Духовно-нравственное развитие личности ребёнка в контексте гражданского образования
Оценка 4.9
99 р.
99 р.

Духовно-нравственное развитие личности ребёнка в контексте гражданского образования

Оценка 4.9
Практикум
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 02.07.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Духовно-нравственное развитие личности ребёнка в контексте гражданского образования
Cвидетельство участника
99 р.
Духовно-нравственное развитие личности ребёнка в контексте гражданского образования

Нельзя отправляться в путь, не зная куда. Вряд ли в наше время найдется человек, который бы всерьез утверждал, что образование ни к чему. Наоборот, кого ни спроси – всякий уверенно ответит: без образования сейчас никуда, оно каждому необходимо. А зачем? Какова основная задача образования? И главное – какова его цель?

Теоретически главная задача образовательного учреждения – подготовка человека к самостоятельной жизни. Это значит, что в результате всестороннего приложения педагогических усилий должна получиться полноценная личность, обладающая высокой гражданской сознательностью, готовая нести ответственность за свои поступки, создать семью, самостоятельно выбрать сферу профессиональной деятельности и плодотворно трудиться на благо общества.

Но на практике весь процесс обучения направлен на овладение учащимися как можно большим объемом теоретических знаний и умений эти знания получать. То есть главная задача образовательного учреждения – преподавание учебных предметов, а главная задача учащегося – усвоить как можно больший объем научной информации и научиться эту информацию добывать самостоятельно, что получается далеко не всегда. Это, безусловно, очень важно для интеллектуального развития, формирования научной картины мира, абстрактного мышления, мировоззрения. Но есть еще функциональная грамотность – знания и умения, необходимые в повседневной жизни: умение строить семейные и трудовые взаимоотношения, знание своих прав и обязанностей и способность их реализовать и защитить. Эта грамотность не менее важна, но в процессе обучения отходит на второй план. В результате выпускник образовательного учреждения практически к самостоятельной жизни не готов, отсюда растерянность и зачастую высокая конфликтность молодых людей.

Решение данных проблем возможно. Процесс обучения следует организовать так, чтобы в нём были полноправно представлены взаимоотношения личности и государства, реализация и защита прав гражданина и возлагаемые на него обязанности, сведения о самых разнообразных сферах жизни и деятельности человека в разных его ипостасях: семьянина, труженика, гражданина своей страны. Для этого необходима разработка и реализация гражданского образования учащихся, которое обеспечит формирование гражданской культуры учащихся, их гражданских знаний и умений.

Идея гражданского образования не нова. Своеобразная его модель успешно функционировала в советской школе. Те, кто учился и работал в советские годы, помнят всевозможные массовые мероприятия – тематические торжественные линейки, конкурсы патриотических песен, плакатов, рисунков на асфальте, военно-спортивные игры и множество других – направленные прежде всего на идейно-политическое воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, интернационализма и т.д.

То есть существовала определённая система традиционных методов целенаправленного воспитательного воздействия на учащегося, которая соответствовала общественно-исторической эпохе и достаточно эффективно справлялась с задачей формирования граждан советского общества, унифицированных граждан с коллективным мышлением. Это было хорошо для того времени и того государства.

В современном мире от растущей личности требуются совершенно иные качества: способность принимать решения и нести за них ответственность, готовность к самоопределению, профессиональная и гражданская компетентность, гибкость и мобильность, а главное – самостоятельность.

Анализ современной российской педагогической практики, к сожалению, показывает, что опыт социального взаимодействия, защиты своих интересов, разрешения конфликтов зачастую приобретается учащимися, ситуативно, стихийно, в отсутствие необходимого педагогического содействия. Следствием этого является недостаточная социализация и слабая адаптация молодых людей к самостоятельной жизни в современном обществе, а значит традиционная организация учебно-воспитательного процесса в области гражданского образования, унаследованная от советской школы, недостаточно эффективна, необходимы усиление и модернизация педагогического воздействия в области формирования будущих граждан.

Изменяется мир, изменяется общество, эволюционирует педагогическая теория и практика. Под влиянием культурно-исторических процессов в общественном сознании меняется само содержание понятия «гражданин». Сейчас это не просто подданный какой-либо страны, патриот или человек, подчиняющий личные интересы общественным, как трактовалось ранее.

Во второй половине ХХ века возникла идея нового гражданского образования, чему способствовали следующие факторы:

  • укрепление демократии в развитых странах,
  • постепенный переход постсоветского пространства к правовому государству,
  • увеличение объёма информации и связанный с ним «взрыв коммуникации» (Ф. Бретон),
  • повышение роли СМИ в общественно-политической жизни государств и народов,
  • движение к коммуникативному обществу (теория Ю. Хабермаса и идеи основоположника кибернетики Н. Винера о коммуникативной природе человека).

Цель нового гражданского образования – человек «новой культуры мира». Он должен сохранить национальные корни, быть патриотом, соблюдая гибкость и толерантность в поликультурной и поликонфессиональной среде. Он должен обладать разносторонним критическим мышлением, высоко развит духовно и нравственно и готов к осознанным, ответственным взаимоотношениям с другими гражданами, обществом, государством.

Все эти требования объединены в «портрет выпускника школы», представленный в ФГОС:

  • любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
  • креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
  • владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
  • мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
  • готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
  • осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством;
  • уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
  • осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
  • подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
  • мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Федеральные государственные образовательные стандарты с одной стороны ориентируют формирующуюся личность на изменение потребностей экономики и нового общественного устройства, с другой стороны нацелены на обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы личности в области гражданского образования.

Современная педагогика определяет гражданское образование как инновационное направление педагогической практики, в основе которого формирование сознательного, компетентного, культурного гражданина путем обучения подрастающего поколения нормам и ценностям правового демократического общества.

Согласно определению Европейской конференции по проблемам гражданского образования существует пять критериев его эффективной организации: плюрализм, институциональная целостность, интегративность, культурная относительность и многоуровневая перспектива. Основу гражданского образования должны составлять четыре базовых компонента: права человека, демократия, развитие и мир. Оно может быть реализовано средствами урочной и внеурочной учебной деятельности по одной из четырех основных моделей, признанных равноправными в мировой педагогической практике.

Широко распространена в России (и не только) монодисциплинарная модель, то есть введение в образовательный процесс специальных учебных предметов, таких как «Обществознание», «Граждановедение», «Человек и общество», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Права человека» и других. Это традиционный способ осуществления гражданского образования, поэтому наиболее популярный. Он имеет ряд достоинств: учебный материал излагается системно и последовательно с учетом межпредметных связей, учитель контролирует усвоение теоретического материала на всех этапах. Но именно предметность изучения, традиционность методов и форм обучения делают формальным отношение учащихся к учебному материалу, а это значительно снижает эффективность данной модели.

Более сложной является междисциплинарная модель реализации гражданского образования. Она подразумевает включение элементов соответствующей тематики в содержание каждого учебного предмета. Это могут быть модули, отдельные темы и целые разделы по гражданскому образованию. Этот подход может быть весьма эффективным, но требует объединения усилий специалистов всех предметных областей и в отборе информации (необходимы полнота и последовательность преподавания, но недопустимы повторы), и в разработке критериев оценки учебной деятельности учащихся.

Основу третьей модели проведения в жизнь гражданского образования составляют самые разнообразные формы и методы внеурочной деятельности учащихся. Анализ передового педагогического опыта показывает, что формирование гражданских компетенций достаточно эффективно происходит во внеклассной и внешкольной деятельности. Этому во многом способствует то, что занятия проводятся в неофициальной обстановке. Учащиеся посещают их добровольно, а педагоги активнее используют межпредметные связи, новые технологии, способствующие формированию активной жизненной позиции, нахождению способов разрешения конфликтов, приобретению навыков поведения в экстремальной ситуации. Кроме того, эта модель наиболее экономична, так как не требует дополнительного учебного времени.

В качестве примера успешной реализации модели гражданского образования можно привести опыт Лицея БГУ (Беларусь). Программа курса по выбору «…Но гражданином быть обязан» разработана для учащихся 11 классов не только для подготовки к экзамену по русской литературе, но и для углубления представлений об общественных идеалах разных эпох, нашедших отражение в литературных произведениях.

Занятия ведутся в диалоговом формате (дебаты, игры, дискуссии), что формирует коммуникативные навыки. Используется также проектно-исследовательская деятельность учащихся, результаты которой в виде докладов озвучиваются не только на занятиях, но и на научно-практических конференциях.

Читая художественные произведения, учащиеся анализируют различные аспекты гражданственности, способы самовыражения человека в качестве гражданина, общественно-исторические условия, ведущие к трансформации гражданских идеалов. Материалом для такого рода работы может быть любая национальная литература.

Большим потенциалом в плане гражданского образования обладают факультативные занятия по иностранным языкам, в программе которых изучение в оригинале материалов СМИ, посвященных гражданской тематике, государственных документов по правам человека и гражданина в стране изучаемого языка.

Существует еще одна модель гражданского образования, признанная на сегодняшний день самой эффективной. Это институциональная модель. Она основана на идеях Дж. Дьюи, создателя и первопроходца «инструментальной» педагогики, строящейся на интересах, личном опыте ребенка и в немалой степени на свободе выбора учащимся вида деятельности или преподавателя.

Несмотря на замысловатость названия, всем, кто читал «Педагогическую поэму» А.С. Макаренко, интересовался опытом В.А. Сухомлинского, образовательной системой М. Монтессори, «Школой радости» Ш.А. Амонашвили, знакомы элементы этой модели.

Суть ее в превращении образовательного учреждения в миниатюрную модель государства, основанного на принципах демократии. Всем участникам образовательного процесса предлагается жить по его демократическим законам, разработанным с учетом специфики учреждения. Каждый имеет право избирать и быть избранным в его легитимные законодательные, исполнительные и судебные органы.

В таком образовательном учреждении создана особая среда, особый уклад, в котором высокоорганизованная система самоуправления, основанная на принципах демократии, воспитывает всех участников образовательного процесса. Основой и признаком демократической организации жизни здесь является право выбора, действующее и для учащихся, и для педагогов. Учителя совместно с администрацией, родителями и самими учащимися выбирают способы, сроки и уровень преподавания учебного материала. Учащиеся имеют возможность определять круг учебных дисциплин, способ их освоения и даже педагогов.

В подобной модели жизнь созданного сообщества основана на сотрудничестве педагогов и учащихся, активной деятельности органов школьного самоуправления, развитии учащихся через разнообразные виды творческой деятельности и создание воспитывающих ситуаций.

Ощущая отношение к себе как к личности, зная, что у него есть права, защита которых гарантирована, учащийся совсем по-другому относится к своим обязанностям. Поэтому в прямом воспитательном и идеологическом воздействии на него нет необходимости. Само сообщество, построенное на признании общечеловеческих ценностей, в число которых входят земля, отечество, семья, труд, знания, культура, мир, человек, где именно человек признан абсолютной ценностью, мерой всех вещей, целью, средством и результатом воспитания, такое сообщество и есть главное условие реализации гражданского образования.

Те же идеи были творчески развиты «Школой самоопределения» А.Н. Тубельского. Он создал совершенно особую культуру школьной организации, основанную на ответственности всех перед всеми и доверии всех ко всем. Такое устройство школьной жизни, где каждый элемент, каждая составляющая должны побуждать ребенка к определению себя, своей позиции, своего выбора и в малой (школьной), и в большой жизни.

Овладение основами наук при этом совершенно не страдает, так как является неотъемлемой частью формирования гражданина. Более того, в «Школе самоопределения» количество изучаемых предметов даже увеличилось. Были внедрены новые технологии обучения (проектное обучение, погружение), которые весьма трудно осуществимы в обычном образовательном учреждении.

Как уже было сказано выше, все описанные модели гражданского образования равноправны. Выбор образовательным учреждением одной из них зависит от многих факторов, в числе которых его материально-техническая база, человеческий ресурс (как педагогический, так и ученический). Но опыт показывает, что успех реализации любой программы формирования гражданственности зависит от того, насколько взаимоотношения учителей и учеников в образовательном процессе и за его пределами будут демократичными по существу. Насколько вся атмосфера школьной жизни, её правила и нормы будут основаны на правах и обязанностях всех участников образовательного процесса.

Именно поэтому оптимальным способом реализации гражданского образования школьников является институциональный. Создание в учебном заведении открытой воспитательной системы – сообщества, построенного на принципах демократии, с развитым общественным мнением и внутришкольным самоуправлением, разрабатывающим, утверждающим и соблюдающим собственные законы, – задача не из легких. Но двигаться в этом направлении необходимо. Пусть не полностью, но использовать прогрессивный педагогический опыт становления гражданственности можно и нужно. Иначе «портрет выпускника» так и останется гладкими словами на бумаге.

Список литературы:

  1. Захарова С.Н. Гражданское образование школьников в современных условиях. / С.Н. Захарова // Праблемы выхавання. – 2003. – № 4. – C. 12 – 20.
  2. Степанов В.А. Гражданское образование и обучение правам человека за рубежом: сравнительный анализ // Адукацыя i выхаванне. – 1997, № 12. – С. 95 – 102.
  3. Тубельский А.Н. Формирование опыта демократического поведения у школьников и учителей: Метод. пособ. – М.: Пед. общество России, 2001. – 154 с.
  4. Фрумин И.Д. Теория и практика демократического образования: Дис. … д-ра. пед. наук: 13.00.01. – СПб., 2001. – 300 с.
  5. Целок Д. Патриотами не рождаются… даже в Америке // Беларуская думка. – 1998, № 8. – С. 118 – 125.
14.10.2018