​Технология «Портфолио» как эффективный инструмент оценки успешности обучающихся и деятельности педагогов
Оценка 4.6


​Технология «Портфолио» как эффективный инструмент оценки успешности обучающихся и деятельности педагогов

Оценка 4.6
Практикум
преподавание
Все классы
СВИДЕТЕЛЬСТВО МН-000000 принял(а) участие в международном практикуме Проверка подлинности: https://znanio.ru/p/МН-000000 28.03.2024 Лицензия №5257 от 09.09.2020 на образовательную деятельность Свидетельство СМИ эл. №ФС77-77478 от 25.12.2019 Директор Григорьев В.И. Имя Отчество Фамилия ​Технология «Портфолио» как эффективный инструмент оценки успешности обучающихся и деятельности педагогов
Cвидетельство участника
249


​Технология «Портфолио» как эффективный инструмент оценки успешности обучающихся и деятельности педагогов

На первый взгляд может показаться, что понятие «портфолио» достаточно молодое, но это не так. Оно имеет значительную историю и широкую сферу употребления. Впервые слово «портфолио» стало использоваться в Западной Европе на рубеже XV и XVI веков.

Зодчие, творившие в эпоху Возрождения, демонстрировали потенциальным клиентам свои выполненные работы, а также наброски будущих архитекторских проектов в специальной папке, которой дали название «портфолио». Документы, которые можно было увидеть в такой папке, помогали сформировать представление об уровне профессионализма кандидата-архитектора. Сегодня понятие «портфолио» начали часто применять в финансовой сфере, чтобы обозначить экономическое состояние предприятия или частных владельцев, наличие ценных бумаг и их стоимость. Если говорить в общем, то портфолио способно дать специалистам представление обо всех достижениях предприятия или фирмы. Традиционно используют слово «портфолио» фотохудожники и фотомодели, чтобы обозначить альбом с готовыми работами.

В обычной жизни «портфолио» может обозначать:

  • Своеобразную визитную карточку частного лица или организации (информацию о них, важные сведения);
  • Досье – перечень документов, собрание образцов выполненных работ, фотоматериалов, позволяющих узнать о предлагаемых услугах и возможностях исполнителя;
  • Портфель результатов учебной, а также профессиональной деятельности человека.

Стефановская Т.А. рассматривает технологию «Портфолио» как организацию педагогического процесса, как совокупность действий, способствующих возникновению и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса, а также организацию педагогического процесса в соответствии с определенной теоретической парадигмой.

Селевко Г.К. определяет технологию «Портфолио» как систему функционирования всех составляющих компонентов педагогического процесса, базирующуюся на научной основе, запрограммированную во времени и пространстве и способствующую достижению намеченных результатов.

Мейер Д. дает такое определение: технология «Портфолио» - это целенаправленный продукт и коллекция работ обучающихся, демонстрирующая их усилия, прогресс, достижения в одной или более предметных областях различной направленности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что термин «портфолио» используется достаточно широко, во многих сферах деятельности человека и имеет большое количество определений и характеристик. Вместе с тем, общепринятой трактовки данного понятия пока не существует.

Педагогические идеи по созданию и применению портфолио в образовательном процессе.

Впервые мысль о создании и применении портфолио в образовательном процессе зародилась в середине 80-х годов в США. После того, как она стала популярна в Соединенных Штатах и Канаде, эту идею стали перенимать и воплощать в жизнь в Японии и Европе.

Еще в начале XXI века идея о применении портфолио в области образования широко распространяется и начинает активно применяться в России. В недавнем прошлом в российском образовании портфолио понималось как результат деятельности ребенка или молодого человека по завершении определенной образовательной ступени, а кроме того, как уровень подготовки педагога к его будущей профессиональной деятельности, собранный в специальном «портфеле» или «папке специалиста».

Отечественные специалисты по-разному подходят к определению понятия «портфолио», что отражено в педагогической литературе.

Федотова Е.Е., Новикова Т.Г. и Прутченкова А.С. понимают понятие «портфолио» как «учебный портфель», в котором целенаправленно собраны работы обучающихся. По ним можно судить об усилиях ребенка в учебной деятельности, его потенциале, развитии и уровне достижений в одной или нескольких предметных областях знаний в соответствии с учебным планом.

Иными словами, «портфолио» – это отчет или портфель успехов, при помощи которого специалисты могут зафиксировать, накопить и оценить индивидуальные достижения обучающегося в определенный период его обучения при конкретных условиях.

На современном этапе российское образование понимает этот термин как «папку индивидуальных достижений ребенка или учителя».

Педагогическая идея портфолио подразумевает:

  • переключение внимания с недочетов и пробелов в уровне знаний и умений обучающихся, на определенные успехи ребенка в усвоении конкретной темы, раздела или учебного предмета;
  • объединение качественных и количественных оценок деятельности;
  • преобладающая роль самостоятельной оценки над внешней оценкой успешности ребенка.

Образовательная технология «Портфолио» и варианты ее применения в образовательном процессе

Технология «Портфолио» - позволяет точно зафиксировать, накопить и грамотно оценить личные образовательные результаты ребенка за отдельно взятый период его обучения. Портфолио помогает педагогу учесть результаты и достижения обчающегося во всевозможных видах его деятельности: учебной и творческой, коммуникативной и социальной. Портфолио, таким образом, является чем-то большим, чем просто собрание ученических работ. Оно включает в себя специальным образом организованную подборку материалов и иных документов, которая позволяет увидеть усилия ребенка и конкретные результаты, достигнутые обучающимся в различных предметных областях.

Именно такой подход дает возможность рассматривать «Портфолио» как педагогическую технологию.

Технология «Портфолио» помогает успешно решить следующие задачи, стоящие перед образовательным учреждением и педагогом:

  • Поддержание у обучающихся высокого уровня мотивации в образовательном процессе.
  • Формирование у детей навыков продуктивной учебной деятельности – от постановки целей, планирования и организации процесса освоения предметной области знаний, до самостоятельного оценивания результатов.
  • Поощрение активности и самостоятельности обучающихся, расширение возможности образования и самообразования.
  • Развитие способностей к оцениванию собственной деятельности у обучающихся, формирование адекватной самооценки.
  • Содействие индивидуализации образования.
  • Определение качественных и количественных личных достижений ребенка.
  • Максимально возможное развитие мыслительных функций и творческих способности детей, реализация их познавательных интересов
  • Создание предпосылок и возможности для продуктивной социализации воспитанников.

Сегодня технология «Портфолио» достаточно широко и успешно применяется в образовательном процессе, как в отечественных, так и в зарубежных образовательных учреждениях, поскольку позволяет ориентироваться на достижение результата.

При помощи данной технологии можно эффективно отследить степень формирования у обучающегося или педагога ключевых компетенций и умений, характеризующих их как человека XXI века.

Классификация портфолио: обязательные структурные элементы, типы и виды портфолио

В современном образовании существует множество подходов к созданию портфолио, как основного критерия оценки качества и успешности в образовательной деятельности. Поэтому опытные педагоги, стремясь расширить диапазон возможностей применения технологии «Портфолио», дают рекомендации не только относительно содержания, но и относительно структуры и особенностей защиты портфолио.

Как любая другая технология, технология «Портфолио» характеризуется наличием специфической связи ее главных структурных компонентов: целевого и содержательного, организационного и экспертно-оценочного. Эти отдельные элементы и образуют, в конечном итоге, целостную систему.

Именно поэтому, рассматривать данную технологию можно только комплексно, в тесной взаимосвязи с каждым из указанных выше компонентов. Кроме того, необходимо учитывать тип, вид, цель и результат будущего портфолио, ведь соотношение цели и результата дают возможность увидеть реальную, целостную картину при оценке качества образования ребенка, учителя, а также всего образовательного учреждения в целом.

Большое разнообразие видов портфолио диктуется несколькими факторами, определяющими необходимость его создания. К ним относят:

  • цель создания самого портфолио;
  • возраст исполнителей и участников, которым предстоит его создать;
  • тип образовательного учреждения, которое представляет обществу свой результат предметного и/или профессионального образования.

Одним из факторов, определяющих успешное создание портфолио, является разработка индивидуальной программы деятельности его составителя, с определением конкретных этапов и графика их реализации. В зависимости от целей она может быть: практической или стратегической. Во временном отношении – долгосрочной или краткосрочной.

Типы и виды портфолио:

  • в зависимости от ведущего субъекта образования: портфолио обучающегося (воспитанника), педагога или семьи;
  • в зависимости от вида деятельности данного субъекта:
  • в зависимости от главных целей обучения:

портфолио обучающегося или воспитанника с определенной профильной направленностью;

портфолио учителя, преподающего отдельный предмет;

портфолио классного руководителя;

портфолио педагога дополнительного образования;

портфолио педагога-организатора;

портфолио социального педагога;

портфолио методиста,

портфолио специалиста-исследователя;

портфолио по работе учителя с одаренными детьми.

портфолио, содержащее документы;

портфолио, фиксирующее достижения;

портфолио-рефлексия;

портфолио, направленные на достижение конкретной цели (проблемно-исследовательское, портфолио-антология, презентация.)

После того, как определена цель создания портфолио, необходимо решить каковы будут его основные и специфические компоненты, как будет организован процесс его оценки, каким образом оно будет оформлено, как будет выглядеть обсуждение результатов.

Очевидно, что структура портфолио обязана быть логичной, содержательной, целесообразной, включать в себя несколько разделов, и при этом оставаться простой для восприятия и осознания достижений субъекта любого возраста. Портфолио обязательно должно включать в себя четыре важных компонента:

  • Сопроводительная записка автора портфолио с определением цели, предназначения и краткого описания данного документа.
  • Содержание портфолио с перечнем его основных структурных элементов.
  • Анализ предполагаемой деятельности и прогноз (или план) на будущее. Это необходимо для определенной упорядоченности портфолио и удобства при пользовании всеми заинтересованными лицами: учителями, родителями, другими обучающимися, администрацией образовательного учреждения и другими людьми.
  • Образцы результатов деятельности обучающегося. В портфолио могут быть включены различные категории и наименования продуктов учебно-познавательной и воспитательной деятельности:
  • работы, выполненные обучающимся (классные, самостоятельные и домашние, а также творческие работы);
  • необычные решения или результаты выполнения сложных занимательных учебных задач по конкретной теме (выбранные обучающимся);
  • выполнение заданий самостоятельно за пределами учебной программы;
  • рефераты различной сложности и тематики;
  • наглядные пособия, выполненные в рамках отдельной предметной области;
  • небольшие эссе или размышления о прочитанных литературных произведениях по заданной учителем теме;
  • дневник личностного становления ребенка;
  • задания, составленные самим обучающимся в отдельной предметной области;
  • фотоматериалы, собранные в процессе деятельности по изучению отдельной темы;
  • описание проведенных небольших экспериментов и лабораторных работ;
  • аудио и видеоматериалы с докладами обучающегося;
  • работы, имеющие межпредметные связи со смежными дисциплинами;
  • дипломы и награды, благодарственные письма за участие и победу в творческих конкурсах, спортивных соревнованиях.

Возможности использования портфолио могут быть самыми разнообразными и широкими по назначению:

  • Портфолио может выступать как инструмент для обсуждения результатов учебной деятельности и индивидуального развития ребенка.
  • Портфолио помогает определить будущий предметный профиль обучения, рекомендуемый к выбору для данного ученика.
  • Может выступать как документ, индивидуальная карта ребенка, в которой отражено его развитие, конкретные виды деятельности и достигнутые результаты.
  • Оно является показателем собственных изменений для автора, основанием для рефлексивного анализа.
  • Выступает как сравнительная характеристика в процессе установления связи предыдущих и новых знаний.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что в условиях современной экономической ситуации, которая диктует рынку труда иные требования по отношению к человеку, его профессиональным качествам и характеристикам, качественно меняется содержание профессиональной деятельности. Приоритетными морально-психологическими качествами успешного работника становятся инициативность и самостоятельность, креативность, способность к сотрудничеству, высокая мотивация к повышению квалификации и карьерному росту. Именно они обеспечивают мобильность и конкурентоспособность работника. Технология «Портфолио» выступает в данных условиях как эффективный инструмент для оценки успешности, позволяющий создать целостную картину сформированности личности как успешного специалиста, делового человека и компетентного работника.

Список литературы:

  1. Мишакина Т. Л., Шестырёва Н. П., Андрюхина И. Н. Портфолио учащегося средней школы. – М.: Ювента, 2012. – 64 с.
  2. Реализация Нового образовательного стандарта: потенциалсистемы Л. В. Занкова / А. Г. Ванцян, Н. В. Нечаева, Е. Н. Петрова, А. Ю. Плотникова, С. Г. Яковлева. – 2-е изд., перераб. – Самара: Учебная литература: Фёдоров, 2011. – 224 с. – (Занковское пространство).
  3. Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова / Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: Фёдоров, 2011. – 224с.
  4. Беглова Т. В., Битянова М. Р.,Меркулова Т. В., Теплицкая А. Г. Методические рекомендации к программе «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе. – Самара: Учебная литература: Фёдоров, 2011. – 64 с.
  5. Сизова Р. И., Селимова Р. Ф. Учусь создавать проект: методическое пособие для 3 класса. – М.: РОСТ, 2013. – 117 с. – ( Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект).
25.10.2018