ООО «Знанио»
Образовательная лицензия №5257

Образец свидетельства

Образец свидетельства Заказать свидетельство 185
800₽ - экономия 615₽
После оформления свидетельства Вы сможете пройти сертификацию по этой теме почти бесплатно и получить сертификат отличия
ПЕРЕЙТИ К СЕРТИФИКАЦИИ
Вернуться к списку медианаров

Медианар «Реализация принципа природосообразности через использование универсального дидактического пособия «лэпбук»»

1. Прослушайте медианар

Либо скачайте медианар в текстовом формате и презентацию.

2. Просмотрите презентацию

3. Закажите свидетельство

Перейти к заказу

4. Прочитайте содержание

Реализация принципа природосообразности через использование универсального дидактического пособия «лэпбук»

Все течет, все изменяется. Сменяются общественно-экономические формации, изменяются границы государств и системы правления, возникают новые и предаются забвению старые одеяния и предметы быта, люди и целые народы мигрируют по лицу Земли. Одно неизменно: в центре всех преобразований по-прежнему человек, человеческая личность и процесс ее формирования. Поэтому важность образования для любого времени и любого общества неизменна.

В современном мире высоких скоростей и технологий, информационных баталий и взаимопроникновения культур обойтись без знания иностранных языков невозможно. Это понятно всем участникам образовательного процесса на всех его уровнях. Тем не менее проблемы с преподаванием и изучением чужого языка никуда не деваются. И назвать удовлетворительным средний уровень владения иностранными языками в нашей стране по-прежнему нельзя. Даже таким популярным и многофункциональным языком, как английский. Даже среди людей образованных.

Понятие «образование» чаще всего употребляется в окончательном смысле: «дать детям образование», «получить образование», «не иметь образования» и т.д. Да, образование человека – это итог учебно-воспитательной деятельности. Еще Пифагор говорил, что образование – это то, что отличает человека от обезьяны, имея в виду именно результат. Но ведь это еще и процесс, длительный, многоуровневый, который можно и нужно организовать так, чтобы плоды его были как можно качественнее. Для этого и существует дидактика – относительно самостоятельный раздел педагогики, теория обучения.

Слово «дидактика» родом из Древней Греции (didaktikos – «поучающий, обучающий»), там учитель, преподающий в школе, назывался дидаскáлом. «Дидактика» как термин появилась в трудах немецкого педагога XVII века В. Ратке (Ратихия) в значении «искусство обучения». В то же время Коменский Я. А., один из наиболее значительных теоретиков и практиков педагогической науки, определяет дидактику как «универсальное искусство учить всех всему». Его книга «Великая дидактика» рассматривает обучение в тесной связи с воспитанием. Заметим, что оба великих средневековых философа и педагога возводили во главу угла принцип природосообразности образования. Суть его в том, что, поскольку человек – дитя природы, обучать его следует в соответствии с его природными способностями, а не только с желаниями родителей или педагогическими амбициями учителей.

Изучение и развитие дидактики продолжил целый ряд отечественных и зарубежных писателей, педагогов, ученых, среди которых И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Н.Ф. Бунаков, Н.А. Корф, В.Я. Стоюнин, А.Н. Острогорский, А.К. Барсов, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Л.В. Занков, и другие. Несмотря на то, что в основном в их работах сохранялся гуманистический подход к обучению, наступала промышленная эпоха, под влиянием которой дидактика постепенно сосредоточила своё внимание исключительно на учебном процессе. Традиционная система образования, сложившаяся к ХIX в. и благополучно здравствующая поныне, по инерции направлена на:

  • запоминание наибольшего количества материала;
  • умение воспроизвести его;
  • умение точно, без изменений выполнить задание.

Научно-техническая революция последних десятилетий привела к тому, что этих качеств явно недостаточно для жизни в быстроменяющемся мире, то и дело сотрясаемом кризисами. Интеллектуализация труда, резкие изменения в структуре производства, информационный взрыв и другие явления нашего бурного времени изменили представления о тех личностных чертах, которые должны воспитываться школой. Молодой человек, вступающий в самостоятельную жизнь и, в частности, в мир современного труда, должен обладать следующими качествами:

  • высоким уровнем общеобразовательной подготовки;
  • способностью самостоятельно принимать решения;
  • готовностью к приобретению новых знаний;
  • умением работать в группе, коммуникабельностью.

Главное при этом не объем знаний, а их соединение с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями. Все эти прогрессивные черты отражены во множестве документов, касающихся образования, прежде всего в российском ФГОС. В них очень много о том, что образование – процесс формирования духовного облика человека, а также сам духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, но ни слова о том, какими практическими способами достичь таких высот.

Исследование проблем, чему учить и как учить, – основная задача дидактики, оставшаяся неизменной со времён Ратихия. Современная наука добавила к ним еще и кого, когда, где и зачем учить. Проще говоря, педагогика совершила многовековой поворот вокруг своей оси и оказалась лицом к лицу все с той же природосообразностью образования. Жизнеспособность этого принципа доказывает практика общеобразовательных школ в большинстве развитых стран от США и Западной Европы до Японии.

А нашей школе что мешает повернуться к природе хотя бы вполоборота? То, что невозможно от всех добиться одинаковых результатов, прекрасно известно каждому учителю, так, может, пришла пора перестать к этому стремиться. Самостоятельность, ответственность и коммуникабельность – это не то, что можно «вдолбить» в головы учеников, зафиксировав их за партой, необходимо в образовательном учреждении создавать условия для формирования и проявления этих качеств. Успехи в освоении знаний зависят не от объема учебного материала и даже не от того, насколько увлекательно его преподает учитель, а от того, насколько интересно ученику добывать знания самостоятельно.

В этой связи как не вспомнить Я.А. Коменского, который считал, что разум человека может охватить все, если опираться на природные способности и возрастные особенности учеников, что всей молодёжи необходимо широкое универсальное образование, причем вся образовательная работа должна быть связана с обучением языкам, сперва родному, затем латинскому – языку культуры и науки своего времени. Если в предыдущей фразе заменить «латинский» на «иностранные языки», как современно она зазвучит!

Действительно, универсальность образования подразумевает обязательное изучение иностранных языков. Начинать обучение языкам необходимо как можно раньше, в идеале – когда ребенок начинает говорить: мозг его жаден до всего нового, ухо чутко, он с удовольствием повторяет за взрослыми и легко запоминает огромное количество слов. Но для этого необходимо, чтобы взрослые вокруг него свободно владели иностранными языками, создавая языковую среду, а это бывает редко.

Абсолютное большинство детей начинает изучение иностранных языков в школе, когда чуткость к языку ослабевает, учебная нагрузка возрастает многократно, появляется и крепнет убеждение, что учение – труд, а изучение иностранного языка – тяжкий труд. Основная трудность именно в необходимости запоминать большое количество слов и выражений на уроке, а потом еще и дома заучивать то, что не успели в классе. К сожалению, это как раз тот случай, когда количество в качество не переходит, нужно искать способы облегчить процесс запоминания.

Вот тут и приходит на помощь учителю дидактика с многообразием методов и форм обучения, знание которых позволяет выработать общую стратегию преподавания и учения, отобрать наиболее эффективные способы обучения, совершенствовать уже известные и применять новые обучающие системы и технологии с целью активизации познавательной деятельности обучающихся.

В первую очередь, в распоряжении каждого педагога есть старый добрый дидактический материал – учебные пособия, которые учитель использует для самостоятельной работы обучающихся в классе или дома. Это сборники задач и упражнений, наглядные пособия: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками и т. д. Несомненным плюсом дидактического материала является то, что он может быть подготовлен самими обучающимся по поручению учителя. Чаще всего он прост по содержанию, оформлению и технологии изготовления, кроме того, лучше и быстрее запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено, то, что сделано своими руками.

Наиболее ярким примером такого вида учебной деятельности является создание лэпбука – интерактивной папки, универсального дидактического пособия. Термин «лэпбук» был впервые введен мамой и писателем из Вирджинии (США) Тэмми Дюби и дословно переводится как книжка на коленях (англ. lapbookнаколенная книга, lap – колени, book – книга). Часто встречаются и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук — это самодельная интерактивная папка, в которой собирается учебный материал по какой-то определенной теме.

Это могут быть графики, диаграммы, таблицы, нарисованные самостоятельно или готовые картинки, рукописные или распечатанные тексты, стихи и тексты песен, пословицы, поговорки и загадки, игры, ребусы, кроссворды, просто любопытные факты по теме и многое другое. Весь этот материал можно организовать самыми разнообразными средствами. Очень удобны и функциональны стандартные кармашки, кармашки-гармошки, кармашки-книжки, окошки, подвижные детали, обычные и фигурные конверты, вставки, карточки, пазлы, чистые листы для заметок и т.д., которые обучающиеся могут доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.

Стандартный размер готового лэпбука — папка А4 в сложенном виде и А3 в открытом виде. Это оптимальный вариант для того, чтобы ребенок мог самостоятельно работать с пособием: держать его в руках, писать и выполнять задания в нем, а после занятий поставить папку на полку или положить в портфель.

Работа над лэпбуком содержит следующие этапы:

  • Создание основы, для чего понадобятся:
  • Определение темы лэпбука (происходит совместно с обучающимися). Тема и сложность папки могут быть совершенно любыми. Но лучше всего получаются лэпбуки на какие-то частные, а не на общие темы
  • Составление плана. После того как избрана тема, надо взять бумагу и ручку и написать план. Ведь лэпбук – это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому его содержание должно быть продумано так, чтобы полностью раскрыть тему.
  • Разрабатывается макет лэпбука (опять же, совместно). Этот этап самый интересный. Надо придумать, как в папке будет представлен каждый из пунктов плана, и нарисовать макет на черновике достаточно большого формата, чтобы были хорошо видны элементы и краткое содержание.
  • Вырезаются детали, все приклеивается на свои места. Все, можно начинать занятия.
  • картонная папка-основа (можно купить готовую, а лучше сделать своими руками),
  • обычная и цветная бумага,
  • ножницы,
  • клей,
  • степлер,
  • простой и двухсторонний скотч.

Лэпбук не создается на пустом месте. Его изготовлению предшествуют тематические занятия, игры, обсуждение сложных вопросов, выполнение заданий. Только в этом случае пособие выполнит свою дидактическую функцию.

В чем же преимущества данной формы учебной деятельности?

Лэпбук – это не просто особая форма организации учебного материала, заменяющий справочную литературу. Лэпбук – замечательное средство вовлечения учителя и учеников в совместную деятельность на основе партнерства. Основа пособия может быть создана учителем, но дальше оно дополняется и совершенствуется вместе с детьми, а возможно, и их родителями.

Выполнять все задания, заложенные в лэпбук, за один раз или за один день необязательно и даже нежелательно. Они рассчитаны на длительную работу, предполагающую изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Лэпбук – это не книжка-игрушка, это самостоятельный исследовательский проект.

Работа над таким проектом способствует развитию коммуникативных навыков и социализации обучающихся. Предпочтительнее объединять из в пары или в малые группы, по 3-5 человек, каждый из которых понимает свою значимость и ответственность за успех проекта. В такой группе обучающимся легко самим распределять обязанности и выстраивать рабочие взаимоотношения. Но если в группе есть застенчивые, неразговорчивые дети, которым тяжело наладить контакт с одноклассниками, возможна индивидуальная работа, когда один обучающийся подбирает материал и оформляет свою папку самостоятельно.

Учитель показывает, как сделать и оформить лэпбук, но в основном ученик рассчитывает только на свои силы. Защита собственного проекта помогает таким обучающимся проявить свои способности и в дальнейшем работать в группе.

Лэпбук – отличный способ реализации дифференцированного подхода в обучении иностранному языку в классах с различным уровнем обученности. Обучающиеся посильнее могут написать сочинения по теме, составить тесты, подобрать интересную и полезную дополнительную информацию. Те обучающиеся, кто испытывают затруднения, выполнят творческие задания: подберут иллюстрации, составят кроссворды, таблицы, диаграммы, и т.д. Каждый обучающийся может выбрать себе задание по силам, выполнить его и почувствовать себя успешным.

Немаловажно то, что в процессе создания лэпбука, к примеру, на английском языке, обучающиеся совершенствуют и пассивный словарный запас, отбирая материал, и активный, общаясь между собой по-английски, проговаривая, пропевая, проигрывая все то, чем они заполняют папку.

Поскольку одновременно по одной и той же теме создается несколько лэпбуков, одинаковые задачи обучающиеся решают по-разному. Это увеличивает заинтересованность в том, чтобы выполнить задание как можно лучше и способствует реализации одной из главных целей современного образования – развивает способность учиться самостоятельно.

Как отмечалось выше, лэпбук – исследовательский проект и часто, работая над одним из них, обучающиеся открывают для себя темы следующих своих исследований. Например, интерактивная папка на тему «Мой день» может дать толчок к разработке таких тем, как «Гигиена и здоровье», «Одежда и обувь», «Времена года», «Продукты питания» и др. «Продукты питания», в свою очередь, могут послужить основой для создания следующей серии лэпбуков: «Национальные блюда», «Правильное питание», «В кафе и ресторане» и т.д. Переходя к изучению других тем, создавая новые интерактивные папки, обучающиеся всегда имеют возможность обратиться к тем, что они делали раньше, повторить и закрепить изученное.

Лэпбук — такая форма получения знаний, которая активизирует воображение, внимание, память, восприятие, развивает творческие способности, содействует эстетическому воспитанию обучающихся. Усвоение новой информации и закрепление изученного материала в занимательно-игровой форме происходит быстро и эффективно. Эта самодельная книжка объединяет в себе и содержание, и инструмент, и цель образовательного процесса.

Работа над лэпбуком разнообразна и интересна не только обучающимся. Учитель, не выполняя привычной функции источника информации, может быть сторонним наблюдателем, советчиком и партнером. Но, во всяком случае, именно он должен координировать деятельность обучающихся, подталкивать их к совершению маленьких открытий, приводящих к высоким результатам.

Итак, резюмируя все вышесказанное, отметим, что лэпбук:

  • информативен и нагляден;
  • дидактически направлен;
  • обеспечивает познавательную, исследовательскую, творческую и игровую активность школьников;
  • вариативен (есть много вариантов использования его фрагментов);
  • многофункционален: способствует развитию мышления, коммуникативных навыков, а также самостоятельности и ответственности;
  • уникален.

Последнее его качество чрезвычайно важно для оценивания результатов работы. Нет разработанных стандартов изготовления такого рода пособий. Каждый лэпбук уникален и не может быть лучше или хуже другого. Если он создан, если обучающиеся регулярно к нему обращаются, значит, технология работает, значит, есть результат и он только положительный.

Есть у лэпбука и недостаток, один, но существенный, из-за чего чаще всего эта технология применяется в основном для обучения дошкольников. На изготовление одной интерактивной папки и отработку материала требуется в среднем 10 занятий. Дома можно сделать саму папку, изготовить элементы оформления и частично отобрать материал, т.к. эта работа требует руководства учителя. Вся остальная работа по созданию лэпбука: выбор темы, составление плана, практическая часть, подведение итогов – должна происходить в классе.

При существующей классно-урочной системе не многие учителя соглашаются на такие формы работы, которые предусматривают свободное общение и перемещение обучающихся в классе, партнерские отношения с обучающимися в процессе обучения, необходимость учитывать индивидуальность каждого. Именно учителя иностранных языков находятся в наиболее выигрышных условиях. Все-таки они работают не со всем классом, а только с частью.

Лэпбукинг, как передовая и эффективная форма учебной деятельности давно и прочно вошел в мировую практику домашнего обучения и успешно работает в школах. Лэпбук полностью соответствует принципу природосообразности образования, потому что это не просто книжка-самоделка для отвлечения обучающихся от серых будней. Это учебное пособие, созданное при активном участии самого обучающегося. Вот в чем самая большая ценность данной методики. К тому учебнику, который обучающийся создал своими руками, без принуждения, в собственном темпе, подобрав материал на свой вкус, он и относится совершенно иначе. Когда ребёнок создаёт что-то своими руками, он раз за разом с удовольствием возвращается к своему творению. Ведь этот учебник – его собственный.

Список литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации

2. Блохина, Е. Лэпбук – «наколенная книга» / Блохина, Е. Лиханова, Т.// Обруч. – 2015. – № 4 – С.2325
3. Гатовская, Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования:материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162164.
4. Кураев, Г. А. Возрастная психология [текст] / Г. А. Кураев, Е. Н. Пожарская. РостовнаДону: Феникс, 2002.146с.
5. Николаева, С.Н. Наблюдая – познаем. / Николаева С.Н.//Дошкольное
воспитание. 1991.№6 – С.454
6. Носова, Е. Ю. Использование тематической папки (лэпбук) в организации
образовательной деятельности детей дошкольного возраста/ Носова, Е. Ю.,
Федорова Т. В // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 136138. — URL
https://moluch.ru/archive/149/41656/