​Активные методы как основа решения сложных педагогических ситуаций
Оценка 4.8
249 р.
249 р.

​Активные методы как основа решения сложных педагогических ситуаций

Оценка 4.8
Практикум
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 30.11.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия ​Активные методы как основа решения сложных педагогических ситуаций
Cвидетельство участника
249 р.
​Активные методы как основа решения сложных педагогических ситуаций

Образование и воспитание как явление общественной жизни - сложный, противоречивый, социально-исторический процесс, включающий подрастающее поколение в жизнь, творчество, духовность. Этот процесс осуществляется через политику, науку, искусство, религию.

Образование и воспитание как явление педагогической жизни - сложный, целенаправленный, планомерный процесс руководства формированием личности, ее потребностей, мотивов, чувств осуществляется через семью, дошкольные учреждения, школу.

Перед педагогом встает множество вопросов, проблем, задач, которые невольно ставят перед ним обучающиеся. Каждый день складываются различные ситуации, когда педагогу приходиться оценивать поведение ребенка, занимать определенную позицию, использовать различные формы воздействия на него.

О трудностях воспитания и обучения детей пишут педагоги, психологи, социальные работники, юристы. В специальной литературе описано множество таких частных случаев и эпизодов из практики воспитания и обучения, когда, как правило, все, кто имеют дело с формированием подрастающей личности, сталкиваются с трудностями, проблемами и задачами, которые необходимо решать правильно и своевременно. Помимо знания и владения отдельными педагогическими методами, средствами и приемами, педагоги должны уметь находить правильное решение в каждом частном случае, выявлять действительные причины деформации поведения ребенка и планировать пути и средства их коррекции.

Рассмотрим понятие «педагогическая ситуация»:

Педагогическая ситуация – это жизненные обстоятельства, факты и истории, возникшие в процессе профессиональной деятельности учителя или воспитателя и породившие определенные задачи, и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения. Некоторые штатные педагогические ситуации, встречающиеся довольно часто, позволяют учителю быстро проанализировать действия учащихся, определить возникшие задачи и положительно их урегулировать.

Педагогическая ситуация – кратковременное взаимодействие педагога с обучающимся или коллективом обучающихся на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений в лучшую или худшую сторону.

Педагогическая ситуация – это событие, с которым педагог столкнулся в повседневной работе. Это событие ставит перед педагогом педагогические задачи, требующие решения.

Педагогическая ситуация - составная часть педагогического процесса, через которую педагог управляет педагогическим процессом и педагогической системой.

Сущность любой педагогической ситуации заключается в наличии в ней противоречия, его развития и разрешения. Поэтому любая ситуация по сути проблемная. Педагогическая ситуация всегда конкретна, может предварительно проектироваться или возникать стихийно в процессе проведения занятия, экзамена, экскурсии и других видов деятельности в образовательном процессе.

Одни педагогические ситуации встречаются часто, они позволяют в процессе анализа действий учащихся быстро сформулировать педагогические задачи, решить их и ликвидировать эти ситуации. Другие педагогические ситуации встречаются редко и требуют длительного времени для своего разрешения, а иногда и вовсе неразрешимые.

Сложная педагогическая ситуация – это ситуация, которая характеризуется напряженностью, зачастую находящей выражение в различные рода конфликтных проявлениях. Подобные ситуации требуют от педагога принятия педагогически правильного решения, однако практически невозможно найти простой и однозначный выход из сложной педагогической ситуации, если не учитывать при этом причины, которые порождают противоречия, лежащие в ее основе. Сложная педагогическая ситуация не возникает внезапно. Первоначально, на этапе зарождения, облик ее неясен и в силу этого может остаться незамеченной недостаточно опытным и внимательным педагогом, но в дальнейшем сигналы, свидетельствующие о возможности возникновения конфликтных и проблемных ситуаций, достаточно выразительны и должны быть замечены взрослыми. Такими сигналами могут служить постепенное ухудшение поведения ребенка, необоснованная агрессия, чрезмерная мечтательность, внезапные отклонения, охлаждение к учебе, растерянность, невнимательность и др. Случается, что воспринимает такие сигналы как временное явление отклонения от нормы в поведении ребенка, а, следовательно, не учитывает их в образовательном процессе. Это способствует развитию данных отклонений, в результате чего складывается сложная педагогическая ситуация: отношения между педагогом и ребенком становятся напряженными, конфликты возникают сначала эпизодически, а затем все чаще и чаще.

Обозначим причины возникновения сложной педагогической ситуации.

1) Ситуации, возникающие по линии ученик-ученик - это ситуации, в которых возникает несогласие между требованиями педагога, нормами школьной, классной жизни и действиями учащихся. Причинами таких ситуаций могут быть:

- недовольство: учащиеся недовольны друг другом, событиями, общением, взаимодействием, у них отрицательное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь;

- разногласие: отсутствие согласия между учащимися из-за несходства во мнениях, взглядах, поступках;

- противодействие: учащиеся препятствуют действию других учащихся;

- противостояние: учащиеся проявляют сопротивление действию одноклассников, противостоят лидеру, претендуют на лидерство;

- разрыв: нарушение связи, согласованности, договоренности между кем - либо.

2) Ситуации деятельности возникают по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности. Подобные ситуации часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе, когда учитель ведет предмет в данном классе и отношения между учителем и учениками ограничиваются контактами только вокруг учебной работы. Причинами могут быть завышенные требования к усвоению предмета, а отметки используют как средство наказания тех, кто не подчиняется учителю, нарушает дисциплину на уроке. Тем самым искажается подлинный мотив учебной деятельности, такие ситуации часто становятся причиной неуспеваемости и снижения интереса к познанию вообще. Напряженных ситуаций, как правило, меньше на уроках классных руководителей, в начальных классах, когда общение на уроке определяется характером сложившихся взаимоотношений с учениками в другой обстановке.

3)Ситуации поведения возникают по поводу нарушения детьми правил поведения в образовательном учреждении, на занятиях, в свободное время.

Педагогическая ситуация может приобрести характер конфликта в том случае, если педагог допустил ошибки в анализе поступка ребенка, не выяснил мотивы, сделал необоснованный вывод. Следует помнить, что педагог не всегда бывает свидетелем детской жизни, лишь догадывается о мотивах поступка ребенка, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения, и это вызывает вполне оправданное возмущение детей.

4) Ситуации отношений возникают в сфере эмоционально-личностных отношений педагогов и обучающихся, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности. Ситуации отношений часто возникают в результате неумелого разрешения их педагогом и имеют, как правило, длительный характер. Ситуации приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь или ненависть ученика к учителю, надолго нарушают взаимодействие с учителем и создают острую потребность в защите от несправедливости и непонимания взрослых. Сложные ситуации отношений возникают, когда они происходят не с одним учеником, а с группой, поддержанной учениками всего класса. Это бывает в том случае, если педагог навязывает учащимся свой характер взаимоотношений.

По содержанию ситуаций, возникающих между педагогом и обучающимся, можно узнать о характере сложившихся взаимоотношений между ними, позициях участников ситуации – в этом проявляется познавательная функция педагогических ситуаций и конфликтов.

Особенности сложных педагогических ситуаций

- профессиональная ответственность взрослого за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь школа – модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;

- участники имеют различный социальный статус (учитель – ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте;

- разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции, порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении;

- различное понимание событий и их причин «глазами педагога» и «глазами ребенка», поэтому педагогу не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а обучающемуся – справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму;

- педагогу следует помнить, что присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а данная ситуация приобретает воспитательный смысл;

- профессиональная позиция педагога обязывает взять на себя инициативу в разрешении острой ситуации и на первое место суметь поставить интересы ребенка как формирующейся личности;

- всякая ошибка педагога при разрешении ситуации порождает новые ситуации, в которые включаются другие ученики.

Работа педагога над разрешением педагогических ситуаций складывается из нескольких взаимосвязанных действий:

1. Обнаружение наличия педагогической ситуации.

2. Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации.

3. Определение характера ее содержания.

4. Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе.

5. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых.

6. Дополнительная теоретическая и практическая подготовка педагога к решению возникших педагогических задач.

7. Выбор способов решения педагогических задач.

8. Самоанализ и самооценка принятого решения.

Формы и методы преодоления сложной педагогической ситуации в ходе образовательного процесса

Очень большую роль играет умение педагога находить быстрый выход в сложных педагогических ситуациях. Решить сложную педагогическую ситуацию - это значит снять напряжение или конфликт, не нарушая нормы педагогического такта, интересов коллектива и личности.

Действия педагога можно разделить на диагностические и исполнительные.

Диагностические действия ориентированы на определение причины, которая являетсяпредметом острой педагогической ситуации. Выяснение причин организуется посредством системы интеллектуальных действий, в которую входят:

1. «Зондирование» - обращение к говорящему за уточнениями. Педагог с помощью уточняющих вопросов, наблюдения и других доступных ему диагностических процедур стремится получить информацию, нужную для успешного разрешения возникшего затруднения. Задавая вопрос: что вы хотите этим сказать? - он фокусирует говорящего на самом процессе говорения, а не на его личности.

2. «Пошатывание» и «раскачивание» - педагог делает пробные шаги по определению причины и степени прочности позиции, занятой учащимся в конкретной ситуации: «Покажите, объясните мне, почему это справедливо?». Одним из средств проверки на прочность позиции ребенка является пересказ педагогом услышанного. Ребенок, слушая как бы со стороны свой рассказ, может усомниться в правомерности занятой им позиции и причина возникшей проблемной ситуации решается.

3. «Эмоциональное отзеркаливание» происходит по формуле: ОТРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ ГОВОРЯЩЕГО + ОТОБРАЖЕНИЕ СВОИХ ЧУВСТВ. Отражение чувств - это описание эмоциональных переживаний говорящего, которое помогает ему полнее осознать свое состояние. А отображение педагогом своих чувств способствует выражению своего отношения к собеседнику: «Мне кажется, что вы чувствуете... и мне близки ваши чувства». Освобождение от бремени невыраженных чувств способствует увеличению конструктивных усилий по решению проблемы.

4. Структурирование педагогом собственных знаний о ситуации, мысленное соотнесение новой ситуации с ранее встречавшейся. Суммирование знаний с последующим использованием их для решения проблемной ситуации. Структурирование знаний, а значит, мыслей, как своих, так и ребенка, позволяет предотвращать беспредметность, расплывчатость последующего разговора.

5. «Взвешивание» возможных способов воздействия на ребенка и определение среди них наиболее эффективного.

6. «Компенсация» - замещение недостаточного распознавания личности учащегося посредством установления причинно-следственных связей в его поведении. Педагог старается найти основную причину возникновения проблемы, выделить ее и иметь дело именно с ней, а не с личностью. Важно избегать оценочных отношений к ребенку.

Приведенный перечень действий, входящих в диагностическую систему, не является законченным и не реализуется именно в отмеченном порядке. Адекватность применения диагностических действий обеспечивает правильность анализа причин, по которым может возникнуть сложная педагогическая ситуация.

Исполнительные действия педагога направленны на решение сложных педагогических ситуаций и характеризуются разнообразием педагогических приемов. Неоднородность приемов выражается как в самом их содержании, так и в эффекте, достигаемом вследствие их реализации. Связь процесса и результата в ходе применения конкретного приема в существенной мере является неразрывной.

Решать педагогические ситуации административными мерами, такими как вызов родителей, приглашение на педсовет, обсуждение на комиссии, постановка на учет, применение репрессивных мер нужно очень осторожно и в крайних случаях.

Следовательно, педагогической задачей в разрешении ситуации выступает организация оптимального взаимодействия, а педагогической целью - формирование социально значимых качеств личности ребенка.

Выход из педагогической ситуации - проявление профессионализма педагога. Решая педагогическую ситуацию, он переводит ребенка из одного состояния в другое, устанавливает необходимый порядок и дисциплину, изменяет методику проведения занятия, формирует личность обучающегося. ««Решение педагогических ситуаций», - считает Л.Ф. Спирин, - позволяет по-новому структурировать педагогические знания, даёт возможность управлять педагогической деятельностью».

Рассмотрим типичные педагогические ситуации

Типичные педагогические ситуации

Исполнительные действия педагога

Низкая успеваемость ребенка

Определить природу неуспеваемости, понять, ученик не имеет способностей к учёбе или не хочет учиться, и уже потом искать методики обучения, которые помогут исправить положение вещей. Привлекать к решению проблемы психолога.

Нарушение дисциплины на уроке/занятии

Выявить лидера, нарушителя дисциплины, найти какую-то точку соприкосновения с этим учеником, т.е. то, что будет действовать на него безотказно.

Изменить методику преподавания.

Ябедничество, доносительство и жалобы

Создание общей благоприятной эмоциональной атмосферы в классе.

Драки, потасовки, агрессивное и жестокое поведение ученика по отношению к другому ученику

Использование психологической паузы, которая помогает снимать негативный эмоциональный накал, в более спокойной обстановке обратиться к осмыслению логики развития данной ситуации.

Клички и прозвища с целью унижения достоинства

Воздействие на чувство самоуважения другого человека, апелляция к более благородным мотивам.

Конфликтность, выражаемая как вызов обществу, упрямство

Попытаться понять причину такого поведения, учитывать мнение ребенка, предоставить больше подконтрольной самостоятельности, организовывать сотрудничество.

Проявление у ребенка тревожности, нестабильного эмоционального состояния, страха, застенчивости или неумения общаться со сверстниками

Стараться не сравнивать с окружающими, больше использовать телесный контакт, способствовать повышению самооценки, меньше делать замечаний в адрес ребенка. Также в этом случае лучше не заставлять ребенка участвовать в каких-либо соревнованиях и работах, учитывающих скорость.

Проявление у ученика сильной раздражительности

Не спорить и не конфликтовать с ребенком, не делать замечаний в присутствии других. Проводить занятия и тренинги с психологом.

Воровство, ложь, обман

Проведение бесед с ребенком, убеждение в необходимости возврата вещи владельцу с извинениями. Беседа о последствиях противоправных действий. Убеждение ребенка, что ложь, воровство ведет к потере доверия окружающих людей.

Школьный «буллинг» - социальное явление, выраженного в агрессивном настрое с преднамеренным преследованием, жестокостью, оскорблениями и унижениями других детей в присутствии сверстников

Педагог, заметив такое явление, не должен выносить его на всеобщее рассмотрение. Это может настроить зачинщиков еще более агрессивно против своей жертвы, что, в свою очередь, заставит пострадавшего испытывать еще большую неуверенность в себе и стыд. В основу воспитания должно входить развитие эмпатии – чувства сопереживания эмоциональному состоянию другого человека.

Борьба за власть

Для устранения данного поведения рекомендуется уходить от конфронтации и снижать напряжённость, дать возможность ученикам реализовать свои организаторские способности в ходе общественных дел.

Месть. Для некоторых учеников нередко целью их присутствия в классе становится месть за реальную или вымышленную обиду.

Учить ребенка строить отношения с окружающими по принципу заботы о них, выражать свои переживания и требования к окружающим в приемлемой форме.

Методы разрешения сложных педагогических ситуаций

«Бумеранг» (прием возвратного действия)

Смысл приема заключен в том, чтобы столкнуть учащихся с последствиями тех условий, которые они сами создали. Задача педагога состоит не в том, чтобы тем самым не наказать детей, а вызвать у них чувство понимания содеянного. В то же время надо показать твердость, которая бы «отбила охоту» устраивать ситуации конфликтов в ученическом коллективе.

«Гротеск»

Суть приема в том, чтобы представить действия ребенка в таком шаржированном, гротескно преувеличенном виде, чтобы отчетливо обнаружилась их неприемлемость с точки зрения общепринятых норм поведения. Наиболее целесообразен этот прием в ситуациях, когда поступок отдельного ученика задевает интересы, достоинство коллектива или личности, когда надо показать ребенку, что, унижая других, он сам оказывается униженным, а подавляя других, подавляет лучшее в себе. Доводя действие ученика до гротеска, важно добиться, чтобы он увидел себя в ином свете, чтобы недостойный поступок вызвал у него чувство раскаяния, сожаления, сострадания к тому, кто обижен.

Любой гротеск не должен быть злой пародией, а «бумеранг» не должен поражать тех, кто его запустил. Дети не могут быть жертвой педагогической техники, а должны быть объектом заботы и уважения педагога, который видит в приемах педагогического воздействия прежде всего наставления в правильных действиях. Гротескное усиление действий детей может носить порой характер доброй иронии, имеющей целью выставить поведение некоторых ребят в смешном свете.

«Гипертрофия»

Суть приема заключается в таком гипертрофированном расширении или ограничении прав учащихся, которое показывает несовместимость его действий, поступков с нормами коллектива, нравственности, с честью и достоинством окружающих. Описание приема гипертрофированного ограничения прав дает А.С. Макаренко. Один из его воспитанников опоздал в столовую и, чтобы не встречаться с начальником, влез в окно. В специальном приказе этому воспитаннику предлагалось впредь пользоваться не дверью, а только окном, чтобы попасть в это помещение. Разумеется, этот прием требует точной оценки ситуации, правильного прогноза реакций школьника и его окружающих. В подобных ситуациях всегда присутствуют элементы риска. Без риска творчество невозможно, но он должен быть построен на правильном расчете, подкрепляться знанием детской психологии и накопленным педагогическим опытом.

«Исповедь» (разновидность «письменного самоанализа»)

Прием снятия напряжения с отношений между педагогом и детским коллективом, когда многие средства уже использованы, но нет заметных результатов. Суть данного приема в том, что педагог в письменной форме доводит до сведения своих воспитанников мотивы своих действий, свои мысли, переживания, свои мучения от невозможности достучаться до их сердец. Важно быть уверенным, что ученики готовы к такого рода объяснениям, что учитель может рассчитывать на взаимопонимание. Иначе такой сложный и тонкий прием может привести к нежелательным результатам.

Решение педагогических ситуаций потребует от педагога проявления педагогической компетентности: знаний, умений, личностных качеств. Проблемные ситуации, которые возникают в ходе профессионального общения, заставляют педагога анализировать самого себя не только как участника процесса, но и в роли человека, который может изменить его в педагогически целесообразном направлении. Такое состояние побуждает к поиску средств целенаправленного формирования своих профессионально-значимых качеств и умений. Ни одна проблемная ситуация не проходит бесследно. Каждая ситуация, требующая решения, приводит либо к реконструкции деятельности, либо к реконструкции личности педагога.

Список литературы:

  1. Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика. Вопросы психологии. Просвещение. 1988.
  2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Академия, 2000
  3. Верницкая Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися. Минск, 1983.
  4. Гуревич, П.С. Психология и педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2013.
  5. Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций. Калининград, 2006
  6. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. Издательский центр «Академия», 2004
  7. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. Гном и Д, 2001
  8. Рой Харрисон. Проблемы, с которыми сталкиваются дети.- М., Протестант, 1993.
  9. Чернышев А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М., 2005
  10. Шипилина, Л.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Учебное пособие. - М.: Флинта, 2013.
  11. Щербакова, Е.В. Педагогика. Краткий курс.: Учебное пособие. М.: УЦ Перспектива, 2013.
25.10.2018