​Информационная компетентность как требование профессионального стандарта педагога
Оценка 4.8
249 р.
249 р.

​Информационная компетентность как требование профессионального стандарта педагога

Оценка 4.8
Практикум
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 13.05.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия ​Информационная компетентность как требование профессионального стандарта педагога
Cвидетельство участника
249 р.
​Информационная компетентность как требование профессионального стандарта педагога

С конца ХХ века резко усилилась зависимость человеческой цивилизации от современных информационных технологий, и данная тенденция только набирает обороты. Сейчас информации уже отводится роль неотъемлемого фактора для социального развития. По этой причине существенно изменились и требования к подготовке различных специалистов. Члены общества уже должны обладать такими навыками, которые позволят им быстро осваивать и пользоваться последними достижениями не только в области информационных, но и компьютерных технологий. Стремительное развитие сети Интернет, а также полное проникновение информационных технологий во все сферы жизни общества привели к тому, что современная система образования нуждается в коренной модернизации. При этом данный процесс должен начаться как можно быстрее.

Одной из основных ключевых компетенций, которой должен обладать каждый современный человек, является информационная компетентность. В перечне ключевых компетентностей, принятых советом Европы в 1996 году, находятся компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества, владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой масс-медийными средствами и рекламой.

В перечне компетенций, формируемых в процессе образовательной деятельности, А.В. Хуторской выделяет информационные компетенции, которые обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Однако преодолеть разрывы между темпом развития современной информационной культуры и уровнем ее освоения человеком крайне сложно, в том числе и в учебно-воспитательном процессе.

По этой причине ученые выделяют два основных подхода, которые помогают изучать процессы информатизации общества:

- технократический;

- гуманитарный.

В основе технократического подхода лежит понятие о том, что информационные технологии рассматриваются в качестве эффективного и надежного средства, позволяющего повысить производительность труда. В этой связи ограничения по их использованию связаны в основном со спецификой самого производства и возможностью организации управления ими;

Гуманитарный подход предусматривает изучение информационных технологий и осуществляется не только через призму повышения эффективности производства, но и как средства для разрешения вопросов гуманизации человеческого общества.

В сложившихся условиях ключевое значение приобретает наличие и использование информационных технологий, которые используются в образовании. Современные реалии таковы, что обновление знаний осуществляется с огромной скоростью, а в систему человеческого мышления уже активно входит общечеловеческий интеллект, который сконцентрирован в компьютерных программах. Это создает практически неограниченные возможности по расширению познаний человека и его интеллектуальных способностей. Одновременно с этим у человека происходит изменение способов мышления, общения и оценки не только себя, но и окружающих его людей, и происходящих событий.

Культура сегодня также демонстрирует свою полную зависимость от информационных технологий, поэтому она способна распространять разнообразные знания на широкую аудиторию. А образование в культуре является одной из специфических областей, которая отвечает за передачу от одного субъекта другому системы ценностей, взглядов на мир, культурных и научных ценностей и т.д. В классической системе образования педагог передает своим ученикам жизненные ценности и свои знания посредством диалога. Применение же компьютера позволяет организовать диалог между различными культурами, однако проблема заключается в том, что диалог может легко перерасти в монолог, что приведет к отрицательным последствиям. Это, в частности, проявляется в том, что современные телекоммуникационные сети и информационные технологии позволяют вмешиваться в жизнь общества и навязывать отдельным индивидам, в особенности молодежи, несвойственные ценности культуре, в которой они выросли и существуют.

В этой связи в ходе информационной подготовки педагог должен научиться выявлять негативные культурные стратегии общества, ведущие к вымыванию духовной составляющей при развитии техногенной цивилизации. Также крайне важно понимать необходимость перенаправить технический прогресс с окружающей природы на самого человека. При этом акцент надо делать на том, что все актуальные проблемы человечества невозможно разрешить без первоначального разрешения культурных проблем.

Такое состояние создает абсолютно новую социально-педагогическую реальность, которая вынуждает осуществлять поиск новых образовательных моделей. Основная сложность состоит в том, что знаниевая система обучения, применяемая в школах, находится в состоянии противоречия с современными реалиями. В частности, предъявляемые к обществу требования выйти на совершенно новый уровень политико-экономического развития становятся недостижимыми не только по причине несовершенства системы образования.

Можно назвать и такие причины, как:

- активное использование молодежью альтернативных источников информации и стремление молодых людей обеспечить самовыражение посредством новых технологий;

- отсутствие в образовательной среде средств и возможностей для творческой реализации каждого индивида;

- негибкость системы образования и применение в учебных заведениях застоявшихся методов образования, в том числе нежелание менять содержание и формы донесения материала;

- общий низкий уровень информационной подготовки педагогического состава.

И если в XIX веке основной задачей образования являлось расширение существующих знаний, то уже в XX веке перед педагогами возникла другая проблема: как эффективно и быстро донести обучающимся огромный объем материала, накопленного предыдущими поколениями. Именно в этих условиях общий уровень культуры, личностные возможности и качества человека, а также доступные интеллектуальные технологии должны стать основой для качественного рывка вперед. На этом базисе необходимо разрабатывать новые подходы для эффективного разрешения проблем, касающихся информационного сопровождения образования.

Как следствие, современная информатика должна объяснять учащимся не только конкретные вопросы технологий, но и рассказывать о закономерностях и особенностях функционирования различных видов информации. Еще одна задача информатики – изучение информационных процессов, проходящих в обществе.

В современных условиях совершенно по-новому начинает действовать текст, размещенный на компьютерной странице. Этим объясняется возможность практически мгновенного изменения ее содержания и оформления, в результате чего существенно возрастает социокультурный диапазон воздействия знаний, заложенных на этой странице. Также человек впервые столкнулся с таким понятием, как сверхъемкость информации, которая обеспечивается доступностью к глобальной сети данных, включая разнообразные экспертные системы и базы знаний. По этим причинам необходимо полностью пересматривать и информационную составляющую профессиональной культуры педагога, которая требует совершенно нового технологического и методологического наполнения.

Дальнейшие темпы информатизации будут только увеличиваться, поэтому от педагогов требуется не только высокий уровень компьютерной грамотности, но и наличие определенного уровня информационной культуры, в основе которой будет лежать понимание закономерностей развития информационного общества. Таким образом в системе образование нужно изменить понимание самой сути информатики и информатизации. Ведь уже сейчас под информатизацией понимается не только активное внедрение передовых технологий, но и расширение влияния информации на человека и общество в целом.

Стремительный процесс информатизации научного знания привел к тому, что произошло переосмысление сущности информатики, включая изменение подходов к ее изучению, а также определение механизмов, которые влияют на информационное развитие общества, и создание теорий информационного общества. На основании этого можно сделать вывод, что современная информатика должна изучать процессы возникновения и функционирования различных видов информации, а также отслеживать тенденции развития информационных процессов и определять их влияние на дальнейшее развитие общества. При активном и глубоком изучении текущих информационных процессов, их источников и каналов распространения позволит более точно понять причины социального поведения, выявить его характер, а также оценить уровень социального взаимодействия. Развитие информационного общества только подтверждает тот факт, что информатика все больше приобретает черты гуманитарной науки.

Соответственно, складываются условия, в которых возможности педагогов должны быть тесно связаны с информатизацией образовательного процесса. Поэтому необходимо рассмотреть одну из основных компетенций педагога – информационную.

Профессиональный стандарт педагога содержит значительное число позиций, связанных с ИКТ-компетенциями. При этом можно выделить два уровня требований к ИКТ-компетенциям педагога:

- технологический уровень (владение информационными технологиями);

- методический уровень (владение методами применения ИК-технологий в образовательном процессе).

Наиболее обоснованным, исчерпывающим и комплексным подходом к определению содержания ИКТ-компетенций педагога можно считать подход ЮНЕСКО. В нем выделяются шесть аспектов работы педагога:

- понимание роли ИКТ в образовании,

- учебная программа и оценивание,

- педагогические практики,

- технические и программные средства ИКТ,

- организация и управление образовательным процессом, профессиональное развитие).

С каждым из выделенных аспектов связывается три подхода к информатизации образовательного учреждения, которые обусловлены с соответствующими стадиями профессионального развития педагогов, осваивающих работу в ИКТ-насыщенной образовательной среде.

1. «Применение ИКТ» – требует от педагога способности помогать учащимся пользоваться ИКТ для повышения эффективности учебной работы.

2. «Освоение знаний» – требует от педагога способности помогать учащимся в глубоком освоении содержания учебных предметов, применении полученных знаний для решения комплексных задач, которые встречаются в реальном мире.

3. «Производство знаний» – требует от педагога способности помогать учащимся, будущим гражданам и работникам, производить новые знания, которые необходимы для гармоничного развития и процветания общества.

Структура ИКТ компетенций педагога

Модули в каждом подходе

Применение ИКТ

Освоение знаний

Производство знаний

Понимание ролит ИКТ в образовании

знакомство
с образовательной политикой

понимание образовательной политики

инициация

инноваций

Учебная программа и оценивание

базовые зания

применение знаний

умения жителя общества знганий

Педагогические практики

использование ИКТ

решение комплексных задач

способность к самообразованию

Технические и програмные средства ИКТ

базовые интсрументы

мложнве инструменты

распостраняющиеся технологии

Организация и управлеие образовательным процессом

традиционные формы учебной работы

группы сотрудничества

обучающияся организация

Профессиональное развитие

компьютерная грамотность

помощь и наставничество

учитель как мастер

Мировое педагогического сообщество в качестве приоритетного направления рассматривает компетентностный подход к профессиональной подготовке. Под компетентностью в данном случае понимается совокупность качеств педагога, которые дают понятие о его опыте, уровне профессиональной подготовки и общей культуре, достижениях в творчестве. В мировой педагогической среде компетентность личности является центральным понятием, так как она:

- является совокупностью практической и интеллектуальной составляющей образования;

- включает идеологическое объяснение образования и его результат на выходе;

- позволяет включить в себя близкие знания, которые относятся к различным сферам культуры и деятельности человека.

Разумеется, что среди значительного количества различных компетенций, которыми должен в той или иной степени обладать учитель, выделяются ключевые. Среди них: информационная компетентность, учебно-познавательная, коммуникативная и социальная.

При этом самой важной считается информационная компетентность, так как она включает в себя субъективную и объективную составляющие. При этом субъективная составляющая считается отражением объективной, так как рассматривается через профессиональную деятельность педагога, его индивидуальные качества и наличие мотиваций для развития личной информационной компетентности.

Повышенное внимание уделяется информационной компетенции личности, ведь она является базовой для получения других ключевых компетенций. Соответственно, если человеку удалось в совершенстве овладеть информационной компетенцией, то он сможет стать успешным в любой профессиональной области.

Для формирования информационной компетентности важен личностно-деятельностный подход, который имеет прямую зависимость от качества и степени применения технологических средств в образовательном процессе, от отслеживания учебных достижений учащихся, а также от наличия разработок новых методик и технологий обучения. Результатом этой деятельности должны стать уникальные информационные продукты, например, методики и диагностические программы, которые позволяют оценивать качество и состояние образовательного процесса. А подготовить на высоком уровне такие материалы без достижения высокой информационной компетентности просто невозможно.

С информационной компетентностью напрямую связан и культурологический подход, направленный на формирование личности педагога. Учитель, который обладает высокой педагогической культурой, способен как сохранить культурные образцы деятельности, так и воспроизвести их, а также самостоятельно их создавать, что проявляется в разработке авторских методик, технологий и систем.

В этой связи при рассмотрении информационной компетентности в тесной взаимосвязи с личностно-деятельностным и культурологическим подходом ее следует признать неотъемлемой частью информационной культуры педагога, которая является более широким понятием.

С учетом развития современного информационного общества и ориентируясь на социальный заказ можно считать, что педагог обладает нужным уровнем информационной культуры, если он соответствует следующим требованиям:

- способен самостоятельно осуществлять поиск новой информации (в том числе в сети Интернет) по своему предмету;

- эффективно и грамотно проводит структурирование, систематизацию и обобщение информации и представляет ее учащимся в удобном и понятном виде;

- разбирается в обучающих пакетах программ, электронных учебников и пособий, которые рекомендованы Министерством образования Российской Федерации, а также знает, как применить их в учебном процессе;

- умеет и знает, как пользоваться интернет-ресурсами и информационными технологиями при обучении другим дисциплинам;

- самостоятельно может разработать небольшие, но важные программные средства, необходимые в учебном процессе;

- может подобрать наиболее удачную и полезную программную среду при выполнении разнообразных задач.

В состав информационной компетентности также можно включить следующие элементы:

- постоянный интерес и личную потребность в приобретении новых знаний и умений, касающихся информационных и технических средств;

- совокупность знаний, которые способны отразить систему информационного общества;

- постоянную поисковую познавательную деятельность, в том числе накопление опыта поисковой деятельности в области компьютерных технологий и технических ресурсов;

- наличие опыта по линии «человек-компьютер».

Под информационной компетентностью педагога следует понимать тип организации своих предметно-специальных знаний, благодаря которым удается принимать взвешенные и правильные решения в ходе выполнения профессионально-педагогической деятельности.

Информационная компетентность является частью его профессиональной компетентности и включает такие слагаемые, как:

- четкое представление об основных методах и понятиях, используемых в информатике, а также наличие теоретических знаний об этой научной дисциплине;

- владение различными способами представления информации, ее хранения, обработки и передачи при помощи компьютерных технологий;

- наличие навыков работы на компьютере и базовое представление об операционных системах, операционных оболочках и доступных программах;

- знание о том, как можно представить информацию в глобальной сети;

- умение организовать индивидуальную работу учащихся в интернете и посредством доступных интернет-технологий;

- применение ИКТ в организации учебных занятий, учитывая специфику преподаваемого предмета и возрастные особенности обучающихся.

При анализе всех составляющих информационной компетентности педагога следует учитывать, что она не складывается исключительно из его способностей работать на компьютере. Также необходимо, чтобы педагог обладал должной компетенцией в теории воспитания и дидактики, благодаря которой он сможет в полном объеме реализовывать воспитывающую и развивающую функцию образования.

Для развития информационной компетентности должна быть создана и соответствующая информационно-образовательная среда. По этой причине педагоги могут развивать свою информационную компетентность только параллельно с изменениями образовательного пространства и инструментария его профессиональной деятельности. Изменение образовательного пространства осуществляется посредством внесения корректив в педагогическую систему педагога и в этом случае информационно-образовательная среда сама выступает в качестве средства развития информационной компетентности педагога. Во втором случае происходит коррекция педагогической деятельности, после чего уже информационно-образовательная среда является сферой развития компетентности педагога в области информации.

При привлечении информационно-образовательной среды в качестве средства развития педагога предполагается применять определенный алгоритм деятельности, который включает в себя:

1. Изучение новых доступных информационных ресурсов.

2. Ознакомление с новыми возможностями.

3. Изучение нового ресурса на предмет возможности его использования в педагогической системе.

4. Объективная оценка своей деятельности и ее эффективности при задействовании материалов нового ресурса.

5. Составление плана по возможности внедрения ресурса в свою педагогическую систему, в том числе в воспитательную и предметную деятельность.

6. Составление прогноза о возможных результатах своей деятельности.

7. Постоянное проведение самоанализа результатов деятельности.

8. Осуществление постоянного самоконтроля деятельности.

9. Постоянная актуализация проблемы в случае появление нового доступного образовательного ресурса.

Педагог в ходе выполнение своих профессиональных обязанностей должен не только постоянно взаимодействовать с различной информацией и использовать ее в образовательном процессе, но и получать новые знания от своих учеников, которые также являются носителями новой информации. Это связано с тем, что для современного школьника цифровая среда стала неотъемлемой частью его личности, поэтому она оказывает существенное влияние на его поведение, внешний облик, мотивы поступков и образовательные стимулы.

Большинство старшеклассников активно получают информацию из средств массовой коммуникации, включая Интернет. Современные СМИ серьезным образом влияют на становление личности и имеют на нее большее влияние, чем традиционные средства обучения. Ведь человек сейчас получил практически неограниченные возможности по получению информации, которая распространяется по различным каналам и имеет различные формы. В то же время образовательное учреждение обладает крайне ограниченными возможностями в плане распространения информации, что связано как с материальными трудностями, так и отсутствием кадровых, технологических и методологических ресурсов. В итоге возникает ситуация, в которой необходимо воспитывать культурного и социализированного человека и при этом успевать за быстрыми темпами изменения окружающей информационной среды.

Современный ученик постоянно находится в насыщенной информационной среде, которая воздействует на него как традиционными способами (визуальная картинка и аудиоинформация), так и нетрадиционными, затрагивая внутренние рецепторы. В результате информация, которая проникает через различные каналы и воздействует на все уровни сознания, становится более действенной, так как воздействует на человека, вне зависимости от его воли и желаний.

В этой связи педагогическая деятельность, которая преимущественно опирается на вербальные способы обучения, не способна оказывать должного влияния на сложную информационную систему учащегося. Поэтому существующая образовательная среда в большей степени не соответствует не только принципам адекватности среды обучения, но и всей информационной среде, в которой находится современное общество.

Еще одна проблема, которую следует затронуть, заключается в том, что учащиеся находятся в информационной среде, способствующей их освобождению от ответственности за происходящие события, так как постепенно человеческое поведение переходит на уровень машинных программ. Это означает, что человек привыкает к тому, что многие решения за него принимает программа, поэтому он все реже встречается с ситуациями, когда ему самостоятельно приходиться принимать решения, ставить перед собой цели и достигать их.

В результате молодые люди все меньше осознают свою ответственность перед новыми поколениями, развитие общества и даже собственную жизнь. Однако постоянное увеличение объемов информации, быстрые смены способов деятельности человека вынуждает его постоянно обучаться, приспосабливаясь к новым условиям. По этой причине перед системой образования ставится цель не обучить человека «чему-либо», а научить его самостоятельно обучаться и осваивать новые навыки и умения.

В таких условиях учреждения образования нуждаются не только в повышении качества технологической подготовки педагога и готовности его к работе с информационно-коммуникативными средствами, но и, в первую очередь, в пересмотре всей методологии обучения. Также требуется определить принципы и методы, которые позволят преодолеть неграмотность молодых людей в сфере информационной безопасности. Главная задача – переориентация молодых людей на информационную компетентность, развитие умений использовать информацию в своих целях, а также воспитание их в духе эколого-нравственного императива, т.е. способности самостоятельно справляться с негативным воздействием информации. Необходимо готовить специалистов, которые будут в состоянии создать в образовательном учреждении такие условия, в которых обучающиеся на базе имеющихся информационно-коммуникативных технологий смогут не только эффективно развиваться, но и противостоять негативному информационному потоку, исходящему от средств массовой информации. Современной системе образования также необходимо уделять внимание необходимости развития информационной среды, разработке методик, которые смогут ее гармонично интегрировать в культурное наследие человечества, а также будут способствовать творческому развитию личности.

Список литературы:

  1. Батракова, С.Т. Педагогическое общение как диалог в культуре // Педагогика. – 2002. – № 4.
  2. Гендина, Н.И. Информационная культура учителей инновационных образовательных учреждений как основа продвижения информационно-коммуникационных технологий в сферу образования [Электронный ресурс] / Н.И. Гендина, Л.И. Лазарева. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/interevents.ru.
  3. Гершунский, Б.С. Общечеловеческие ценности в образовании / Б.С. Гершунский, Р.Л. Шейерман // Педагогика. – 1992. – № 5; № 6.
  4. Интернет в гуманитарном образовании / под ред. Е.С. Полат. – М., 2001.
  5. Каракозов, С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. – 2000. – № 2.
  6. Кузнецов, А.А. О концепции содержательной области «Информатика» в 12-летней школе // Информатика и образование. – 2000. – № 7.
  7. Матросов, В.Л. Информационные технологии в процессе подготовки будущего учителя / В.Л. Матросов, С.А. Жданов // Проблемы информатизации высшей школы. – М., 1998.
  8. Стариченко Б.Е. Профессиональный стандарт и икт-компетенции педагога. // Педагогическое образование России. 2017 №7. [Электронный ресурс] Режим доступа:КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-standart-i-ikt-kompetentsii-pedagoga
  9. Тришина, С.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] / С.В. Тришина, А.В. Хуторской. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.eidos.ru.
  10. Топилина Н.В. Информационный и компетентностый подходы в работе современного учителя. [Электронный ресурс] Режим доступа: КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnyy-i-kompetentnostnyy-podhody-v-rabote-sovremennogo-shkolnogo-uchitelya
18.10.2018