Реализация принципа природосообразности через использование универсального дидактического пособия «лэпбук»
Оценка 4.7
или оплатить 249 р.


или оплатить 249 р.

Реализация принципа природосообразности через использование универсального дидактического пособия «лэпбук»

Оценка 4.7
Практикум
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 19.04.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Реализация принципа природосообразности через использование универсального дидактического пособия «лэпбук»
Cвидетельство участника


или оплатить 249 р.
Реализация принципа природосообразности через использование универсального дидактического пособия «лэпбук»

Все течет, все изменяется. Сменяются общественно-экономические формации, изменяются границы государств и системы правления, возникают новые и предаются забвению старые одеяния и предметы быта, люди и целые народы мигрируют по лицу Земли. Одно неизменно: в центре всех преобразований по-прежнему человек, человеческая личность и процесс ее формирования. Поэтому важность образования для любого времени и любого общества неизменна.

В современном мире высоких скоростей и технологий, информационных баталий и взаимопроникновения культур обойтись без знания иностранных языков невозможно. Это понятно всем участникам образовательного процесса на всех его уровнях. Тем не менее проблемы с преподаванием и изучением чужого языка никуда не деваются. И назвать удовлетворительным средний уровень владения иностранными языками в нашей стране по-прежнему нельзя. Даже таким популярным и многофункциональным языком, как английский. Даже среди людей образованных.

Понятие «образование» чаще всего употребляется в окончательном смысле: «дать детям образование», «получить образование», «не иметь образования» и т.д. Да, образование человека – это итог учебно-воспитательной деятельности. Еще Пифагор говорил, что образование – это то, что отличает человека от обезьяны, имея в виду именно результат. Но ведь это еще и процесс, длительный, многоуровневый, который можно и нужно организовать так, чтобы плоды его были как можно качественнее. Для этого и существует дидактика – относительно самостоятельный раздел педагогики, теория обучения.

Слово «дидактика» родом из Древней Греции (didaktikos – «поучающий, обучающий»), там учитель, преподающий в школе, назывался дидаскáлом. «Дидактика» как термин появилась в трудах немецкого педагога XVII века В. Ратке (Ратихия) в значении «искусство обучения». В то же время Коменский Я. А., один из наиболее значительных теоретиков и практиков педагогической науки, определяет дидактику как «универсальное искусство учить всех всему». Его книга «Великая дидактика» рассматривает обучение в тесной связи с воспитанием. Заметим, что оба великих средневековых философа и педагога возводили во главу угла принцип природосообразности образования. Суть его в том, что, поскольку человек – дитя природы, обучать его следует в соответствии с его природными способностями, а не только с желаниями родителей или педагогическими амбициями учителей.

Изучение и развитие дидактики продолжил целый ряд отечественных и зарубежных писателей, педагогов, ученых, среди которых И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Н.Ф. Бунаков, Н.А. Корф, В.Я. Стоюнин, А.Н. Острогорский, А.К. Барсов, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Л.В. Занков, и другие. Несмотря на то, что в основном в их работах сохранялся гуманистический подход к обучению, наступала промышленная эпоха, под влиянием которой дидактика постепенно сосредоточила своё внимание исключительно на учебном процессе. Традиционная система образования, сложившаяся к ХIX в. и благополучно здравствующая поныне, по инерции направлена на:

  • запоминание наибольшего количества материала;
  • умение воспроизвести его;
  • умение точно, без изменений выполнить задание.

Научно-техническая революция последних десятилетий привела к тому, что этих качеств явно недостаточно для жизни в быстроменяющемся мире, то и дело сотрясаемом кризисами. Интеллектуализация труда, резкие изменения в структуре производства, информационный взрыв и другие явления нашего бурного времени изменили представления о тех личностных чертах, которые должны воспитываться школой. Молодой человек, вступающий в самостоятельную жизнь и, в частности, в мир современного труда, должен обладать следующими качествами:

  • высоким уровнем общеобразовательной подготовки;
  • способностью самостоятельно принимать решения;
  • готовностью к приобретению новых знаний;
  • умением работать в группе, коммуникабельностью.

Главное при этом не объем знаний, а их соединение с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями. Все эти прогрессивные черты отражены во множестве документов, касающихся образования, прежде всего в российском ФГОС. В них очень много о том, что образование – процесс формирования духовного облика человека, а также сам духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, но ни слова о том, какими практическими способами достичь таких высот.

Исследование проблем, чему учить и как учить, – основная задача дидактики, оставшаяся неизменной со времён Ратихия. Современная наука добавила к ним еще и кого, когда, где и зачем учить. Проще говоря, педагогика совершила многовековой поворот вокруг своей оси и оказалась лицом к лицу все с той же природосообразностью образования. Жизнеспособность этого принципа доказывает практика общеобразовательных школ в большинстве развитых стран от США и Западной Европы до Японии.

А нашей школе что мешает повернуться к природе хотя бы вполоборота? То, что невозможно от всех добиться одинаковых результатов, прекрасно известно каждому учителю, так, может, пришла пора перестать к этому стремиться. Самостоятельность, ответственность и коммуникабельность – это не то, что можно «вдолбить» в головы учеников, зафиксировав их за партой, необходимо в образовательном учреждении создавать условия для формирования и проявления этих качеств. Успехи в освоении знаний зависят не от объема учебного материала и даже не от того, насколько увлекательно его преподает учитель, а от того, насколько интересно ученику добывать знания самостоятельно.

В этой связи как не вспомнить Я.А. Коменского, который считал, что разум человека может охватить все, если опираться на природные способности и возрастные особенности учеников, что всей молодёжи необходимо широкое универсальное образование, причем вся образовательная работа должна быть связана с обучением языкам, сперва родному, затем латинскому – языку культуры и науки своего времени. Если в предыдущей фразе заменить «латинский» на «иностранные языки», как современно она зазвучит!

Действительно, универсальность образования подразумевает обязательное изучение иностранных языков. Начинать обучение языкам необходимо как можно раньше, в идеале – когда ребенок начинает говорить: мозг его жаден до всего нового, ухо чутко, он с удовольствием повторяет за взрослыми и легко запоминает огромное количество слов. Но для этого необходимо, чтобы взрослые вокруг него свободно владели иностранными языками, создавая языковую среду, а это бывает редко.

Абсолютное большинство детей начинает изучение иностранных языков в школе, когда чуткость к языку ослабевает, учебная нагрузка возрастает многократно, появляется и крепнет убеждение, что учение – труд, а изучение иностранного языка – тяжкий труд. Основная трудность именно в необходимости запоминать большое количество слов и выражений на уроке, а потом еще и дома заучивать то, что не успели в классе. К сожалению, это как раз тот случай, когда количество в качество не переходит, нужно искать способы облегчить процесс запоминания.

Вот тут и приходит на помощь учителю дидактика с многообразием методов и форм обучения, знание которых позволяет выработать общую стратегию преподавания и учения, отобрать наиболее эффективные способы обучения, совершенствовать уже известные и применять новые обучающие системы и технологии с целью активизации познавательной деятельности обучающихся.

В первую очередь, в распоряжении каждого педагога есть старый добрый дидактический материал – учебные пособия, которые учитель использует для самостоятельной работы обучающихся в классе или дома. Это сборники задач и упражнений, наглядные пособия: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками и т. д. Несомненным плюсом дидактического материала является то, что он может быть подготовлен самими обучающимся по поручению учителя. Чаще всего он прост по содержанию, оформлению и технологии изготовления, кроме того, лучше и быстрее запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено, то, что сделано своими руками.

Наиболее ярким примером такого вида учебной деятельности является создание лэпбука – интерактивной папки, универсального дидактического пособия. Термин «лэпбук» был впервые введен мамой и писателем из Вирджинии (США) Тэмми Дюби и дословно переводится как книжка на коленях (англ. lapbook – наколенная книга, lap – колени, book – книга). Часто встречаются и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук — это самодельная интерактивная папка, в которой собирается учебный материал по какой-то определенной теме.

Это могут быть графики, диаграммы, таблицы, нарисованные самостоятельно или готовые картинки, рукописные или распечатанные тексты, стихи и тексты песен, пословицы, поговорки и загадки, игры, ребусы, кроссворды, просто любопытные факты по теме и многое другое. Весь этот материал можно организовать самыми разнообразными средствами. Очень удобны и функциональны стандартные кармашки, кармашки-гармошки, кармашки-книжки, окошки, подвижные детали, обычные и фигурные конверты, вставки, карточки, пазлы, чистые листы для заметок и т.д., которые обучающиеся могут доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.

Стандартный размер готового лэпбука — папка А4 в сложенном виде и А3 в открытом виде. Это оптимальный вариант для того, чтобы ребенок мог самостоятельно работать с пособием: держать его в руках, писать и выполнять задания в нем, а после занятий поставить папку на полку или положить в портфель.

Работа над лэпбуком содержит следующие этапы:

  • Создание основы, для чего понадобятся:
  • Определение темы лэпбука (происходит совместно с обучающимися). Тема и сложность папки могут быть совершенно любыми. Но лучше всего получаются лэпбуки на какие-то частные, а не на общие темы
  • Составление плана. После того как избрана тема, надо взять бумагу и ручку и написать план. Ведь лэпбук – это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому его содержание должно быть продумано так, чтобы полностью раскрыть тему.
  • Разрабатывается макет лэпбука (опять же, совместно). Этот этап самый интересный. Надо придумать, как в папке будет представлен каждый из пунктов плана, и нарисовать макет на черновике достаточно большого формата, чтобы были хорошо видны элементы и краткое содержание.
  • Вырезаются детали, все приклеивается на свои места. Все, можно начинать занятия.
  • картонная папка-основа (можно купить готовую, а лучше сделать своими руками),
  • обычная и цветная бумага,
  • ножницы,
  • клей,
  • степлер,
  • простой и двухсторонний скотч.

Лэпбук не создается на пустом месте. Его изготовлению предшествуют тематические занятия, игры, обсуждение сложных вопросов, выполнение заданий. Только в этом случае пособие выполнит свою дидактическую функцию.

В чем же преимущества данной формы учебной деятельности?

Лэпбук – это не просто особая форма организации учебного материала, заменяющий справочную литературу. Лэпбук – замечательное средство вовлечения учителя и учеников в совместную деятельность на основе партнерства. Основа пособия может быть создана учителем, но дальше оно дополняется и совершенствуется вместе с детьми, а возможно, и их родителями.

Выполнять все задания, заложенные в лэпбук, за один раз или за один день необязательно и даже нежелательно. Они рассчитаны на длительную работу, предполагающую изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Лэпбук – это не книжка-игрушка, это самостоятельный исследовательский проект.

Работа над таким проектом способствует развитию коммуникативных навыков и социализации обучающихся. Предпочтительнее объединять из в пары или в малые группы, по 3-5 человек, каждый из которых понимает свою значимость и ответственность за успех проекта. В такой группе обучающимся легко самим распределять обязанности и выстраивать рабочие взаимоотношения. Но если в группе есть застенчивые, неразговорчивые дети, которым тяжело наладить контакт с одноклассниками, возможна индивидуальная работа, когда один обучающийся подбирает материал и оформляет свою папку самостоятельно.

Учитель показывает, как сделать и оформить лэпбук, но в основном ученик рассчитывает только на свои силы. Защита собственного проекта помогает таким обучающимся проявить свои способности и в дальнейшем работать в группе.

Лэпбук – отличный способ реализации дифференцированного подхода в обучении иностранному языку в классах с различным уровнем обученности. Обучающиеся посильнее могут написать сочинения по теме, составить тесты, подобрать интересную и полезную дополнительную информацию. Те обучающиеся, кто испытывают затруднения, выполнят творческие задания: подберут иллюстрации, составят кроссворды, таблицы, диаграммы, и т.д. Каждый обучающийся может выбрать себе задание по силам, выполнить его и почувствовать себя успешным.

Немаловажно то, что в процессе создания лэпбука, к примеру, на английском языке, обучающиеся совершенствуют и пассивный словарный запас, отбирая материал, и активный, общаясь между собой по-английски, проговаривая, пропевая, проигрывая все то, чем они заполняют папку.

Поскольку одновременно по одной и той же теме создается несколько лэпбуков, одинаковые задачи обучающиеся решают по-разному. Это увеличивает заинтересованность в том, чтобы выполнить задание как можно лучше и способствует реализации одной из главных целей современного образования – развивает способность учиться самостоятельно.

Как отмечалось выше, лэпбук – исследовательский проект и часто, работая над одним из них, обучающиеся открывают для себя темы следующих своих исследований. Например, интерактивная папка на тему «Мой день» может дать толчок к разработке таких тем, как «Гигиена и здоровье», «Одежда и обувь», «Времена года», «Продукты питания» и др. «Продукты питания», в свою очередь, могут послужить основой для создания следующей серии лэпбуков: «Национальные блюда», «Правильное питание», «В кафе и ресторане» и т.д. Переходя к изучению других тем, создавая новые интерактивные папки, обучающиеся всегда имеют возможность обратиться к тем, что они делали раньше, повторить и закрепить изученное.

Лэпбук — такая форма получения знаний, которая активизирует воображение, внимание, память, восприятие, развивает творческие способности, содействует эстетическому воспитанию обучающихся. Усвоение новой информации и закрепление изученного материала в занимательно-игровой форме происходит быстро и эффективно. Эта самодельная книжка объединяет в себе и содержание, и инструмент, и цель образовательного процесса.

Работа над лэпбуком разнообразна и интересна не только обучающимся. Учитель, не выполняя привычной функции источника информации, может быть сторонним наблюдателем, советчиком и партнером. Но, во всяком случае, именно он должен координировать деятельность обучающихся, подталкивать их к совершению маленьких открытий, приводящих к высоким результатам.

Итак, резюмируя все вышесказанное, отметим, что лэпбук:

  • информативен и нагляден;
  • дидактически направлен;
  • обеспечивает познавательную, исследовательскую, творческую и игровую активность школьников;
  • вариативен (есть много вариантов использования его фрагментов);
  • многофункционален: способствует развитию мышления, коммуникативных навыков, а также самостоятельности и ответственности;
  • уникален.

Последнее его качество чрезвычайно важно для оценивания результатов работы. Нет разработанных стандартов изготовления такого рода пособий. Каждый лэпбук уникален и не может быть лучше или хуже другого. Если он создан, если обучающиеся регулярно к нему обращаются, значит, технология работает, значит, есть результат и он только положительный.

Есть у лэпбука и недостаток, один, но существенный, из-за чего чаще всего эта технология применяется в основном для обучения дошкольников. На изготовление одной интерактивной папки и отработку материала требуется в среднем 10 занятий. Дома можно сделать саму папку, изготовить элементы оформления и частично отобрать материал, т.к. эта работа требует руководства учителя. Вся остальная работа по созданию лэпбука: выбор темы, составление плана, практическая часть, подведение итогов – должна происходить в классе.

При существующей классно-урочной системе не многие учителя соглашаются на такие формы работы, которые предусматривают свободное общение и перемещение обучающихся в классе, партнерские отношения с обучающимися в процессе обучения, необходимость учитывать индивидуальность каждого. Именно учителя иностранных языков находятся в наиболее выигрышных условиях. Все-таки они работают не со всем классом, а только с частью.

Лэпбукинг, как передовая и эффективная форма учебной деятельности давно и прочно вошел в мировую практику домашнего обучения и успешно работает в школах. Лэпбук полностью соответствует принципу природосообразности образования, потому что это не просто книжка-самоделка для отвлечения обучающихся от серых будней. Это учебное пособие, созданное при активном участии самого обучающегося. Вот в чем самая большая ценность данной методики. К тому учебнику, который обучающийся создал своими руками, без принуждения, в собственном темпе, подобрав материал на свой вкус, он и относится совершенно иначе. Когда ребёнок создаёт что-то своими руками, он раз за разом с удовольствием возвращается к своему творению. Ведь этот учебник – его собственный.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации
  2. Блохина, Е. Лэпбук – «наколенная книга» / Блохина, Е. Лиханова, Т.// Обруч. – 2015. – № 4 – С.2325
  3. Гатовская, Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования:материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162164.
  4. Кураев, Г. А. Возрастная психология [текст] / Г. А. Кураев, Е. Н. Пожарская. РостовнаДону: Феникс, 2002.146с.
  5. Николаева, С.Н. Наблюдая – познаем. / Николаева С.Н.//Дошкольное воспитание. 1991.№6 – С.454
  6. Носова, Е. Ю. Использование тематической папки (лэпбук) в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста/ Носова, Е. Ю.,
  7. Федорова Т. В // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 136138. — URL https://moluch.ru/archive/149/41656/
30.09.2018