На первый взгляд может показаться, что понятие «портфолио» достаточно молодое, но это не так. Оно имеет значительную историю и широкую сферу употребления. Впервые слово «портфолио» стало использоваться в Западной Европе на рубеже XV и XVI веков.
Зодчие, творившие в эпоху Возрождения, демонстрировали потенциальным клиентам свои выполненные работы, а также наброски будущих архитекторских проектов в специальной папке, которой дали название «портфолио». Документы, которые можно было увидеть в такой папке, помогали сформировать представление об уровне профессионализма кандидата-архитектора. Сегодня понятие «портфолио» начали часто применять в финансовой сфере, чтобы обозначить экономическое состояние предприятия или частных владельцев, наличие ценных бумаг и их стоимость. Если говорить в общем, то портфолио способно дать специалистам представление обо всех достижениях предприятия или фирмы. Традиционно используют слово «портфолио» фотохудожники и фотомодели, чтобы обозначить альбом с готовыми работами.
В обычной жизни «портфолио» может обозначать:
Стефановская Т.А. рассматривает технологию «Портфолио» как организацию педагогического процесса, как совокупность действий, способствующих возникновению и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса, а также организацию педагогического процесса в соответствии с определенной теоретической парадигмой.
Селевко Г.К. определяет технологию «Портфолио» как систему функционирования всех составляющих компонентов педагогического процесса, базирующуюся на научной основе, запрограммированную во времени и пространстве и способствующую достижению намеченных результатов.
Мейер Д. дает такое определение: технология «Портфолио» - это целенаправленный продукт и коллекция работ обучающихся, демонстрирующая их усилия, прогресс, достижения в одной или более предметных областях различной направленности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что термин «портфолио» используется достаточно широко, во многих сферах деятельности человека и имеет большое количество определений и характеристик. Вместе с тем, общепринятой трактовки данного понятия пока не существует.
Педагогические идеи по созданию и применению портфолио в образовательном процессе.
Впервые мысль о создании и применении портфолио в образовательном процессе зародилась в середине 80-х годов в США. После того, как она стала популярна в Соединенных Штатах и Канаде, эту идею стали перенимать и воплощать в жизнь в Японии и Европе.
Еще в начале XXI века идея о применении портфолио в области образования широко распространяется и начинает активно применяться в России. В недавнем прошлом в российском образовании портфолио понималось как результат деятельности ребенка или молодого человека по завершении определенной образовательной ступени, а кроме того, как уровень подготовки педагога к его будущей профессиональной деятельности, собранный в специальном «портфеле» или «папке специалиста».
Отечественные специалисты по-разному подходят к определению понятия «портфолио», что отражено в педагогической литературе.
Федотова Е.Е., Новикова Т.Г. и Прутченкова А.С. понимают понятие «портфолио» как «учебный портфель», в котором целенаправленно собраны работы обучающихся. По ним можно судить об усилиях ребенка в учебной деятельности, его потенциале, развитии и уровне достижений в одной или нескольких предметных областях знаний в соответствии с учебным планом.
Иными словами, «портфолио» – это отчет или портфель успехов, при помощи которого специалисты могут зафиксировать, накопить и оценить индивидуальные достижения обучающегося в определенный период его обучения при конкретных условиях.
На современном этапе российское образование понимает этот термин как «папку индивидуальных достижений ребенка или учителя».
Педагогическая идея портфолио подразумевает:
Образовательная технология «Портфолио» и варианты ее применения в образовательном процессе
Технология «Портфолио» - позволяет точно зафиксировать, накопить и грамотно оценить личные образовательные результаты ребенка за отдельно взятый период его обучения. Портфолио помогает педагогу учесть результаты и достижения обчающегося во всевозможных видах его деятельности: учебной и творческой, коммуникативной и социальной. Портфолио, таким образом, является чем-то большим, чем просто собрание ученических работ. Оно включает в себя специальным образом организованную подборку материалов и иных документов, которая позволяет увидеть усилия ребенка и конкретные результаты, достигнутые обучающимся в различных предметных областях.
Именно такой подход дает возможность рассматривать «Портфолио» как педагогическую технологию.
Технология «Портфолио» помогает успешно решить следующие задачи, стоящие перед образовательным учреждением и педагогом:
Сегодня технология «Портфолио» достаточно широко и успешно применяется в образовательном процессе, как в отечественных, так и в зарубежных образовательных учреждениях, поскольку позволяет ориентироваться на достижение результата.
При помощи данной технологии можно эффективно отследить степень формирования у обучающегося или педагога ключевых компетенций и умений, характеризующих их как человека XXI века.
Классификация портфолио: обязательные структурные элементы, типы и виды портфолио
В современном образовании существует множество подходов к созданию портфолио, как основного критерия оценки качества и успешности в образовательной деятельности. Поэтому опытные педагоги, стремясь расширить диапазон возможностей применения технологии «Портфолио», дают рекомендации не только относительно содержания, но и относительно структуры и особенностей защиты портфолио.
Как любая другая технология, технология «Портфолио» характеризуется наличием специфической связи ее главных структурных компонентов: целевого и содержательного, организационного и экспертно-оценочного. Эти отдельные элементы и образуют, в конечном итоге, целостную систему.
Именно поэтому, рассматривать данную технологию можно только комплексно, в тесной взаимосвязи с каждым из указанных выше компонентов. Кроме того, необходимо учитывать тип, вид, цель и результат будущего портфолио, ведь соотношение цели и результата дают возможность увидеть реальную, целостную картину при оценке качества образования ребенка, учителя, а также всего образовательного учреждения в целом.
Большое разнообразие видов портфолио диктуется несколькими факторами, определяющими необходимость его создания. К ним относят:
Одним из факторов, определяющих успешное создание портфолио, является разработка индивидуальной программы деятельности его составителя, с определением конкретных этапов и графика их реализации. В зависимости от целей она может быть: практической или стратегической. Во временном отношении – долгосрочной или краткосрочной.
Типы и виды портфолио:
портфолио обучающегося или воспитанника с определенной профильной направленностью;
портфолио учителя, преподающего отдельный предмет;
портфолио классного руководителя;
портфолио педагога дополнительного образования;
портфолио педагога-организатора;
портфолио социального педагога;
портфолио методиста,
портфолио специалиста-исследователя;
портфолио по работе учителя с одаренными детьми.
портфолио, содержащее документы;
портфолио, фиксирующее достижения;
портфолио-рефлексия;
портфолио, направленные на достижение конкретной цели (проблемно-исследовательское, портфолио-антология, презентация.)
После того, как определена цель создания портфолио, необходимо решить каковы будут его основные и специфические компоненты, как будет организован процесс его оценки, каким образом оно будет оформлено, как будет выглядеть обсуждение результатов.
Очевидно, что структура портфолио обязана быть логичной, содержательной, целесообразной, включать в себя несколько разделов, и при этом оставаться простой для восприятия и осознания достижений субъекта любого возраста. Портфолио обязательно должно включать в себя четыре важных компонента:
Возможности использования портфолио могут быть самыми разнообразными и широкими по назначению:
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что в условиях современной экономической ситуации, которая диктует рынку труда иные требования по отношению к человеку, его профессиональным качествам и характеристикам, качественно меняется содержание профессиональной деятельности. Приоритетными морально-психологическими качествами успешного работника становятся инициативность и самостоятельность, креативность, способность к сотрудничеству, высокая мотивация к повышению квалификации и карьерному росту. Именно они обеспечивают мобильность и конкурентоспособность работника. Технология «Портфолио» выступает в данных условиях как эффективный инструмент для оценки успешности, позволяющий создать целостную картину сформированности личности как успешного специалиста, делового человека и компетентного работника.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.