Развитие внимания детей младшего школьного возраста как один из факторов успешности в обучении
Оценка 5
249 р.
249 р.

Развитие внимания детей младшего школьного возраста как один из факторов успешности в обучении

Оценка 5
Практикум
преподавание
1 кл—4 кл
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 14.05.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия Развитие внимания детей младшего школьного возраста как один из факторов успешности в обучении
Cвидетельство участника
249 р.
Развитие внимания детей младшего школьного возраста как один из факторов успешности в обучении

Проблема развития внимания детей традиционна для организации обучения младших школьников. Во многом, это объясняется особенностями психического развития обучающихся. Наиболее характерны «невнимательность», «несобранность», «отвлекаемость» для детей 6-7 лет, т.е. первоклассников. Их внимание еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво, что во многом объясняется недостаточной зрелостью регулирующих нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих произвольное управление поведением в целом и вниманием в частности.

На протяжении младшего школьного возраста регулирующие влияния высших корковых центров постепенно совершенствуются, происходят значительные преобразования характеристик внимания, идет интенсивное развитие его свойств: особенно резко (в 2 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. При этом лишь к 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять заданную программу действий.

Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, обучающиеся, у которых хорошо развито внимание, имеют хорошую успеваемость. При этом, различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным учебным предметам. Например, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, русским языком - с точностью распределения внимания, чтением – с устойчивостью внимания. Таким образом, направляя усилия на развитие различных свойств внимания, можно повысить успеваемость обучающихся по разным учебным предметам. Сложность этой работы заключается в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее поддается влиянию объем внимания, он индивидуален у каждого ребенка, а вот свойства распределения и устойчивости можно и нужно тренировать, чтобы предотвратить их стихийное развитие.

Успешность тренировки внимания в известной мере определяется индивидуально-типологическими особенностями, в частности свойствами высшей нервной деятельности. Установлено, что разные сочетания свойств нервной системы могут способствовать или препятствовать оптимальному развитию характеристик внимания. Например, люди с сильной и подвижной нервной системой имеют устойчивое, легко распределяемое и переключаемое внимание. Для людей с инертной и слабой нервной системой более характерно внимание неустойчивое, плохо распределяемое и переключаемое. При сочетании инертности и силы показатели устойчивости повышаются, свойства переключения и распределения достигают средней эффективности. Педагогу, при организации процесса обучения, необходимо учитывать, что индивидуально-типологические особенности конкретного обучающегося позволяют тренировать его внимание лишь в определенных границах. При этом относительно слабое развитие свойств внимания не является обязательным фактором невнимательности, так как решающая роль в эффективности любой деятельности отводится организованности внимания, навыку управления собственным вниманием, способностью поддерживать его на необходимом уровне, оперировать его свойствами в зависимости от особенностей выполняемой деятельности.

Специфика работы педагога позволяет на каждом уроке и в разнообразных ситуациях наблюдать за поведением обучающихся, характером их учебной и внеурочной деятельности. Он имеет возможность получить достаточно полное, целостное представление о внимании каждого обучающегося. Одновременно с методом наблюдения, педагог может использовать и другие приемы диагностики внимания обучающихся, которые построены на учебном материале и приближены к условиям реальных учебных занятий. Их использование позволяет проанализировать динамику в развитии внимания обучающихся за определенный промежуток времени: неделю, месяц, четверть. При систематическом применении эти приемы могут выступать в качестве эффективного средства тренировки внимания.

Рассмотрим некоторые приемы, которые целесообразно применять в процессе обучения.

Словарный диктант с комментированием. Этот методический прием достаточно широко применяется педагогами. Его можно считать способом измерения внимания, если его применение соответствует следующим требованиям:

  • педагог читает каждое слово только один раз;
  • обучающиеся могут взять ручки только после прослушивания комментариев;
  • педагог внимательно следит за тем, чтобы обучающиеся не отвлекались, заглядывая в тетради друг к другу.

Перед началом словарного диктанта педагогу необходимо:

  • показать на нескольких примерах, как надо выполнять задание;
  • указать на то, что, если обучающийся не может записать слово после комментариев, ему разрешается сделать прочерк, при этом предупредить, что прочерк приравнивается к ошибке.

Например, для комментированного письма выбрано слово «переехали». Педагог читает слово, затем несколько обучающихся поочередно называют приставку, корень, суффикс, окончание, объясняя их правописание. После этого детям предлагается взять ручки и записать прокомментированное слово. Затем следует напоминание обучающимся, чтобы они положили ручки, и начинается работа над следующим словом.

Проведение на уроке словарного диктанта с комментированием требует серьезной подготовки. Психолог Калинникова С.Н. выделила 7 основных стадий в структуре комментированного письма:

  • первичное восприятие произносимого слова;
  • самостоятельный анализ правописания орфоэпического образа слова;
  • прослушивание комментариев;
  • представление орфографии слова в соответствии с комментированием;
  • уточнение первичного анализа правописания с комментированием;
  • написание слова в соответствии с его орфографией;
  • проверка написанного слова в соответствии с комментированием.

Анализ количественных данных (число обучающихся, безошибочно выполнивших работу, число обучающихся допустивших определенное количество ошибок) показывает качество сосредоточения, устойчивости внимания обучающихся. Успешность выполнения работы и характер допущенных ошибок позволяют судить об организации коллективного внимания обучающихся.

Обнаружение ошибок в тексте. Этот методический прием предложен психологом Кабыльницкой С.Л. Он позволяет измерить индивидуальное внимание обучающихся. Его суть состоит в выявлении недостатков внимания при обнаружении ошибок в тексте. При выполнении этой работы от обучающихся не требуется специальных знаний и умений, так как требуется выполнить задание, аналогичное тому, которое они осуществляют при проверке собственных сочинений и диктантов. Включенные в текст ошибки: подмена букв, подмена слов в предложении, элементарные смысловые ошибки. Поэтому работа требует, прежде всего, внимания и не связана со знанием правил.

Работа по применению данного метода организовывается следующим образом. Каждому обучающемуся дается отпечатанный на карточке текст и сообщается что: «В тексте, который вы получили, есть разные ошибки, в том числе и смысловые. Найдите их и исправьте». Каждый обучающийся работает самостоятельно, в рамках определенного времени.

Анализируя результат выполненной работы, необходимо обратить внимание не только на количественный подсчет найденных, исправленных и не обнаруженных ошибок, но и то, как обучающиеся выполняли задание: сразу включаются в задание, обнаруживая и исправляя ошибки по ходу чтения; долго не могут включиться, при первом чтении не обнаруживают ни одной ошибки; исправляют правильное на неправильное и др.

Методы «словарный диктант с комментированием» и «обнаружение ошибок в тексте», являясь примерами психолого-педагогической диагностики, позволяют педагогу получить общее представление об особенностях внимания обучающихся, но не выявляют степень развития отдельных его свойств. Это связано с тем, что любая сложная деятельность может осуществляться полноценно только при участии всех свойств внимания одновременно.

При этом, рассматривая внимание как психическую функцию, которая проявляется в способности контроля, регулировки хода выполнения деятельности и ее результатов, необходимо говорить специальной работе по развитию внимания у учащихся. В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей. Поэтому характерные для этого возраста задачи развития, в наибольшей степени направлены на становление полноценного внимания детей. Организация этой деятельности требует начального уровня сформированности произвольного внимания. Его недостаток является предпосылкой к низкой успеваемости, что требует специальной психолого-педагогической развивающей работы.

Выделяют определенные виды занятий, которые предусматривают более высокие требования и к свойствам внимания, и к уровню произвольного внимания. Это специальные задания, упражнения, игры, которые могут использоваться учителем на занятиях, системное применение которых способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей.

Рассмотрим задания, игры, использование которых направлено на профилактику невнимательности и повышения уровня развития внимания.

Развитие концентрации внимания

Корректурные задания

Основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать себя внимательным и развивать состояние внутреннего сосредоточения на выполнении заданий: обучающемуся предлагается находить и вычеркивать определенные буквы, знаки в печатном тексте. Выполнение подобных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении обучающимися письменных работ.

Педагогу необходимо учесть следующее:

  • предварительно подготавливаются печатные тексты, это могут быть вырезки из газет, журналов, отрывки литературных произведений;
  • в достаточном количестве заготавливаются карандаши и ручки;
  • для детей 6-11 лет используются тексты с крупным шрифтом;
  • корректурные упражнения проводятся ежедневно по 5 мин в течение 2-4 месяцев;
  • занятие может быть индивидуальным или групповым:
  • по мере овладения приемом правила проведения усложняются (меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются, одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т.п.);
  • все указания обязательно отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия;
  • каждое занятие начинать с нового договора о возможном количестве ошибок, исходя из реально допущенного количества ошибок, с тем чтобы у ребенка не возникало чувства безнадежности, невозможности достичь нужного результата.

Примером корректурного задания может быть следующее: в течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «И» (маленькие, заглавные, в названии текста, в фамилии автора).

По итогам работы подсчитывается число ошибок (пропуски, неправильно зачеркнутые буквы). Показатель нормальной концентрации внимания – 4 и меньше пропусков. Больше 4-х пропусков – слабая концентрация.

Корректурное задание рекомендуется проводить в форме игры, придерживаясь следующих правил:

  • игра проводится в доброжелательной атмосфере;
  • проигрыш не должен вызывать чувства неудовольствия, поэтому следует продумать как корректно указать на ошибки;
  • время проведения занятия не должно превышать 5 минут;
  • объем просмотренного текста может быть разным у разных детей: от 3-4 предложений до нескольких абзацев или страниц;
  • проверка выполнения задания может проводится самими обучающимися друг у друга.

Обычно, после первых 3-4 недель занятий наблюдается сокращение ошибок в письменных заданиях в 2-3 раза. Для закрепления навыков самоконтроля корректурные занятия необходимо продолжать в течение 2-4 месяцев. Если после 4 месяцев занятий улучшений не наступает, их нужно прекратить и обратиться за помощью к логопеду.

Для того чтобы повысить эффективность игры и развивающий эффект был более заметен, необходимо одновременно с введением игры обратить внимание ребенка ребенка на чтение учебника по русскому языку, сравнивая и поясняя чтение и правописание слов.

При проверке выполненного обучающимся письменного задания педагогу надо сказать ребенку, что читать написанное нужно вслух, как будто это написал «другой мальчик или девочка, и ты не знаешь, о чем здесь написано, поэтому произноси каждую букву так, как она пишется». Нужно обратить специальное внимание на то, что упражнение нужно воспринимать так, как будто оно выполнялось кем-то другим – «другой девочкой», «плохо обученным щенком», так как дети, проверяя свой текст, отталкиваются от смысла: дети не видят пропущенных и неправильно написанных букв. Приписывание выполненного задания другому отчуждает собственное творение и позволяет критически к нему отнестись. Для детей, испытывающих трудности с концентрацией внимания, необходим более детализированный этап внешних действий.

Обучающимся предлагается читать текст до заранее указанного педагогом выражения, фразы, какой-либо графического образца (последовательность нескольких букв, цифр, выполненный по клеточкам геометрический узор и т.д.) и дается задание точно воспроизвести его (например, до конца тетрадной строки или на нескольких строчках).

Развитию концентрации внимания служит также игра «Зеркало», в которой детям предлагается вслед за ведущим повторить его движения (как отдельные движения, так и их последовательность).

Распределение цифр в определенном порядке

Обучающимся предлагается таблицы, в которой в произвольном порядке расположены 25 цифр, например от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в пустую таблицу справа, начиная ее заполнение с верхнего левого квадрата.

«Найди слова»

На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово.

Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

Методика Мюнстерберга

В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще – существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок.

Например, обучающимся дают бланк с напечатанными на нем 5-ю строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв ребенок должен отыскать 10 слов и подчеркнуть их. На выполнение всего задания отводится 5 мин. Показателем успешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнения задания.

«Перепуганные линии»

Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания.

«Найди отличия»

Задания такого типа требуют умения выделять признаки предметов и явлений, их детали и владеть операцией сравнения. Систематическое и целенаправленное обучение школьников сравнению способствует развитию навыка своевременной активизации внимания, его включения в регуляцию деятельности.

Для сравнения детям могут быть предложены какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей.

Детям предлагают за короткое время посидеть тихо и постараться услышать все возможные шумы, угадать, от чего они произошли (педагог может специально «организовать» некоторые шумы). Эту игру можно проводить как соревнование: кто больше услышит шумов и угадает их происхождение.

Суть упражнения в запоминании числа и порядка расположения нескольких предметов, предъявляемых на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

Игра «Заметь все»

Раскладывают в ряд 7-10 предметов (это могут быть картинки с изображениями предметов), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 с, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.

Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8-10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали.

Поменяв местами два любых предмета, снова показать все на 10 с. Предложить детям определить, какие предметы переложены.

Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Возможно использование других вариантов этой игры: убирать предметы и просить детей называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а, например, один на другом с тем, чтобы дети перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т.п.

Игра «Ищи безостановочно»

В течение 10-15 с увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.

Тренировка распределения внимания

Основной принцип упражнений: ребенку предлагают одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий. По окончании упражнения (через 10-15 мин) определяется эффективность выполнения каждого задания.

«Каждой руке – свое дело»

Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с картинками (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры. Игра может быть предложена на уроке математики.

«Счет с помехой»

Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок.

«Чтение с помехой»

Дети читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении дети также ищут ответы на вопросы.

Упражнение на тренировку распределения внимания

Ребенку предлагают вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в это же время включают аудиозапись с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки. Первые неудачи при выполнении этого достаточно трудного задания могут вызвать у ребенка протест и отказ, но в то же время первые успехи окрыляют. Достоинством подобного задания является возможность его игрового и соревновательного оформления.

Для тренировки переключения внимания рекомендуется использовать корректурные задания с чередованием правил вычеркивания букв.

Обучение младших школьников «внимательному письму» методом поэтапного формирования умственных действий

Одним из эффективных подходов к развитию внимания является метод, разработанный в рамках концепции поэтапного формирования умственных действий (Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л.).

Занятия по формированию внимания проводятся как обучение «внимательному письму» и строятся на материале текстов, содержащих разные типы ошибок «по невнимательности»: подмена или пропуск слов в предложении, подмена или пропуск букв в слове, слитное написание слова с предлогом и др.

Наличие текста-образца, с которым необходимо сравнивать ошибочный текст, само по себе не является достаточным условием для точного выполнения заданий по обнаружению ошибок, так как невнимательные дети не умеют сличать текст с образцом, не умеют проверять. Поэтому все призывы педагога «проверить свою работу» оказываются безрезультатными.

Одной из причин этого является ориентация детей на общий смысл текста или слова и пренебрежение к деталям. Для преодоления глобального восприятия и формирования контроля за текстом нужно учить детей читать с учетом элементов на фоне понимания смысла целого.

Вот как описывает Гальперин П.Я. этот основной и наиболее трудоемкий этап работы: «Детям предлагали прочесть отдельное слово (чтобы установить его смысл), а затем разделить его на слоги и, читая каждый слог отдельно, проверить, соответствует ли он слову в целом. Подбирались самые разные слова (и трудные, и легкие, и средние по трудности). Вначале слоги разделялись вертикальной карандашной чертой, затем черточки не ставились, но слоги произносились с четким разделением (голосом) и последовательно проверялись. Звуковое разделение слогов становилось все короче и вскоре сводилось к ударениям на отдельных слогах. После этого слово прочитывалось и проверялось по слогам про себя («первый – правильно, второй – нет, здесь пропущено ... переставлено»). Лишь на последнем этапе мы переходили к тому, что ребенок прочитывал все слово про себя и давал ему общую оценку (правильно – неправильно; если неправильно, то разъяснял почему). После этого переход к прочтению всей фразы с ее оценкой, а потом и всего абзаца (с такой же оценкой) не составляли особого труда»

Важным моментом процесса формирования внимания является работа со специальной карточкой, на которой выписаны правила проверки, порядок операций при проверке текста. Наличие такой карточки является необходимой материальной опорой для овладения полноценным действием контроля. Для обобщения сформированного действия контроля оно отрабатывается затем на более широком материале (картинки, узоры, наборы букв и цифр). После этого, при создании специальных условий, контроль переносится из ситуации экспериментального обучения в реальную практику учебной деятельности. Таким образом, метод поэтапного формирования позволяет получить полноценное действие контроля, т.е. сформированность внимания.

Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка. Во-первых, кардинально изменяется его социальный статус – он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками. При этом внимание младших школьников неустойчивое, отличается частым и непроизвольным перемещением с одного объекта на другой.

Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить каждому обучающемуся условия для адекватного восприятия окружающего мира, чтобы он не просто смотрел, но и увидел всё, что требуется, не только слушал, но и слышал. Человек с большим объёмом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий.

Список литературы:

  1. Андрианов П. Н. // «Развитие технического творчества младших школьников». – СПб.: ТОО «Золотой век», 1999. Стр. 23-24.
  2. Амонашвили Ш. А. // Ежемесячный научно – методический и психолого – педагогический журнал «Начальная школа» №4 2005. – Министерство образования РФ, Московский психолого-социальный институт ООО «Баласс». Стр. 35.
  3. Анисимова Е. Н. // «Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других» - М.: АСТ – ПРЕСС, 2000. 376 с.: ил. («Педагогика, психология, медицина»).
  4. Богданова Т. Г. // «Диагностика познавательной сферы ребёнка». – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - Стр. 20 -23.
  5. Вахрушев А. А. // «Методические рекомендации по проведению уроков окружающего мира в 1 классе» - М.: «Зелёная планета», 2001. 148с. – Стр. 120-121.
  6. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М.: Изд-во МГУ, 1979. - С.79-86.
  7. Научно – методический журнал «Начальная школа» под редакцией В.Г. Горецкого. – М.: «Альфа», 2006. 340 стр. Стр. 54-58.
  8. Непомнящая Н. И. // «Становление личности ребёнка 6-7 лет/ Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии. – М.: «Педагогика», 1997.- 160 с.
  9. Черемошкина Л. В. // «Развитие внимания детей». – М.: Издательский центр «Академия», 1999. - Стр. 100-105
  10. Янова М. П. // «Как научить ребёнка жить в гармонии с природой». – М.: «Глобус». 2-е. изд., 2001, с. 213-214
14.10.2018