимается оценивание в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, устанавливается обратная связь учитель-ученик.

Основная цель данного вида оценивания – мотивировать учащегося на планирование целей и путей достижения образовательных результатов, т.е. на дальнейшее обучение и развитие. Согласно мнению зарубежных исследователей П. Блэка, Д. Вилиама, основной чертой формирующего оценивания является применение приемов и методов, улучшающих качество знаний обучающихся. Данный вид оценивании является инструментом обратной связи для учителя и для ученика, который позволяет оценить текущее состояние обученности и определить перспективы дальнейшего развития учащегося. Формирующее оценивание будет являться таковым только в случае, если его результаты будут немедленно использоваться для определения новых путей и форм обучения. Для проведения формирующего оценивания не важно, какие формы, приемы и методы используются, оно характеризует не применение определенных заданий, а цель проведения – личный прогресс ребенка в обучении.

Как увидеть, в чем разница между стандартизированным (суммирующим) оцениванием и формирующим?

Суммирующее оценивание проводится с целью установления соответствия знаний учащихся нормам и требованиям стандартов обучения и констатирует факт обученности учащихся.

Если формирующее оценивание проводится самими участниками образовательного процесса и с той частотой, которая необходима учителю и учащимся для достижения образовательных целей, то суммирующее оценивание осуществляется, как правило, внешними органами согласно тем или иным нормативным документам. При формирующем оценивании шкала оценивания может быть разработана учителем или группой учителей, при суммирующем оценивании используется общепринятая государственная шкала оценивания.

Сравним формирующее и суммирующее оценивание:

Показатели

Формирующее оценивание

Суммирующее оценивание

Цель

Определить новые пути и формы обучения;

исправить ошибки учащихся;

обеспечить обратную связь учителя с учащимися

Определить соответствие знаний учащихся нормам и требованиям стандартов обучения;

констатировать факт обученности учащихся

Анализ

Данные результаты оценивания сравниваются с предыдущими результатами учащегося

Результаты оценивания сравниваются:

- со стандартами;

-со среднестатистическими результатами;

- с результатами, определенными контролирующими органами

Шкала

Может разрабатываться учителем;

может быть балльной (отметка), может быть словесной (оценка) и безотметочной

Используется общепринятая бальная шкала оценивания

Критерии

Разрабатывается учителем или группой учителей в соответствиис принятой шкалой оценивания

Единые критерии оценки (ЕГЭ, ОГЭ, тестовых работ)

Периодичность проведения

Определяется учителем в зависимости от потребностей учащихся, например, проводится достаточно часто – несколько раз в течение урока

По итогам прохождения тем, блоков, модулей, курсов,по окончании периодов обучения

Участники

Учитель;

учащиеся (самооценка и взаимооценка)

Администрация образовательного учреждения; контролирующие органы

Фиксация результатов

В листах наблюдения;

в виртуальном пространстве;

в портфолио учащихся

Официальные документы: результаты ОГЭ, ЕГЭ; результаты административных работ; классные и электронные журналы

Формирующее оценивание учебных достижений, по мнению ученого и педагога М.А. Пинской, обладает следующими характеристиками:

Центрировано на ученике

Это оценивание фокусирует внимание учителя и ученика в большей степени на отслеживании и улучшении учения, а не преподавания. Оно даёт учителю и ученику информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать учение.

Направляется учителем

Это оценивание предполагает автономию, академическую свободу и высокий профессионализм учителя, поскольку именно он решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на информацию, полученную в результате оценивания. При этом учитель не обязан обсуждать результаты оценивания с кем-либо помимо собственного класса.

Разносторонне результативно

Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия учащихся. Благодаря соучастию в оценивании ученики глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Кроме того, растёт их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать успешными в учёбе.

Учителя также работают более концентрированно, ведь они постоянно спрашивают себя: «Какие наиболее существенные знания и умения я стремлюсь преподать своим ученикам?»; «Как я могу выяснить, научились ли они этому?»; «Как я могу помочь им учиться лучше?». Если учитель, отвечая на эти вопросы, работает в тесном контакте с учениками, он совершенствует свои преподавательские умения и приходит к новому пониманию своей деятельности.

Формирует учебный процесс

Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно.

Определено контекстом

Это оценивание должно соответствовать определённым характеристикам и нуждам учителя, учеников и изучаемых дисциплин. То, что хорошо работает в одном классе, необязательно подойдёт для другого.

• Непрерывно

Это оценивание – продолжающийся процесс, который запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии. Используя широкий ассортимент простых техник, которые можно легко и быстро освоить, учитель получает от учеников обратную связь относительно того, как они учатся. Преподаватели поддерживают этот механизм, предоставляя ученикам обратную связь относительно результатов оценивания и возможностей улучшить процесс учёбы. Для того, чтобы проверить, насколько эти предложения оказались полезны, учителя опять запускают механизм обратной связи, проводя новое оценивание. Если этот подход интегрируется в ежедневную учебную работу, происходящую в классе, коммуникационный механизм, связывающий учителя с учениками и учение с преподаванием, становится более действенным и эффективным.

• Коренится в качественном преподавании

Подобное оценивание стремится построить на основе существующей достаточно успешной и высоко профессиональной практики - включив механизм обратной связи, информирующей учителя о том, как учатся ученики, - практику ещё более систематичную, подвижную и эффективную. Учитель активно задаёт ученикам вопросы, отвечает на те вопросы, которые возникают у них, наблюдает за их поведением, выражением их лиц, читает домашние задания, проверяет тесты и т.д. Формирующее оценивание даёт возможность естественным образом интегрировать оценивание в традиционные процессы преподавания и учения, происходящие в классе.

С точки зрения зарубежных исследователей, для формирующего оценивания образовательных достижений школьников должны быть созданы следующие условия:

1) задания для оценивания соответствуют содержанию изученного материала;

2) используются знакомые учащимся и соответствующие их возрасту формы заданий. Цель заданий – выявить проблемы, возникающие в процессе обучения у каждого ученика. Важно, чтобы учителю был понятен ход размышлений, который в процессе выполнения задания приводит учащегося именно к этому результату;

3) результаты проведенного оценивания сразу же доступны для учителя и ученика. Учитель и ученик будут иметь возможность по результатам оценивания планировать определенные действия, направленные на повышения качества знаний;

4) процесс формирующего оценивания непрерывен. Оно проводится не только по итогам, но и в процессе изучения определенной темы (раздела);

5) достижения учащихся рассматриваются в динамике, т.е. результаты данного оценивания сравниваются с предыдущими результатами ученика.

Существует несколько стратегий формирующего оценивания. Английские ученые Д. Вилиам и П. Блэк предлагают следующую стратегию:

1) определить намерения обучающихся и критерии успеха;

2) создать условия для обратной связи, которая обеспечит продвижение обучающихся вперед;

3) активизировать работу учащихся в группах и парах для проведения взаимооценки;

4) объяснить учащимся, что они являются организаторами своего собственного обучения.

Отечественные ученые И.С. Фишман и Г.Б. Голуб предлагают следующий план работы:

1)определить планируемые результаты обучения учащихся;

2) организовать деятельность учащихся по достижению планируемого результата;

3) создать обратную связь для контроля процесса достижения учащимися поставленных образовательных целей.

По мнению М.А. Пинской, стратегия работы выглядит так:

1) цели переводят в измеряемые учебные результаты;

2) определяется необходимый уровень их достижения;

3)отбираются техники оценивания;

4) реализуются соответствующие методы обучения;

5) проводится оценивание и выясняется, достигнуты ли планируемые результаты учащимися.

Педагогическая технология формирующего оценивания предполагает определенный алгоритм взаимодействия учителя и учащихся при организации образовательного процесса и состоит из девяти шагов.

Шаг 1. Планирование образовательных результатов учащихся по темам.

Специфика данной технологии предполагает предварительный шаг на этапе разработке рабочей программы педагога, а не собственно проведения урока. В рабочей программе педагога должны быть спланированы и распределены/сгруппированы образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные) учащихся по учебным темам.

В разделе «Тематическое планирование» должно быть представлено поурочное распределение образовательных (предметных и метапредметных) результатов учащихся.

Шаг 2. Планирование цели урока как образовательного результата деятельности учащихся.

Для того чтобы цель обучения была диагностируемой, она должна быть сформулирована с точки зрения деятельности ученика, а не учителя.

Шаг 3. Формирование задач урока как этапов деятельности учащихся.

Далее цели урока должны быть трансформированы в задачи урока, которые отражают конкретные действия учащихся на уроке. Решение всех задач урока должно привести к достижению цели.

Шаг 4.Формулировка конкретных критерий оценивания деятельности учащихся на уроке.

Критерии могут быть созданы учителем совместно с учащимися. Школьник должны заранее знать критерии оценивания выполнения задания.

При выборе критериев оценивания необходимо помнить, что они должны обладать следующими характеристиками:

1) быть однозначным, т.е. результат оценивания не должен зависеть от личностей оценивающего и оцениваемого;

2) быть понятным не только учителю, но и учащимся, чтобы они могли проводить самооценку и взаимооценку работ;

3) быть конкретными - без таких абстрактных формулировок, как, например, «хорошо понимает», или «успешно освоил». Они должны давать возможность однозначно оценить результат деятельности ученика.

Шаг 5. Оценивание деятельности учащихся по критериям.

Посте того как критерии сформулированы, необходимо оценивать деятельность учащихся в строгом соответствии с данным критериями.

Шаг 6. Осуществление обратной связь: учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель.

Важным условием организации обратной связи является ее обратный механизм: ученик должен получать отклик от учителя. Это обеспечит реализацию механизма педагогической поддержки и сопровождения учащихся. Цель этого механизма - осмысление ошибок учащихся и выработка рекомендаций по их предотвращению.

1. Обратная связь от учителя к ученику осуществляется в следующих ситуациях:

- в ходе оценивания учащихся на отдельных этапах урока. Ее цель – указать учащимся на ошибки и пути их исправления. Она осуществляется в форме комментариев устных/письменных, при помощи системы условных обозначений;

- по итогам изучения темы (блоков, разделов и т.д.). Учитель анализирует ошибки учащихся и дает рекомендации, как их избежать.

2. Обратная связь от ученика к ученику осуществляется в ходе взаимного оценивания работы на отдельных этапах урока.

3. Обратная связь от ученика к учителю осуществляется в ходе оценивания на отдельных этапах урока. Цель этой обратной связи – определить проблемы учащихся и освоения материала, а также оптимизировать методы и приемы обучения и способствовать педагогической рефлексии учителя, которая проводится с помощью листов самооценки, карт понятий, рефлексии (письменной/устной), кластеров и др. Обратная связь обязательно должна заканчиваться взаимодействием педагога с учащимися, в ходе которого происходит обмен информацией о трудностях ученика, возникающих в процессе обучения.

Шаг 7. Определение личного «образовательного прогресса» каждого учащегося.

При оценивании необходимо сравнивать образовательные результаты учащихся с предыдущим уровнем их достижений. Т.е. педагог уровень достижений ученика сравнивает не с нормами, стандартами, а предыдущим уровнем его достижений. Этот подход должен быть отражен в отметке учащегося.

Шаг 8. Определение места учащегося на пути достижения цели.

Определив личный «образовательный прогресс» учащегося, необходимо проанализировать возможности достижения цели в заданный временной период с учетом результата достигнутого учащимся на нынешнем этапе.

Шаг 9. Корректировка образовательного маршрута учащегося.

По итогам формирующего оценивания можно откорректировать образовательные маршруты учащихся за счет вариативности задания (например, тестов разного уровня сложности); различного темпа выполнения задания (ознакомление учащихся заранее с тем минимумом, который они должны выполнить обязательно); выбора элективных курсов; выбора направлений внеурочной деятельности.

Основные техники, обеспечивающие эффективную обратную связь

  • Мини (минутный) обзор: в течение последних нескольких минут урока попросите учеников ответить на половинке листка бумаги на следующие вопросы: «Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали?» и «Какой момент остался наименее ясным?» Цель – получить данные о том, как ученики поняли то, что проходили на уроке.
  • Цепочка заметок: ученики передают друг другу конверт, на котором учитель написал один вопрос, по поводу происходящего на уроке. Получив конверт, ученик находит момент, пишет ответ и кладёт его в конверт.
  • Матрица запоминания: ученики заполняют клетки диаграммы, которая имеет два измерения или две оси, обозначенные определённым образом учителем. Например, для музыкального курса это будет название стиля (барокко, классицизм) и страны (Германия, Франция и др.). И ученики помещают в нужную клетку разных композиторов, демонстрируя свою способность помнить и классифицировать ключевые понятия.
  • Направленная расшифровка: ученики пишут «перевод» с позиции неспециалиста (дают расшифровку) чего-либо, что они только что изучали, чтобы оценить свою способность к пониманию и переносу понятий. Полученные данные позволяют категоризировать ответы в соответствии с характеристиками, которые кажутся наиболее важными и анализировать ответы как внутри одной категории, так и в разных, выявляя таким образом возникшие у них проблемы.
  • Саммари в одном предложении: ученики делают саммари изученной темы в форме простых предложений, отвечающих на вопросы: «Кто сделал, что, кому, когда, как, почему?» Задача – требуется отбирать только чёткие характеристики для каждого пункта.
  • Тестовые вопросы, составленные учениками: позвольте ученикам написать по какой-либо теме вопросы для теста и возможные ответы к ним в формате, соответствующем экзаменационному. Это позволит им оценить пройденную тему, отрефлексировать, что они поняли и какие вопросы подходят для теста.

Что делать с полученными данными: просмотреть ответы и отметить наиболее полезные комментарии. На следующем уроке акцентировать те пункты, которые высветились благодаря комментариям учеников.

Просмотрев все ответы надо определить наилучшие критерии для категоризации ответов, для того, чтобы выделить определённые паттерны ответов. Обсуждение этих паттернов с учениками может улучшить преподавание и учение.

При помощи полученных данных следует определить количество правильных и неправильных ответов для каждой клетки. Проанализировать разницу между шкалами и клетками и внутри каждой шкалы и клетки. Выделить образцы ошибочных ответов и подумать о возможной причине.

При помощи полученных данных можно оценить качество каждого саммари быстро и в целом. Отметить идентифицируют ли ученики основные понятия пройденного материала и их взаимосвязи. Поделиться наблюдениями с учениками.

Что делать с полученными данными: Оценить качество вопросов, взять наиболее интересные за основу и организовать обсуждение в классе. Можно также использовать вопросы для экзамена, предварительно их обработав.

Список литературы:

  1. Михайлова Е.К. Братск, Россия технология формирующего оценивания как средство обеспечения качества ндивидуальных учебных достижений школьников Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» —международный информационно-аналитический журнал No2 (09). Сентябрь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru/)
  2. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. –М.: Логос, 2010. –264 с.
  3. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Ф68 Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. Самара: Издательство Учебная литература», 2007. 244 с.
30.09.2018